Главная страница

История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы


Скачать 2.91 Mb.
НазваниеВопросы по Истории социальной работы
АнкорИстория социальной работы
Дата15.02.2022
Размер2.91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEkzamen_po_istorii_srb.docx
ТипДокументы
#362898
страница12 из 52
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   52

21.Особенности социальной парадигмы в России.


В основе философии помощи отечественной модели лежат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинному коллективизму, к этической, нравственной идее народности, как идее истинности и справедливости. Отсюда не случайно наибольшее развитие получают общественные, общинные формы помощи не только в дореволюционной, но и в постреволюционной России.

Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. Русская Православная Церковь в течение тысячелетия формировала национальное сознание, национальный духовный опыт.

Философия призрения становится на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи. Призреть — значит приблизить, озаботиться нуждами ближнего своего. Отсюда другой модус рефлексии помощи. Им является не столько «общественный космос», сколько нравственный идеал, поднимающий русское сознание к иному горизонту нормы.

Критерием нормы выступает как бы не сама реальность, а идеальная реальность, которая подвижна и постоянно изменяется в духовной культуре русского сознания. Отсюда, видимо, и проистекают эти метания в принципах и подходах, в системах помощи. Так, Стоглавый собор официально разрешает нищенство, легализует и оформляет соответствующие институты помощи, тогда как реформы Петра I проводятся без учета сложившихся традиций, причем выдвигаются новые принципы организации помощи. Это характерно и для моделей помощи постреволюционной России и России этапа реформ.

Социальная работа как профессия в западной модели по­мощи возникает из добровольного общественного движения фе­министок и либерально-демократической оппозиции. Анало­гичная тенденция наблюдается и в России. Но если в западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер, т.е. для западной модели харак­терен эволюционный путь развития, то в России развитие про­фессии носило дискретный, т. е- прерывистый характер. Даже ее современный, профессиональный этап характеризуется тем, что специалисты «рекрутируются» из других профессий и служб, и их становление как профессионалов осуществляется на основе собственного эмпирического опыта и имплицитных профессиональных представлений.

Многие идеи и законы, особенно в пе­риод Петровских реформ, были декларированы, когда еще не было объективных условий для их реализации. Отсюда западная модель помощи выступала своеобразной «абсолютной идеей», ви­дение и «осязание» которой позволяло намечать свои перспекти­вы роста и развития. Эти тенденции присутствуют и в современной отечественной модели помощи. Зарубежная социальная работа как научная парадигма про­ходит ряд исторических трансформаций, причем каждая может быть охарактеризована своей системой понятий и представле­ний.

22.Особенности практики помощи в Древнем мире.


Зарождение первых механизмов помощи и взаимопомощи происходит на стадии родового общества, когда складываются отношения реципрокации и редистрибуции. Первые из них связаны с дарообменом, помощью в бытовой и хозяйственной сферах, вторые — с распределением излишков продуктов. Уже на этой стадии происходит оформление субъектов помощи, идеологии, а также принципов, регулирующих связи дарообмена и поддержки между субъектами родового пространства.

Однако впервые обозначение и выделение данного явления из многих сфер человеческой деятельности происходит в Древней Греции. Это было связано с тем, что человечество, накопив определенный духовный и хозяйственный опыт, среди прочих сфер своего существования начинает выделять особую сферу, где проявляются его дружеские чувства, аффекты, моральные связи и отношения. Так зарождается понятие «филантропия» (в пер. с греч. любовь к людям). Однако пер воначально, в V в. до н.э., семантическое значение этого слова было связано с представлениями о божественной благосклонности, но уже в IV в. н.э. оно обретает иной, более широкий смысл: любое благожелательное отношение одного индивида к другому.

В гомеровском эпосе philos связан с институтом семьи и гостеприимства, где носит прежде всего социально направленный характер. По мнению французского исследователя Э. Бенвениста, philos вместе с aidos, употребляемые в постоянной связи и одном смысловом контексте, обозначают отношения, связанные с уважением, состраданием, помощью в беде, т.е. идентифицируют социально окрашенные чувства и сопричастность индивидов коллективным ценностям и нормам совместного общежития. Эти принципы помощи и взаимопомощи будут характерны и для других цивилизаций.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   52


написать администратору сайта