Главная страница

История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы


Скачать 2.91 Mb.
НазваниеВопросы по Истории социальной работы
АнкорИстория социальной работы
Дата15.02.2022
Размер2.91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEkzamen_po_istorii_srb.docx
ТипДокументы
#362898
страница19 из 52
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   52

34.Социальные изгои в античном мире и борьба с ними


Социальные изгои - Социальная группа, в отношении которой общество, власть или отдельные группы применяют санкции,

так как их поведение или образ жизни не является нормативным и не соответствует общественным

или правовым представлениям

ФилантропиявДревнейГрециивэгейский

период и во времена Гомера (XII–VIII вв. до н.э.)

Социальные изгои

К социальным изгоям, судя по тексту Гомеровых поэм, относились рабы, нищие, странники.

Институт рабства в данный период формировался в основном за счет многочисленных войн. Возможно, существовала определенная традиция обращать пленных в рабство. Женщины и дети как самые слабые и беззащитные чаще других попадали в рабство. Рабыни, искусные в рукоделиях, имели большую ценность. Исследования А. Валлона показывают, что в «Илиаде» молодая девушка была куплена Лаэртом за 20 быков, а сын Приама — за 100. Выкуп же из рабства стоил значительно дороже.

Детей менее знатных родителей использовали в хозяйстве, возможно, они воспитывались «пастухами», которые в дальнейшем могли подняться по социальной лестнице — стать надсмотрщиками за пастухами и стадами. Такова история свинопаса Евмея. О его определенном «социальном статусе» говорит тот факт, что он мог уже сам покупать рабов, причем на свои средства.

Тем не менее, даже если между рабами и существовала какая-либо

иерархия, власть господина над ними была беспредельной. И за проступки, особенно за оскорбление хозяина, рабы карались достаточно жестоко.

Не рожденные в данном обществе рабы не имели прав на личностное существование, и только преданность своему господину была залогом их сносного существования не только в настоящем, но и в будущем.

Рабами могли стать и свободные граждане. Одни за долги (долговое рабство), другие продавались родителями в детском возрасте, когда наступал голод. Как мы увидим дальше, долговое рабство де-юре среди свободных граждан будет отменено в Афинах только в 594 г. до н.э.

Нищие, как мы выяснили, могли быть общинными, принадлежащими полису, и странниками, чужими.

Нищие составляли особый социальный пласт людей со своей эти- кой, шедшей в разрез с этикой городского поселения или трудовой корпорации:

Жадный в еде и в питье, ни к какой не способный работе,

Всякой силы лишенный — земли бесполезное бремя!

Нищие могли выжить только в условиях города, именно там они

имели возможность побираться.

Система прошения подаяния не изменилась со времен Гомера, нищий с протянутой рукой обращался за помощью к каждому индивидуально.

Странники. Во времена Гомера странники —это гости, к которым применяются определенные этические нормы и в отношении которых выполняются закрепленные в греческом обществе ритуалы.

Филантропия в Древней Спарте времен

Ликурга (IX—VIII вв. до н.э.)

Социальные изгои

Илоты (в пер. с древнегреч. — взятый, завоеванный) представляли собой государственных рабов, обслуживавших интересы спартанцев. Вместе с иноземными рабами они выполняли работы по охране стад, возделыванию земли, прислуживали в семьях спартанцев, обслуживали интересы общины. Илоты были собственностью государства, и спартанцы не могли их отпускать на волю, продавать. Илоты должны были платить натуральный оброк государству в объеме, необходимом для того, чтобы спартанец мог содержать свою семью, заниматься военными упражнениями и вести праздный образ жизни.

Гипомейоны. Ими становились спартиаты, которые не могли платить взнос на сисситии, тем самым они теряли право гражданства и переходили «в пониженное достоинство». Одну из причин расслоения спартиатов отметил еще Аристотель: «Плохо обстоит дело в Спарте и с государственными финансами: когда государству приходится вести большие войны, его казна оказывается пустою, и взносы в нее поступают туго. А так как большая часть земельной собственности сосредоточена в руках спартиатов, то они и не контролируют друг у друга налогов [подлежащих уплате]. И в данном случае получился результат, противоположный той пользе, какую имел в виду законодатель: государство он сделал бедным денежными средствами, в частных же лицах развил корыстолюбие».

Филантропия в Древних Афинах

ФИЛАНТРОПИЯ ВРЕМЕН СОЛОНА (между 640/635 гг. — ок. 559 г. до н.э.)

Социальные изгои

Рабы. Благодаря реформам Солона, позволившим отменить долговое рабство, отношение к рабам стало более мягким, хотя для них сохранялось большое количество запретов. С развитием ремесел места свободных граждан начинают заполнять рабы. Тем не менее прикрепление к ремеслам зависело от воли хозяина раба, если раб был строптив, его могли отправить на рудники или в каменоломни. Однако рабам позволялось принимать участие в праздниках и в соответствии с новым законом создавать семьи.

ФИЛАНТРОПИЯ ВРЕМЕН ПЕРИКЛА (444/443 гг. — 429 г. до н.э.)

Социальные изгои

Рабы. В период правления Перикла рабы становятся собственностью государства, они работают не только на своего хозяина, но и привлекаются к работам по благоустройству города, а также в определенных пропорциях к различным строительным работам. Рабы могли служить на флоте, где их содержание оплачивали триерархи, вместе со снаряжением для судна.

Заметно улучшается правовое положение рабов. Так, беглый раб до решения суда мог искать убежище и защиту в одном из храмов — Тесея, Эвменеид или Эрехтейона, где ему гарантировалась жизнь.

Паразиты. Во времена Перикла особенно интенсивно ведется борьба с «праздными». В обществе, несмотря на созданные условия для реализации трудовых возможностей граждан, тем не менее существовала большая прослойка свободного населения, для которых труд был неприемлем. Одни из них не хотели служить на флоте, другие не желали трудиться на земле или приобщаться к ремеслам. Праздности помимо субъективных способствовали и объективные факторы, например многодневные праздники с ежедневной раздачей денег, проходившие к тому же круглый год, со своей системой выплат и дотаций в каждый период года. Праздный слой населения, привыкший кподачкам, был опасен, поэтому Перикл, по свидетельству Плутарха, высылал «праздную чернь» из Афин, ежегодно снаряжая для этих целей 60 триер. Основываясь на описаниях Фукидида, исследователем Г. Декльбрюком сделан вывод, что только в 431 г. до н.э. из Афин на 70 кораблях было вывезено 7000 человек.

Практика общественного и государственного патернализма в период республиканского Рима (509—30 гг. до н.э.)

Социальные изгои

Рабы. Институт рабов складывался в древнейший период и первоначально нес в себе функции института обмена. Сохраняя жизнь рабу, его владелец имел возможность сохранить собственную жизнь, если ситуация изменится. Однако постепенно, с развитием и укрепления Рима, рабство становится основной формой производительного труда.

Рабами могли стать как военнопленные, захваченные в период ведения военных действий, так и свободные граждане Рима на основе постановлений магистрата. В соответствии с римским правом продажа в рабство допускалась, если гражданин совершил один из следующих проступков: дезертирство, уклонение от ценза, воровство, неуплату долга кредитору или был приговорен к изгнанию.

Нищие и бедные. В Риме существовала практика насильственного отселения, которая была характерна для Греции. Так, согласно Плутарху, сенат поддерживает инициативу Ливия о высылке 3000 неимущих граждан в 12 колоний. Возможно, это была превентивная мера против массовых выступлений.

Вольноотпущенники. В республиканском Риме вольноотпущенниками считались рабы, отпущенные на свободу. Они получали родовое имя бывшего господина и по законодательству становились римскими гражданами. Однако они не могли служить в армии, иметь представительские функции и быть избранными в государственные органы власти.

Государственная помощь и общественная поддержка в период императорского Рима (30 г. до н.э. — 476 г. н.э.)

Социальные изгои

Рабы и вольноотпущенники. В эпоху империи Рим переживает упадок сельскохозяйственного производства, ремесел, торговли, вызванные кризисом рабовладельческого способа производства. В этих условиях происходит постепенный переход к более эффективной и экономически выгодной форме эксплуатации труда, основой которой стала система вольноотпущенников. При этом получившие свободу рабы по закону были обязаны оказывать своему бывшему патрону «почтительность», завещать ему часть своего имущества, либо треть, либо половину. В случае если вольноотпущенник не проявлял должного уважения к бывшему господину, он мог быть возвращен обратно в рабство.

Таким образом, институт вольноотпущенников являлся своеобразным институтом страхования и поддержки для состоятельных слоев населения, которые стремились найти различные превентивные формы индивидуальной защиты в ситуациях кризиса и нестабильности.

Христиане. В период гонений при императоре Веспасиане (69— 79 гг.) христиане подверглись гонениям: лишались государственных должностей, имущества, их ссылали на рудники, бросали в клетки к хищным зверям. Такова была реакция власти на рост влияния идеологии христианства в обществе.

Паразиты. Светские власти и христианские общины в первые столетия новой эры были едины в своем отношении к профессиональным нищим, паразитам.

В эпоху империи выходит ряд законов и постановлений, запрещающих нищенство. Так, указом 382 г. предписывалось: «...если кто- нибудь будет нищенствовать, то надо выяснить его возраст и состояние здоровья. Те, которые нуждаются в жалости, если они рабы, передаются тому, кто о них заявил, чтобы о них заботился. Если они свободны и здоровые, то они делаются колонами или передаются тому, от кого они сбежали».

Отношение христиан к профессиональным нищим обозначил Апостол Павел. Определяя благотворение как норму христианской жизнедеятельности, он тем не менее выделял истинно нуждающихся и просителей, не желающих работать. «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Апо- стол Павел. 2 Фес. 3:10).

В подходах к нищим выделялся принцип «семейной ответственности», по которому имеющий родственников, но нуждающийся в помощи не получал «пропитания» от церкви.

Колоны являлись беднейшими слоями населения. Прикрепленные к земле, они за натуральный оброк обрабатывали взятые в аренду небольшие участки земли. Как правило, будучи лично свободными, они оставались экономически зависимыми и бесправными. Многочисленные источники свидетельствуют об обращениях колонов к императору в поисках защиты от гнета сборщиков, собиравших непосильные налоги, а также землевладельцев, нещадно их эксплуатирующих.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   52


написать администратору сайта