Врачевание в Древней Месопотамии
Скачать 1.54 Mb.
|
Гален-великий врач Античной медицины. Выдающийся врач древнего мира Гален из Пергама. Родился в Пергаме в семье математика и архитектора Никона. В возрасте 14 лет Гален начал занятия в философской школе. С 17 лет он посвятил себя медицине, которую изучал в Пергаме, Смирне, Коринфе, Афинах, но особенно в Александрии, где его учителями были последователи Герофила и Эразистрата. Гален много путешествовал: посетил Кипр, Палестину, Лемнос, Каппадокию, Аквилею. Вернувшись в Пергам, он в течение ряда лет работал в должности архиатра в школе гладиаторов. После восстания гладиаторов Гален переехал в Рим, где прославился своими лекциями и успешной врачебной практикой. С 169 г. Гален – придворный архиатр римских императоров. Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине, из которых до наших дней сохранилось около 80. Важнейшими среди них являются: «О назначении частей человеческого тела», «Об анатомии», «Терапевтические методы» и др. К тому времени, когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов, и Гален анатомировал высших обезьян, свиней, собак; часто производил вивисекции. Полученные данные он переносил в анатомию человека. Так, в трактате «Об анатомии мышц» им описано около 300 мышц. Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы: описал все отделы головного и спинного мозга, семь пар черепно-мозговых нервов, спинномозговые нервы и нервы внутренних органов. Подробно описал анатомическое строение сердца, венечные сосуды и артериальный проток. Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезни носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Изобрел ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья. Лечение по Галену — правильная диета и лекарственные средства. В противоположность Гиппократу Гален утверждал, что в лекарствах растительного и животного происхождения имеются полезные и балластные вещества, то есть впервые ввёл понятие о действующих веществах. Гален лечил извлечениями из растений, широко использовал сиропы, вина, смесь уксуса и мёда и др. Основоположник спортивной медицины. Гален правильно описывал то, что видел, но полученные результаты трактовал идеалистически. В этом и состоит дуализм его учения. Учение Галена и его значение для развития науки трудно переоценить. Произведения Галена в течение 14 столетий были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе. В истории науки Гален был и остается родоначальником экспериментальной анатомии и физиологии, блистательным терапевтом, фармацевтом и хирургом-врачом-философом и исследователем, познающим природу. Он принадлежит к плеяде выдающихся ученых мира. Билет 18 Знания о заболеваниях зубочелюстной системы и методах их лечения в медицине Античности. Страны античного мира, располагавшиеся в бассейне Средиземного моря, оказали огромное влияние на весь ход последующего развития человечества. Главными среди них были Греция и Рим. Источники по истории и врачеванию: письменные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии и др. Античность – великая Древнегреческая и Древнеримская цивилизации, которые оказали огромное на весь ход последующего развития человнесества (XI-IX вв до н.э.). Возникновение зубных болезней – естественные причины и связь их с болезнями организма. В «Гиппократовом сборнике» (объединил в себе труды различных врачебных школ, энциклопедия древнегреческой медицины классического периода) приведены описания заболеваний зубов и десен (от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости) и полости рта (гингивит, стоматит, скорбут, болезни языка). При зубных болях применяли как общие (кровопускания, слабительные и рвотные, строгую диету), так и местные средства (наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства и т. д.). К удалению прибегали только тогда, когда зуб был расшатан. В то же время при лечении вывиха и перелома челюсти древние греки достигли большого совершенства: они устанавливали кость на место и увязывали зубы золотой проволокой. В «Гиппократовом сборнике» описаны также состояния, связанные с прорезыванием зубов (лихорадка, поносы, судороги, кашель), приведены рекомендации по устранению дурного запаха изо рта. Зубные болезни лечились специальными врачами-хирургами. Билет 19 Медицина в Византийской Империи, ее роль в развитии врачебной науки и практики. Преемницей Восточной Римской Империи стала Византия. Будучи прямой наследницей античной культуры, Византийская империя долгое время сохраняла традиции Древнего Рима: строительство храмов, одежду, спорт, латинский язык – язык медицины, различные церемонии. Также ранневизантийская цивилизация унаследовала от античности устройство и быт городов: водопроводы, сточные системы, бани. Наиболее ярко это проявилось при строительстве Константинополя. Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена. Поиск естественнонаучного объяснения природы болезни приостановился, и на первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия. Будучи практиками, византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных растений и их лечебные свойства. Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений. Основными источниками знаний о растительном мире были труды «отца ботаники» Феофраста и римского врача Диоскорида. Его сочинение «О врачебной, материи» на протяжении почти шестнадцати столетий было непревзойденным учебником, по лекарственному врачеванию. Накоплению определенных химических знаний способствовала и алхимия. Алхимики верили в трансмутацию металлов и возможность получения химическим путем золота, серебра и драгоценных камней, занимались поисками философского камня и эликсира долголетия. Несмотря на то, что исходная посылка алхимиков была ложной, их практика способствовала расширению знаний о химико-технических процессах и методах их изучения. Бурная эпоха IV-VII вв. оставила гораздо больше письменных медицинских источников, чем вся последующая история Византии. Это был период создания многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей. Черпая свои знания из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям. Одним из самых выдающихся врачей Византии был Орибасий из Пергама, последователь Александрийской школы, сумевший собрать и обобщить сведения об античной медицине, труды Гиппократа, Галена и Демокрита и других врачей античного мира. Составил сокращенный вариант медицинского обширного свода из трудов врачей античного мира, так называемый «Синопсис». Видным византийским врачом был Павел с острова Эгина. Павел составил два больших сочинения: труд о женских болезнях и медико-хирургический сборник. Несомненным достижением византийской медицины было повсеместное строительство больниц при монастырях. Одна из самых крупных больниц была основана в 4 веке в Кесарии. Больницы играли важную роль в предотвращении эпидемий оспы, чумы, холеры, и чаще всего использовались в качестве изоляторов. Билет 20 Достижения врачей-ученых Арабских Халифатов. В 11 веке хирург Абулькасим положил начало зубопротезированию как разделу медицины. Арабские врачи. Мухаммед аль Рашид. Средневековые арабские врачи уделяли большое внимание вопросам зубоврачевания. В 9 в. арабский врач Мухаммед аль Рашид рекомендовал применять от зубной боли мышьяк, способный убивать зубной нерв и – тем самым – избавлять от страданий. Позднее паста с мышьяком стала широко применяться и в Европе. Закария Ар-Рази. Одним из выдающихся ученых Востока, уделявших в своих трудах большое внимание зубоврачеванию, был персидский ученый, врач, алхимик, философ Закария Ар-Рази (865–926 годы). Многие из его трудов переведены на латинский язык и получили широкую известность среди европейских ученых. Его рекомендации в области зубоврачевания были довольно стандартными для того времени: это прижигание нерва в больном зубе раскаленной иглой, окуривание для изгнания «зубных червей», использование мастики в зубоврачевании. Ар-Рази был противником извлечения больных зубов, рекомендуя использовать пасту с добавлением мышьяка для ослабления зубной боли. Он также рекомендовал для лечения болезней пародонта розовое масло, мед. Для укрепления подвижных зубов Ар-Рази использовал вяжущие эликсиры, порошки, а при лечении гингивита проводил надрезание десен. Кариозные полости он рекомендовал закрывать медленно твердеющей массой из мастики и квасцов. Догадываясь о влиянии состояния полости рта на течение внутренних болезней, он детально разработал меры по уходу за больным и указывал на особую важность ухода за ртом и зевом. В хирургии Ap-Рази предложил инструмент для извлечения из глотки инородных тел. Ар-Рази составил несколько трудов по медицине. Один из них - “Медицинская книга”, в которой обобщались знания того времени в области теории медицины, патологи, лекарственного врачевания, гигиены и хирургии. Абу аль-Касим Аз-Захрави Известнейший хирург исламского мира Абу аль-Касим Аз-Захрави (936-1013 годы) в труде "Китаб ат-Тасриф" описал заболевания пародонта. Он рассматривал заболевание как местный процесс, вызванный зубным камнем, в связи с чем разработал набор инструментов для его удаления. Он также описал методику снятия зубных отложений и лечения заболеваний десен. Говоря об удалении больных зубов, Абу аль-Касим советовал не торопиться с их извлечением, называя зуб «благородным органом». Тем не менее, он описал несколько методик извлечения больных зубов. Сначала необходимо отделить плоть десны от зуба, затем расшатать его с помощью пальцев или щипцов. Затем хирург, жестко зафиксировав голову больного между своими коленями, извлекает зуб, стараясь не обломить его корни. Описывая методику извлечения зуба, ученый упоминал о шарлатанах от медицины, которые, взявшись за извлечение зуба, ломали корни или выдирали зуб с частью десны. Выдернутые зубы врач советовал заменять искусственными, сделанными из кости вола. Ибн ал-Хайсам. Исследовал строение глаза, объяснил преломление лучей в средах глаза и дал начала его частя. Изготовил иодели хрусталика из хрусталя и стекла, выдвинул идею о коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Основной труд - “Тракт по оптике”. Али ал-Маусили Разработал операцию по удалению катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы. Ибн ал-Нафис На три столетия раньше Сервета описал легочное кровообращение. Али ибн Сина (Авиценна). Билет 21 Авиценна-ученый-энциклопедист Средневкового Востока Али ибн Сина, известный под именем Авиценна, в знаменитом «Каноне» описал болезни пародонта и рекомендовал способы укрепления подвижных зубов. При заболеваниях десен (их «рыхлости») он предлагал использовать лекарственные травы, фрукты. Вот некоторые из его рецептов: «кора дикой виноградной лозы с медом излечивает кровоточащие десны», «миррой с вином и оливковым маслом полощут рот, и это очень укрепляет зубы, придает им твердость, препятствует их разъеданию, укрепляет десны». Авицена отмечал необходимость сохранения здоровых зубов, рекомендуя несколько составов для приготовления зубных паст (жженый рог оленя, соль, истолченные раковины улитки). При травмах или заболевании десен рекомендовал применять препараты, изготовленные на основе сырой нефти, мозга зайца или молока ощенившейся собаки. Авиценна, вслед за другими авторами, рекомендовал окуривание для удаления «зубного червя». В «Каноне» представлена одна из первых классификаций болезней зубов и полости рта, нашедшая отражение в современной стоматологии: «зубная боль», «шатающийся зуб», «образование дупла», «разъедание зубов», «изменение цвета зубов», «скрип зубами», «опухоли десен», «дурной запах десен». Весьма разнообразны методы лечения зубов и «зубные лекарства», предложенные Авиценной: «Цель при лечении разъедания – воспрепятствовать увеличению разъеденного. Это достигается путем очищения испорченного вещества. Часто приходится сверлить зуб тоненьким сверлом, чтобы из него вышла причиняющая страдания материя и чтобы лекарства нашли проход вглубь зуба». Таким образом, в труде Авиценны были обобщены методики в области зубоврачевания, накопленные арабским Востоком в Средние века. В них дано исчерпывающее и оригинальное для своего времени изложение стоматологической теории и практики древности и раннего Средневековья. Билет 22 Формирование традиционной медицины в Средневековом Китае. Зубоврачевание в Китае В Китае стали заниматься стоматологией очень рано. Китайцы использовали мышьяк для лечения разрушившихся зубов (возможно, чтобы умертвить пульпу и облегчить зубную боль). Они изобрели серебряную амальгаму для пломбирования зубов более чем за тысячу лет до того, как это сделали стоматологи Запада. Существует мнение о том, что в Китае уже в 12 столетии изготовлялись и полные съемные протезы. В 1270 году Марко Поло, путешествуя по Китаю, отмечал, что в провинции Кардандан «мужчины и женщины имели привычку покрывать зубы тонкими кусочками золота, которые полностью соответствовали очертаниям зубов и оставались на них постоянно». В 1497 г. в Китае появилась первая зубная щетка, похожая на современные. Она представляла собой бамбуковую палочку, к которой крепилась жесткая свиная щетина. Торговцы завезли такие щетки в Европу, но распространения они там не получили. Те из европейцев, кто уже в то время чистил зубы (а таковых было немного), предпочли более мягкие щётки из конского или, например, барсучьего волоса. Уже в 16 в. китайцы пользовались зубными щетками, напоминающими по форме современные. В Европе пройдет еще 200 лет, прежде чем такие же зубные щетки войдут в обиход. К 17 веку китайские хирурги были знакомы с заболеванием полости рта и горла и занимались лечением тонзилярного абсцесса и эпителиомы губ. В 18 веке с 1784 по 1826 год Чао Венцинь завершил труд по хирургии, в котором описал много инструментов для операции в полости рта. В 1882 году появился трактат «Иллюстрированные записки о симптомах и лечении в ларингологии» с обширным описанием анатомии полости рта. Он содержит детальное описание структур полости рта и разделяет полость рта и глотку, абсцессам в полости рта и горле, а также по опухолям языка, губ и подбородка. Чтобы повысить заинтересованность в сохранении здоровых зубов и дёсен среди населения в Китае был установлен праздник, название которого можно перевести как «День любви к своим зубам», который проходит каждый год 20 сентября. Остальное, что не касается зубоврачевания. Первая в истории Китая государственная мед школа - Имаператорская мед академия - Тай и Шу (основана 618 г). В школе обучалось 20 учеников; преподавание чжэнь-цзю вели: один преподаватель, его помощник и 10 инструкторов. При школе работали 20 мастеров по изготовлению игл. Традиционные методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний, зародившиеся в древнем (рабовладельческом) Китае, в средние века достигли наивысшего расцвета. В целях облегчения преподавания и практики иглоукалывания в средневековом Китае начали создавать цветные таблицы, изображавшие каналы и точки на поверхности тела человека в трех проекциях. Первый в Китае иллюстрированный трактат „Тысяча золотых прописей“ составил Тан – Сунь Сымяо. Первые бронзовые фигуры для обучения методу чжэнь-цзю были отлиты также в средние века. Их автор врач Ван Вейи тщательно изучил опыт своих предшественников, дополнил его своими наблюдениями и в 626 г. составил трактат „Иллюстрированное руководство о точках для акупунктуры и прижигания на бронзовой фигуре“. Работая над текстом, Ван Вейи организовал производство двух бронзовых фигур в человеческий рост. На поверхности фигур были обозначены 354 точки и их названия; каждой точке соответствовал глубокий канал для введения игл. Снаружи фигура покрывалась воском, а изнутри заполнялась водой, – если ученик вводил иглу правильно, вода появлялась на поверхности фигуры. Элементы государственной медицины в Китае были достаточно развиты. Сильной стороной медицины средневекового Китая было лекарствоведение. Из китайской традиционной медицины вошли в мировую практику многие лекарственные средства: из растений – жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; животного происхождения – панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ – железо, ртуть, сера и т. д. Билет 23 Принципы традиционной тибетской медицины. Традиционная тибетская медицина — традиционная буддийская система врачевания, появившаяся и распространившаяся на территории Тибета в 5-7 вв. Сложилась под влиянием древнеиндийской и древнекитайской медицины, текстов тантры и абхидхармы. Основу тибетской медицины составляет учение о трех ньепа («виновниках»): лунг — ветер три — желчь бадкан — слизь Жизнь в тибетской медицине определяется как «пульсация», а здоровье и болезни считаются зависящими от «пульсирующих» сущностей — «ветра», «желчи», «слизи». Большое значение в тибетской медицине придаётся воздействию на организм чистого воздуха и солнечных лучей,диететике. В основу терапии было заложено использование природных средств растительного и животного происхождения. Учение о лекарствах подразделяется на отдельные дисциплины: вкус лекарств, их усвоение организмом, их действие, принцип их приготовления. Теоретические основы тибетской медицины сформировались во время периода распространения буддизма на территории Тибета.. Основной текст — «Чжудши» — составляет предмет тибетской медицины. Чжудши состоит из следующих частей: «Ца-чжуд» («определение медицины»), «Шед-чжуд» («Теоретическая медицина»), «Маннаг-чжуд» («Клиническая медицина»), «Чи-чжуд» («Фармацея», или «Инструментарий медицины»). Дальнейшее развитие тибетской медицины связано с такими тибетскими медиками как Ютогба Йондан-гомбо младший (1112—1209), написавший «Восемнадцатичленный» комментарий на «Чжудши», Десрид Санчжай Джамцхо (1653—1705), написавший труд «Лхантхаб» («Руководства по терапии») в качестве дополнения к 3-й части «Чжудши» и «Вайдурья-онбо» (комментарий к «Чжудши»). Билет 24 |