История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы
Скачать 2.91 Mb.
|
9.Сравнить деятельность монастырей в области социальной помощи в России и за рубежомПомощь церквей и монастырей нуждающимся была разнообразной, определяясь во многом их материальными и финансовыми возможностями. Наиболее распространенными формами такой помощи были: бесплатное кормление нищих и убогих; устройство особых приютов и богаделен для бедных, искалеченных, престарелых, странствующих; учреждение сиротских домов и приютов; устройство лечебниц для бедных и нищих и др Помощь в России. В 988 году на берегах Днепра произошло великое историческое событие, крещение Руси. И в русскую жизнь был внесен новый элемент - христианское учение, - элемент, оказавший громадное влияние на молодое еще русское общество. Христианство открыло для славян новый мир высоких нравственных идей любви и сострадания к ближнему и, проводя эти идеи в жизнь, впервые заговорило о призрении бедных. Церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двухосновным направлениям: - помощь через монастыри - монастырская система помощи; - помощь через приходы - приходская система помощи. В первый период активно развивались монастыри, получающие поддержку со стороны княжеской власти и окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотворительной социальной деятельности. Русские монастыри не «специализировались» на каком-либо одном виде помощи, как это было присуще западной церкви. В основном они выполняли четыре основные функции: - лечение; Дело в том, что иноки, принесшие религиозное учение из Византии, принесли с собой и тайны врачевания. Первая на Руси больница, предлагающая нуждающих бесплатное лечение и пропитание, скорее всего была организована Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре. - обеспечение неимущих, в виде оказания единовременной помощи натуральными продуктами; В XIII веке в «Правилах о церковных людях» были более четко обозначены формы социальной помощи церкви: пособия вдовам, приданное девицам, выкуп пленных и др. кроме того, церковь придерживалась мнения, что не надо проводить разбор просящего, а следует сразу же удовлетворить его просьбу. Больше всего раздавалось жизненно необходимых продуктов, так как денежное обращение к тому времени было еще слабо развито. - обучение; Одной из форм социальной помощи выступало обучение нуждающихся грамоте или ремеслам. - контроль; В Уставе князя Ярослава упоминается дом церковный (либо божий дом) как мера наказания для женщин, они ссылались в монастырь за неверность. Иная система поддержки наблюдалась в приходе. В отличии от монастырской приходская помощь была более открытой. В ней сосредотачивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, они осуществляют самую разнообразную поддержку от материального вспомоществования до воспитания и перевоспитания. Приход так же являлся территориальной, административной и податной единицей. В памятках древней письменности есть свидетельства, что почти в каждом из приходов существовали богадельни. Помимо административных функций приход, согласно учению Церкви, выступает в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих, которые сопутствуют переселенцам и обретают там свое пристанище. К особо значимым формам приходской благотворительности можно отнести ссуды из церковной казны денег, хлеба, семян. Ссуды выдавались отдельным лицам, а также обществу, часто под залог имущества. Приходская благотворительность — это переходное звено между монастырской и гражданской системами помощи. В отличии от монастырей приходы представляли собой открытую организационную систему. Самостоятельно выбирая священнослужителей и притч. Кроме того, в общине избирался староста, на котором лежали различные функции - от экономических до социальных. Помощь за рубежом. После легализации христианства начиная с шестого столетия монастыри разрастаются по всей территории Европы. Уставы монастырей, где труд и помощь ближнему являются основой монашеской жизни, заставляют их селиться в сельской местности. Развитая система монастырского натурального хозяйства, пожертвования частных лиц позволяют монахам оказывать помощь и поддержку всем нуждающимся. Институтами помощи и поддержки в период Средних веков являлись госпитали. Первые госпитали появляются при монастырях, а позднее — в городах, под присмотром муниципальных властей. Так постепенно конфессиональное милосердие заменяется светским. К середине четырнадцатого столетия в Европе насчитываются тысячи таких учреждений, в которых размещается от нескольких десятков до нескольких сотен человек. В период раннего Средневековья материальная помощь распределялась Церковью через систему приходов или епархий. Епископ каждой епархии осуществлял помощь бедным в пределах своей юрисдикции. В «высокое» Средневековье к этой деятельности подключаются светские власти, которые либо заменяют, либо совместно осуществляют патронат над нуждающимися. В главных европейских государствах — Германии, Франции и Англии — наиболее полно и всесторонне отразились тенденции средневековой системы помощи и поддержки. Несмотря на то, что каждое государство имело свое социально-историческое своеобразие, все же можно выделить, в каждой средневековой системе поддержки определенные стадии развития: от церковной помощи под контролем королевской власти к помощи орденов и монастырей, которую сменяет система взаимопомощи городских общин и, наконец, на этапе оформления профессионального нищенства в конце XVI подключение к данной деятельности государства. Однако рассмотрение генезиса средневековой модели помощи и поддержки мы начнем с деяний Карла Великого, который внедрил Каролингскую систему попечения в период развития Франкского государства. Каролингская система попечения явилась архетипом, давшим корни средневековой системе помощи нуждающимся. КАРОЛИНГСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ — попечение на основе античных ценностей, осуществляемое в период правления Карла Великого. Для К.П. были характерны патерналистские подходы к общественному распределению, негативное отношение к нищенству, введение повинностей на основе имущественного ценза. Продолжая традиции ранней апостольской церкви, согласно свидетельствам Эгингарда, он занимается вспомоществованием не только на своей территории, но и посылает своеобразную «гуманитарную помощь» деньгами христианам за моря в Сирию, Египет, Иерусалим. В XI —XII веках можно отметить, что намечаются тенденции общинной помощи в городах, а также система помощи через ордены монахов и религиозные организации мирян, которые охватывали своей деятельностью различные страны. Постепенно развиваясь, история диктовала новые тенденции помощи через монастыри, но суть всегда остается единой. Помощь и презрение нуждающихся через веру и поддержку. Примером может служить современная картина общества, люди до сих пор могут найти кров и помощь в монастырях не зависимо от места положения пусть это будет Россия или страны зарубежья. |