Главная страница

История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы


Скачать 2.91 Mb.
НазваниеВопросы по Истории социальной работы
АнкорИстория социальной работы
Дата15.02.2022
Размер2.91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEkzamen_po_istorii_srb.docx
ТипДокументы
#362898
страница22 из 52
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   52

37.Милостыня как главная христианская добродетель в средневековом зарубежье: вред или польза?


В эпоху средневековья именно милостыня являлась основным видом помощи нуждавшимся. Она, будучи важным средством, обеспечивающим существование неимущих, была возведена церковью в религиозную обязанность. Нищие, немощные, сироты, странствующие и все страждущие вызывали чувство сострадания у верующих христиан еще и в связи с тем, что они ассоциировались с образом страдающего Иисуса Христа.

Церкви и монастыри часто сами осуществляли раздачу милостыни. Церковное законодательство регулировало минимальные размеры таких обязательных церковно-монастырских пожертвований. Известно, что в средневековой Англии церковным правом было закреплено требование о затрате на бедных до 1/3 всех церковных доходов. Десятки и сотни тысяч нуждающихся получали в церквях и монастырях спасительное для них подаяние.

Церкви и особенно монастыри устраивали даровые трапезы для бедных, что приобретало широкий размах в период массовых бедствий (эпидемий, стихий, неурожаев, войн).

В период средневековья церкви и монастыри открывали специальные заведения, где нуждающиеся получали приют, пропитание и уход. В Византии, например, функционировали такие богоугодные заведения, как орфанотрофии (сиротско-воспитательные дома), геронтокомии (дома призрения престарелых), новокомии (больницы), брефотрофии (воспитательные дома), коеннодохии (странноприимные дома). Все эти учреждения были основаны и содержались церковью.

Монашеские ордена в эпоху средневековья открывали специальные больницы для оказания помощи больным, калекам, немощным. Известно, например, что в конце XIII в. только в ведении одного монашеского ордена госпитальеров находилось около сотни больниц.

В монастырских госпиталях нищие и странствующие получали приют, необходимую помощь.

В средневековье начальное развитие получило общественное призрение. Прежде всего была сохранена традиция функционирования различных корпораций, создававшихся на профессиональной основе еще в эпоху древнего мира: объединения каменотесов в Древнем Египте, объединение ремесленников в античных государствах. В городах средне вековой Европы ремесленники, подмастерья, повара, мелкие торговцы и другие создавали товарищеские ассоциации (гильдии, союзы, братства, сообщества). В случае нужды члены товариществ получали поддержку от своих ассоциаций. Их денежные фонды использовались как для помощи членам профессионального сообщества, так и для поддержки немощных, престарелых, детей-сирот. Ассоциации противодействовали распространению нищенства в своей среде. В частности, одной из важнейших задач статуса рабочих Англии, образованного в 1349 г., был контроль за нищенствующими работниками, входящими в это профессиональное сообщество.

Призрение бедных и нуждающихся осуществлялось приходами благодаря наличию церковных касс. Ими заведовали казначеи и кассиры, являвшиеся нередко диаконами. На собрании прихожан решался вопрос о том, кому и каким образом необходимо оказать помощь. Поддержка нуждающимся оказывалась продуктами, одеждой, деньгами. Пособие от прихода раздавалось в церкви после богослужения или же доставлялось бедным на дом диаконами, низшими чинами кассы, другими церковнослужителями. В таком случае осуществлялось непосредственное общение с бедными, что позволяло лучше узнать их реальную нужду и сделать помощь более действенной. Используя средства церковной кассы, члены приходской общины заблаговременно запасали в большом количестве хлеб, картофель и другие продовольственные продукты, чтобы при необходимости раздать их неимущим бесплатно или по низкой цене. Приход также проявлял заботу о трудоустройстве бедных и безработных прихожан. В некоторых случаях практиковалась выдача денежных ссуд для ремесленного или торгового дела.

В период классического и позднего средневековья городские самоуправления стали учреждать богадельни, лечебницы для бедных и неизлечимых больных, приюты для сирот и другие социальные учреждения.

Таким образом, в период средневековья важнейшими направлениями социальной помощи были церковно-монастырская благотворительность и общественное призрение. В церквях и монастырях обездоленные люди получали не только подаяние, но и находили приют, необходимый уход. Эпоха Реформации внесла определенные изменения в эту систему помощи. Стало ослабевать влияние монастырей, многие из которых лишались земельных владений и теряли возможность проводить активную благотворительную деятельность. Их функции по призрению стали переходить к местным церковным приходам и городским общественным управлениям. В сельской местности приходская деятельность в сфере призрения по сути дела смыкалась с общинной помощью. Сохранялась роль различных ассоциаций, профессиональных товариществ в деле социальной помощи. Но потребность общества в поддержке обездоленных была значительно выше, чем она им оказывалось в реальной жизни. При всей своей значимости церковно-монастырская благотворительность и общественное призрение оставались в рассматриваемую эпоху слабо организованными.
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   52


написать администратору сайта