Главная страница

История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы


Скачать 2.91 Mb.
НазваниеВопросы по Истории социальной работы
АнкорИстория социальной работы
Дата15.02.2022
Размер2.91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEkzamen_po_istorii_srb.docx
ТипДокументы
#362898
страница13 из 52
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   52

23.Средневековая европейская парадигма помощи и поддержки


После легализации христианства начиная с VI в. монастыри разрастаются по всей территории Европы. Уставы монастырей, где труд и помощь ближнему являются основой монашеской жизни, заставляют их селиться в сельской местности. Развитая система натурального хозяйства, пожертвования частных лиц позволяют монахам оказывать помощь и поддержку всем нуждающимся.

С XI в., в связи с развитием феодализма, большинство населения переходит под политическую, экономическую власть феодала, кото­рый защищает своих поданных от таких явлений как безработица, болезни, старость.

Институтами помощи и поддержки в период Сред­них веков являлись госпитали (больница, странноприимный дом). Первые госпитали по­являются при монастырях, а позднее — в городах, под присмотром муниципальных властей. Так постепенно конфессиональное милосердие заменяется светским. К середине четырнадцатого столетия в Европе насчи­тываются тысячи таких учреждений, в которых раз­мещается от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

В период раннего Средневековья материальная помощь распределялась Церковью через систему при­ходов или епархий. Епископ каждой епархии осуще­ствлял помощь бедным в пределах своей юрисдикции. В «высокое» Средневековье к этой деятельности под­ключаются светские власти, которые либо заменяют, либо совместно осуществляют патронат над нуждаю­щимися.

В главных европейских государ­ствах — Германии, Франции и Анг­лии — наиболее полной всесторон­не отразились тенденции средневе­ковой системы помощи и поддержки. Несмотря на то, что каждое государ­ство имело свое социально-истори­ческое своеобразие, все же можно выделить, в каждой средневековой системе поддержки определенные стадии развития: от церковной помо­щи под контролем королевской вла­сти к помощи орденов и монастырей, которую сменяет система взаимопо­мощи городских общин и, наконец, на этапе оформления профессионального нищенства в конце XVI подключение к данной деятельности государства. Однако рассмотрение гене­зиса средневековой модели помощи и поддержки следует начать с деянием Карла Великого, внедрившего Каролингскую систему попечения в период развития Франкского государства. Каролингская система попе­чения явилась архетипом, давшим корни средневеко­вой системе помощи нуждающимся.

24.Отечественная и европейская парадигма помощи: сущность и различие.


Понятие «парадигма помощи» — устойчивая модель помощи, которая соответствует уровню развития данного общества, его культуре в тот или иной исторический период. Для парадигмы помощи характерны: доктрина помощи, организационные формы, субъекты помощи в их культурно-исторической индивидуальности, объекты помощи.

Особенности становления социальной работы позволяют ее различным образом интерпретировать, выделяя из различных форм общественных исто рических практик. Именно этому были подчинены подходы отечественных и зарубежных исследователей на этапе поиска специфики периодизации социальной работы.

Парадигмальный подход как один из подходов к периодизации и описанию социальной работы, имея много ограничений, дает тем не менее возможность выделить главные, системные способы описания, позволяющие осмыслить своеобразие социальной работы в данное историческое время.

Отечественная и европейская парадигмы помощи: сущность и различия:

1. В западной модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства, мысли и потребности человека есть высшая ценность. К. Поппер, размышляя о синтезе индивидуализма и альтруизма в западной цивилизации, писал: «Этот объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации. Это — ядро христианства («возлюби ближнего своего», — сказано в Священном Писании, а не «возлюби род свой»), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс».

В основе философии помощи отечественной модели лежат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинности, коллективизму, к этической, нравственной идее народности, как идее истинности и справедливости. Не случайно отсюда наибольшее развитие получают общественные, общинные формы помощи не только в дореволюционной, но и постреволюционной России. Индивидуальность проявляется через массовость, а коллективность становится базовым принципом помощи. В этом видятся специфические социогенетические корни отечественной модели помощи и милосердия.

2. В основе философской доктрины помощи и в отечественной, и в западной модели лежали принципы и идеи христианства.

В западной модели процесс помощи рефлексируется как «преображение», которое «предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к «воскресению» и «возрождению» и превращало нарушителя в достойного члена общины».

В западной модели помощи участие в судьбе человека принимали различные конфессии. Антагонизм вероисповеданий привнес в модель помощи эгалитарные тенденции личностной свободы.

Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. В отличие от западной церкви, с ее различными течениями и ответвлениями, Русская православная церковь в течение тысячелетия «единолично» формировала национальное сознание и менталитет, национальный духовный опыт. Философия «призрения» становится на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи.

3. Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции. Сходные тенденции наблюдаются и в России. Но если в западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер (т.е. для западной модели характерен эволюционный путь развития), то в России — дискретный (прерывный характер).

4. Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе политических, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Прежде всего психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техника групповой и психотерапевтической работы легла в основу ее методики.

Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием иных факторов. Два ее направления — социальное обеспечение и социальная работа, как и в западной модели помощи, предстают в своем единстве. Дальнейшая флуктуация данного процесса в России осуществлялась не по линии дифференциации и автономизации этих процессов, а в преобладании социального обеспечения над социальной работой. Социальная работа по своей сути была сведена к организации свободного времени детей и подростков и приобрела форму муниципальной педагогики.

Другая особенность понятийного поля социальной работы в России заключается в том, что общественное призрение как историческая практика помощи включало в себя просвещение, образование, медицину, политику. Оно выступало объединяющей парадигмой, где нашли свое развитие все вышеуказанные процессы. Отсюда мы наблюдаем разорванность «понятийного сознания», когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.

5. Отечественная модель помощи развивалась в течение нескольких столетий в тесном контакте с западной моделью.

Институционализация зарубежной модели практики социальной работы. Зарубежные модели социальной помощи имеют свои особенности в зависимости от социокультурной среды. Однако можно наметить определенные тенденции в формировании помощи и поддержки.

Модель 1. Филантропическая помощь. Данная модель развивается в период Античности. Для нее характерно наличие помощи и поддержки свободным гражданам, развитие гражданских традиций в городах- полисах. К этим традициям можно отнести: бесплатную раздачу зерна, вина, реже — денежные выплаты.

Модель 2. Общественная благотворительность. Эта модель развития помощи и поддержки связана с деятельностью Церкви и развитием местного самоуправления в городах, формированием государственных законов, регламентирующих помощь различным сословиям.

Модель 3. Социальное обеспечение. В данный период происходит разрушение церковно-монастырской системы благотворительности. Оформляются системы государственных превентивных мер в деле локализации профессионального нищенства: законы, налоги, полицейские мероприятия, система образования и воспитания.

Начинают оформляться первые школы профессиональной подготовки добровольных благотворителей. Складываются территориальные модели локализации социальных патологий, такие как Эльберфельдская система в Германии, оформляется закрытая (в специальных учреждениях) и открытая (помощь на дому) системы помощи в Англии. Государство начинает мероприятия по локализации проблем нищенства проводя мероприятия по страхованию.

Модель 4. Социальные службы. В данный период организуется сеть профессиональных заведений, которые охватывают все мировое пространство. Сегодня имеются не только национальные школы социальной работы, но и национальные модели помощи и защиты.

Отечественные модели практики социальной работы. Отечественные модели практики социальной работы возможно рассмотреть в контексте идеологических концептов «общественного благосостояния», которые вырабатывались в течение нескольких столетий. В историческом плане оно было связано с возможным в данных условиях справедливым распределением и перераспределением материальных и духовных благ, с практикой поддержки нуждающихся, особенностями способа производства, а также с историческими институтами власти и «общественным мнением».

Модель 1. Княжеское и церковно-монастырское попечение. Для данной модели характерна опека определенных слоев населения, которое законодательно берется под княжеский и церковный патронат. В эту клиентелу входили не только люди Церкви, но и изгои, а также вдовы и старики. Основной задачей попечения являлось «питание», т. е. сохранение образа жизни подопечного. Церкви и монастыри предпринимают первые шаги в организации институтов поддержки, таких как больницы, богадельни, а также закладывают основы медицинской помощи и просветительской деятельности.

Модель 2. Государственно-законодательное регламентирование. В связи с формированием государственности важнейшим атрибутом общественных отношений становятся принципы «мира и спокойствия» и «благочиния». Согласно новым идеологическим концептам власти стремятся проводить политику, направленную на регламентирование деятельности монастырей, ограничений распространения профессионального нищенства, предпринимают первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями.

Секуляризация монастырских хозяйств была связана не только с формированием абсолютизации власти, но и со средневековой урбанизацией, когда городам были необходимы определенные слои населения, обеспечивающие их процветание. Власти стремятся через законодательные меры инициировать деятельность церкви на благотворение нищих, убогих, людей церкви, возложив на данный институт распределение социальной помощи нуждающимся. Государство берет под контроль деятельность богаделен, проживание в них больных и нищих.

Растет роль государства в деле борьбы с голодом. С этими целями организуются приказы, так Житный приказ ведал житными дворами, где хранился запас зерна на случай голода. Издается ряд законов, регламентирующих действие местных властей, церкви, феодалов и «скудных людей» в период голода. В частности, предусматривались введение государственной монополии на цены, раздача хлеба в долг, право перехода от феодала в другие земли.

Под государственный контроль берутся мероприятия по выкупу из неволи пленных, казна собирает определенный налог, делаются первые шаги по поддержке вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на службе.

Модель 3. Общественное призрение. Модель общественного призрения содержит в себе механизмы государственных законодательных регламентаций, частных и общественных инициатив. Для данной модели характерно осуществление территориальных подходов к помощи и поддержке нуждающихся, формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному минимуму институтов помощи. Для нее характерен территориальный принцип финансирования и распределения средств на основе представительского участия различных слоев населения.

Модель 4. Общественно-территориальное распределение. Для данной модели характерно сочетание архаических форм поддержки, таких как общинная и приходская система вспомоществования, наличие приказной системы. В то же время наблюдаются новые виды поддержки: земская, городская, оформляются тенденции социального страхования и пенсионного обеспечения. Дальнейшее развитие получают благотворительные общества, они оказывают не только сословную поддержку, но и решают достаточно большой спектр проблем от поисков механизмов борьбы с безработицей до воспитания малолетних преступников, от борьбы с социальными болезнями до создания системы искусственного вскармливания младенцев. Неразвитая налоговая система, отсутствие государственного финансирования, децентрализация социальных акций в проведении мероприятий в области социальной политики — характерные черты данной модели.

Модель 5. Социальное обеспечение. Модель социального обеспечения — модель государственного патернализма, где приоритеты в системе социальной политики отдаются трудящемуся населению. В основе — социалистическое перераспределение, на первых порах был осуществлен классовый подход в распределении, страховании и пенсионном обеспечении. Борьба с частной собственностью на средства производства приводит к тому, что основным субъектом поддержки при всех случаях социального риска становится государство.

Однако переход к всеобщей пенсионной реформе в 60-е годы, оформление всеобщего социального обслуживания, с развитием различных типов пособий для инвалидов и малообеспеченных семей, вынуждает государство подключать к данной деятельности предприятия, которые брали на себя проблемы обеспечения жильем, охраны здоровья, содержания социальной инфраструктуры.

Система государственного патернализма исключала различные формы благотворительности. Монополизация и централизация системы социального обеспечения приводили к медленному реагированию на решение общественных проблем, порождали различные формы социального иждивенчества, а пособия и система социальных услуг характеризовались крайне низким уровнем обеспечения.

Модель 6. Переходный период. Модель переходного периода осуществляется в ситуации пере структурирования социальных, политических и экономических связей и отношений.

Особенностью концепции государственной социальной политики в 90-е годы является ее направленность на «стабилизацию уровня жизни граждан», тогда как в предшествующие годы она строилась на распределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления.

Таким образом, отечественная и европейская парадигма помощи, развивалась в своем направлении, но несмотря на это, имеет общие элементы, которые происходят из-за непосредственного развития и совершенствование всего мира в общем. Важно понимать и отличать развития и парадигмы помощи отечественной и европейской социальной работы.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   52


написать администратору сайта