История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы
Скачать 2.91 Mb.
|
20.Благотворительная деятельность монашеских орденов в Европе в средневековьеКаролингское попечение объединяло различные территории Римского средневековья, охватывая разные народы. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются ордена доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Каждый из них имеет свою специфику и свою историю развития. Бенедиктинцы Основатель бенедиктинского монастыря – Бенедикт Нурсийский (480–547) стал основоположником первого монашеского устава. Он организовал в 530 г. монастырь в Монте-Кассино, в котором установил строгие порядки. Этот устав стал основой, примером для монахов других монастырей. Основным правилом стала общинная жизнь вдали от мирской суеты. Монастыри строили в отдаленных местах, подальше от влияния мира. Первоначально не существовало центральной организации, каждый монастырь обладал самостоятельностью. Монастыри стали центрами просвещения и подготовки кадров. Бенедиктинцы занимались миссионерской деятельностью на славянских землях и в Прибалтике. В настоящее время орден бенедиктинцев объединяет свыше 10 тыс. монахов и 20 тыс. монахинь. Монашеские ордена появились в 910 г., после того как аббат Обо из монастыря Клюни предпринял реформу монашеской организации. Он предложил объединить множество монастырей, выполняющих единые задачи, в ордена, которые должны подчиняться центральной власти. Целями такого объединения были возврат к строгому соблюдению правил, лишение монастырей автономии и подчинение папе, минуя епископов, независимость церкви от светской власти. Кармелиты Основатель – Бертольд Калабрийский, глава крестоносцев. Орден основан в 1155 г. после победоносного Крестового похода. Название получил по месту расположения – у подножия горы Кармель в Палестине. После того как крестоносцы потерпели поражение, в XIII в. орден переселился в Западную Европу. В XVI в. орден кармелитов разделился на несколько течений. В Испании возник женский орден босоногих кармелиток, а затем и мужской. К особенностям ордена относятся затворнический образ жизни, существование на милостыню. Монахи-кармелиты занимаются в основном миссионерской деятельностью, воспитанием и образованием детей и юношества. Картезианцы Возник монастырь в 1084 г. в провинции Шартрез (лат. Cartusid).Официально был утвержден в 1176 г. Существует женская ветвь ордена, которая была образована в 1234 г. Особенностью монастыря является наличие крупной земельной собственности. Основной источник богатства – производство и продажа ликера "Шартрез". Цистерцианцы Впервые появились в 1098 г. в пустынной местности Сито {Cito). С XIV в. действуют женские монастыри. В 1115 г. орден был реформирован Бернаром Клервоским и получил название "бернардинский". Монахи ордена активно участвовали в Крестовых походах, поддерживали папу в его борьбе со светскими властями. Доминиканцы Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев, распространившейся во Франции, Германии и Италии. Альбигойцы выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью катаров и других оппозиционных католической церкви течений, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность. Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть мясо. Требование нищеты распространяется только на индивидуумов, а не на конгрегации. Эмблемой ордена является собака с зажженным факелом в зубах. Они сами называют себя "псами Господними" (лат. domini canes). В 1232 г. им было предоставлено руководство инквизицией. Они становятся цензорами католической правоверности. В своей деятельности доминиканцы использовали пытки, казни, тюрьмы. Отказались от физического труда в пользу преподавательского и научного. Из рядов ордена вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап. 21.Сравните мультикультурную политику социальной помощи в России, Германии и США на современном этапеРоссия является многонациональной и многоконфессиональной страной. Однако можно ли назвать ее мультикультурной? В России существует множество противоположных точек зрения на мультикультурализм. Очень популярна критика европейского мультикультурализма. В частности, выделяется потеря у европейских стран их уникальности и культурных особенностей. Критикуется тот факт, что в процессе поддержки меньшинств европейские государства намеренно ослабляли свою культуру, что способствовало обособлению и сопротивлению к ассимиляции культур и религий меньшинств. В России же напротив, сохраняется национальная идентичность, вокруг которой собраны различные культуры. В частности, В. А. Тишков подчеркивает, что Россия является «нацией наций», лидером, поддерживающим различные культуры С другой стороны, для России характерна большая консервативность в отношении меньшинств. В частности, это касается гендерных и сексуальных меньшинств, в данный момент, политика в отношении таких меньшинств, либо не ведется, либо находится в зачаточном состоянии. Таким образом невозможно назвать Россию в полной мере мультикультурной страной. Основным вопросом для России является национальный вопрос. Полиэтнический состав России, является источником множества конфликтов внутри страны, которые обострялись в разные периоды времени. Например, в 1990-х годах, после развала СССР, когда нации уже не были объединены одной идеологией, например, межнациональный конфликт в Туве. Если говорить о событиях, более приближенных к современности, то можно выделить беспорядки в Бирюлево в Москве, также состоявшихся из-за межнационального конфликта и напряженности. На сегодняшний день межнациональная напряженность в России ослабела. Возможно это связано с текущей напряжённой международной обстановкой, которая объединяет разные национальные группы внутри страны. Германия также сталкивается с определенными проблемами, в отношении мультикультурного общества внутри страны. На это есть несколько причин. Стоит выделить тот факт, что в Германии постоянно падал уровень рождаемости среди коренного населения, начиная с 1960-х. Подобно Франции, Германия практиковала привлечение рабочей силы, особенно турецких граждан. Также, как и во Франции множество приезжих использовали право на воссоединение семьи, что увеличило потоки мигрантов. Часть коренного населения была шокирована возможной перспективой полиэтнического состава страны. Другая же часть, видела потенциал в многокультурном составе, который позволил бы выработать новые концепции относительно процессов интеграции. Однако для Германии видно стремление сохранять и поддерживать именно свою культуру. Миграция рассматривается как способ поддерживания и развития экономики. Этнические меньшинства в Германии большей частью рассматривают как временное явление, часть которых ассимилируется, а часть покинет страну. Несмотря на это доля мигрантов в Германии, является одной из наиболее высоких, среди европейских стран. Основной проблемой мультикультурализма в Германии такие исследователи как: В. Тишков, Т. Саррацин и В. Малинкович связывают с мигрантами мусульманского происхождения, в частности с турецкими мигрантами. Подобно Великобритании интеграция этнических меньшинств в жизнь страны затруднена. Причиной этого является в первую очередь значительный размер социальных выплат меньшинствам страной, что затрудняет процесс интеграции меньшинств в немецкое общество, из-за недостатка стимула. Германия, поддерживающая свою национальную идентичность, затрудняет взаимодействие с культурой меньшинств. Существуют проблемы с образованием среди мусульманского населения. В социальной, культурной и других сферах затруднен процесс взаимодействия между нациями, что порождает взаимные конфликты. В частности, турецкая диаспора, остается довольно обособленной, коммуникация чаще всего происходит на турецком языке (который является вторым в стране), либо с на немецком языке с большим количеством сленга или смеси турецкого и немецкого языков под названием «канакиш». Также Т. Саррацин выделяет довольно острую проблему сокращения образованного населения. Опять же, это связано с уменьшением рождаемости среди граждан Германии, и увеличением рождаемости среди мусульманских мигрантов. Довольно острой проблемой мультикультурализма Германии является вопрос политкорректности. Т. Саррацин подчеркивает, что свобода слова сильно ограничивается политкорректностью, и фактически это заменяет цензуру в стране. Новостные источники, мнения специалистов, политиков и граждан — все это может быть обвинено в неполиткорректном отношении к чему-либо. Даже вопрос о выставлении оценок в школе является дискуссионным, так как это может нанести травму ребенку. Политкорректность в Германии, сравнивается с «тюрьмой разума», и избавляет человека от ответственности, перекладывая вину на другого. США характерен еще больший этнический состав, многообразие различных культур, которые взаимодействуют между собой. Для того чтобы решить данный вопрос, первоначально в США применялась концепция «плавильного котла». М. В. Тлостанова выделяет тот факт, что данная концепция подразумевала отказ от какой-либо индивидуальности: культурной, расовой и т.д. По сути своей данная концепция противопоставлялась мультикультурализму. В. А. Тишков приводит в качестве критики, тот факт, что Америка всегда отличалась культурным многообразием, при активной борьбе за гражданские права и концепция «плавильного котла» в таких условиях неудачна. Также он приводит концепцию «салатной чаши», которая более объективно отображает процессы, происходящие в данной стране. Концепция «салатной чаши» подразумевает собой интеграцию различных культур, их комбинирование, но с возможным сохранением уникальных черт, позволяющим им поддерживать свою уникальность. Данная концепция частично напоминает концепцию канадской «этнической мозаики». В.А Тишков отмечает что концепция «салатной чаши» также начинает критиковаться противниками мультикультурализма. При этом следует помнить, что одной из главных особенностей политики мультикультурализма в США, является поддержка не только различных наций и культур, но и различных меньшинств. В статье «мультикультурализм в США» Е.С. Кушнарева подчеркивает, что политика культурной многосоставности в США содержит не только национальное многообразие, но и элементы гендерной инаковости, отклонения от общепринятых норм национального идеала, осмысления истории и образа жизни. Г. Терборн в своей работе «мультикультурные общества» дополняет эту идею, выделяя тот факт, что меньшинства воспользовались возможностью ненасильственного вызова традиционным, монокультурным ценностям. При этом данный вызов не подразумевал раскола и отделения. Политика мультикультурализма в США это способ достижения компромисса между различными меньшинствами, нациями и культурами, которые большей частью осознают свою уникальность, на фоне многочисленных движений за гражданские права, особенно во второй половине XX века. Многие исследователи считают, что концепция «салатной чаши», где различные элементы гражданского общества перемешиваются, но при этом могут сохранять свои особенности как нельзя лучше подходит для того чтобы охарактеризовать политику мультикультурализма в США. Основным достоинством и удачным опытом мультикультурализма в США является то, что различные меньшинства, этносы и культуры нашли способ мирного сосуществования. При этом чаще всего представители данных групп сохраняют свои уникальные черты, а также существует культура ненасильственного протеста для отстаивания своих прав. Меньшинства влияют на развитие страны, на ее курс. В качестве примеров можно привести прошлогоднюю поддержку гендерных меньшинств в США, и предвыборные кампании кандидатов в президенты, которые также были обращены к различным меньшинствам. В. Тишков подчеркивает, что: «формула «единство в многообразии» …, начертанная на американском гербе и монетах, в этой стране состоялась». Одним из основных недостатков политики мультикультурализма в США является тот факт, что несмотря на поддержку равенства и порицания дискриминации существует множество межэтнических конфликтов. После теракта 9 сентября 2001 года и последующих событий, среди американцев была распространена исламофобия. Нарастанию конфликтности способствует полицейский беспредел в отношении меньшинств, в частности беспорядки в Фергюсоне в 2014 и другие аналогичные ситуации. Из-за недостаточной социальной поддержки, часть меньшинств живет за чертой бедности, что стимулирует криминогенную обстановку. Особенно это характерно для таких городов как Чикаго или Детройт. Также это способствует росту ксенофобии в стране. Этим можно объяснить успех кандидата в президента США, Дональда Трампа, который, в частности, намеревался всячески ограничить прибытие мигрантов с Мексики. С другой стороны, сама политика мультикультурализма становится более агрессивной. Исследователь В.В. Сахарова подчеркивает, что мультикультурализму начинают придавать статус фетиша, для того чтобы разобщить общество, и США перестали бы восприниматься как общий дом, где едино проживали бы различные меньшинства, и другие национальные и культурные группы. |