История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы
Скачать 2.91 Mb.
|
45.Особенности зарождения и развития социальной помощи в Америке.История социальной работы в Америке напрямую связана с великой эпохой географических открытий, в результате которой началась колонизация новых земель европейскими государствами. Все колонисты и миссионеры привносили в будущие США свои традиции и тенденции социальной помощи. Первыми на земли Нового Света как на источник богатств стали претендовать англичане. Первое постоянное английское поселение в Северной Америке было основано в 1607 г. на территории будущей Вирджинии. В 1620 г. у берегов мыса Код высадились 102 странствующих богомольца, бежавших от религиозных преследователей. День их высадки отмечается в США как праздник – День отцов-иилигримов. Условия жизни и труда рабов были невыносимыми. Их жестоко наказывали за любую провинность, лишали жизни за побеги и непослушание. Несмотря на жестокий террор, негры в течение двухсот столетий (до 1863 г.) предприняли порядка 25 восстаний и заговоров. Хотя Конгресс запретил привоз новых рабов из Африки в 1808 г., эта практика существовала как минимум еще полвека. Рабство было отменено во время Гражданской войны в США в 1863 г. прокламацией президента США Авраама Линкольна, что было подтверждено 13-й поправкой к Конституции США, которая была принята в 1865 г. Особенности социальных проблем американских переселенцев во многом предопределили характер законодательных основ социальной помощи. С середины XVII в. наиболее распространенным стало английское право в решении социальных проблем, преемственность была и в мерах помощи, и в мерах пресечения нищеты – главного бедствия колонистов. Политика в отношении бедных была противоречивой: в различных Штатах принимались решения о помощи бедствующим, но в ограниченные сроки (от 2 недель до 2 месяцев), но при этом здоровых переселенцев, просящих милостыню, подвергали телесным наказаниям. В XVIII в. нищета дополнилась эпидемиями, росла смертность мужчин, появилось множество незаконнорожденных детей, увеличивалось бродяжничество. В этот период миссионеры из числа квакеров пытались решать социальные проблемы на основе территориальных англиканских уставов через благотворительную и филантропическую деятельность при очень жестком контроле общественности. В 40-х гг. XIX в. в США усилился приток приверженцев римско-католической церкви (ирландцы, немцы, позднее - итальянцы, поляки). Стали прибывать лютеране из Германии и Скандинавии, иудеи из России, православные греки, русские, армяне и др. В США они жили своими общинами, социальная помощь в них носила закрытый характер и преследовала цель сохранить свою этническую и религиозную самобытность. Извне их обслуживали многие религиозные группы. Именно в этой среде возникло движение "сеттльментов" с конкретными программами "американизации", адаптации иммигрантов к условиям жизни в чужой стране. Сеттльменты формировались из представителей передовой молодежи, выходцев из средне- и мелкобуржуазных слоев. Большинство из них имело образование, было проникнуто идеями о необходимости переустройства общества и жаждало приложить силы к какому-то полезному для общества делу. Впоследствии из их среды вышло несколько социалистов. Трущобы индустриальных центров, населенные главным образом беднейшими представителями рабочего класса – иммигрантами, оказались в поле внимания этой молодежи, селившейся небольшими колониями в рабочих кварталах и пытавшихся сблизиться с их обитателями, личным трудом облегчить жизнь бедняков. Американский историк А. Ф. Дэвис назвал сеттльментов "передовыми отрядами" движения за реформу, т.е. передовыми отрядами прогрессизма. Первый сеттльмент в США под названием Халл-хауз был учрежден в 1889 г. в Чикаго двумя девушками, окончившими колледж и решившими заняться просветительской деятельностью среди бедняков-иммигрантов, в основном из Италии и Ирландии. Инициатором этого начинания была Джейн Аддамс, 29-летняя дочь зажиточного фермера из Иллинойса, завоевавшая впоследствии огромную известность как деятель прогрессивного движения, борец за нрава женщин и автор многих публицистических работ. Важным моментом в вопросах улучшения положения женщин и детей явились выступления американских женщин за избирательные права. С каждым годом возрастало число женщин, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, учебных заведениях. Помимо своих домашних обязанностей по ведению хозяйства и воспитанию детей женщина несла бремя наемной работницы, являясь зачастую кормильцем семьи. Прошло более полувека со дня проведения собрания в 1848 г. в г. Сенека-Фолс (штат Нью- Йорк), на котором группа женщин впервые во весь голос потребовала предоставления им избирательных прав. Женщины назвали свою резолюцию Декларацией чувств. Они требовали права на образование, на равную оплату за труд, имущественное равенство, права на участие в делах церкви и избирательных прав. Получив отказ, женщины объявили об организации женской суфражистской организации во главе с Элизабет К. Стэнтон, 33-летней энергичной участницей аболиционистского движения. Следует помнить, что в рядах аболиционистского движения было много женщин. Именно в борьбе за уничтожение института рабства формировалось политическое сознание американских женщин, воспитывались организационные и ораторские навыки будущих деятельниц суфражизма. К началу XX в. только четыре штата предоставили женщинам избирательные права. И это несмотря на то, что суфражистское движение занимало уже значительное место в общественно-политической жизни страны. Еще в 1860-е гг. сложились две суфражистские организации: Национальная женская суфражистская ассоциация под руководством Э. К. Стэнтон и С. Энтони и Американская женская суфражистская ассоциация во главе с Л. Стоун. Руководители первой полагали, что необходимо добиваться от Конгресса принятия соответствующей поправки федеральной Конституции. Американская же ассоциация выдвигала тактику борьбы женщин в штатах с тем, чтобы завоевать избирательное право женщинам в одном штате за другим. В 1890 г. они слились в одну организацию – Национальную американскую женскую суфражистскую ассоциацию. К 1907 г. только в 20 штатах были приняты законы о 10–12-часовом рабочем дне для женщин, занятых в промышленности, на фермах, в сфере обслуживания (в прачечных, торговых заведениях и т.п.). Лишь в четырех штатах действовали законы, запрещавшие ночной труд женщин. Детский труд широко применялся в США. Дети рабочих, как правило, начинали трудиться с раннего возраста, чтобы помочь семье. Только в 22 штатах удалось провести законы о детском труде. В них предусматривалась выплата из казны штатов небольших пособий вдовам (иногда и незамужним матерям) в размере нескольких долларов в месяц на содержание детей до достижения ими определенного возраста (чаще всего до 14 лет). Все эти мероприятия проводились в штатах при активном сопротивлении со стороны консерваторов. Законопроекты об ограничении труда женщин и детей обсуждались в Конгрессе в 1911, 1913, 1915 и 1917 гг., но были отвергнуты. Среди других наиболее важных событий в истории социальной работы в США можно отметить следующие годы: 1824 – основано бюро помощи индейцам; 1843 – в Нью-Йорке организовано общество улучшения положения бедных; 1863 – образование государственной комиссии по благотворительности: обследование тюрем ночлежек психиатрических лечебниц; 1865 – создание федерального агентства материальной помощи; 1869 – создание общественных благотворительных организаций "Визиты к бедным"; 1870 – состоялась национальная конференция благотворительных сил; 1874 – первый американский конгресс по социальному обеспечению; 1877 – образование Американского общества благотворительности; 1881 – создание американского Красного Креста; 1898 – открыта школа добровольных помощников; 1905 – открытие первых школ социальной работы; 1910 – начало становления социального страхования; 1911 – обоснование Мэри Ричмонд метода индивидуальной работы. В целом развитие социальной помощи в США характеризуется разноплановостью, различными новациями. Это было объективно связано с колониальной историей возникновения США как государства, что обеспечило его многонациональность и многоконфессиональность. В стране отсутствовала прогосударственная религия, регламентирующая систему ценностей и правил благотворения. Поэтому многообразие форм помощи переселенцев из разных стран становилось достоянием всех. |