Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • Гипотеза исследования

  • Методы теоретического исследования

  • Методы эмпирического исследования

  • Глава 1. Обучающая игра на уроках английского языка в начальной школе. 1.1. Понятие и функции игр

  • 1.2. Классификация игр по Стронину М.Ф.

  • 1.2.2. Грамматические игры

  • 1.2.3. Фонетические игры

  • Введение Актуальность проблемы исследования


    Скачать 267 Kb.
    НазваниеВведение Актуальность проблемы исследования
    Дата30.07.2022
    Размер267 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаves_tekst_diploma222.doc
    ТипДокументы
    #638101
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Введение

    Актуальность проблемы исследования: Расширение международных связей, интернационализация всех сфер общественной, политической и экономической жизни сделали иностранные языки реально востребованными и поэтому, более употребительными. В наше время обучение иностранному языку в младших классах обычное явление. Возникает вопрос выбора метода обучения.

    Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребёнка в особенности. Также, игры помогают сформировать у детей первоначальные умения в области иностранных языков без особых трудностей, помогая справиться с переживаниями, которые препятствуют атмосфере обучения.

    Е. И. Пассов выделяет следующие цели использования игры в ходе учебного процесса: формирование определенных навыков; развитие определенных речевых умений; обучение умению общаться; развитие необходимых способностей и психических функций; запоминание речевого материала.

    Многие исследователи отмечают, что в этом возрасте цель обучения успешнее достигается при игровой мотивации, поэтому на начальном этапе обучения одним из эффективных средств является игра. Игровая деятельность широко используется практических целях. Игра ̶ это основной способ достижения всех задач обучения на начальном этапе.

    На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Создание комплекта презентаций обучающих игр для формирования навыков на уроках английского языка в начальной школе».

    Цель исследования: разработать и апробировать комплект презентаций с обучающими играми для уроков английского языка в начальной школе.

    Объект исследования: образовательный процесс на уроках английского языка в начальной школе.

    Предмет исследования: методика использования обучающих игр на уроках английского языка в начальной школе.

    Гипотеза исследования: если на уроках английского языка в начальной школе использовать обучающие игры, то формирование навыков у учащихся будет проходить более успешно.

    Задачи:

    1. Изучить литературу по проблеме использования игр как средства обучения младших школьников на уроках английского языка.;

    2. Отобрать игры в соответствии с классификацией М.Ф.Стронина;

    3. Систематизировать материал и создать комплект презентаций с обучающими играми;

    4. Провести апробацию комплекта презентаций и представить её результаты;

    5. Доказать эффективность использования игр при формировании навыков на уроках английского языка в начальной школе.

    В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического и эмпирического исследования.

    Методы теоретического исследования:

    1. Анализ научно-методической литературы.

    2. Сравнение и систематизация полученных данных.

    3. Умозаключение, суждение, обобщение материала.

    Методы эмпирического исследования:

    1. Апробация.

    2. Анкетирование.

    3. Конструирование.

    4. Тестирование.

    5. Метод сравнительного анализа результатов апробации.


    Глава 1. Обучающая игра на уроках английского языка в начальной школе.

    1.1. Понятие и функции игр

    Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела.

    С начала XX века интерес к изучению игры возникает с новой силой. Ряд исследователей (У. Макдауголл, Г. Мерфи, Ф.Я. Бентендейх) выдвинули тезис, что игра - это некий «социальный инстинкт», присущий каждому человеку. Представители культуроведческого подхода к игре (например, И. Хейзинге) считают, что игра украшает жизнь, дополняет ее, вследствие чего является жизненно необходимой каждому челове­ку [5,с.85].

    По определению М.Ф. Стронина, «игра-это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». [4,с.14].

    Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.[9]

    Выдающийся педагог-новатор А.С. Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как «хорошая игра» обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы или радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников.

    Игра — разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Она всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем, даря сиюминутную радость, а также она служит удовлетворением назревших актуальных потребностей личности. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций [4,с.14].

    Игры помогают сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.Ещё А.С.Макаренко писал : «У ребёнка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять». Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием ,что им доступно. По мнению ученых, игра- вид развивающей, социальной деятельности, форма социального опыта. Игра- опосредованный способ связи ребёнка с окружающим миром – является своеобразной школой эмоций, важнейшим инструментом, позволяющим формировать эмоциональный и познавательны мир детей. [2,с.45]

    Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляется особенно полно и порой неожиданно способности любого человека, а ребёнка в особенности. Й.Хейзинга отмечал, что человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

    Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

    1)Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.

    2)Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

    3)Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.

    4)Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

    5)Релаксационная функция — снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

    6)Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.

    7)Мотивационно-побудитедьная мотивирует и стимулирует учебно-воспитательную деятельность: оказывает положительное воздействие на личность обучаемого, расширяет его кругозор, развивает мышление, творческую активность и т. д. [4,с.17].

    Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций игр

    Игры- это активный способ достичь многих образовательных целей.

    Например:

    - закрепить только что пройденный материал;

    - игра- весьма удачное решение повторить пройденное;

    - игра- превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами;

    - игра- это прием смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия;

    - игра- это идеальная возможность расслабиться;

    - игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый или слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игра – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих;

    - быстрая, спонтанна игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие;

    - игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко укорениться в памяти;

    - игры помогают запоминать глубоко и надолго. Учащиеся обычно запоминают то, что им было приятно делать;

    - игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению;

    - ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпровождение быстро закончилось, следовательно, игры заставляют их бороться. [3,с.3-4]

    1.2. Классификация игр по Стронину М.Ф.

    М.Ф Стронин, автор ряда книг, посвящённых обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, игры с использованием иностранного языка подразделяет на 7 видов. Все они способствуют формированию речевых навыков

    Игры с использованием иностранного языка(по М.Ф.Стронину)

    схема 1.1



    Фонетические

    1.2.1. Лексические игры

    Заучивание лексического материала – важнейший аспект в изучении иностранного языка в школе. Объем вводимой лексики постепенно увеличивается, и усвоение новых слов нередко становиться скучным, а потому слова трудно запоминаются ученикам. Методисты обучение лексике неразрывно связывают с использованием наглядности. Данный принцип является весьма важным в игровом обучении.

    Цели лексических игр:

    - познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями;

    - тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

    - активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

    - развивать речевую реакцию

    При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу». Очень распространены игры типа «Аукцион» или «Дуэль».

    1. Alphabetical Order. ( A word puzzle.)

    Если расположить буквы любого слова в алфавитном порядке, оно покажется вам довольно странным. Можно таким образом организовать игру, например:

    1. A B L E T (You eat at it.)

    2. A C H I R (You sit on it.)

    3. E F I R (You make it when you in camp and you cold.)

    4. A L M P (You switch it on when it is dark.)

    ANSWERS: 1. table; 2.chair; 3.fire; 4.lamp.

    2) «Пять слов».

    Ход игры: пока обучаемый из одной команды считает до пяти, представитель второй команды должен назвать пять слов по данной теме. Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры.

    3) «Цвета»

    Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

    4) «Больше слов»

    Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.

    5) «Угадай название».

    Ход игры: каждый обучаемый получает тематический рисунок. Он должен рассмотреть его и рассказать, что на нем изображено. Тот, кто первым угадает название рисунка, получает следующий и выполняет то же задание. Выигрывает тот, кто угадает больше названий.

    1.2.2. Грамматические игры

    Эффективным приемом работы в становлении грамматического навыка являются игры, которые одновременно способствуют развитию речевой деятельности. Мышление детей младшего школьного возраста конкретное и опирается на наглядные образы и представления. Для понимания скучных грамматических правил им нужен реальный предмет или его изображение- это помогает сделать процесс усвоения знаний более интересным и эмоционально окрашенным.

    Грамматические игры преследуют следующие цели:

    -научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

    -создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

    -развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

    1) «Бинго».

    Цель: Закрепление усвоения неправильных глаголов.

    Ход игры: Рисуем квадрат и делим его на девять частей. Предлагается список изученных глаголов. Учащиеся выбирают любые девять и заполняют ячейки таблицы глаголами II(III) формы. Учитель называет глаголы в Iформе, учащиеся находят в своей карточке, соответствующую, IIформу данного глагола и вычеркивают. Выигрывает тот, кто первым вычеркнет все глаголы. Выигравший называет все глаголы со своей карточки в Iи IIформе.

    2) Hide – and – Seek in the Picture.

    Цель: тренировка употребления предлогов места.

    Необходима большая картинка с изображением комнаты. Водящий (один из учеников) “прячется” где-нибудь на картинке, пишет на бумаге, куда он спрятался и отдаёт её учителю. Дети, задавая водящему общие вопросы, “ищут” его на картинке.

    Are you under the bed?

    Are you behind the door?

    Are you on the chair?

    Are you in the box?

    3) HAVE YOU …

    Цель: тренировать учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом to have. На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается посмотреть на них и запомнить.предварительно можно повторить с учащимися все названия по-английски. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берёт со стола какую-либо игрушку и прячет её за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Ученики задают вопросы ведущему : Have you a cat? Have you a dog? и т. д. и так до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.

    4) Комнатный бой.

    Это грамматическая игра на отработку структуры. В игре – два человека.

    Каждый из участников рисует план своей комнаты(они не должны видеть рисунков друг друга), а также пустой квадрат, представляющий собой план комнаты партнера, который будет заполняться «мебелью» в ходе игры.При этом заранее оговариваются названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в комнате партнера.

    Например: Is there a table in the middle of the room? Is there a TV-set in the left corner?

    Если ответ утвердительный, то спрашивающий делает соответствующие рисунки в пустом квадрате и задает следующий вопрос.

    Если ответ отрицательный, он теряет право задавать вопросы и отвечает на вопросы партнера. Выигрывает тот, кто первым отгадал расположение мебели в комнате партнера и заполнил пустой квадрат.

    1.2.3. Фонетические игры

    Фонетические игры преследуют следующие цели:

    - формирование навыков фонематического слуха;

    - произношения связного высказывания или текста

    - установления адекватных звукобуквенных соответствий

    Но формирование этих навыков невозможно без знания алфавита. В формировании фонетического навыка, совершенствовании фонематического слуха используется игра «Назови слово», т.е. учитель во время игры бросает учащимся по очереди мяч, называя звук. Участники игры возвращают мяч, называя слово этим звуком. [6,с.71-73]

    Среди фонетических игр можно выделить игры- загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность. При выработке произношения полезны следующие игры:

      1. Назови слово ( игра с предметом)

    Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится. Например: fat, map, cap.

      1. Скороговорка ( игра-имитация)

    Учащиеся пытаются произнести за учителем скороговорку, фразу, стишок на определенный звук. Например:

    A black cat sat on a mat and ate a fat rat.

      1. A Nice Telephone ( «Необычный телефон»-игра соревнование)

    На доске рисуется большой телефон. На диске вместо цифр- буквы. Задача участников игры- набрать за определенное время как можно больше слов и произнести их.

      1. Alphabet Dash (Буква – слова)

    Класс делиться на 2 команды. Каждому игроку дается карточка с номером. Учитель называет номер и букву, а ученик, имеющий карточку с таким номером, должен за 20 секунд называть как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Его команда получает очко за каждое правильное слово ( можно играть с ограничениями: нельзя называть глаголя и имена собственные и т.д)

      1. «Выбери слово» (развитие фонематического слуха).

    Необходимо выбрать среди картинок, изображающих различные предметы, те, в названиях которых содержится данный звук.

    Пример: Учитель произносит звук [ æ. ] и ребята выбирают картинку с изображением яблока. Эту игру можно проводить как соревнование. Можно сузить задание, предложив назвать или найти слова, в которых искомый звук находится в начале, в конце или в середине.

    6) «Игра в рифмы» (развитие фонематического слуха).

    Ученикам необходимо назвать рифмы к словам, предложенным учителем.

    Пример:bear - hear; гаt – cat; box - fox.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта