Главная страница
Навигация по странице:

  • 31. Субъектно-объектная и субъектно-субъектная концепции воспитания.

  • Документ Microsoft Word. Вопросы по курсу Психологопедагогическая антропология


    Скачать 0.61 Mb.
    НазваниеВопросы по курсу Психологопедагогическая антропология
    Дата27.06.2022
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
    ТипДокументы
    #617533
    страница8 из 15
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15
    § 2. Наиболее значимые факторы, отделяющие человека от высших животных

    Проблема, обозначенная в названии параграфа, как и многие другие, была поставлена в эпоху Античности. Считается, что это сделал Платон, который констатировал наличие в человеке двух начал: животного и разумного.

    Традиция решать проблему отличия человека от высших животных на основе данной дихотомии, вне зависимости от конкретных представлений о содержании животного (биологического) и социального, сохраняется и сегодня.

    До последнего времени большинство исследователей признавало, что «действие биологических законов в развитии человека опосредовано законами социальными. Однако в конкретном научном плане эти положения еще недостаточно проработаны» [1.С.9] — вполне справедливая констатация.

    Дело в том, что понимание содержания указанного опосредования учеными нередко является принципиально различным. Одни полагают, что, хотя биологическое в человеке сохраняется в чистом виде, оно значительно изменяется под воздействием социальных условий существования. «Биологические структуры и функции человеческого организма, считает, например, П.Н. Федосеев, - под влиянием социального фактора (прежде всего, трудовой деятельности) в значительной мере претерпели модификацию и достигли в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у других представителей животного мира: они «очеловечились». Иными словами, биологическое в человеке предстает не как рядоположенное с социальным, а в самой сфере социального» [2.С.17].

    Не говоря уже о спорности положения о большей развитости биологического в человеке (многие оценивают его как раз противоположным образом, что тоже не бесспорно), очевидна необходимость строгого определения понятий «биологическое» и «социальное», выделение тех структур и элементов родового и индивидуального бытия человека, которые мы могли бы считать биологическими.

    Значительная часть ученых и философов исходит из того, что биологическое и социальное качественно отличаются не только по характеру, типу организации и способу жизнедеятельности животных и человеческих популяций, но и на организационном уровне, поэтому говорить о биологическом в человеке вообще нет оснований.

    «На наш взгляд, - утверждает В.В. Давыдов, - применять понятие «биосоциальная природа человека» неправомерно ни с теоретической, ни с фактической точки зрения» [3.С.29], поскольку «биологическое» у животных реализуется в единстве их потребностей и врожденных способов их удовлетворения. Именно «врожденность» является одним из отличительных признаков биологического, потому что способы удовлетворения потребностей, поведение предопределены особенностями морфофизиологической организации животного данного вида.

    Способы удовлетворения потребностей человеком, благодаря специфике его жизнедеятельности, не предопределяются организацией его тела. Организм человека позволяет ему осуществлять любые формы деятельности, в чем проявляется универсальный характер человека как природного телесного существа. Действительно, на организменном уровне человек наследует лишь предпосылки усвоения программы социализации. Программа же «стать человеком» находится вне организма, в структуре социума, ее научное название - «культура». Но и человеческая телесность тоже результат реализации программы социализации, развернутой в историческом плане.

    Исследователь А.Г. Мысливченко также считает, что «термин «биосоциальное» не может быть применен для определения сущности человека», но совершенно по другим соображениям. Он предлагает развести понятия «сущность человека» и «природа человека», поскольку вопрос об определении структурно-организованной природы человека следует отличать от вопроса о его социально-деятельностной сущности, ибо понятие природы человека по своему содержанию шире и богаче понятия сущности.

    Ясно одно: существуют веские аргументы против употребления понятия «биосоциальное» в человеке. Поэтому ученые все чаще оперируют понятии «социоприродное». Например, В.П. Казначеев и Е.А. Спирин определяют феномен человека как «комплекс социоприродных свойств».

    Противниками дихотомии биологическое-социальное как основополагающей характеристики природы человека выделено главное отличие биологического и человеческого: биологическое основано на наследовании видовой программы и обеспечении ее реализации морфофизиологической организацией животного.

    Реализация программы «человек» предполагает, конечно, здоровый человеческий организм, но сама программа находится вне организма, в структуре социума.

    Это коренное отличие биологического и человеческого развернуто во многих планах, некоторые из них выделены выше. Однако специфика человеческого не изначальна, она не источник, а результат развития.

    Появлению человеческого качества предшествовало возникновение гоминидной формы развития живого. Гоминид отличали особенности морфологии: прямохождение, сравнительно большой объем головного мозга, превращение орудийной деятельности в трудовую функцию, затем преобразование поведения в деятельность. Главное отличие трудовой функции состоит в том, что труд предполагает изменение формы природных предметов, начиная с примитивных сколов на галечниковых орудиях.

    Наиболее аргументирована позиция ученых, считающих, что в развитии трудовой функции существовали два этапа: 1) индивидуальное ее осуществление; 2) коллективная трудовая функция (трудовая кооперация).

    Труд возник как индивидуальная функция, поскольку он связан с добычей пищи, а последняя у гоминид первоначально была делом индивидуальным.

    Переход к трудовой кооперации стал возможен на основе эволюции стадной коллективной функции защиты, эффективность которой росла с совершенствованием орудий и, достигнув, пика, плавно перешла в новую коллективную функцию охоты. Важным фактором этого процесса была так называемая «мертвая охота» - добывание при помощи орудий костного мозга из остатков пиршеств хищников.

    Но даже коллективная охота первоначально осуществлялась на базе коллективных условных рефлексов, эволюция которых создала основу человеческой психики, привела к разрушению стадной организации и замене ее организацией социальной.

    В данном отношении особую важность имело развитие так называемого репетиционного рефлекса - коллективной отработки охотничьих умений и ситуаций. Коллективная охота была несовместима со стадной организацией, основу которой составляли гаремные «семьи». За право создания гаремов самцы постоянно соперничали. Но если у других приматов схватки самцов носят скорее символический характер, поскольку связаны по преимуществу с психологическим давлением, то у формирующихся людей - вооруженных, умелых воинов-охотников - они, по-видимому, были кровавыми, наносившими ущерб «трудовому коллективу». Именно поэтому коллектив охотников пошел на ограничение свободы самцов-монополистов. Возник эндогамный род, в котором все взрослые мужчины и женщины находились в брачных отношениях.

    Следует, однако, иметь в виду, что, когда мы говорим о социальной природе человека, мы подразумеваем не просто проживание людей в составе сообществ (сообщества, причем сложноорганизованные, свойственны многим животным, насекомым и растениям), а особое качество социума как носителя видовой программы, наличие социальной наследственности, о некоторых формах которой говорилось выше.

    Итак, главные отличия человека от высших животных состоят в следующем.

    • Носителем видовой программы является не отдельный член сообщества, а социум, с одной стороны, и человечество, социальная система, развивающаяся в целостность, - с другой. Видовой программой, как отдельного социума, так и человечества в целом является культура.

    • В отличие от животных, субстанциальным отношением человека к миру, а также его субстанциальным качеством является не поведение, а деятельность, связанная с изменением формы природных предметов, естественных процессов, природных и социальных ситуаций в соответствии с человеческими потребностями.

    • Наряду с индивидуальной наследственностью необходимым моментом видового существования человека является наследственность социальная, носителем которой является, например, социокод.

    • Важнейшей характеристикой человека является универсальность, которая состоит в том, что любой элемент Вселенной и вся она в целом может стать частью человеческого опыта, а также в том, что человек удерживает в сознании бесконечность мира и создает второй предметный мир, «вторую природу».


    31. Субъектно-объектная и субъектно-субъектная концепции воспитания.


    Сегодня актуален вопрос: Каким образом воспитывает индивида сама социальная жизнь общества? Как воспитывать человека, чтобы он мог успешно функционировать в многообразной системе социальных отношений?

    Шарль Монтескье ( 1689- 1755) - « Ныне же мы получаем воспитание из трех различных и даже противоречивых друг другу источников : от наших отцов, от наших учителей, и от то, что называют светом. И уроки последнего, часто разрушают идеи двух других».

    К сожалению, сегодня можно констатировать, что отсутствует взаимосвязь и преемственность между основными звеньями системы воспитания – семьей, учебно-воспитательными учреждениями разного типа ; что недостаточное внимание уделяется средовому фактору в воспитании и социализации подрастающего поколения; что имеет место вестернизация важнейших сфер жизни общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры, традиций.

    Чтобы воспитание рассматривать как начало и как путь социализации нужно искать новые подходы к трактовке его сущности, к пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития. Важно понять и осознать, что

    • воспитание сегодня становится своеобразным механизмом актуализации идей развития детей и молодежи, формирования у них социальных качеств и свойств;

    • в связи с усилением социальной направленности – воспитание нужно рассматривать как деятельность по приобщению людей к социальному опыту во всех его формах ( знания, ценности, нормы, качества , навыки и умения деятельности и общения) , а также по развитию индивидуальных возможностей и способностей каждого человека . Следует помнить , что социальный опыт – это результат активного взаимодействия с окружающим миром;

    • главными элементами психолого-педагогического усвоения социального опыта является деятельность, набор разнообразных социальных ролей , который позволяет проникнуть в природу усвоения субъектом опыта его взаимоотношений с окружающей действительностью, Самосознание ( окружающий мир, взаимодействие с людьми личность воспринимает через призму «Я-концепции»; система ценностных отношений : к миру, к жизни, человеку , труду и т.д.;

    • основными задачами социально ориентированного воспитание должно стать создание социокультурной среды, где личность развивается и приобретает социальный опыт; оказание помощи личности в социальной самоидентификации и самореализации природных задатков и творческих способностей; снятие противоречия между социальным и индивидуальным.

    Тогда, что следует понимать под социальным воспитанием?

    Как отмечает А.И.Левко, термин социальное воспитание в настоящее время употребляется в двух аспектах:

    1. Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними. При таком рассмотрении социального воспитания акцент делается на усвоение личностью групповых образцов, норм, стереотипов коллективной деятельности , стиля мышления той или иной социальной группы , общности. Результат такого воспитания – усвоить социальные роли, социальные ценности и нормы поведения и личность как объект культуры, представляющая собой итог социализации.

    2. Социальное воспитание есть процесс овладения индивидом определенным типом культуры в ходе социализации и индивидуализации на основе приобщения к ценностям культуры, а также выполнения определенных социальных ролей. В данном подходе личность является активным субъектом культуры, обладающая свободой, волей, способностью к творческой деятельности. Акцент делается на развитие духовных и социальных качеств личности

    Социальное воспитание на основе духовных ценностей может осуществляться с помощью:

    общецивилизационного подхода , который исходит из общечеловеческих ценностей и понимания культуры как некоего идеала , идеальной цели;

    поликультурного подхода, когда каждая локальная культура осознается как одна из возможных и тем самым определяет многообразие и плюрализм методов социального воспитания. Особая роль здесь принадлежит национальному, региональному, поселенческому воспитанию.

    Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно целенаправленных развития и духовно-ценностных ориентаций человека в процессе социализации (А.В. Мудрик). Эти условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в таких сферах как образование (обучение, просвещение, самообразование), организация социального опыта (организация жизнедеятельности формализованных групп, влияние на неформальные группы), индивидуальная помощь человеку (индивидуальные беседы, индивидуальные консультации, попечительство и опека, патронат ).

    Цель социального воспитания :

    Содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности.

    Социальный опыт- единство различного радо ЗУН, способов мышления и деятельности; стереотипов поведения, интериоризованных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний.

    Овчарова Р.В. определяет социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизенноважных задач взаимодействия с окружающим миром :

    1. формирование социальной компетентности;

    2. достижение социального самоопределения;

    3. достижение жизненного успеха

    4. выживание в обществе.

    Результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. С развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию.

    Общее и отличительно между «воспитанием как педагогическим процессом» и «социальным воспитание».

    1. Социальное воспитание рассматривает индивида, личность как члена современной социальной группы, социальной общности , общества в целом, как представителя той или иной культуры. Социальное воспитание делает акцент на формировании социальных качеств, социальной компетентности личности.

    Традиционная педагогика изучает сущность, закономерности, задачи, содержание, условия умственного, нравственного и т.д. воспитания .

    2. Социальное воспитание интересует вопрос «Как воспитывает индивиды сама социальная жизнь общества, а не отдельный индивид, взятый вне связи с социальной группой.

    3. Социальное воспитание характеризует направленность на регулирование социально-культурного взаимодействия в социальной группе, общности; опора на социальное подражание, социальные чувства , социальные потребности и интересы; опора на социальное творчество; социальное воспитание во всех его модификациях , моделях , технологиях служит общественно-государственным инструментом стабилизации общества; система социального воспитания находится под постоянным контролем общества , т.е. той социальной системы частью которой она является.

    4. Социальное воспитание сориентировано на решение двух взаимосвязанных задач – успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитие человека как субъекта деятельности и общения, и как личности.

    Схематически процесс социального воспитания можно представить как: ( по А.В. Мудрику)

    1. включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций;

    2. приобретение и накопление знаний, умений и других элементов социального опыта;

    3. интериоризация (перенос общественного сознания в сознание индивидуальное) социального опыта: преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению социального опыта и деятельности;

    4. экстериоризация социального опыта, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение.

    По Овчаровой Р.В.

    Процесс социального воспитания личности имеет свои а) циклы: семейный, образовательный, трудовой и послетрудовой:

    Б) свою структуру—цели и задачи ; средства реализации ( формы, методы , технологии); содержание ; объекты и субъекты ; результат ( определяется как степень успешности личностного роста в деятельности, общении, познании, самоопределении и саморазвитии);

    В) свои этапы – ориентационный , проектировочный, этап планирования, этап реализации поставленных задач, этап оценки результатов.

    Объекты и субъекты социального воспитания.

    Объект - существующий вне нас и независимо от нашего сознания

    внешний мир, являющийся предметом познания и практического воздействия субъекта ; предмет , явление на которое направлена активность субъекта.

    Объектом социального воспитания является человек, ребенок, ( процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно-образовательных организациях).

    Субъекты социального воспитания—конкретные люди ( педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.

    Субъект-субъектные отношения

    это тип отношений, складывающийся в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, состоящих в создании паритетного участия обучающихся и обучающих в организации и осуществлении совместной деятельности. Это те отношения, которые формируют так называемые «педагогику сотрудничества» и соуправление, «педагогику ненасилия». Это то, что мы называем «диалоговым обучением». Происходит это при субъективации личности ученика, что возможно следующими средствами: а) делегирование учащимся ряда учительских, В том числе и дидактических полномочий; б) признание и обеспечение выполнения прав ребенка и его родителей по отношению к школе и обучению; в) развитие детского самоуправления как в учебном, так и внеучебном процессе; г) повышение доверия к детям со стороны педагогов, уважения к их достоинству и чести; воспитание у детей духовно-нравственных качеств; е) создание в образовательном учреждении уклада жизни, соответствующего и развивающего культурологические традиции народа, выходцами из которого являются дети. Все это есть пути и средства реализации принципов демократизации, природосообразности и культуросообразности отечественного образования. В практике образовательных учреждений должны разумно сочетаться оба типа отношений, субъект-объектные и субъект-субъектные, при ведущей роли второго типа.

    Принципы социального воспитания. ( самост. по учебнику А.В. Мудрика) -конспект.

    Понимание социального воспитания как составной части развития и социализации человека, а также подход к нему как субъект-субъектному взаимодействию и определение его как создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностных ориентаций позволяет выделить ряд принципов, которые могут рассматриваться основанием организации социального воспитания

    1. Принцип природосообразности

    Аристотель, Я.А.Коменский, А. Дистервег. К.Д.Ушинский.

    Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы. Человека нужно воспитывать не только как мужчину или женщину определенного возраста, не только как жителя конкретной страны, но и планеты в целом.

    Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.

    2.Принцип культуросообразности (Дж.Локк, А.Дистервег,К.Д.Ушинский и др.)

    Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами , традициями конкретной национальной , региональной культур , не противоречащих общечеловеческим ценностям.

    3.Принцип дополнительности в социальном воспитании.

    Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития , наряду с природными, социальными , культурными факторами. Этот принцип позволяет рассматривать социализацию как сочетание стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного , социального воспитания.

    4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

    Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации , общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам

    5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения.

    Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.

    6.Принцип гуманистической направленности воспитания

    7.Принцип коллективности социального воспитания.

    Суть: Социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа , дает детям опыт жизни в обществе , опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

    8. Принцип диалогичности социального воспитания

    10.Социальная адаптация и дезадаптация.

    СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии С.А. в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе С.А.

    Непосредственным толчком к началу процесса С.А. чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

    В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

    1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

    2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

    3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

    4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

    ДЕЗАДАПТАЦИЯ

    - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью. Степень дезадаптации характеризуется уровнем дезорганизации функциональных систем организма

    В отношении к человеку применимы категории психической, психологической и социальной дезадаптации. Объективные проявления дезадаптации выражаются определенным типом поведения, а субъективные - широкой гаммой психоэмоциональных сдвигов (Амбрумова А. Г., 1980). Личностная дезадаптация может привести к формированию суицидального поведения в случае невозможности реализации базовых ценностных установок.

    Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок., При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, выступая, таким образом, в качестве института десоциализации, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

    Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на развитие личности ребенка, подростка, необходимо вести профилактическую работу по ее предупреждению. К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей и подростков, относятся:

    • создание оптимальных для ребенка средовых условий;

    • недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ребенка и организации учебного процесса;

    • поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям;

    • побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.;

    • создание доступной специальной службы социально-психологической и педагогической помощи различным категориям населения,оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары;

    • обучение родителей, учителей и воспитателей методике работы по предупреждению дезадаптаций и преодолению ее последствий;

    • подготовка специалистов для специализированных служб социально-психологической и педагогической помощи различным категориям людей в трудной жизненной ситуации.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15


    написать администратору сайта