Главная страница

История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы


Скачать 2.91 Mb.
НазваниеВопросы по Истории социальной работы
АнкорИстория социальной работы
Дата15.02.2022
Размер2.91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEkzamen_po_istorii_srb.docx
ТипДокументы
#362898
страница28 из 52
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   52

46.Сеттльменты в Америке: специфика и направления деятельности


В 1889 году в Чикаго начинает развиваться дви­жение работы в сеттльментах. Деятельность пред­ставителей этого направления, «резидентов сеттль­мента», т. е. постоянно проживающих на данной тер­ритории, отличалась от идеологии деятелей благотворительных организаций, «дружеских визи­теров». Основополагающим принципом их деятель­ности являлась работа, направленная на изменение социальных и экономических условий жизни людей, борьба с бедностью, а не работа над моральным совершенствованием людей. Джейн Аддамс, лидер движения, подчеркивала необходимость совместно­го проживания богатых и бедных, чтобы уменьшить социальный распад и классовые противоречия. Не социальный контроль за действиями вновь прибыв­ших, а ориентация на их потребности, сотрудниче­ство становятся главными доминантами в деятель­ности «резидентов сеттльмента». 

Работники сеттльментов не ограничивались организацией лекций, устройством детских садов и тому подобных мероприятий. Жизнь столкнула их с проблемами рабочего движения. Среди резидентов появлялись женщины-работницы, профсоюзные организаторы. Во время конфликтов рабочих с предпринимателями, когда подопечные сеттльментов бастовали, Дж. Аддамс и другие лидеры сеттльментов стремились свести дело к арбитражу, готовы были быть посредниками, отрицая всякую идею о возможности изменения капиталистического строя.

Движение поселенцев (сеттльментов) выступало за социальные реформы. Основная идея этого движения заключалась в том, что окружающая среда больна, и ее необходимо менять, чтобы покончить с бедностью и несчастьями людей. Работа осуществлялась в американских кварталах, Волонтеры, которые симпатизировали идеям Джейн Адамс и Элен Стар – основательницам этого движения - переселялись в кварталы бедняков и жили по соседству с нуждающимися в помощи людьми. Но, если благотворительные организации занимались изучением условий жизни людей, главным образом тех, кто к ним обращался за помощью, то представители движения сеттльментов занимались, в основном, образовательной деятельностью, приобщая к профессии, и организацией досуга. Наиболее известным был, созданный в 1889 году, дом эмигрантов Халл-Хаус в Чикаго. Он обслуживал людей 19 национальностей, давал жилище работающим девушкам, имел дневные ясли, музей, клуб для мальчиков, небольшой театр. По мнению американских ученых, движение сеттльментов положило начало групповой социальной работе.

Как видим, занимаясь одним делом – оказанием помощи бедным и несчастным людям – благотворительные организации и сеттльменты использовали разные методы работы. Однако, несмотря на различие в деятельности, члены общества благотворительности и движения поселенцев в определенной мере сотрудничали. Например, работники сеттльментов могли выступать в роли дружеских визитеров в программах благотворительных организаций.

47.Влияние идей рационализма на развитие системы социальной помощи в Европе и в Новом Свете».


В числе главных событий в решении социальных вопросов изучаемого периода истории социальной работы за рубежом можно отметить попытки государств решить проблемы преступления (бродяжничества и профессионального нищенства, в первую очередь) и наказания в контексте идей рационализма и признания естественных прав человека.

Развитие идей рационализма повлияло также на судьбу негров и на развитие космополитизма. Более всех в улучшении положения негров, по мнению В. И. Герье, «повинен» английский филантроп Вильберфорс. В 1789 г. он сообщил парламенту о положении негров в колониях и выступил против торговли неграми. Но только в 1817 г. был заключен первый Международный договор, который лег в основание постановления об уничтожении торговли невольниками.

Развитие филантропических и рационалистических идей произвело переворот в области педагогики. Сильнейшее влияние на новую педагогику оказали последователи представителей политического рационализма Джона Локка и Франсуа Мари Аруэ (Вольтера) как и Жана-Жака Руссо – представителя филантропических стремлений.

В первую очередь это отразилось на положении сирот, в частности на положении незаконнорожденных и подкидышей. Сиротских домов, утверждает Герье, практически не существовало до XVIII в.

Роль государства в общественном призрении – при теоретической постановке вопроса – может быть доведена до минимума, если требовать, чтобы оно вовсе не вступало в эту область; роль государства может быть доведена до максимума, если признать, что государство обязано обеспечивать всякому работоспособному лицу достаточную работу, а всякому неспособному к работе – достаточный кусок хлеба и кров на общие средства всего государства. Между этими двумя полюсами – отсутствием всяких законоположений о призрении и государственным призрением – может колебаться фактическое положение дела. Были времена, когда государство не считало своим делом заботу о нуждающихся, когда эта забота признавалась исключительно религиозной обязанностью, и эти времена совпадали с эпохой крайнего ослабления или неразвитости государственного начала, утверждал В. И. Герье.

Следует отметить, что в начале XX в. повсеместно в Европе создаются школы социальной работы. Так, в Германии (в Берлине) ее в 1908 г. основывает Алиса Соломон. Во Франции в 1907 г. М. Гахери открывает школу социального обучения. В Англии в 1903 г. Общество благотворительных организаций основало школу социальной работы, а в период с 1908 по 1911 г. в этой стране происходит становление социального страхования.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   52


написать администратору сайта