Главная страница

История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы


Скачать 2.91 Mb.
НазваниеВопросы по Истории социальной работы
АнкорИстория социальной работы
Дата15.02.2022
Размер2.91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEkzamen_po_istorii_srb.docx
ТипДокументы
#362898
страница21 из 52
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   52

36.Византийская модель помощи и поддержки к. V—X вв.


Между тем история Византийской империи сохранила многочисленные свидетельства существования системы помощи и поддержки, среди которых особое внимание привлекают сведения, относящиеся к V–X вв., когда закладывается византийская модель помощи, оказавшая влияние на Древнюю Русь и Московское государство.

Система управления помощью и поддержкой

Государство. Императоры в зависимости от экономической и политической ситуации ежегодно выделяли средства на строительство и содержание больниц, богаделен, сиротских домов, приютов и лепрозориев. Для контроля за финансированием филантропических заведений в системе государственного управления, в отделении финансов, была учреждена специальная должность эконома благотворительных заведений. В его подчинении находился аппарат чиновников, состоявший из протонотария и нотария, а также кураторов, попечителей дворца и областей.

Церковь. В Византийской империи наряду с государственным существовал церковный аппарат управления филантропической деятельностью. В Константинопольской патриархии была учреждена выборная должность канстрезиоса для выполнения функций контролера за пожертвованиями от частных лиц, императорской семьи, государства. Другой церковный чиновник, нумадот, осуществлял раздачу денег нищим, а также чиновникам.

Идеологема помощи

В Византийской империи филантропия осмыслялась не только как философская и теологическая абстракция, характерная для традиции античного познания. Филантропия возводилась в политический принцип, подразумевавший поддержку социально уязвимых слоев населения, а также институализацию ее формы путем создания различных учреждений. По этим характеристикам филантропия в период Византийской империи отличалась от филантропии Древней Греции, под которой понимали любовь к божеству, к человеку, которую рассматривали как особую форму гостеприимства, направленную на поддержку сирот, пожилых и немощных.

В византийской концепции государственности филантропия утверждалась как важнейший признак власти. Эллинистическая традиция классической Греции, идущая от Сократа, Платона и Аристотеля, и идеология христианского мира сформировали византийскую государственную доктрину филантропии.

Субъект помощи

Государство. Государственная помощь со стороны императора и императорской семьи могла быть:

• экстраординарной – при землетрясениях, пожарах, массовом голоде, холодных зимах, выкупе пленных, проведении торжеств по случаю коронации, побед и т.д.;

• постоянной – при организации благотворительных учреждений (больницы, сиротские дома, богадельни, приюты, лепрозории), проведении традиционных праздников с раздачей денег из казны (народу и сенату), даров церкви.

• Государство имело штат чиновников, которые следили за содержанием благотворительных учреждений и их финансированием из казны.

Церковь. Филантропическая деятельность церкви, служение которой рассматривалась как государственная служба, управлялась через аппарат патриарха, которого выбирал император. Позднее к благотворительности подключились монастыри; они имели в качестве утвержденных строений больницы и странноприимницы, где работали монастырские врачи, оказывающие медицинскую и материальную помощь.

Частные лица. Филантропы, как правило, состоятельные частные лица, строили больницы, монастыри, церкви, приюты для детей и стариков. Такая деятельность поощрялась государством за счет предоставления льгот в виде снижения налогов.

Объект помощи

Бедные. В Византии бедные и нищие относились к разным слоям населения. Бедность вписывалась в идеологемы христианского государства и не считалась общественным позором, была «легализована» государством. В социальной структуре общества бедным был тот, кто имел определенную собственность, достаточную, чтобы избежать голода. Бедные обладали правом голоса на политических собраниях, им позволялось иметь по рабу, а в некоторых случаях и по нескольку рабов. Очень часто «демос» и «бедный» использовались в качестве синонимичных понятий, особенно в политических контекстах. Государство большую часть своих усилий направляло на помощь и поддержку бедным. Однако власть не поощряла «праздной бедности», когда население, имеющее возможность самостоятельно решать свои проблемы, стремилось перенести их на государственные службы.

Институты помощи и система финансирования

ГОСУДАРСТВО

Праздничная филантропия. Следуя традициям Римской империи, византийские императоры, чтобы получить расположение народа, несли большие расходы на всенародные праздники, которые проводились не только по случаю коронации, рождения, побед, но и постоянно – в Рождество, на Пасху и др. В праздниках, сопровождавшихся пиршествами и зрелищами, принимали участие патриарх, духовенство, высшие чиновники и политические деятели, а также беднейшие слои населения. Традиционно на ипподроме устраивались массовые зрелища для народа – скачки, борцовские бои или спектакли с дикими зверями, на которых одновременно могло быть свыше 24 тыс. зрителей.

Выплаты народу. Византийские императоры осуществляли регулярные выплаты народу, сенату и войскам либо «прощали» населению недоимки налогов. Так, Марциан (450–457 гг.), придя к власти, не стал взимать с населения недоимки налогов за десять лет, а сенаторов и вовсе освободил от налога на собственность. Константин Багрянородный (913–959 гг.) пожаловал церкви и двору 144 000 золотых номисм, гарнизону и чиновникам – 1000 милисариев. Юстиниан II (685–695 гг. и с 705 по 711 г.) в один год раздал народу, армии, врачам и адвокатам 518 400 номисм, а Алексей III в XI в. выплатил солдатам все деньги, собранные для похода против болгарских валахов. В XIII в. Михаил VIII пожертвовал из казны 4 320 000 номисм, а Никифор Вотиат раздал столько денег безработным и нищим в столице, что они, по словам современника, стали богачами.

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Наряду с государством масштабную филантропическую помощь оказывала Византийская церковь. Церковные служители инициировали строительство больниц и приютов для бедных, сиротских домов.

Как филантропическое учреждение больница, по мнению исследователей, появилась в IV в. благодаря Василию Великому, епископу Каппадокии. Больница выполняли функции лечения и призрения бедных. По инициативе Василия Великого создается целый комплекс помощи и поддержки для нуждающихся.
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   52


написать администратору сайта