История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы
Скачать 2.91 Mb.
|
16.Особенности практики помощи в Древнем Риме и Древней Греции; сравнительный анализФилантропия в Древней Греции в Эгейский период и во времена Гомера (XII-VIII вв. до н.э.) Идеологема помощи. Объекты помощи Доминирующую идеологему помощи во времена Гомера установить достаточно трудно. Это связано с тем, что, согласно многочисленным исследованиям, «Одиссея» и «Илиада» — произведения, которые не принадлежат одной эпохе и представляют собой «наслоение» текстов, созданных в различные исторические периоды. Вместе с тем можно вполне определенно обозначить структурные идеологемы помощи, которые находят отражение в тестах поэм. В основе концептов помощи и поддержки лежат концепты родового патернализма, концепт архетипичеких страхов и древнейшие формы охранительной магии, принявшие во времена Гомера формы поддержки «незнакомцев». Среди знатных людей в рамках традиций гостеприимства представлена поддержка между равноправными партнерами, ксеносами. Однако главная идеологема помощи и поддержки представлена концептам помощи Зевса — Ксеноса, которая должна распространяться на всех людей древнего общества. Древнейший концепт родовой защиты связан с охранительной магией. В основе лежали древнейшие архаические запреты на общение с иноплеменниками. Табу на общение связано было, как писал Дж. Фрезер, с представлениями о душе и подстерегающих ее опасностях. Поэтому изначально в родовом обществе в различных цивилизациях вырабатывается охранный механизм, связанный с магией защиты рода и племени. Период архаической Греции сформировал почву для развития античной цивилизации, придал импульс развитию различных моделей помощи, которые можно наблюдать в более позднее время в Спарте и Афинах. Практика патернализма в период республиканского Рима (509—30 гг. до н.э.) Идеологема помощи республиканского Рима находилась в постоянном развитии, источником и движущей силой которого являлись социальные противоречия между аристократией и плебеями, свободными гражданами и вольноотпущенниками, римлянами и италийцами. Власть использовала различные способы, чтобы сломить нарастающие кризисные тенденции внутри римского общества, и не малую роль в этом играла практика помощи и поддержки. в впервые годы республики патерналистские проявления власти распространяются на социальные группы, находящиеся в отношениях «патрон — клиент», в этих условиях оформляются концепты права помощи. Общественные тенденции на ранних этапах исторического развития Римской республики еще достаточно сильны, вот почему право помощи распространялось на уровни семьи и рода, что было воплощено в практике общественного иждивения. Однако постепенно складываются механизмы автократического патернализма, когда представители власти проводят политику, направленную на достижение благосклонного отношения демоса к своим военным, экономическим и социальным инициативам. Периодические выплаты, которые принимают форму постоянных дотаций, постепенно становятся нормой жизнедеятельности римского общества, а также основным и постоянным источником существования социальных низов. Эта политика достигнет своего расцвета в период империи и будет определена Ювеналом как политика «хлеба и зрелищ».. Развитие государственности в Древнем Риме происходило, с одной стороны, в тесной связи с развитием греческой цивилизации, поэтому какие-то подходы к помощи, возможно, были заимствованы у древних греков, например, в политике отселения неимущих, попечения сирот на средства государства, в системе финансирования институтов поддержки и т.д. С другой стороны, можно наблюдать, как через институты власти в республиканском Риме складываются свои формы управления помощью. Своеобразной была идеологема помощи, которая формировалась на основе внутренней политики. Для республиканского Рима характерна протекционистская политика в отношении электората, поэтому не случайно именно в данных условиях появляется политика «хлеба и зрелищ», которая станет ведущей идеологемой поддержки нуждающихся Государственная помощь и общественная поддержка в период императорского Рима (30 г. до н.э. — 476 г. н.э.) В конце эпохи империи зарождается христианство, появляются первые христианские общины милосердия, которые к V в. образуют систему христианской помощи и поддержки. Идеологические корни системы христианской помощи находим в совместных трапезах, агапе (греч. любовь к ближнему), которые носили первоначально религиозно- мистический характер и были связаны, особенно в I в., с культом евхаристии, и лишь ко II в. приобрели благотворительную направленность, когда сложились в определенную систему поддержки в христианской общине. Идеологема помощи и поддержки складывается из представлений автократического патернализма, христианской концепции агапе, которая получает свое развитие в процессе оформление института церкви, концептов взаимопомощи коллегий и благотворительной деятельности вольноотпущенников. Таким образом, в эпоху императорского Рима при постепенном ослаблении государственной системы поддержки населения формируются гражданские институты самопомощи, которые выстраивали свою деятельность на основе новых идеологем, в результате чего клиентела нуждающихся становится шире, а формы оказываемой им помощи разнообразнее Общие выводы - Зарождение первых механизмов помощи и взаимопомощи происходит на стадии родового общества, когда складываются отношения реципрокации и редистрибуции. Первые из них связаны с дарообменом, помощью в бытовой и хозяйственной сферах, вторые — с распределением излишков продуктов. Уже на этой стадии происходит оформление субъектов помощи, идеологии, а также принципов, регулирующих связи дарообмена и поддержки между субъектами родового пространства. - Однако впервые обозначение и выделение данного явления из многих сфер человеческой деятельности происходит в Древней Греции. Это было связано с тем, что человечество, накопив определенный духовный и хозяйственный опыт, среди прочих сфер своего существования начинает выделять особую сферу, где проявляются его дружеские чувства, аффекты, моральные связи и отношения. Так зарождается понятие «филантропия» (в пер. с греч. любовь к людям). Однако первоначально, в V в. до н.э., семантическое значение этого слова было связано с представлениями о божественной благосклонности, но уже в IV в. н.э. оно обретает иной, более широкий смысл: любое благожелательное отношение одного индивида к другому. - В гомеровском эпосе philos связан с институтом семьи и гостеприимства, где носит прежде всего социально направленный характер. По мнению французского исследователя Э. Бенвениста, philos вместе с aidos, употребляемые в постоянной связи и одном смысловом контексте, обозначают отношения, связанные с уважением, состраданием, помощью в беде, т.е. идентифицируют социально окрашенные чувства и сопричастность индивидов коллективным ценностям и нормам совместного общежития. Эти принципы помощи и взаимопомощи будут характерны и для других цивилизаций. |