Главная страница
Навигация по странице:

  • 10. Особенности онтогенеза человека.

  • Документ Microsoft Word. Вопросы по курсу Психологопедагогическая антропология


    Скачать 0.61 Mb.
    НазваниеВопросы по курсу Психологопедагогическая антропология
    Дата27.06.2022
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
    ТипДокументы
    #617533
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    9. Филогенез человека.


    Филогенез человека, т. е. развитие его как вида, как разновидности живого вещества, имеет чрезвычайно долгую историю. Он осуществляется как целостный эволюционный процесс, в результате которого произошло превращение антропоида в человека разумного. Существуют различные теории о первопричине этого процесса. Глобальным его источником признается Солнце, влияющее на ритмы изменений природы, внутренний ритм жизни любого живого существа, на ритм социальных процессов и пр. (Л. Н. Гумилев, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.). При этом в качестве эволюционных механизмов рассматриваются биологическое наследование, социальное наследование, сознательная активность человека во взаимодействии с природой и обществом.

    До последнего времени считалось, что эволюция человека завершена, а эволюционные механизмы уже служат не изменению вида, а лишь его сохранению. Действительно, многочисленные данные подтверждают: организм современного человека в основном таков же, как и 3,5 тыс. лет назад; не меняются его базовые потребности и пр. Однако современная генетика доказывает: в ДНК человека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида, т. е. филогенез — процесс продолжающийся.

    Современная наука утверждает, что филогенез подчинен законам конвергенции: взаимодействия, взаимопроникновения природных и социокультурных процессов — и возможен, только если человек совершает сознательную перестройку своего эволюционного процесса.

    По мнению Н. Н.Моисеева., человечество уже успешно совершило две такие перестройки.

    Первая произошла в эпоху палеолита — древнейшего периода каменного века. Вторая — в неолите (VI—II тысячелетие до н., э.). Обе они были связаны с кризисом внешних условий бытия, с экологическими катастрофами, грозившими полным уничтожением предков современного человека. Обе они вызвали их сознательные целенаправленные действия, результатом которых всякий раз оказывалось не только предотвращение истощения природных ресурсов, не просто сохранение вида, но принципиальное изменение эволюционного процесса.

    В первом случае антропоиды сумели сформулировать определенные правила совместной жизни, и это привело к некоторым изменениям внешнего облика антропоидов, к прекращению естественного отбора на уровне организмов — он действовал теперь на уровне племен, народов, цивилизаций. Во втором — человек перешел к оседлому образу жизни. Вторая перестройка не только вновь повлияла на антропологический облик человека. Она вызвала к жизни новые способности, реализовала скрытые до той поры созидательные возможности людей, изменила пространство их бытия, усилила влияние культурной среды на человека.

    И та и другая перестройка оказались возможны лишь потому, что люди действовали совместно, сознательно изменяли свой образ жизни и самих себя на основе общепризнанных ценностей и табу, т. е. они развивались как существа нравственные, духовные.

    В настоящее время, как считает Н. Н. Моисеев, человечество стоит на пороге третьей перестройки своего эволюционного процесса. Действительно, проблема вымирания человечества вновь

    стала актуальной. Катастрофическое состояние экологии планеты, истощение возможностей биосферы по удовлетворению все возрастающих потребностей человека всерьез ставят вопрос о выживании не только человека, но и всего живого на Земле.

    Люди давно осознали необходимость создания экологических ниш, затем новых, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий. Но сегодня этого недостаточно. Человек должен сознательно изменить самого себя. Ему необходимо научиться согласовывать свои потребности с убывающими ресурсами планеты, подчинить свою жизнь новым и жестким ограничениям. Он должен осознать всесвязанность населения земного шара. Ему предстоит превратить свой духовный мир из «надстройки» в определяющий фактор развития человека как вида, вновь усилить ориентацию на нравственный аспект своего бытия.

    Нельзя не признать, что этот процесс уже начался, хотя тенденции его осуществления носят не столько поступательный, сколько колебательный, непоследовательный характер. Зарождается «коллективный общепланетарный мозг», проявляется коллективная воля, создается общепланетарная социальная память, формируется общечеловеческая шкала ценностей и вырабатываются правила ее защиты и сохранения.

    Сложность осуществления третьей перестройки эволюционного процесса человека состоит в том, что на нее не отпущены миллионы лет, как в первом и втором случаях. Она должна осуществиться в очень короткие сроки, что повышает значимость осознания человеком своей природы и сущности своего развития.
    10. Особенности онтогенеза человека.


    Онтогенез — развитие отдельного человека - во многом повторяет историю вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве — социокультурный путь человечества. Не являясь совершенно независимым от филогенеза, онтогенез в то же время -несколько другой процесс (нефинсз в свернутом виде).

    Разные науки используют разные понятия для описания процесса онтогенеза: созревание, рост, социализация, самоосуществление, индивидуализация, развертывание, становление и пр.

    Многочисленные термины, характеризующие онтогенез человека являются частными по отношению к наиболее общему — «индивидуальное развитие». В процессе индивидуального развития созревание, социализация, самоосуществленис и пр. тесно связаны между собой. Более того, многочисленные составляющие онтогенеза взаимозависимы, взаимно регулируют друг друга.

    Социализация начинается уже в пренатальном периоде, рост стимулирует определенные формы самоосуществления, индиви­дуализация в определенной мере зависит от созревания и т.д.

    Поскольку человек — существо целостное и противоречивое, то и онтогенез его — процесс целостный и противоречивый, диа­лектический. В процессе индивидуального развития человек все время меняется и одновременно остается тождественным самому себе. Не только количественные изменения, происходящие в его организме, вызывают определенные качественные изменения его в целом, но и качественный скачок в развитии (бифуркация) про­воцирует количественный рост организма. Динамика одной со­ставляющей человека (организма, например) отражается на ходе развития практически всех остальных. Темпы изменения разных структур человека не одинаковы: достижение человеком зрелости организма не всегда совпадает с сформированностью эмо­циональной, волевой, интеллектуальной сфер, с социальной зре­лостью. Сегодняшнее состояние антропологического знания, интегра­ции им негуманитарной информации усиливает нетрадиционные подходы к проблеме онтогенеза.

    Современная наука все больше склоняется к тому, что:

    - развитие — это диалектическое единство регрессив­ных и прогрессивных преобразований;

    - человек в процессе своего индивидуального развития (впрочем, как и в про­цессе филогенеза) не становится ни хуже, слабее и пр., ни луч­ше, совершеннее и пр., он делается принципиально другим;

    - результатом онтогенеза является все возрастаю­щая индивидуализация каждого человека;

    - разви­тие происходит в течение всей жизни человека, с пренатального периода и до последнего дня.

    Сегодня становится все более признаваемой и следующая не­традиционная точка зрения: онтогенез человека не линейный и не спиралевидный процесс с элементами повторяемости, цик­личности. Он скорее — волнообразный и колебательный процесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс». Это связано с тем, что колебательный характер имеет природа активности Солн­ца, определяющего развитие всего живого. Вот почему обменные процессы, происходящие в мозгу и организме человека, как и другие явления, сопровождающие его индивидуальное развитие, характеризуются противоречивыми тенденциями: трата - -восстанов­ление, дифференциация—интеграция, хаос—гармония, потери— приобретения.

    Известен целый ряд наглядных примеров этого. В связи с созреванием мозга ребенок научается читать, его связи с информацией, культурой переходят на более высокий уровень — и у него угасают потрясающие лингвистические способности, воз­никают проблемы с памятью. Расширяется жизненный опыт ре­бенка, возрастает его «умудренность» — и снижается способность удивляться, восхищаться, гаснет любопытство. По мере развития произвольности психических процессов на смену детской непо-средственкости приходит тактичность; яркое, но легковесное дет­ское воображение превращается в целенаправленную творческую деятельность и т.д.

    И хотя продуктивность, осмысленность, целенаправленность деятельности взрослого, как правило, гораздо выше, чем у ребенка, очевидно: то, что теряется по мере развития, не было бесполезным, недостойным человека.

    Сохраняющиеся детские возможности могут не только украсить жизнь взрослого. Они не соответствуют многим требованиям взрослой жизни и часто усложняют ее. Приобретения и потери в процессе онтогенеза не только естественны, но и необходимы.

    Традиционно онтогенез рассматривается как процесс непрерывный и последовательно детерминированный. Современная наука утверждает: развитие человека – процесс прерывистый и в определенной мере обратимый. Каждый период жизни человека – ценность, каждый этап жизни важен. В то же время не следует предопределять фатально ни один этап жизни человека, ни результатов развития в целом. Переосмысляя свое прошлое, меняя свои представления о смысле и цели своей жизни, человек может изменить результат и ход своего собственного развития.

    В настоящее время отмечается, что онтогенез – процесс не только детерминированный внешними обстоятельствами и условиями жизни, но и самодетерминирующийся, самоорганизующийся по мере взросления человека. Это обусловлено человеческой активностью. Активность человека имеет содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона – это идеалы, цели, ценности, мотивы, вера. Это все относится к будущему времени. Энергетическая сторона относится к настоящему и предполагает действия, поступки, общение, отношения, чувства. Активная и энергетическая сторона неразрывны.

    Устремленность человека в будущее, сопровождающаяся реальной активностью его в настоящем – движущая сила онтогенеза. Она позволяет человеку овладевать физическими и социальными условиями своей жизни, психически перерабатывать событиями, происходящие вокруг него, реализовывать собственные цели, утверждать собственные ценности.

    Анализ различных концепций онтогенеза.

    Развитие человека в филогенезе и в онтогенезе – процесс многофакторный. Наиболее значимыми, постоянно действующими факторами развития человека признаются:

    - состояние Космоса, активность Солнца, природные факторы, явления, циклы;

    - генетические программы, врожденные каждому человеку;

    - социокультурные условия жизни поколений людей и конкретного человека;

    - специфическая человеческая активность, отличающаяся от активности всего живого.

    Названные факторы даны ребенку при рождении и находятся изначально вне его сознательного влияния. Взрослея, человек получает все большие возможности изменять их, увеличивать или уменьшать степень их значимости для своего развития.

    В научной литературе существуют различные ориентации при объяснении сущности, причин и механизмов онтогенеза.

    Биогенетическая ориентация. Согласно этой теории индивидуальное развитие – это реализация конкретной генетической заданной программы, определяющей особенности проявления и программу изменений внешнего вида, нервной системы, поведения отдельных людей. Генетически заданная программа включает в себя и общие для всех людей признаки. Общие для всех признаки создавались в процессе эволюции и обусловлены тем, что все люди принадлежат одному виду. Индивидуальная - обусловлена генами, полученными от родителей. От них зависит врожденная особенность и телесная организация.

    В.М. Русалов обнаружил ряд врожденных программ поведения, отличающихся у разных людей в соответствии с морфологическими особенностями их организма. Есть програм­мы, которые определяют продолжительность сохранения детских форм поведения; программы мужского поведения (их В. М. Руса-лов выявил двенадцать!); программы, определяющие поведение через тип обмена веществ — жировой или углеводный (при пер­вом энергия накапливается быстро, а тратится медленно, при ^то­ром все происходит наоборот). Есть и другие врожденные про­граммы поведения человека.

    Сторонники биогенетической объяснительной ориентации не отрицают значимости социокультурной ситуации для развития конкретного человека. Они признают, что способы выражения общих закономерностей развития, врожденных видовых свойств и потребностей, формы проживания одинаковых для всех людей стадий онтогенеза в значительной мерс зависят от социальных и культурных условий жизни индивида. Но с их точки зрения имен­но генотип детерминирует чувствительность конкретного челове­ка к тем или иным воздействиям среды и культуры. Именно он обусловливает способность человека так или иначе реагировать на социокультурные факторы, определяет структуру и способ про­явления его потребностей. Именно он выделяет те условия, объек­ты, с которыми человек взаимодействует наиболее активно.

    Для сторонников социогенетической объяснительной ориента­ции онтогенез — это процесс адаптации ребенка к культуре, в холе которого происходит научение в самом широком смысле слова. Ребенок получаст и усваивает информацию о социальных ценностях, о технологии ролевого поведения, о сущности соци­альных позиций и т.д. Движущей силой развития человека при­знаются противоречия, присущие культуре любого сообщества и существующие между культурой социума и культурой ее конк­ретного носителя. Не отрицая наличия и различия врожденных свойств людей, сторонники социокультурной объяснительной ориентации считают: именно культура делает реальным фактом потенциальные, генетически заданные особенности индивида. Именно состояние культуры вызывает к жизни, актуализирует то, что заложено в генотипе. Именно особенности культуры оп­ределяют, что и как будет реализовано из генетически заданного человеку.

    Нельзя не заметить, что в представленных концепциях чело­век рассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силах выбрать спой генотип или культуру, в которой он рождается.

    Иная позиция у сторонников персонилистской объяснительной ориентации. Для них развитие человека — это процесс сознатель­ной реализации каждым врожденной специфически человеческой активности. Специфическую человеческую активность называют по-разному. Дня К. Д. Ушинского — это «духовные стремления». Для П.Симонова — «идеальные потребности». Для Ж.П.Сартра — «внутреннее Я». Для С.Ваймана — «священный дар».

    В любом случае речь идет о врожденных каждому человеку (как существу социальному, разумному, духовному и креативному) специфических потребностях и способностях:

    - достигать самопревышемия;

    - стремиться достичь такого состояния, которого еще нет;

    - ориентироваться в проявлении своей активности на идеал, на нравственные и эстетические ценности человечества.

    Результатом онтогенеза, с этой точки зрения, становится лич­ность, преодолевшая свою «частичность», ставшая самой собой.

    Сторонники персоналистского подхода к объяснению разви­тия человека не считают ег о существом, полностью детерминиро­ванным биологическими и/или социокультурными обстоятельства­ми. И хотя они признают, что состояние мира (культуры) не безразлично для онтогенеза, основной акцент делается ими на персональной ответственности каждого человека за ход и резуль­таты своего онтогенеза, поскольку каждый человек сам определя­ет, встать ли над обстоятельствами или подчиниться им: сам оп­ределяет, каким он будет (В.Франк).

    Соглашаясь в целом с такой позицией, признавая право вы­бора, самостоятельного решения за каждым человеком (не только за взрослым, но и за ребенком), нельзя забывать, что ответствен­ность за осуществление ребенком своих прав на самоопределение лежит прежде всего на взрослых.

    И биогенетическая, и социогенетическая, и персонологиче-ская концепции развития человека страдают определенной, вполне очевидной, односторонностью. Для сегодняшнего человековеде­ния характерны уход от крайностей, от абсолютизации одной позиции, стремление к интеграции конструктивных идей. При­знается некорректным выделение какого-либо одного аспекта раз­вития и трансформация его в главную доминанту и детерминанту онтогенеза. Более продух гивна координация всех аспектов и пла­нов развития: онтологического, культурно-исторического, фено­менологического. В. П.Зинченко, например, считает, что следует учитывать не только, как Я меняется в мире, не только потенци­альные объективные возможности изменений человека, но и как меняется Я в сознании и'.ндивида.

    В связи с этим представляет интерес историко-эволюционная концепция развития человека. Ее сторонники рассматривают онто­генез как процесс преобразования и воспроизводства человеком общеетвенно-историческ-.ого опыта, культуры человечества и сво­их собственных свойств (физических данных, психофизиологи­ческих систем, темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.). Такое преобразование и воспроизводство осуществляются человеком начиная с пренатального (внутриутробного) периода своей жизни. Уже тогда у него складывается специфически чело­веческая психика. Он рождается готовым к усвоению человече­ских форм поведения, речи, культуры и опыта человечества. При этом с самого рождения ребенок не только активно усваивает культуру и опыт, но также активно вплетается в этот опыт, в присущую только человеку систему социальных связей и изменя­ет ее и себя.

    Для преобразования и воспроизводства ребенком культуры и себя самого важное значение имеют и богатство его жизненного опыта, и генетически заданные ему программы, и его органиче­ские особенности. Но влияние тех и других преломляется и осуще­ствляется через образ окружающей жизни. Образ жизни окружаю­щего ребенка социально-предметного мира предоставляет ему потенциальные возможности для развития. Реализуются же эти возможности в той мере, в какой сам ребенок воспринимает цен­ности, нормы, мотивы, выработанные обществом как субъектив­но значимые, как цель, ради которой он живет. Свой образ окру­жающего, своя система отношений и ценностей складываются у ребенка в процессе совместного с другими, прежде всего взрос­лыми людьми, бытия, через способы осуществления человече­ского содействия.

    Содействие с другими людьми и с собой как с другим рас­сматривается в историко-эволюционной концепции как важней­шее условие развития человека, его движущая сила. Признается, что оно движет развитие человека и тогда, когда является реаль­ным процессом, и тогда, когда протекает в воображении, воспо­минаниях, грезах.

    Содействие ведет развитие ребенка от совместных со взрос­лыми актов поведения через подражание к самоконтролю поведе­ния, побуждаемому смыслообразующими мотивами. При этом, как правило, происходит переход человека с режима потребления, усвоения культуры на режим овладения ею ради создания соб­ственного образа жизни.

    Таким образом, онтогенез человека рассматривается в истори­ко-эволюционной концепции как процесс, органически связан­ный с его общественным существованием, но невозможный без собственной активности человека по усвоению как исторически сложившихся видов и форм деятельности, так и идеальных форм бытия, без осознания мира и самоосознания.

    Результатом развития с этих позиций является усиление чело­века как субъекта общественной и личной жизни, увеличение его вкладов в социогенез, ясное осознание и четкое формулирование жизненной концепции, целей и принципов жизни (т.е. смысла жизни).

    Историко-эволюционная объяснительная ориентация развития человека наиболее близка педагогической антропологии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта