Пои. Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце Беларуская літаратура для ix класа стано агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання глава 1 тлумачальная запіска
Скачать 1.71 Mb.
|
ГЛАВА 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» во взаимодействии с другими гуманитарными предметами вносит весомый вклад в развитие духовно-нравственных, эмоциональных и творческих качеств личности; способствует самоопределению и самореализации подрастающего поколения в современном мире. 2. Цель изучения учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» – формирование художественной культуры личности в процессе творческого освоения мира эстетических ценностей. 3. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: развитие ценностных и нравственно-этических качеств личности; формирование знаний о многообразии явлений в художественной культуре; формирование умений восприятия, интерпретации и оценки художественных произведений; развитие эмоционально-образного мышления, творческих способностей; формирование художественного вкуса и потребности в общении с произведениями искусства; расширение опыта самостоятельной художественно-творческой деятельности. 4. В основу учебной программы по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» (далее – учебная программа) положены следующие теоретические положения о/об: образной природе искусства. Художественный образ – цель и результат художественно-творческой деятельности. Уникальность художественного образа выражается с помощью различных средств и материалов (слово, звук, интонация, ритм, рисунок, цвет, пластика, мимика, монтаж и др.) и раскрывается в процессе восприятия произведений искусства, имеющих яркую эмоционально-смысловую и ценностную направленность; преемственности художественного образования. Содержание учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» основывается на системе знаний, полученных учащимися на уроках учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка» и обеспечивает возможность продолжать изучение художественной культуры на следующих уровнях образования; вариативности художественного образования. Проявляется в предоставлении учителю широких возможностей выбора образовательных стратегий и педагогического инструментария в обучении; активном участии учащихся в художественно-творческой деятельности. Необходимо не только при освоении суммы знаний об изучаемом художественном явлении, но и в различных видах практической художественно-творческой деятельности, усиливающих социально-прикладную роль учебных занятий по предмету; дидактической целесообразности. В процессе построения и конструирования содержания учебного предмета учитывались общедидактические принципы (наглядности, последовательности, культуросообразности, доступности, соответствия возрастным особенностям учащихся) и принципы педагогики искусства (полихудожественности, поликультурности, диалогической природы произведения искусства). 5. Содержание учебной программы построено на основе компетентностного подхода. С позиций компетентностного подхода оно отличается большей интегрированностью, ценностно-смысловой и практико-ориентированной направленностью. Знания, умения и навыки остаются в составе этих требований, но из цели образования они превращаются в средство развития растущего человека. Качество компетентностной подготовки учащегося обеспечивается его включением в активную художественно-творческую деятельность и определяется по изменениям и приращениям в социально-личностном развитии учащихся. Содержание учебной программы для IX класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, структурировано в соответствии с историко-хронологическим принципом, позволяющим систематизировать ход развития художественной культуры. При этом в программе выделены специфические характеристики каждой исторической эпохи, а также ценностные основы различных национальных школ, в том числе и белорусской школы, на всех этапах ее развития. Художественно-иллюстративный материал, предлагаемый к изучению в IX классе, структурирован на основе принципа выделения культурных доминант исторических эпох. Данный принцип позволяет расширить возможности освоения художественных характеристик произведений искусства, акцентируя внимание учащихся не на количестве памятников художественной культуры, а на эмоционально-образной составляющей рассматриваемых произведений искусства. Реализация данного принципа возможна благодаря использованию художественных произведений, отобранных в соответствии: с художественно-эстетическими и ценностными достоинствами; социокультурным контекстом отечественной и мировой художественной культуры; тематикой учебной программы; возрастными особенностями и возможностями учащихся. 6. Учебная программа для IX класса включает следующие разделы: «Художественная культура XIX века: откровения и противостояния», «Искусство рубежа XIX–ХХ веков», «Художественные эксперименты ХХ века», «Искусство советской эпохи», «Искусство рубежа тысячелетий: новые формы в новых реалиях». Художественная культура белорусских земель рассматривается в неотъемлемой связи с мировой художественной культурой. Изучение учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в IX классе предполагает формирование у учащихся более глубоких представлений о художественных стилях, направлениях, национальных школах; освоение более сложных искусствоведческих понятий; углубление знаний о средствах художественной выразительности; расширение деятельности по восприятию и творческой интерпретации художественных произведений. 7. На изучение отечественной и мировой художественной культуры в IX классе учебным планом отводится 17 часов из расчета 1 учебный час в неделю. По содержанию темы носят обзорный характер. Темы каждого из разделов учебной программы являются примерными. В соответствии с логикой построения учебного материала учитель имеет возможность самостоятельно определять ключевые содержательные линии раздела; выбирать художественные произведения, соответствующие избранной стратегии; устанавливать последовательность их изучения. Каждая тема учебной программы обеспечена художественным материалом в широком диапазоне. Рекомендуемый список художественных произведений является примерным. Учитель имеет право: корректировать список произведений искусства на основании художественных предпочтений учащихся, технических и методических возможностей учреждения образования; определять и варьировать последовательность и количество рассматриваемых видов искусства, художественных произведений; выбирать методику обучения; устанавливать художественно-педагогические акценты, глубину и широту постижения художественного образа. При планировании учебных занятий, при выборе художественных произведений и методик их изучения важно учитывать интересы учащихся, имеющих непосредственный опыт посещения различных стран мира, знакомства с национальными традициями, культурными явлениями и художественными достижениями других народов. В учебной программе учитывается жизненный опыт учащихся, предусматривается возможность разнообразных форм его выражения в самостоятельной художественно-творческой деятельности. 8. Предлагаемые к каждой теме виды деятельности имеют рекомендательный характер. Приоритетными формами аттестации являются самостоятельные работы и проекты учащихся, в которых представляются результаты их деятельности в процессе восприятия, интерпретации и создания художественных произведений. Важное место на учебном занятии отечественной и мировой художественной культуры занимает процесс эмоционально-образного восприятия художественного произведения, необходимым условием организации которого является использование качественных репродукций, аудио- и видеозаписей. Большое значение для восприятия учащимися произведений искусства имеет посещение ими музеев, художественных галерей, выставок, театров, дворцово-парковых комплексов, заповедников, художественных мастерских; организация экскурсий, встреч с яркими представителями культуры: архитекторами, художниками, скульпторами, музыкантами, писателями, актерами и др. В процессе обучения учитель имеет возможность варьировать виды уроков (уроки-экскурсии, путешествия, творческие лаборатории, турниры и др.), использовать информационные средства обучения, широко применять активные методы обучения, современные образовательные технологии. Использование технологий учебных проектов (исследовательских, информационных, творческих, прикладных, игровых) направлено на развитие самостоятельности, личной инициативы учащихся. Технологии обучения в сотрудничестве позволят сконструировать отношения взаимной ответственности между участниками образовательного процесса с помощью различных техник решения художественно-коммуникативных задач. Применение технологии развития критического мышления расширит проблемное поле учебного занятия, создаст условия для формирования собственных критериев оценки художественного текста, генерирования и отстаивания собственных суждений в области культуры и антикультуры. Последние уроки учебного года посвящены повторению и обобщению изученного материала. Обобщающие уроки могут проводиться с применением игровых технологий (викторина, конкурс и др.); в форме презентации и защиты проектов (индивидуальных, групповых); в форме демонстрации и защиты портфолио индивидуальных достижений. ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (17 ч) ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА: ОТКРОВЕНИЯ И ПРОТИВОСТОЯНИЯ (5 ч) 1. Классицизм и романтизм: разум и чувства (1 ч) XIX век – новый этап в истории европейской культуры. Классицизм как официальный стиль в искусстве XIX века. Идеалы классической красоты в искусстве Беларуси. Романтизм: новый взгляд на мир. Полемика романтиков с классицистами. Конфликт личности и окружающего мира в произведениях романтизма. Романтизм в искусстве Беларуси. Беседа на тему «Произведение искусства как отражение эпохи». Дискуссия на тему «Сюжеты и образы в искусстве классицистов и романтиков». Составление хронологической таблицы «Стили и направления в западноевропейском искусстве X–XIX веков». Устное сочинение «Мое любимое произведение романтизма». Примерный художественно-иллюстративный материал Архитектура (классицизм): Ж.-Ф. Шальгрен и др. Большая Триумфальная арка на площади Шарля де Голля (Звезды) в Париже; К. Ф. Шинкель. Старый музей в Берлине; А. Д. Захаров. Адмиралтейство в Санкт-Петербурге; К. И. Росси. Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге; Я. Н. Алексеев, К. Бланк, Дж. Кларк и др. Дворец Румянцевых – Паскевичей в Гомеле; Дж. Кларк. Петропавловский собор в Гомеле. Живопись (классицизм): Ж. О. Д. Энгр. Портрет Наполеона на троне; «Обет Людовика XIII»; И. Олешкевич. «Портрет молодой женщины»; «Портрет князя А. А. Чарторыйского»; «Антиох и Стратоника»; И. Хруцкий. Портреты и натюрморты (по выбору). Скульптура (классицизм): Б. Торвальдсен. «Зевс и Ганимед»; И. П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. Живопись (романтизм): Э. Делакруа. «Свобода, ведущая народ»; «Резня на Хиосе»; «Ладья Данте»; «Охота на львов в Марокко»; Т. Жерико. «Плот «Медузы»»; «Офицер конных егерей, идущий в атаку»; «Скачки в Эпсоме»; Ф. Гойя. «Портрет Исабель де Порсель», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»; «Колосс (Паника)»; К. Брюллов. «Последний день Помпеи»; «Всадница»; В. Ванькович. Портрет А. Мицкевича на скале Аю-Даг; «Портрет Кароля Липинского»; И. Айвазовский. «Девятый вал» (или др.); Я. Дамель. «Павел І освобождает Тадеуша Костюшко»; Я. Суходольский. «Ночной штурм крепости Ахалцих». 2. Романтизм в музыке: энциклопедия чувств (1 ч) Лирика как ведущая эмоциональная сфера в музыке романтизма. Основные темы и жанры в музыке романтизма. Крупнейшие представители музыкального романтизма в Европе. Романсово-песенное творчество в России. Первая белорусская национальная опера. Беседа «Характерные черты музыки романтизма». Сравнение образа романтического героя в музыкальных и живописных произведениях. Проект-исследование «Музыкальные миниатюры: разнообразие тем и жанров». Примерный художественно-иллюстративный материал Музыка: Ф. Шуберт. Симфония № 8 си минор «Неоконченная» (1-я ч.); Серенада из сборника «Лебединая песня»; «Музыкальный момент» (оп. 94 № 3 фа минор); «Ave Maria» (Третья песня Эллен из цикла песен на стихи В. Скотта); Р. Шуман. Цикл «Карнавал» (пьесы по выбору); Ф. Шопен. Прелюдии (№ 4 ми минор, № 20 до минор); Ноктюрны (оп. 9 № 2 Ми бемоль мажор, оп. 48 № 1 до минор); Полонез (оп. 40 № 1 Ля мажор); Вальсы (оп. 69 № 1 Ля бемоль мажор, оп. 64 № 2 до диез минор); Баллада № 1 соль минор; Баллада № 2 Фа мажор; Ф. Мендельсон. «Песни без слов» (по выбору); А. А. Алябьев, А. Л. Гурилёв, А. Е. Варламов. Романсы (по выбору); А. И. Абрамович. Фортепианная поэма «Белорусская свадьба»; С. Монюшко. Романс «Золотая рыбка»; Опера «Селянка» («Идиллия») (либретто В. И. Дунина-Марцинкевича). 3. Реализм: человек в реалиях социума (1 ч) Понятие «реализм». Истоки реализма в искусстве. Основные темы и жанры в искусстве реализма. Отражение объективного взгляда в изобразительном искусстве западноевропейских художников. Шедевры русского реализма. Реалистические тенденции в белорусском искусстве. К. И. Русецкий и идеализация образа «простого человека». Зрелый реализм в творчестве Н. Ю. Силивановича. Пейзажи А. Г. Горавского. Беседа «Проявление реализма в произведениях изобразительного искусства». Сравнение тематики живописи XVIII и XIX веков. Создание виртуального музея «Художники-передвижники» (или др.). Сравнение трактовки образа человека в произведениях романтизма и реализма. Примерный художественно-иллюстративный материал Изобразительное искусство: Г. Курбе. «Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки в Орнане»; О. Домье. «Прачка»; Ж.-Ф. Милле. «Анжелюс (Вечерний благовест)»; «Сеятель»; Т. Руссо. «Вид в окрестностях Гранвиля»; В. Лейбль. «Три женщины в церкви»; В. Г. Перов. «Чаепитие в Мытищах»; «Охотники на привале»; «Птицелов»; И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге»; «Крестный ход в Курской губернии»; И. И. Шишкин. «Рожь» (или др.); В. И. Суриков. «Утро стрелецкой казни»; «Боярыня Морозова»; К. И. Русецкий. «Жнея»; «Вербное воскресение»; Н. Ю. Силиванович. «Дети во дворе»; «Солдат с мальчиком»; «Пастух со Свентянщины». 4. Реализм в музыке: жизнь во всех проявлениях (1 ч) Реализм в западноевропейской музыке XIX века. Простота и доступность музыкального языка, правдивость музыкальных характеров. Реалистическая музыкальная драма Дж. Верди. «Кармен» Ж. Бизе – вершина оперного реализма. Реализм в творчестве композиторов «Могучей кучки». Симфоническая драма П. Чайковского. Беседа «Романтизм и реализм в музыке: основные отличия». Дискуссия «Музыкальный психологизм П. И. Чайковского». Проект-исследование «Жанр оперы в музыке реализма». Примерный художественно-иллюстративный материал Музыка: Дж. Верди. Опера «Травиата» (застольная песня «Высоко поднимем все кубок веселья» из I д.; ария Виолетты «Прощайте вы навеки» из III д.); Ж. Бизе. Опера «Кармен» (хабанера Кармен «У любви, как у пташки, крылья» из I д.; сегидилья Кармен «Там, близ Севильи» из I д.; ариозо Хозе из II д.; сцена гадания из III д.); М. П. Мусоргский. Цикл «Детская» (по выбору); «Песнь о блохе»; Опера «Борис Годунов» (сцена у собора Василия Блаженного из IV д.); А. П. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» (ч. 1); Опера «Князь Игорь» (Половецкие пляски из II д.); А. С. Даргомыжский. Романс «Старый капрал»; П. И. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая» (ч. 4); Опера «Пиковая дама» (ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» из III д.). 5. Яркость и непосредственность впечатлений импрессионистов (1 ч) Предпосылки возникновения импрессионизма. Понятие «импрессионизм». Популярные темы и сюжеты в искусстве импрессионизма. Новизна приемов и средств художественной выразительности в изобразительном искусстве. Импрессионизм в музыкальном искусстве. Беседа «Особенности техники художников-импрессионистов». Музыкальное и поэтическое иллюстрирование произведений художников-импрессионистов. Сравнение образов природы и человека в живописи передвижников и импрессионистов. Примерный художественно-иллюстративный материал Живопись: Э. Мане. «Бар в Фоли-Бержер»; К. О. Моне. Серия «Руанский собор»; «Впечатление. Восход солнца»; «Бульвар Капуцинок в Париже»; «Улица Монторгёй, праздник 30 июня 1878 г.»; «Прогулка по скалам»; серия пейзажей «Японский мостик» (по выбору); П. О. Ренуар. «Две сестры (На террасе)»; «Портрет актрисы Жанны Самари», «Девушка с веером»; Э. Дега. «Голубые танцовщицы»; «Танцовщицы на репетиции»; «Звезда (Танцовщица на сцене)»; А. Сислей. «Мороз в Лувесьенне»; К. Писсарро. «Бульвар Монмартр в Париже»; «Оперный проезд в Париже». Музыка: К. Дебюсси. Цикл «Ноктюрны» (по выбору); Симфонический эскиз «Море»; Прелюдии (по выбору); М. Равель. Фортепианный цикл «Отражения» (по выбору); «Болеро». ИСКУССТВО РУБЕЖА XIX–ХХ ВЕКОВ (3 ч) 6. Модерн: поиск нового в изведанном (1 ч) Идеи и направления модерна. Национальные проявления модерна: ар-нуво, югендштиль, сецессия. Основные источники творчества мастеров модерна. Модерн в архитектуре: В. Орта, Ч. Р. Макинтош, А. Гауди. Проявление модерна в живописи – Г. Климт. Модерн в декоративно-прикладном искусстве: У. Моррис, Р. Лалик, Л. К. Тиффани. Развитие журнальной и книжной графики. Модерн в музыке: новый музыкальный язык А. Скрябина. Беседа «Модерн и красота: точки соприкосновения». Проект «Украшение в стиле Рене Лалика», «Витраж в стиле Тиффани» и др. Примерный художественно-иллюстративный материал Архитектура: Й. Ольбрих. Дом Сецессиона в Вене; Ж. Лавиротт. Дом Лавиротта в Париже; А. Гауди. Дом Батльо; Дом Мила; Собор Святого Семейства; Парк Гуэль в Барселоне; В. Орта. Дом профессора Тасселя в Брюсселе; Гостиная отеля ван Этвелле; Ч. Р. Макинтош. Художественная школа в Глазго; Ф. Шехтель. Особняк С. П. Рябушинского в Москве. Живопись: Г. Климт. Панно «Древо жизни». Графика: А. Муха. Серия «Времена года»; «Искусство» («Танец», «Поэзия»); О. Бёрдсли. Иллюстрации и обложки к печатным изданиям (по выбору). Декоративно-прикладное искусство: Г. Обрист. Панно «Удар бича»; Мозаика базилики Сакре-Кёр в Париже; У. Моррис. Дизайн гобеленов, обоев; Ч. Р. Макинтош. Витражи; Л. К. Тиффани. Витражи, лампы; Р. Лалик. Ювелирные украшения. Музыка: А. Н. Скрябин. «Поэма экстаза» (фрагмент); Цикл «24 прелюдии для фортепиано» (прелюдии № 5 Ре мажор, № 10 до-диез минор, № 14 ми бемоль минор). 7. Серебряный век русской культуры (1 ч) Основные идеи искусства символизма. Связь символизма и модерна в искусстве. Особое значение формы, цвета, звука в произведениях разных видов искусства. Деятельность художников творческого объединения «Мир искусства». Международный художественный проект «Русские сезоны». Балет-сказка «Жар-птица» И. Стравинского. Роль К. Станиславского и В. Немировича-Данченко в становлении Московского Художественного театра. Беседа на тему «Особенности стиля модерн в искусстве России». Дискуссия «Театральность музыки Игоря Стравинского». Выполнение эскиза костюма сказочного персонажа (по выбору) в стиле модерн. Примерный художественно-иллюстративный материал Живопись: В. А. Серов. «Девочка с персиками»; «Похищение Европы»; М. А. Врубель. «Демон сидящий»; «Микула Селянинович»; «Шестикрылый серафим»; «Пан»; А. Н. Бенуа. «Прогулка короля»; Л. С. Бакст. «Древний ужас»; К. А. Сомов. «Язычок Коломбины»; К. А. Коровин. «Цветы и фрукты»; «Пристань в Гурзуфе». Графика: Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин. Иллюстрации к печатным изданиям (по выбору); А. Н. Бенуа. Иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Декоративно-прикладное искусство: М. А. Врубель. Декоративная майолика. Сценография: Л. С. Бакст. Эскизы костюмов и декораций к балетам «Спящая красавица», «Жар-птица»; А. Н. Бенуа. Эскизы костюмов и декораций к балету «Петрушка»; А. Я. Головин. Эскизы декораций к балету «Жар-птица». Музыка: С. В. Рахманинов (по выбору); И. Ф. Стравинский. Балеты «Жар-птица», «Петрушка» (фрагменты). 8. Искусство Беларуси рубежа XIX–ХХ веков (1 ч) Возрождение исторических традиций в образах храмов, усадеб, общественных зданий. Стиль модерн в архитектуре. Романтическое и реалистическое отражение действительности в живописи. Жанрово-тематическое разнообразие живописи. Культурно-историческое наследие в белорусской графике. Наполеон Орда – художник и композитор. Игнатий Буйницкий: рождение белорусского театра. Беседа «Своеобразие белорусской архитектуры на рубеже XIX–XX веков» («Темы и жанры в белорусской живописи», «Образ человека в искусстве графики»). Виртуальная экскурсия в Национальный художественный музей Республики Беларусь. Подготовка презентации «Сюжеты и образы в искусстве белорусских художников». Примерный художественно-иллюстративный материал Архитектура: Г. Шахт. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в д. Сарья Верхнедвинского р-на Витебской обл.; А. Гойбель. Костел Святого Антония Падуанского в Поставах Витебской обл.; П. П. Меркулов. Собор Воскресения Христова в Борисове; Р. Р. Марфельд. Часовня-усыпальница Святополк-Мирских в г. п. Мир Кореличского р-на Гродненской обл.; В. А. Шрётер. Дворянская усадьба в а. г. Красный Берег Жлобинского р-на Гомельской обл.; П. Г. Камбуров. Здание Могилевского драматического театра. Живопись: В. К. Бялыницкий-Бируля. «Вешние воды»; «Цветущий сад»; «Март»; Ф. Э. Рущиц. «У костела»; «Старое гнездо»; К. Д. Альхимович. «Похороны Гедымина»; «На этапе»; Ю. Пэн. «Старый портной». Графика: А. И. Каменский. «Встреча в пуще»; С. С. Богуш-Сестренцевич. «Цыгане»; Н. Орда (по выбору). Музыка: Н. Орда. Полонез «Северная звезда». ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ХХ ВЕКА (4 ч) 9. Кубизм и абстракционизм: смешение красок и форм (1 ч) Авангард: революция в искусстве. Кубизм: стремление к «дроблению» формы. Иллюзорность в передаче предметов действительности. Кубистический «коллаж». Лепка формой и светом в скульптуре. Проявление кубизма в графике. Особенности художественного языка абстракционизма: геометрические формы, линии, точки. Беседа на тему «Цвет в искусстве кубизма и абстракционизма». Выполнение плаката в стилистике Пабло Пикассо. Выполнение коллажа на свободную тему (материал и техника по выбору) в стилистике кубизма. Примерный художественно-иллюстративный материал Живопись (кубизм): Р. Делоне. «Эйфелева башня»; Ж. Брак. «Стеклянный графин и газета»; Ф. Леже. «Ключи»; П. Пикассо. «Три музыканта»; «Портрет Амбруаза Воллара»; «Скрипка и виноград»; «Кларнет и скрипка». Декоративно-прикладное искусство (кубизм): П. Пикассо. «Сова»; «Голова Фавна». Графика (кубизм): П. Пикассо. Плакат 1-го Всемирного конгресса сторонников мира в Париже. Скульптура (кубизм): О. Цадкин. «Рождение форм». Абстракционизм в живописи: В. В. Кандинский. «Композиция VIII»; «Импровизация. Мечтательное»; П. Мондриан. «Композиция с красным, черным, синим, желтым и серым»; К. С. Малевич. «Черный квадрат»; «Супрематизм»; «Черный крест». Абстракционизм в скульптуре: Г. Мур. «Овал с точками». 10. Экспрессионизм и сюрреализм: искусство будущего (1 ч) Искусство экспрессионизма в живописи и музыке: трагизм восприятия мира и предчувствия глобальных катастроф. Искажение и заострение форм как основной прием создания экспрессии. Сюрреализм в искусстве: синтез идей и художественных приемов. Творчество Сальвадора Дали. Николай Селещук – белорусский Дали. Беседа «Уникальные приемы экспрессионизма в живописи, музыке, кино». Дискуссия на тему «Новаторство сюрреалистов: внешние эффекты». Проект-исследование «Николай Селещук – белорусский Дали». Примерный художественно-иллюстративный материал Экспрессионизм в живописи: Э. Л. Кирхнер. «Улица Берлина»; Э. Нольде. «Сад цветов»; Ф. Марк. «Синяя лошадь»; «Судьбы животных»; П. Клее. «Вращающийся дом»; О. Кокошка. «Сладкий сон». Экспрессионизм в графике: Э. Мунк. «Крик»; К. Кольвиц. Цикл «Крестьянская война» (по выбору). Экспрессионизм в скульптуре: Э. Барлах. Памятник погибшим «Смилуйтесь!». Экспрессионизм в музыке (фрагменты): А. Шёнберг. Монодрама «Ожидание»; Б. Барток. Фортепианный цикл «Микрокосмос» (миниатюры по выбору); «Варварское аллегро» («Allegro barbaro»). Сюрреализм в живописи: С. Дали. «Галатея сфер»; «Постоянство памяти (Мягкие часы)»; «Увертюра обманки»; «Слоны»; Н. М. Селещук. «Праздничные забавы»; «Рождественское утро». Сюрреализм в скульптуре: А. Джакометти. «Голова». Сюрреализм в искусстве дизайна: М. Оппенгейм. Меховой чайный сервиз; С. Дали. Диван в форме губ. 11. Парижская школа. Гении живописи из Беларуси (1 ч) Париж – эпицентр художественных открытий начала ХХ века. Творческая атмосфера Парижской школы. Амедео Модильяни: лаконичность и выразительность языка. Эмоциональная выразительность работ Хаима Сутина. Волшебник и сказочник Марк Шагал. Беседа «Особенности художественного языка Амедео Модильяни». Проект «Виртуальная выставка белорусских художников парижской школы» (групповая работа). Примерный художественно-иллюстративный материал А. Модильяни. «Портрет Жанны Эбютерн»; «Портрет Хаима Сутина»; «Алиса»; Х. Сутин. «Рыбы и помидоры»; «Портрет Мадлен Кастен»; «Дорога в Кань-сюр-Мер»; «Автопортрет»; «Красные гладиолусы»; М. Шагал. «Я и деревня»; «Автопортрет с семью пальцами»; «Скрипач»; Роспись плафона Гранд-Опера в Париже; П. Кремень. «Городской пейзаж»; М. Кикоин. «Ваза с цветами»; Ф.-Ш. Царфин. «Полуденный пейзаж». 12. Эксперименты в музыке и кино ХХ века (1 ч) Массовая музыкальная культура. Джаз как синтез европейских и афроамериканских музыкальных традиций. Творчество Дж. Гершвина. Роль группы «The Beatles» в становлении рок-музыки. Достоверность атмосферы и внутреннего мира человека: итальянский неореализм. Жанрово-тематические эксперименты во французском кинематографе. Беседа «Джаз в современной музыкальной культуре», «Итальянский неореализм: средства киновыразительности». Дискуссия «Рок-музыка: от андеграунда до концертов на стадионах». Выполнение постера (обложки пластинки, диска, журнала) на тему одного из киношедевров ХХ века. Примерный художественно-иллюстративный материал Джаз: Л. Армстронг. Композиции (по выбору); Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» («Голубая рапсодия»); Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары «Summertime» в исполнении Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд). Рок-музыка: «The Beatles». Композиции «Michelle»; «Yesterday». Экранные искусства (фрагменты): В. де Сика. «Похитители велосипедов»; Ф. Капра. «Эта прекрасная жизнь»; Ж. Деми. «Шербурские зонтики». Киномузыка: фрагменты (по выбору). ИСКУССТВО СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ (3 ч) 13. Становление искусства советской эпохи (1 ч) Влияние советской идеологии на искусство. Агитационно-массовый характер искусства. Новые темы и средства выразительности. Новые вехи в развитии авангарда: театрализованные массовые представления. Становление социалистического реализма. Положительный образ героя в искусстве. Массовая песня как знак и примета эпохи. «Советизация» театра. Создание советской киноиндустрии. Беседа «Революция и художник: надежды и разочарования». Выполнение презентации «Портретная галерея скульптурных изображений деятелей культуры советской эпохи 20–30-х годов». Эскиз рекламы предмета (по выбору) в стилистике советского плаката. Примерный художественно-иллюстративный материал Архитектура: В. Г. Шухов. Башня радиостанции имени Коминтерна; В. Е. Татлин. Башня III Интернационала; К. С. Мельников. Дом культуры имени И. В. Русакова в Москве; И. В. Жолтовский. Жилой дом на ул. Моховой в Москве; Бр. Веснины. Проект Дворца труда. Живопись: Б. М. Кустодиев. «Большевик»; М. З. Шагал. «Мир хижинам, война дворцам»; Е. М. Чепцов. «Заседание сельской ячейки»; А. М. Родченко (по выбору). Графика: Плакаты (по выбору). Скульптура: В. И. Мухина. «Крестьянка»; «Рабочий и колхозница»; «Строитель»; И. Д. Шадр. «Сеятель»; «Рабочий»; «Красноармеец»; «Крестьянин». Декоративно-прикладное искусство: Революционный фарфор (по выбору). Музыка (фрагменты): А. М. Авраамов. «Симфония гудков»; А. В. Мосоло́в. Симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» (из балета «Сталь»); Песни И. О. Дунаевского, А. В. Александрова, Д. Д. Шостаковича, Н. В. Богословского и др. (по выбору). Экранные искусства (фрагменты): Г. В. Александров. «Цирк»; «Светлый путь»; С. М. Эйзенштейн. «Броненосец «Потемкин»»; Дзига Вертов. «Человек с киноаппаратом». 14. Между традицией и авангардом: искусство Беларуси 1920–1930-х годов (1 ч) Развитие художественной культуры Беларуси 1920–1930-х годов в контексте национальных традиций. Новый художественный язык М. М. Филипповича: моделирование цветом. Красота родной земли в произведениях С. Ю. Жуковского и В. Н. Кудревича. Расписные ковры (маляванки) А. Киш. Фантастические миры Я. Дроздовича. Портретная галерея: З. И. Азгур. Витебская художественная школа. Беседа «Искусство Беларуси 1920–1930-х годов: традиции и эксперименты». Дискуссия «Дорога в профессиональное искусство Беларуси в 1920–1930-е годы». Творческий проект «Исторические личности в произведениях искусства белорусских художников 1920–1930-х годов». Примерный художественно-иллюстративный материал Живопись: М. М. Филиппович. «Хоровод»; «Женщина в намитке»; Иллюстрации к белорусским народным сказкам; В. Н. Кудревич. «Белорусская деревня»; «Утро весны»; С. Ю. Жуковский. «Ручей в хвойном лесу»; Я. Н. Дроздович. «Вид под кольцом на планете Сатурн»; «Встреча весны на Сатурне»; «Всеслав Полоцкий»; Я. М. Кругер. «Портрет Я. Купалы»; М. В. Добужинский. «Витебск»; В. М. Ермолаева. «Супрематическое построение (эскиз праздничного оформления Витебска)»; П. А. Сергиевич. «Путем жизни», «Белорусы». Графика: С. Юдовин. «Витебск»; А. Н. Тычина. «Старый Минск»; «Площадь Свободы»; А. А. Астапович. «Улица в деревне». Декоративно-прикладное искусство: А. Киш. Расписные ковры (по выбору); Я. Н. Дроздович. Расписные ковры (по выбору); М. М. Филиппович. Керамические игрушки «Дудар», «Цимбалист», «Крестьянский мальчик». Скульптура: А. В. Грубе. «Труд. Тачечник»; А. А. Бембель. Рельефы в Доме правительства в Минске; З. И. Азгур. Портреты Янки Купалы, Якуба Коласа. 15. Искусство о войне: музы не молчали (1 ч) Основные эмоциональные линии художественных произведений военных лет: ненависть к врагу, тоска по близким, стойкость и оптимизм сражающегося народа. Осмысление военного опыта в художественных произведениях послевоенного периода. Беседа «Художественные образы, рожденные войной». Подготовка литературно-музыкальной композиции «Музы не молчали на войне». Проект-исследование «Тема войны в истории моей семьи» (групповая работа). Подготовка тематического вечера «Война: взгляд из XXI века». Примерный художественно-иллюстративный материал Живопись: А. А. Пластов. «Фашист пролетел»; А. А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; «Окраина Москвы»; К. Ф. Юон. «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»; С. В. Герасимов. «Мать партизана»; Б. М. Неменский. «Мать»; А. Д. Шибнёв. «Пленных ведут»; А. И. Лактионов. «Письмо с фронта»; Ю. М. Непринцев. «Отдых после боя»; Б. С. Угаров. «Ленинградка (В сорок первом)»; В. В. Волков. «Освобождение Минска. 3 июля 1944 года»; П. А. Кривоногов. «Защитники Брестской крепости»; И. О. Ахремчик. «Защитники Брестской крепости»; Л. Д. Щемелев. «Мое рождение»; М. А. Савицкий. Серия «Цифры на сердце». Графика: Плакаты (по выбору). Скульптура: Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой»; Мемориальный комплекс «Прорыв» в Ушачском р-не Витебской обл.; Мемориал жертвам гитлеровского геноцида «Яма» в Минске; Ф. Д. Фивейский. «Сильнее смерти». Музыка: Д. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская» (ч. 1, эпизод нашествия); С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (ч. 4 «Вставайте, люди русские»); Музыкальные композиции на тему войны в исполнении Л. М. Гурченко (композиция «Песни войны»), ансамбля «Песняры» (композиция «Через войну»), вокальной группы «Чистый голос» (композиция «На войне как на войне») и др.; Д. Б. Кабалевский. Реквием на стихи Р. Рождественского (Вступление «Помните», «Наши дети»). Экранные искусства (фрагменты): Л. Д. Луков. «Два бойца»; С. Ф. Бондарчук. «Судьба человека»; Г. Н. Чухрай. «Баллада о солдате»; А. А. Тарковский. «Иваново детство»; В. Т. Туров. «Я родом из детства»; И. М. Добролюбов. «Иван Макарович». ИСКУССТВО РУБЕЖА ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ: НОВЫЕ ФОРМЫ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ (2 ч) 16. Современное искусство – искусство будущего (1 ч) Понятие «постмодернизм». Цитатность и ирония как основные проявления постмодернизма. Высокотехнологичные возможности создания эффекта правды и вымысла. Зрелищный характер искусства: популярное искусство и оптические иллюзии. Перформанс и инсталляция: искусство для всех. Дискуссия на тему «Что в искусстве первично – идея или форма?». Выполнение инсталляции на свободную тему (материал по выбору). Подготовка сценария перформанса на тему «Я выбираю здоровый образ жизни», «Скажи «нет» вредным привычкам» или др. Примерный художественно-иллюстративный материал Архитектура: П. Блом. Кубические дома в Роттердаме; Ф. Гери. Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе; К. Кума. Здание шоу-рума М2 в Токио; Примеры экоархитектуры (по выбору); Медиафасады (по выбору) и/или др. Изобразительное искусство: Э. Уорхол. «Мэрилин Монро»; «Банки с супом Кэмпбелл»; В. Вазарели. «Вега-200»; «Зеленая и оранжевая композиция» и/или др. Скульптура: Э. Григорску. Памятник поэту Михаю Эминеску в Онешти; Б. Каталано. «Большой Ван Гог» из серии «Странники (Путешественники)» и/или др. Перформанс, инсталляции, арт-объекты: Й. Бойс. 7000 дубов (акция 1982 года); Т. Гайтон. Хайдельбергский проект в Детройте; К. Ольденбург. «Ложка-мост и вишня»; Дж. Кейдж. Композиция «4´33´´» («Четыре минуты тридцать три секунды тишины»); Ж. Пленса. Скульптура «Дом знаний»; Т. Янсен. Серия «Пляжные звери»; С. Кнапп. Световые картины и/или др. 17. Искусство Беларуси рубежа тысячелетий (1 ч) Национальное самосознание белорусского народа как ведущая тема искусства Беларуси постсоветского периода. Архитектура: образы-символы новой эпохи. Национальный колорит в изобразительном искусстве. Исторические традиции и авангард. Новые звуковые миры в музыкальной культуре Беларуси. Белорусский кинематограф. Беседа «Символы белорусской культуры в искусстве рубежа тысячелетий». Выполнение фотографии на тему «Красота обыденного». Выполнение презентации на тему «Искусство Беларуси в лицах». Художественно-иллюстративный материал по выбору учителя. |