Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3 Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности

  • МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • «Двигательная импровизация под музыку как развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста». Диплом. Введение актуальность проблемы исследования


    Скачать 136.24 Kb.
    НазваниеВведение актуальность проблемы исследования
    Анкор«Двигательная импровизация под музыку как развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
    Дата22.11.2021
    Размер136.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДиплом.docx
    ТипДокументы
    #279100
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Роль двигательной импровизации у детей дошкольного возраста в развитии воображения

    Одной из наиболее увлекательных и интересных форм вовлечения дошкольников в творческое самовыражение является двигательная импровизация, открывающее детям возможность проявить свои эмоции в звуках, движениях, жестах, в творческом взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

    Двигательная импровизация способствуют выявлению и развитию природной музыкальности детей, их приобщению к музыке через активное творческое овладение её элементами (ритмом, мелодией, динамикой, темпом, тембром). Двигательная импровизация– это возможность приобретения многообразного опыта музыкальной деятельности: опыта движения и речи как основ музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актёра; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности; опыта переживания музыки как радости и удовольствия [30, с. 4].

    Возможности двигательной импровизации в развитии творческого воображения детей в определённой мере были раскрыты в фундаментальном труде «Шульверк» немецкого композитора и педагога К. Орфа, автора педагогической системы «элементарное музицирование» для детей.

    Главным принципом, лежащим в основе системы К. Орфа, является принцип «учимся, делая и творя». По его словам, «собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей».

    Через игру, с помощью игры, которая для ребенка является потребностью, непроизвольной, внутренне мотивированной деятельностью, каждое занятие проходит в совершенно особой атмосфере, в атмосфере радости, наиболее благоприятствующей творческому процессу самореализации и возможности детского самовыражения [30, с. 15].

    К. Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для импровизации на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть. Чередовать речь и пение для детей так же естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением.

    Музицирование понимается К. Орфом как глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения и речи, естественная в том смысле, что любое интонационно-ритмически произнесенное слово – это первооснова музыки, а на музыку человек откликается движением. Соединение музыки, слова и движения составляет существо системы К. Орфа: «Элементарное, по-латыни elementarius, – означает «относящийся к элементам, к основам вещества, первозданный, изначальный» … Элементарная музыка – это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом, ее нужно самому создать, в нее нужно включиться не как слушателю, а как ее участнику» [24, с. 288].

    К. Орф сконструировал инструменты для детского музицирования, задачей которого, по его мнению, является импровизационное развлекательное звукоподражание. Техническая легкость игры, способность инструментов тотчас же откликнуться на прикосновение чудесными звуками располагают и побуждают детей к игре со звуками и тембрами, развитию фантазии и воображения. Детей привлекают не только звучание и вид 26 инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки.

    Главным «инструментом» в музыкальной игре является сам ребенок: его голос, движения, озвученные выразительными «звучащими жестами» и различными шумовыми инструментами. Музыка при этом является не просто фоном, но носителем определенного «звучащего мироощущения», которое проживается детьми в эмоционально-деятельностном игровом соучастии.

    Музицирование с аккомпанементом «звучащих жестов» (термин Г. Кеетман) может быть организовано в любых условиях, даже при отсутствии других инструментов, и представлено четырьмя основными тембрами: притопами, шлепками, хлопками, щелчками. Такая форма темброво-ритмической работы, особенно в сочетании с речью и движением, раскрывает творческие возможности детей.

    В настоящее время система элементарного музицирования К. Орфа адаптирована к условиям современного детского сада отечественными педагогами. Педагоги используют разработанные К. Орфом приемы вовлечения детей в творчество и развивают их на материале музыки отечественной традиции.

    В методическом пособии Т.А. Рокитянской «Игры со звуком» принципы музыкальной педагогики К. Орфа раскрываются на интонационной основе русской музыки. Русские народные потешки, прибаутки, пальчиковые игры составляют основу методического пособия И.Г. Галянт «Смешные человечки. Пальчиковые игры и игры с палочками для развития детского творчества». Приемы элементарного музицирования используются для организации детского инструментального творчества в аудио-пособии Е. Железновой и С. Железнова «Сказочки-шумелки», в пособии Е.И. Юдиной «Мой первый учебник по музыке и творчеству», музыкально-ритмического творчества в пособиях И. Каплуновой И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм», А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», песенного творчества в пособии Е.М. Попляновой «Палочки-скакалочки» (игры, песенки и танцы для малышей, веселой компании и всей семьи). Принципы элементарного музицирования применяют на занятиях с детьми музыканты-педагоги Т.А. Боровик («Пути педагогического творчества»), Т.Э. Тютюнникова («Элементарное музицирование с дошкольниками») и др.

    В частности, в программе Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» выделяется задача развития творческого музицирования – спонтанного, импровизированного обращения детей со знакомым материалом, умение его использовать по-своему, комбинировать в различных вариантах. Творческое музицирование включает в себя виды синкретической деятельности (музыка, речь, движение, игра на музыкальных инструментах, ритмопластика, двигательная импровизация, театрализация). Все виды деятельности объединяются на занятии в творческих играх. Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощение многих идей, атмосфера незапрограммированного для ребёнка творчества составляют суть деятельности детей на музыкальных занятиях.

    Творческое игровое музицирование даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя. Главное психологическое состояние, которое овладевает ребёнком на таких занятиях – это переживание им чувства свободного выбора.

    Практика показывает, что детские музыкально-творческие проявления «музыкально частичны», они начинаются с импровизации отдельных элементов музыки. Это могут быть, например, импровизации ритмические на одном звуке, или темброво-динамические (звукоподражание «ветер»), темброво-ритмические на шумовых инструментах [29, с. 157].

    Т.Э. Тютюнникова выделяет этапы вовлечения детей в творческое самовыражение:

    – игры со звуками вне каких бы то ни было музыкальных систем и звукорядов, а также вне регулярного метра и ритма;

    инструментальные вне ладовые импровизации голосом, на ксилофонах или блокфлейте;

    – импровизация в пентатонике (например, форма «Музыкальный рисунок» – дети импровизируют в произвольном порядке, каждый вносит свой музыкальный рисунок в общую композицию).

    Основные принципы элементарной импровизации:

    – формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создаёт фундамент для творчества;

    – коллективно-распределительный характер элементарной импровизации, позволяющий принимать в ней участие каждому независимо от способностей; – простота и доступность материала.

    Основными методами творческого музицирования являются:

    – метод образно-игрового эмоционально-двигательного моделирования элементов музыкального языка, позволяющий в доступном для ребёнка виде познакомить с особенности интонационно-выразительных средств музыки (моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и др.; без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка затруднителен, данный метод является одним из способов обучения дошкольников) [4, с. 5].

    – метод активации творческих проявлений ребёнка (речевые упражнения, поэтическое музицирование, координационно-подвижные игры и упражнения, игры с музыкальными и звучащими самодельными инструментами, пальчиковые игры). – метод музыкального сопровождения (инструментальное на детских музыкальных инструментах, интонационное, с использованием «звучащих жестов»).

    С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить его закономерности: метрическую пульсацию; чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей; смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн»-линий и т.д.

    «Вход» в ситуацию творческого музицирования лежит через создание атмосферы принятия друг друга и эмоционально-психического раскрепощения детей. Игры на занятии помогают созданию нужной атмосферы, снятию внутренних зажимов, а также способствуют воспитанию у детей толерантности, развивают навыки общения и регуляции совместной деятельности. Радость детей от участия в совместном музицировании, их раскованность, свобода, удовольствие от слаженной «работы» чувства и мысли, творческое вдохновение не могут оставить равнодушным педагога, искренне любящего детей и желающего не только учить, но и развивать их [5, с. 10].

    Педагоги подчеркивают необходимость быть внимательными на занятиях к любым проявлениям самостоятельности ребенка, так как мышление, творчество и эрудиция неотделимы друг от друга, являясь составной частью процесса обучения.

    В планировании занятий необходимо учитывать быструю смену заданий (любой вид работы должен занимать не более 1-5 минут), чередование заданий, требующих умственного напряжения, с более легкими видами работы, поддержание активности восприятия детей, «эмоциональное crescendo» (занятие прекращается в момент наибольшего эмоционального подъема, чтобы его действие продолжалось еще некоторое время), все дети должны быть заняты работой: все поют песни, все слушают музыку, если один играет, остальные слушают с каким-нибудь заданием. Грамотное построение занятия способствует оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки дошкольника, эффективному развитию его личностных качеств, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми [11, с. 58].

    Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что возможности элементарно в двигательной импровизации в развитии у детей творческого воображения неограниченны, они стимулируют фантазию детей, помогают вовлекать детей в эмоциональное самовыражение, приносят детям радость творчества, создают положительную мотивацию к творческому самовыражению через музыкально-ритмическое экспериментирование со звуками в играх и творческих заданиях.

    1.3 Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности
    Исследования известных учёных, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. В дошкольном возрасте развиваются общие, универсальные формы воображения, наглядно – действенного и наглядно – образного мышления [27, с. 116].

    На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим были приняты ФГОС ДО, которые должны решить задачи современного дошкольного образования.

    Одна из задач музыкального воспитания - развитие воображения и творческой активности дошкольников через музыкальную деятельность.

    Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями. Эти представления развиваются на основе восприятия музыки, поставляющие слуху живые впечатления непосредственно звучащей музыки [27, с. 116].

    Музыкальное воображение имеет важное значение для развития личности ребенка. Ребенок становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы решения одной задачи (например, при «рисовании» картинки при помощи звуков использовать различные музыкальные инструменты или их сочетание для обозначения какого-то момента или действия). Он учится по-разному реагировать не только на разную по характеру музыку, но и на музыку одного характера, находя при каждом новом прослушивании новые детали и нюансы, становиться эмоционально более развитым, отзывчивым [10, с. 255].

    Принцип проведения музыкального занятия как занятия, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы дошкольника.

    Развивая выразительность детского движения, необходимо всегда (даже в младшей группе) ставить детей в такие условия, при которых они должны проявить самостоятельность в выполнении задания. При разучивании игры (пляски), построенной на простых, знакомых движениях, педагог может рассказать детям старших групп еѐ содержание и при этом назвать использованные в ней движения (« будете бегать» или «будете двигаться поскоками»); в других случаях он может предоставить самим детям выбрать движения, отвечающие данной музыке. В младших и средних группах воспитатель нередко включается в игру (пляску), чтобы помочь детям своим примером. В тех случаях, когда в новом материале встречаются более сложные, ещѐ незнакомые детям движения или перестроения, руководитель показывает их сам или с помощью одного – двух детей. При этом не следует допускать, чтобы дети точно копировали движение, глядя на педагога; пусть они сами исполняют движение так, как они его поняли. Затем педагог может внести в него поправки, указать их ошибки [9, с. 10].

    Не следует также добиваться, чтобы дети овладели вновь показанным движением в процессе разучивания одной игры, пляски, упражнения. Это движение следует повторять в разных играх, плясках, соединять с разной музыкой, чтобы оно совершенствовалось постепенно. Дети должны относиться к каждому движению, как к средству выражать различные, хотя и сходные между собой, образы, чувства, действия; в каждом отдельном случае они должны уметь внести в него характерность, присущую данной музыке и связанным с нею образам и действиям игры, пляски, хоровода.

    Поэтому для достижения оптимального результата можно использовать следующие методы и приемы [14, с. 264].

    • метод художественной игры, предполагающий создание на занятии творческой атмосферы, побуждающей фантазию ребенка;

    • создания художественного контекста, осуществляющего взаимосвязь музыки с другими видами искусства, природой;

    • композиций, заключающихся в объединении разных форм музыкальной деятельности при изучении одного произведения – слушании, игре на детских инструментах, создании танцевальных композиций, пантомимических картин;

    • прием сравнения, когда сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра;

    • «Цвет – настроение», позволяющий детям в игровой форме запоминать новые слова и музыкальные термины;

    • создания танцевальных композиций, побуждающий фантазию детей и позволяющий наиболее полно прочувствовать музыкальный образ произведения;

    • «Рисуем музыку», предполагающий передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка (задание выполняется дома или в группе);

    • «Музыкальные фантазии», направленные на развитие воображения детей и заключающиеся в составлении рассказа, навеянного музыкальным произведением.

    Для активизации учебного процесса создаются наглядные пособия: дидактические игры, картотека композиторов и их музыкальных произведений, фонотека, а также подбирается иллюстративный материал.

    Предлагаю вспомнить виды музыкальной деятельности.

    Музыкально-ритмические движения.

    Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения (Л. С. Выготский) и доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе и на самых ранних. Кроме того, именно в музыкально-ритмических движениях у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции – радость, удовольствие, которые являются важнейшим условием формирования творчества вообще и музыкального творчества в особенности.

    Музыкально-игровое творчество.

    Дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

    Передача образов отдельных персонажей: хитрая лиса, резвая белочка, быстрый зайка, неуклюжий медвежонок…

    Изменение образа в соответствии со сменой характера музыки (люди работают, отдыхают, веселятся).

    Участие в играх с развернутым театральным действом: этюды, инсценировки, спектакли.

    Танцевальное творчество – это умение детей комбинировать из знакомых элементов танца новые композиции.

    Пляски по показу педагога, пляски с зафиксированными движениями, переплясы. Импровизация отдельных движений с воображаемыми предметами. Придумывание танцевальных композиций в заданном жанре. Слушание музыки - активный творческий процесс. Так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.

    Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления, через восприятие музыки. Для решения задач восприятия музыки используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Практический метод заключается в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии, прием «цвет-настроение» [25].

    Например: прием «цвет-настроение». После прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению музыкального произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке. (С. Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский «Баба-Яга» и др.)

    Песенное творчество – это умение детей импровизировать простейшие мелодии. Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально-слуховых представлений.

    Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

    • импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов. Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука);

    • импровизация музыкальных вопросов и ответов;

    • сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

    Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта, в разном темпе и ритме; создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации [32, с. 208].

    Музыкально- дидактическая игра выступает одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка.

    Например, дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года – это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось.

    Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности [26, с. 72].

    Знакомство с музыкальными инструментами - различие тембрового звучания. Обучение приемам звукоизвлечения– воспроизведение несложного ритмического рисунка.

    Игра в ансамбле – импровизация вопросно – ответной интонации, окончания мелодии.

    Совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки – прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.

    Творчество детей понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями [20, с. 568].

    Развивать творческие способности детей – значит развивать их воображение.

    “Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство”. (Выготский Л. С.)
    2 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      1. 1   2   3   4   5


    написать администратору сайта