История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы
Скачать 2.91 Mb.
|
40.Борьба с профессиональным нищенством в средневековой Европе.Исторически сложилось, что нищенство в Западной Европе было запрещено. Нищих преследовали, считая их преступниками, пойманных сажали в тюрьму, жестоко наказывали, даже казнили. Западное мировоззрение, поддерживаемое протестантской церковью, диктовало презрительное отношение к попрошайкам, считая их попросту лентяями и тунеядцами, которые подрывают общественную мораль и трудовую мотивацию. Поэтому борьба с нищенством на Западе привела к созданию системы домов призрения, которая стала примером для отечественных государственных деятелей. В средневековой Англии королева Елизавета издала специальный закон о бедных. В Европе были организованы работные дома, где бродяг и нищих заставляли работать. Это были закрытые учреждения, по сути тюрьмы для нищих. Со временем отношение к нищим становилось все более непримиримым, милосердие уступало место законам капитализма. Учрежденной комиссии пришлось учесть опыт борьбы с профессиональным нищенством западноевропейских государств, заключающийся в признании наиболее целесообразными мер карательно-предупредительного характера. Виновные привлекались к принудительному суровому труду в особых учреждениях на продолжительные сроки. В Бельгии, Швеции, Швейцарии, Дании помещение виновного в работный дом являлось единственной мерой наказания за нищенство. Наиболее положительные результаты она давала в Бельгии. Прежде всего Комиссия внесла ясность − кого нужно считать профессиональным нищим. "Под профессиональным нищим подразумевается такое лицо, которое, имея полную возможность по своим физическим качествам и состоянию здоровья добывать пропитание трудом, постоянно и в виде промысла занимается прошением подаяния под предлогом бедности или какого-либо действительно бывшего или вымышленного несчастья". Это определение нашло свое отражение в итоговых документах Комиссии. Таким образом, нищенство подлежит мерам предупреждения, пресечения и уголовной каре. Проект впервые поставил на официальном уровне вопросы профессионального нищенства. Другой документ ("Проект законоположений о нищенстве") был составлен на основе постановлений Комиссии. По сути своей он отражал предыдущий документ, и это логично. Очевидно, сначала был разработан проект программы борьбы с профессиональным нищенством, а затем проект законоположений. Поскольку этот документ мог принять силу закона, то являлся более лаконичным, доступным в понимании, а главное, он отразил мнение общественности 41.Каролингская система попечения и ее характеристика.В эпоху правления Карла Великого (768 —814) была предпринята попытка в средневековой Римской империи возродить ценности Античности, но в христианско-античном духе. В истории этот период называют каролингским ренессансом. Карл Великий уделяет большое внимание не только охране границ империи, а также образованию, искусствам. Большое внимание уделяется законодательной деятельности, реформированию монастырской жизнедеятельности. Франкфуртский капитулярий 798 года обеспечил стабильное существование духовенства, так как десятина в пользу церкви становилась государственным законом. Однако и система землевладения, и система налогов должны были служить не только развитию самих монастырей, но и системе помощи нуждающимся в период голода и неурожая, чему служили указы, принятые ранее. Так, в 779 году Карл Великий издает указ, согласно которому богатые епископы и аббаты выдавали бедным по фунту серебра, менее богатые — по полфунта или по шесть сольдо. К тому же земледельцы были обязаны содержать до времени урожая от 1 до 4 бедных. Каролингское попечение о бедных также предусматривало, что четвертая часть доходов тратится в пользу бедных. Можно отметить преобладание территориального подхода к нуждающимся, когда попечение о бедных осуществлялось духовенством только в пределах своего округа, и оно распространялось только на свободных граждан. (КАРОЛИНГСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ — попечение на основе античных ценностей, осуществляемое в период правления Карла Великого. Для К.П. были характерны патерналистские подходы к общественному распределению, негативное отношение к нищенству, введение повинностей на основе имущественного ценза). Продолжая традиции ранней апостольской церкви, согласно свидетельствам Эгингарда, он занимается вспомоществованием не только на своей территории, но и посылает своеобразную «гуманитарную помощь» деньгами христианам за моря в Сирию, Египет, Иерусалим. По тем капитуляриям, которые дошли до наших дней, мы можем судить, что Карл Великий стремился распространить полицейские функции государства на такое явление как нищенство и инфантицид. Так, в капитулярии от 806 г. мы узнаем: «Относительно нищих, скитающихся по стране, мы желаем, чтобы каждый из наших верноподданных кормил своих бедных, или в поместьях, или в собственном доме и не допускал до милостыни в другом месте. Если же найдутся такие, которые не захотят трудиться своими руками, пусть никто им ничего не дает». Несмотря на то, что закон о запрещении детоубийства существовал, тем не менее практика инфантици-да продолжалась. Так, в капитулярии от 806 г. мы встречаем распоряжение Карла Великого, что за убийство детей в казну должно быть уплачено за смерть ребенка 9 лет — виру, 11 лет — двойную плату. Карл Великий стремится не допустить обмирщание монашества; Хотя как мы видим из капитулярии о церковном порядке 789 года, такие тенденции имели место. Священники крали подаяние у бедных (47), вели мирской образ жизни (59, 71), не заботились о создании убежищ для странников, бедных, убогих (74). Вот почему новую кодификацию монастырских уставов, связанных с правилами Бенедикта Нурсийского, стал так активно поддерживать Карл Великий. Аскезабенедиктинцев была поддержана им, он даже посылает монахов в школу бенедиктинской жизни в Монте-Кассино в 802 году, чтобы попытаться найти новые религиозно-нравственные ориентиры клира в монастырях, которых к тому времени насчитывалось около 30. Постепенно каролингское попечение и реформирование монастырской жизни идет на убыль, так как с развитием феодальных отношений свободных людей становилось все меньше и меньше, а вместе с тем; происходит переосмысление понятия «бедности», не только со стороны светской власти, но и Церкви, где под этим к XII веку стали понимать «христовых бедных», т. е. монахов. В XI — XII веках можно отметить, что намечаются тенденции общинной помощи в городах, а также система помощи через ордены монахов и религиозные организации мирян, которые охватывали своей деятельностью различные страны. |