История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы
Скачать 2.91 Mb.
|
6.Сравнить предметно-понятийные интерпретации социальной работы в контексте ее генезиса в России и за рубежомКаждая наука имеет свою терминологию, свой понятийно-категориальный аппарат. История социальной работы не является исключением. Современное понятие «социальная работа» – продукт американской системы помощи XX в. До появления нового термина в мировом цивилизованном пространстве использовались производные от латинского как любовь, уважение, милосердие и древнегреческого. С усилением могущества и влияния Церкви понятие «любовь, уважение» стало восприниматься как конфессиональная помощь. В XVIII в., когда религиозные догмы перестали довлеть над миром, философы пытались построить новую мораль на основе разума и рационализма. Вследствие этого возникло новое понятие – «благотворительность» что буквально означает хорошее дело (поступок). На Западе, таким образом, стали выделять общественные, государственные и частные виды помощи, каждая из которых имела свое название исходя из лексических особенностей языка того или иного государства. В России наблюдаем аналогичные тенденции. До появления термина «благотворительность» в империи пользовались древним русским словом «призрение», в семантику которого органично входили все древнерусские глаголы, отражающие деятельную любовь к ближнему: пригрети – напоити – увещевати – болезновати – погребати – прощати и т. д. Таким образом, призрение можно определить как понятие, органично сочетающее в себе совокупность деятельностных древнерусских глаголов, отражающих различные виды помощи, любви, сострадания и милосердия. Новый термин «благотворительность» прочно вошел в активную лексику, легко экстраполировался в более ранние периоды истории развития отечественных форм помощи. Однако он не вытеснил термин «призрение». Эти два понятия, как и обозначающиеся ими виды помощи, развивались параллельно. Кроме того, в период развития капитализма в России появился еще термин: «общественное призрение». Общественное призрение – это постоянно действующая, оформленная законодательно система государственных, частных и общественных благотворительных инициатив. Необходимо различать понятия «меценатство», «благотворительность», «призрение» и «общественное призрение». В основе их лежит родовое понятие «помощь», но каждый из терминов имеет свои узкие нюансы. Так, меценатство – это благотворительная помощь в области культуры, искусства, реже – науки. Благотворительность означает частную, то есть несистематическую, субъективную, негосударственную помощь; призрение подразумевает прежде всего помощь конфессиональную; общественное призрение (понятие, характерное для XIX в.) – это постоянно действующая, оформленная законодательно система государственных, частных и общественных благотворительных инициатив. Принято различать открытую и закрытую системы призрения. Открытая система призрения – нерегламентированная, несистематическая, хаотичная помощь нуждающимся, в основе которой лежат какие-то личные мотивы помогающего субъекта. Открытая система призрения сродни примитивной милостыне. Помогающий субъект – тот, кто оказывает помощь (государство, общественная организация, частное лицо, зарубежная благотворительная структура и т. д.). Закрытая система призрения (помощи) – это совокупность специализированных государственных, частных и общественных заведений, оказывающих помощь постоянно (приюты, богадельни, больницы, инвалидные и работные дома). Их деятельность, как правило, регламентирована законом и уставами. Общественное призрение в условиях Российской империи тождественно государственному. В советский период понятия «призрение» и «общественное призрение» были осуждены как термины, унижающие человеческое достоинство, и изъяты из активной лексики и толковых словарей современного русского языка. Однако понятие «благотворительность» не только осталось, но после событий 1991 г. вновь стало неотъемлемой частью социальной политики. В трудах ученых, в первую очередь Российского государственного социального университета, понятие уточняется с позиций современных реалий исторических и социальных наук. В законах о благотворительной деятельности и в словарях по социальной работе также дается свое толкование этой дефиниции. В целом в России в системе социальной политики сегодня широко используются такие понятия, как «социальная работа», «благотворительность», «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная помощь». Постепенно в процессе эволюции социальной помощи развилось понятие «социальные технологии», с помощью которого классифицируются все существующие ныне формы и виды помощи, в том числе в рамках современной социальной работы. Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Профессор Е. И. Холстова считает, что социальные технологии могут быть рассмотрены как «совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата. Социальная технология – важнейший элемент механизма управления. Технологии социального обслуживания, будучи элементом системы социального действия, также имеют не только функционально-исполнительскую, но и управленческую природу». Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями. Исходя из понимания социальной работы как особого вида профессиональной деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь, как совокупность предметов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, слоев и групп населения. |