История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы
Скачать 2.91 Mb.
|
7.Провести сравнительный анализ основных божеств в Древнем Риме и Древней Греции и их влияние на развитие системы благотворительностиСоциальная помощь в Греции -Долг в поддержании бедных; -Нищие и чужестранцы в силу религиозных верований были под особым покровительством Зевса; -Проявление сострадания к нищим; -Существование в Коринфе и Афинах гостиниц для приезжих; -Раздачи неимущим гражданам припасов и денег; -Уход за больными; -Перикл раздавал деньги нуждающимся гражданам на посещение театров и народных собраний; -Меры для призрения военных инвалидов; -Солон принял закон, согласно которому все граждане, изувеченные на войне, содержались за счет государства; -В неурожайные годы голодающим оказывали помощь в виде даров, раздачи или дешевой продажи хлеба, закупленного казной. Социальная помощь в Риме -Обеспечение опоры среди широких слоев населения Август учредил должность чиновников, отвечавших за организацию общественных работ, за распределение хлеба среди народа; -При Клавдии появляются чиновники, отвечавшие за опеку сирот; -«Похоронные товарищества»; -Системы государственной помощи нуждающимся; -Цицерон «Нет ничего согласного более с природой человека, чем благотворительность»; -Особое внимание благотворительной помощи и призрению детей, родителей; -Военным инвалидам давали земельные участки; -Римское право и проблемы призрения; Ф. А. Брокгауз и И.А. Ефрон писали, что «Древнейший мир не мог возвыситься до полного уважения всякой личности, как личности. Это прямо противоречило его духу». «Древние греки и римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им отвращение и ужас; встретить нищего считалось даже дурным предзнаменованием». Таким образом, и в Древней Греции, и в Древнем Риме особое развитие получило филантропическая деятельность, осуществляющееся как государством, так и частными лицами и означавшее зачастую любое доброе начинание: сюда могли входить и раздача денег и хлеба, так и устройство празднеств и зрелищ. 8.Выявить отличия форм помощи в архаической парадигме в России и за рубежомАрхаический период – это время наиболее интенсивного развития античного общества, когда оно приобретает определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами. Архаическая парадигма помощи пронизана языческим миросозерцанием, мироощущением и миросуществованием, что находит свое отражение в древнейшей человеческой общности. Помощь и поддержка в архаической парадигме России
Помощь и поддержка в архаической парадигме за рубежом Помощь и поддержка во времена Гомера
Период архаической Греции сформировал почву для развития античной цивилизации, придал импульс развитию различных моделей помощи, которые можно наблюдать в более позднее время в Спарте и Афинах. Помощь и поддержка в Древней Спарте времен Ликурга
В иных социально-политических и экономических условиях архаическая модель помощи в Древней Греции приобретает другие формы существования, что наглядно показывает исторический опыт помощи в Древних Афинах. Филантропия в Риме эпохи Империи
Модель помощи императорского Рима существенно расширила границы помощи и поддержки, можно отметить, как родовая система поддержки заменяется государственной и общественной. В императорском Риме система поддержки перестает быть только «привилегией» государства, постепенно формируются гражданские инициативы, зарождается конфессиональная система помощи, которая станет в Западной Европе на многие столетия ведущей системой защиты и поддержки. Общие выводы Зарождение первых механизмов помощи и взаимопомощи происходит на стадии родового общества, когда складываются отношения реципрокации и редистрибуции. Первые из них связаны с дарообменом, помощью в бытовой и хозяйственной сферах, вторые — с распределением излишков продуктов. Уже на этой стадии происходит оформление субъектов помощи, идеологии, а также принципов, регулирующих связи дарообмена и поддержки между субъектами родового пространства. Однако впервые обозначение и выделение данного явления из многих сфер человеческой деятельности происходит в Древней Греции. Это было связано с тем, что человечество, накопив определенный духовный и хозяйственный опыт, среди прочих сфер своего существования начинает выделять особую сферу, где проявляются его дружеские чувства, аффекты, моральные связи и отношения. Так зарождается понятие «филантропия» (в пер. с греч. Любовь к людям). Однако пер воначально, в V в. до н.э., семантическое значение этого слова было связано с представлениями о божественной благосклонности, но уже в IV в. н.э. оно обретает иной, более широкий смысл: любое благожелательное отношение одного индивида к другому. В гомеровском эпосе philos связан с институтом семьи и гостеприимства, где носит прежде всего социально направленный характер. По мнению французского исследователя Э. Бенвениста, philos вместе с aidos, употребляемые в постоянной связи и одном смысловом контексте, обозначают отношения, связанные с уважением, состраданием, помощью в беде, т.е. идентифицируют социально окрашенные чувства и сопричастность индивидов коллективным ценностям и нормам совместного общежития. Эти принципы помощи и взаимопомощи будут характерны и для других цивилизаций. |