Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественное призрение

  • История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы


    Скачать 2.91 Mb.
    НазваниеВопросы по Истории социальной работы
    АнкорИстория социальной работы
    Дата15.02.2022
    Размер2.91 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkzamen_po_istorii_srb.docx
    ТипДокументы
    #362898
    страница42 из 52
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   52

    10.Сравнить способы борьбы с профессиональным нищенством, голодом и эпидемия в России и за рубежом в XVI – XVII вв.


    Общественное призрение — организованная система помощи со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Система общественного призрения была представлена в XIX веке Министерством внутренних дел, земскими и городскими учреждениями, учреждениями императрицы Марии Федоровны, Императорским человеколюбивым обществом, попечительствами о бедных различных ведомств, частными благотворительными обществами (историческая парадигма помощи — модель защиты и поддержки нуждающихся).

    Намечаются последовательные действия и мероприятия со стороны государства. Они направлены на поддержку и защиту таких институтов, как материнство и детство, инвалидность, семья, престарелые.

    В период правления Петра I впервые в России начинает осуждаться инфантицид на государственном уровне. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится субъектом права: ему предоставляются определенные жизненные гарантии, обозначается его место в системе социальных связей.

    Осуществляются мероприятия в рамках общественного призрения по распространению образования и медицинских услуг. Помимо государственного патроната над нуждающимися организуются институты государственного контроля. Их назначение — локализовать социальные болезни: профессиональное нищенство, детскую безнадзорность, алкоголизм, проституцию.

    В этот период конфессиональная система помощи претерпевает ряд существенных изменений: она переходит от самостоятельного существования под непосредственный патронат и контроль государства.

    На рубеже XVIII — XIX веков общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорным детям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т. д. Намечаются меры и по решению проблем социальной патологии: проституции, профессионального нищенства, детской безнадзорности. Этот пласт проблем становится неотъемлемой частью общественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи и поддержки, вносит в нее элементы профессионально-деятельностных подходов.

    При Екатерине II образуются приказы общественного призрения, которые представляли собой систему институтов контроля и помощи. Так, прокормлением нищих занимаются работные дома, в них призреваемые получали пищу, кров, одежду, пристанище. Смирительные дома принимают не только профессиональных нищих, но и других клиентов: «рабов непотребных», «рабов ленивых», «сыновей и дочерей, кои родителям своим непослушны», людей «неистоваго и соблазнительнаго жития». В смирительные дома принимались клиенты либо на время, либо навсегда по решению губернского правления или суда.

    Развивается светская благотворительность. Она имеет различные направления. Можно отметить, что в российском обществе появляются как общественные формы организации, так и частные. С 1864 года благотворительность становится гражданским долгом в обществе. Утверждается мысль, что всякий гражданин, лишенный способности к труду, имеет право требовать призрения тем сословием, к которому он принадлежит, и оно обязано было предоставить ему помощь и поддержку.

    Общий надзор за призрением осуществляли Министерство внутренних дел и губернаторы. Наряду с этим действовали правительственные, сословные и частные благотворительные учреждения, т. е. отсутствовала строгая централизация, благотворительную деятельность курировали разные ведомства.

    В не земских губерниях действовали приказы общественного призрения, учреждения Императорского человеколюбивого общества, Ведомство учреждений императрицы Марии, учреждения великой княгини Елены Павловны, Александровский комитет о попечении раненых, Комитет заслуженных гражданских чиновников и другие. Были определены следующие источники финансирования учреждений призрения: пособия от городов и казны, пожертвования, подаяния и завещания, пени и штрафные деньги, хозяйственные и случайные доходы разного рода.

    Церковь получает право организовать свою собственную благотворительность в учреждениях церковно-приходских попечительств и братств. Интенсивно развиваются волостное и сельское призрение. Как самостоятельная сфера общественного призрения набирают мощь общественные работы, намечаются специфические формы локализации таких социальных патологий, как профессиональное нищенство, проституция, детская безнадзорность. На новый качественный уровень выходит призрение душевнобольных, слепоглухонемых, калек с рождения и вследствие войн. Возникают и развиваются принципиально новые формы помощи нуждающимся — народные детские сады, артели, биржи труда, всевозможные производственные мастерские, конторы по приисканию рабочих мест, лечебно-продовольственные пункты и т. д.
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   52


    написать администратору сайта