Главная страница

История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы


Скачать 2.91 Mb.
НазваниеВопросы по Истории социальной работы
АнкорИстория социальной работы
Дата15.02.2022
Размер2.91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEkzamen_po_istorii_srb.docx
ТипДокументы
#362898
страница18 из 52
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   52

33.Практика патернализма в период республиканского Рима (509—30 гг. до н.э.).


Социально-исторический контекст

Практика общественного и государственного патернализма времен республиканского Рима органично связана с ранними этапами оформления государственности.

Основой древнеримского общества, как и у других народов мира, являлся род, члены которого имели общую собственность. Можно предполагать, что основу родового уклада составляли те же связанные с распределением родовой собственности и поддержкой членов рода элементы помощи, что и у других народов. Однако с постепенным разрушением родовых отношений происходит зарождение государства с формами военной демократии. Начало реформированию общества было положено Нумой Помпилием, завершение же процесса пришлось на годы правления Сервия Туллия (578—534 гг. до н.э.).

Плутарх, описывая время правления Нумы Помпилия, отмечает, что тот провел серию законодательных реформ, в частности объединил население по ремеслам, ограничил право продажи родителями своих детей, предоставил «недостаточным гражданам» земли, чтобы «истребить бедность».

С дальнейшим развитием хозяйственных и разрушением родовых отношений появляются новые слои населения: патриции, плебеи, пролетарии и др. Между патрициями и плебеями очень быстро возни- кают острые противоречия, попытку сгладить которые предпринимает в период своего правления Сервий Туллий. В середине VI в. до н. э. он проводит реформы, по содержанию схожие с реформами Солона и Перикла в Древней Греции. Как и Солон, он разделяет общество на раз- ряды по имущественному цензу, определяя каждому гражданину место и вооружение в военных походах. Тем самым общество из- начально организуется по военному образцу. В обособленный разряд входили беднейшие слои населения, которые освобождались от налогового бремени и воинской повинности.

Подобно Периклу, Сервий Тулий переложил, по свидетельству Тита Ливия, тяготы военного и мирного времени с бедных слоев населения на состоятельных граждан, что, по мнению историков, привело лишь к дальнейшему обострению противоречий между патрициями и плебеями.

Как считают исследователи, именно в этот период складываются социальные отношения, которые сохранятся на протяжении всей истории Рима, — между патроном и клиентом. Патрон брал на себя обязанности по защите клиента, а тот, в свою очередь, обязан был быть верным и послушным патрону. Эти отношение и в период республиканского, и в период императорского Рима будут основой для формирования идеологем помощи нуждающимся.

Форма государственного управления

Основными институтами власти в республиканском Риме были магистраты, сенат и народные собрания. Должностные лица магистратов и сената избирались комициями, но не получали материального вознаграждения, хотя исполнение обязанностей требовало времени. Можно наблюдать, что эти должности занимала аристократия, как правило, на протяжении нескольких поколений. По данным исследований, «200 консулов, сменившихся за столетие, с 233 по 133 г. до н.э., принадлежали к 58 семьям; при этом 63 консула были членами всего лишь пяти семей».

Общество делилось на патрициев и плебеев, позднее образовалось сословие всадников, между сословиями были острые противоречия.

Идеологема помощи

Идеологема помощи республиканского Рима находилась в постоянном развитии, источником и движущей силой которого являлись социальные противоречия между аристократией и плебеями, свободны- ми гражданами и вольноотпущенниками, римлянами и италийцами. Власть использовала различные способы, чтобы сломить нарастающие кризисные тенденции внутри римского общества, и не малую роль в этом играла практика помощи и поддержки.

С укреплением власти, развитием ее в направлении абсолютизации изменяются концепты помощи и формы ее реализации. Так, в впервые годы республики патерналистские проявления власти распространяются на социальные группы, находящиеся в отношениях «патрон — клиент», именно в этих условиях оформляются концепты права помощи. Общественные тенденции на ранних этапах исторического развития Римской республики еще достаточно сильны, вот почему право помощи распространялось на уровни семьи и рода, что было воплощено в практике общественного иждивения. Однако постепенно складываются механизмы автократического патернализма, когда представители власти проводят политику, направленную на достижение благосклонного отношения демоса к своим военным, экономическим и социальным инициативам. Периодические выплаты, которые принимают форму постоянных дотаций, постепенно становятся нормой жизнедеятельности римского общества, а также основным и постоянным источником существования социальных низов. Эта политика достигнет своего расцвета в период империи и будет определена Ювеналом как политика «хлеба и зрелищ».

Государственный концепт права помощи строился на основе принятых законов (Мунация—Эмилия и позднее Петелия—Папирия), кото рые в числе других положений содержали законодательные нормы относительно материальной поддержки населения и предоставления ему различных льгот. Так, граждане за особые заслуги могли быть освобождены от городских литургий и налогов, им предоставляли такие льготы, как приобретение зерна по более низким ценам.

Причем эти льготы могли распространяться на их родителей, детей и жен

В период республики государство берет под свой контроль систему патроната над детьми-сиротами. В законе XII таблиц, одном из древнейших сводов законов (V в. до н.э.) римского права, наряду с другими прописаны нормы попечения, распространявшиеся на детей-сирот. Конечно же, законодательство о попечении охраняло прежде всего имущество и только затем права ребенка, но это было определенное движение вперед, поскольку снижало уровень инфантицида — узаконенного убийства детей. Хотя справедливости ради необходимо сказать, что закон разрешал убивать детей-инвалидов. Подтверждение тому находим у Цицерона: «...с такой же легкостью был лишен жизни, как по XII таблицам, младенец [отличавшийся] исключительным уродством».

Концепт общественного иждивения претерпевает изменения в пери- од республиканского Рима. Общественное иждивение — широкое понятие, включающее в себя торжественное погребение официальных лиц, строительство общественных зданий, отвод общественной воды в дома, а также опеку как общественную повинность. Эта система помощи находилась под контролем сената.

Концепт автократического патернализма начинает складывается в период правления Луция Эмилия Павла и окончательно формируется в период правления Юлия Цезаря. Власть стремилась добиться рас- положения всех слоев населения, которые находились во взаимной конфронтации, поэтому политика автократического патернализма была важнейшим механизмом манипулирования общественным мнением и способом достижения политических целей действующей властью. Система помощи начинается с церемоний демонстрации величия побед полководцев и народа Рима, где им также достаются трофеи в виде материальных выплат или льгот, а заканчивается целенаправленными выплатами отдельным слоям населения и общими всесословными празднествами.

Субъекты помощи

Государство. В качестве субъекта помощи государство осуществляет свою деятельность через государственный аппарат. Однако в экстраординарных ситуациях (стихийные бедствия, голод в неурожайные годы) власть непосредственно включается в процесс оказания помощи, беря на себя регулирование цен на хлеб, контролируя бесплатную раздачу хлеба и денег. На постоянной основе государство поддерживало институт праздничной филантропии, выделяло из государственной казны пособия на детей-сирот. Правители строили общественные здания и форум в период своего правления.

В период республиканского Рима зарождается система государственного административного контроля и помощи, субъектами которой становятся властные органы и видные представители народа.

Магистраты брали под свой контроль не только списки населения, но и конкретных граждан, если те плохо обращались с детьми, проявляли непочтение к родителям, вели праздный образ жизни, предавались пьянству и мотовству.

Народные трибуны защищали интересы плебеев и могли контролировать действия сената и магистратов. Они могли своим личным вмешательством защитить любого человека, обратившегося за помощью. В ночное время народный трибун не имел права покидать свой дом, при этом дверь его дома всегда должна была быть открытой. Со- гласно исследованиям Вилемса, в 179 г. до н.э. из 304 членов сената 33 были народными трибунами.

Институт эдилов был менее представительный (всего 13 человек в Сенате), тем не менее выполнял большой объем работы по контролю за состоянием городских зданий, санитарным состоянием общественных бань, доставкой продовольствия в город; в круг обязанностей эдилов входило наблюдение за правильностью рыночных мер и весов, а также проведение и устройство общественных игр.

Объекты помощи

Народ. Так же как в Спарте и Афинах, главным объектом помощи являлся демос, в данном случае народ Рима. Выборная система в государстве ставила власть перед необходимостью вступать с демосом в патроно-клиентские отношения, добиваясь его лояльности за счет различных выплат и систематических дотаций.

Дети-сироты и вдовы. Под особый патронат попадали дети-сироты и женщины. В данный период наблюдается ограничение власти отца семейства, он уже не может свободно продать в рабство или убить своего ребенка.

Вместе с тем продолжал действовать древнейший механизм усыновления сирот. Процедура усыновления проходила при участии на- родного собрания. Желающий усыновить сироту обосновывал свое решение, доказывал возможность осуществления попечения. Если народное собрание соглашалось с приведенными аргументами, принималось положительное решение, которое становилось законом.

Институты помощи и система финансирования

Государство и государственные институты. Государство осуществляло финансирование помощи и поддержки за счет налоговых сборов с граждан, военной контрибуции с покоренных народов, а также за счет налогов стран-союзниц.

Праздничная филантропия. Институт праздников в Римской республике оформляется как межсезонная форма кормления. Праздники включали не только определенные массовые зрелищные мероприятия, но и пиры и трапезы. К эпохе Августа праздники сложились в определенную систему и стали частью жизнедеятельности всех слоев населения, о чем свидетельствует табл. 2.10.

Институт опеки и попечительства — институт родовой помощи и поддержки, который в период республики приобретает черты государственного патроната, что находит выражение в закреплении положений об опеке и попечительстве в законодательстве. Однако опека и попечительство распространяются в данный период только на детей, женщин, безумных и расточителей имущества.

Социальные изгои

Рабы. Институт рабов складывался в древнейший период и первоначально нес в себе функции института обмена. Сохраняя жизнь рабу, его владелец имел возможность сохранить собственную жизнь, если ситуация изменится. Однако постепенно, с развитием и укрепления Рима, рабство становится основной формой производительного труда.

Рабами могли стать как военнопленные, захваченные в период ведения военных действий, так и свободные граждане Рима на основе постановлений магистрата. В соответствии с римским правом продажа в рабство допускалась, если гражданин совершил один из следующих проступков: дезертирство, уклонение от ценза, воровство, неуплату долга кредитору или был приговорен к изгнанию.

Нищие и бедные. В Риме существовала практика насильственного отселения, которая была характерна для Греции. Так, согласно Плутарху, сенат поддерживает инициативу Ливия о высылке 3000 неимущих граждан в 12 колоний. Возможно, это была превентивная мера против массовых выступлений.

Вольноотпущенники. В республиканском Риме вольноотпущенниками считались рабы, отпущенные на свободу. Они получали родовое имя бывшего господина и по законодательству становились римскими гражданами. Однако они не могли служить в армии, иметь представительские функции и быть избранными в государственные органы власти.

Развитие государственности в Древнем Риме происходило, с одной стороны, в тесной связи с развитием греческой цивилизации, поэтому какие-то подходы к помощи, возможно, были заимствованы у древних греков, например, в политике отселения неимущих, попечения сирот на средства государства, в системе финансирования институтов поддержки и т.д. С другой стороны, можно наблюдать, как через институты власти в республиканском Риме складываются свои формы управления помощью. Своеобразной была идеологема помощи, которая формировалась на основе внутренней политики. Для республиканского Рима характерна протекционистская политика в отношении электората, поэтому не случайно именно в данных условиях появляется политика «хлеба и зрелищ», которая станет ведущей идеологемой поддержки нуждающихся
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   52


написать администратору сайта