Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Методика двигательной импровизации в песенном творчестве

  • «Двигательная импровизация под музыку как развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста». Диплом. Введение актуальность проблемы исследования


    Скачать 136.24 Kb.
    НазваниеВведение актуальность проблемы исследования
    Анкор«Двигательная импровизация под музыку как развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
    Дата22.11.2021
    Размер136.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДиплом.docx
    ТипДокументы
    #279100
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Методика двигательной импровизации в музыкально-ритмических движения


    Творческое развитие - необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса. В ХХI веке творческое развитие является приоритетным направлением в формировании гармоничной личности индивидуума.

    Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных "продуктов" [28, с. 12].

    Слово «импровизация» произошло от латинского improvisus -непредвиденный, внезапный, неожиданный. Это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе его исполнения.

    Импровизация является одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка, активизации его творческих устремлений, так как позволяет объединить в едином процессе все виды деятельности, все виды искусств и сделать увлекательным, интересным сам процесс занятий, а также получить в результате работы художественный продукт.

    Одной из главных задач введения детей в мир музыки – это увлеченность. (Д. Б. Кабалевский). Путь к этому идет через формирование творческого интереса в процессе импровизации, т. е. через практическое музицирование. Процесс живого музицирования обычно принимает определенный вид деятельности или игровых приемов, развивающих музыкальный слух, музыкальное мышление, воображение и творческие способности. Иными словами, занимаясь c ребенком импровизацией, мы развиваем музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, чувство фразировки и формы, чувство ансамбля [29, с. 157].

    Музыкально-творческая импровизация дошкольников скромна по их характеру и форме выражения. Если ребенок способен выразить свое отношение к исполняемой им песне, танцу, если он делает это искренне, непосредственно, увлеченно, то это придает творческий оттенок его исполнительской деятельности. Также дошкольник способен и к продуктивному творчеству. Он импровизирует несложные песенные мелодии, составляет композиции-простейших танцев, инсценирует в движениях текст песен, сочиняет песенки или ритмические группировки, исполняя их на детских музыкальных инструментах. Вся эта активная деятельность доставляет детям особое удовольствие, они делятся друг с другом своим опытом, радуются своим успехам.

    Цель импровизации – активизация творчества детей. Основными видами импровизации дошкольника можно назвать танцевальное, песенное и театральное творчество в игровой деятельности. Они привлекают внимание детей воплощением собственного замысла, повышают эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивают певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления. Сегодня я предложу вам музыкально-двигательные импровизации, которые можно использовать в работе с дошкольниками на музыкальных занятиях ДОУ [14, с. 264].

    Музыкально-двигательные импровизации являются особой формой организации деятельности детей, основанной на фантазировании посредством выразительных движений под музыку. В основе музыкально - двигательных импровизаций лежат музыкальные образы, которые необходимо воплотить в мимике и пластике. Перед детьми ставится задача прослушать некое музыкальное произведение, определить образ, услышанный в музыке и дать этому образу устную характеристику. После этого детям предоставляется возможность сценического воплощения музыкального образа пантомимическими средствами (мимика, пластика, жесты, позы и т. д.). Далее я приведу вам в пример наиболее часто используемые мною на занятиях музыкально-двигательные импровизации.

    Музыкально-двигательная импровизация "Цветик – семицветик"

    Правила игры: семь разных музыкальных мелодий по характеру. Когда педагог включает музыку - дети импровизируют, как только педагог выключает музыку- дети замирают в красивых фигурах, а кто пошевелится, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или закончатся музыкальные мелодии.

    "Клоуны" (под «Канкан», муз. Ж. Оффенбаха)

    Вначале надо поговорить с детьми о том, что делают в цирке клоуны: прыгают; скачут с ножки на ножку; строят рожицы; жонглируют; дразнятся (делают длинный нос); выполняют различные наклоны, махи руками; кривляются. Можно надеть детям колпачки и клоунские носы, и затем предложить им сыграть в цирк. 2-4 клоуна танцуют, остальные зрители. Можно предложить такой вариант: на одну музыкальную фразу танцуют клоуны с синими носами, на другую — с красными.

    «Волшебные руки»

    Исходное положение – дети становятся в свободном порядке на ковре. Один ребенок – водящий. Он выполняет под ритмичную музыку различные движения руками, остальные дети стараются их повторить. Тот ребенок, у которого получается лучше всего, занимает место ведущего.

    "Кто я?"

    Педагог или кто-то из детей жестом, мимикой, звуком изображают что-то или кого-то (например: поезд, машину, чайник, дерево, собаку) – это зависит от выдумки играющего. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

    "Обезьянка"

    Предложить одному ребёнку стать обезьянкой или зеркалом и повторять все, что делает ведущий: он шагает и обезьянка, поднимает руки – и обезьянка тоже. Данное игровое упражнение можно делать в паре. Зрители наблюдают и оценивают «правильно-неправильно», «успевает обезьянка или не успевает». Играющие могут поменяться ролями, когда правила игры становятся понятны ребенку. Смена ролей активизирует творческое воображение ребенка [14, с. 169].

    Музыкально-двигательная импровизация "Море волнуется раз"

    Эта игра широко известна и любима детьми. Предлагается внести в нее новые элементы движения. Один ребенок импровизирует на металлофоне, остальные дети движутся свободно, как волны в море. Когда музыка заканчивается, останавливается и движение, все замирают:

    Море волнуется — раз,

    Море волнуется — два,

    Море волнуется — три —

    Морская фигура, на месте замри!

    (можно обозначить детям фигуры - рыбка, морской конёк, дельфин, медуза и т. д.)

    Ребенок заканчивает музыкальную импровизацию и выбирает самую красивую фигуру – отдает музыкальную палочку. Новый импровизатор садится за музыкальный инструмент [26, с. 72].

    Музыкально-двигательная импровизация «Снежинки кружатся раз»

    Дети движутся свободно в пространстве помещения, как снег:

    Снежинки кружатся — раз,

    Снежинки кружатся — два,

    Снежинки кружатся — три —

    Ледяная фигура на месте замри!

    Музыкально-двигательная импровизация "В лесу"

    Дети стоят в кругу, один ребёнок импровизирует на металлофоне. Дети находятся в образе разных деревьев. Ноги — это корни, руки — ветви, тело — ствол дерева:

    В лесу деревья стоят,

    Корнями в землю упираются,

    К небу веточками своими тянутся.

    А между ними ветерок летает,

    С веточками играет.

    (Некоторые дети становятся ветерками и движутся по кругу по ходу солнца, огибая деревья. Затем другая группа становится ветерком.)

    В лесу деревья стоят,

    Подрастают.

    А между ними ветерок летает,

    С веточками играет.

    Музыкально-двигательная импровизация "На полянке"

    Аналогична предыдущей и используется в весеннее и летнее время. Стоящие дети перевоплощаются в цветы, их руки — лепестки. Двигающиеся дети становятся разными насекомыми или ласковыми лучами солнышка.

    Музыкально-двигательная импровизация «Ручеек»

    Аналогична предыдущей. Дети сидят на полу — они превращаются в блестящие на солнце камушки или сугробы тающего снега. Движущиеся дети — это веселый ручеек.

    Музыкально-двигательная импровизация "Ветер"

    Движение группы детей осуществляется сначала по кругу, а затем дети следуют за взрослым по форме восьмерки, затем бег "змейкой"

    "Прощаться — здороваться"

    Дети под музыку начинают и заканчивают движения. Выразительно передают танцевально-игровые движения, правильно ориентируясь в пространстве. Импровизацию можно исполнять парами, держась за обе руки, или индивидуально, отражая в движениях смысл этюда.

    «Сказочный герой»

    Дети стоят в кругу, в середине круга — двое детей в костюмах Незнайки и Буратино. Под музыку каждого персонажа дети исполняют танец того или другого, повторяя за Незнайкой или Буратино движения.

    Использование на занятиях музыки в ДОУ такого методического приема- как импровизация способствует развитию музыкально-творческих способностей. Значение импровизационного творчества для музыкального развития ребенка и роль импровизации как вида учебной деятельности подчеркивал еще Б. В. Асафьев, который писал: "Человек, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу" [2, с. 142].


    2.2 Методика двигательной импровизации в песенном творчестве
    Вокальная импровизация тесно связана с творческим развитием детей, позволяет мобилизовать личностные качества ребёнка для самостоятельного поиска нужных выразительных средств музыки.

    Любая импровизация сиюминутна, создаётся в процессе исполнения; дети, как правило, не могут дословно её повторить (обычно, повторяя, они предлагают новый вариант мелодии). Дети очень любят импровизацию, так как этот вид музыкальной деятельности позволяет им реализовать личностную доминанту – стремление к самовыражению [29, с. 157].

    Вокальной импровизации можно уделить обычно не более пяти минут. Но вокальная импровизация даёт возможность услышать каждого ребёнка в отдельности, что очень важно при преобладании фронтальных форм работы на музыкальных занятиях.

    Вся работа по вокальной импровизации проводится только без сопровождения, каждый ребёнок поёт в удобной ему тесситуре, в удобной тональности, используя близкий ему круг интонаций.

    Модель развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, принципы, специфическое содержание, условия, методы, приемы.

    Цельразвить способность к вокальной импровизации у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности.

    Задачи:

    - вызвать интерес к вокально-импровизационной деятельности, воспитывать потребность к вокально-импровизационному творчеству;

    - содействовать развитию способности к вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности;

    - развить структурные компоненты способности к вокальной импровизации.

    В основу разработанной методической модели развития способности к вокальной импровизации положены следующие принципы:

    а) художественного единства, предполагающего взаимосвязь музыкального развития (совокупность знаний, умений, навыков) дошкольников и развития творческой способности к вокальной импровизации на первоначальной ступени музыкального воспитания;

    б) деятельностного подхода, предполагающего открытие перед ребенком всего спектра возможностей творческо-импровизационной деятельности, и создание у него установки на свободный выбор той или иной возможности;

    в) последовательности, подразумевающего логичное усложнение типов, этапов вокальной импровизации и задач музыкального образования;

    г) учета индивидуально-психологических (способности к музыкальному творчеству) и педагогических (музыкальности) способностей каждого ребенка;

    д) импровизационности, рассматривающий в процессе музыкально-театрализованной деятельности особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению;

    е) партнерства, подразумевающий целостность отношений: ребенок –воспитатель музыкальный руководитель [10, с. 255].

    Содержание методической модели составляют: типы вокальной импровизацииразвивающие компоненты способности к вокальной импровизации, этапы ее усложнения, виды вокальной импровизации, сюжеты детских музыкальных спектаклей.

    Вокальная импровизация старших дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности представлена следующими типами:

    а) речевая импровизация дифференцированное использование средств музыкальной выразительности в речи;

    б) звукоподражание элементарное воспроизведение: звуков окружающего мира (абиотические, биотические, антропогенные этюды, конкретного образа (ситуативные этюды, образа в развитии (действенные этюды);

    в) музыкально-подголосочная импровизация придумывание подголосков или восклицаний (междометия «ах»«ой» или «да») к знакомой мелодии; количество подголосков дети импровизируют самостоятельно;

    г) вопросно-ответная импровизация экспромт окончания мелодии (фрагмент, начатой взрослым в форме диалога, состоящего из двух строчек: вопрос – ответ;

    д) вокально-ролевая импровизация импровизация мелодии на заданный текст, соответствующей показателям развития шестой или седьмой ступеням детской певческой деятельности.

    Способность к вокальной импровизации является одной из музыкально-творческих способностей, которая позволяет спонтанно создавать продукт вокально-импровизационной деятельности, т. е. мелодию или отдельные ее составляющие. В зависимости от условий педагогической организации вокально-импровизационной деятельности, готовности ребенка к самостоятельным действиям и уровня его успешности в данной деятельности вокальная импровизация может быть:

    1. принудительной (приходится изменять мелодию);

    2. преднамеренной (осознается необходимость, обязательность импровизирования); 

    3. подготовленной (используются заранее продуманные мелодические варианты);

    4. неподготовленной импровизацией (экспромт).

    Структуру способности к вокальной импровизации составляют три развиваемые компонента:

    1)эмоционально-образный: эмпатия (эмоциональный отклик на воображаемую ситуацию, самоконтроль (управление внутренними импульсами, воображение (Я-образ, непосредственность (спонтанность реакций и действия, пластичность (психофизическое качество);

    2)интонационно-музыкальный: оригинальность (мелодии, фрагмента мелодии, мотива, подголоска); музыкальность; простейшая нюансировка; первичная структура песни (построение коротких музыкальных фраз, предложений, их логическая завершенность).

    3)индивидуально-психологический: творческое мышление ребенка-импровизатора; готовность к вокально-импровизационной деятельности; оригинальность (легкость, вариативность и свобода ориентировки в новых вокальных импровизациях).

    Дидактическая основа данной модели, разработана в соответствии с психологическими возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста (дети в возрасте 5-7 лет, требующая постепенного усложнения, как развивающих задач, так и игровых действий и приемов, которая предусматривается в соответствии с этапами ее развития: речевая импровизация, звукоподражание, музыкально-подголосочная импровизация, вопросно-ответная импровизация, вокально-ролевая импровизация, свободное использование разнообразия типов вокальной импровизации, логика которых предусматривает:

    1) постепенное усложнение типов вокальной импровизации: речевой импровизации, звукоподражания, музыкально-подголосочной импровизации, вопросно-ответной импровизации, вокально-ролевой импровизации в зависимости от появления в них мелодии (будущая мелодия – возникновение звука, звука в развитии появление восклицаний и подголосков на осознанной высоте заданной тональности, возникновение мотива путем растягивание одного слога (наиболее устойчивой длительности напева) на два или более – фрагмент мелодии – мелодия);

    1. постепенное усложнение творческих заданий внутри каждого этапа вокальной импровизации в зависимости от возрастной группы дошкольников;

    2. постепенное усложнение уровня освоения вокальной импровизации в зависимости от ее развития: начиная с речевой импровизации и заканчивая свободным использованием разнообразия типов вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности;

    3. постепенное усложнение задач музыкального образования и репертуара детских музыкальных спектаклей в зависимости от возрастной группы дошкольников, в том числе совершенствование в вокальных импровизациях: правильности звукообразования, красоты звуковедения (протяжности напевного пения, легкость отрывистого, точности, внятности, ясности певческой дикции, правильности дыхания, точности интонирования мелодии и ритмического рисунка, пения в знакомых видах певческой техники.

    Свободное использование разнообразия типов вокальной импровизации реализуется ребенком в детском музыкальном спектакле, в котором он импровизирует партии разных героев своим голосом. Детский музыкальный спектакль является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий для самого ребенка, приобщает его к нравственным и духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Кроме этого, участие ребенка в детском музыкальном спектакле позволяет решать многие его личные проблемы опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Это помогает ему преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

    Таким образом, в процессе музыкально-театрализованной вокально- импровизационной деятельности, происходит всестороннее развитие творческой личности ребенка [33, с. 415].

    Используя весь богатейший арсенал выразительно-изобразительных средств, накопленный в процессе освоения музыкальной дошкольно-образовательной программы, дети получат при этом также игровое наслаждение, что позволит глубоко закрепить знания, умения и навыки. В каждом из музыкальных средств (как внемузыкальных, так и внутримузыкальных) заложены предпосылки использования их выразительности для развития детского песенного творчества.

    Особая роль в детском музыкальном спектакле отводится музыкальному сопровождению, без которого действие будет менее зрелищным и эмоциональным. Специально подобранная музыка придает особую выразительность и эмоциональность действиям детей [32, с. 208].

    Основные преимущества выбора данной формы организации деятельности дошкольников заключаются в том, что в музыкальном спектакле: задействованы дети всей группы, независимо от их творческих способностей; отсутствует предварительная подготовка ребенка на определенную роль; существует свобода выбора понравившегося героя; проявляется активность, инициативность, самостоятельность ребенка.

    Основными ступенями подготовки детского музыкального спектакля с внедрением вокальной импровизации являются:

    1 ступень:

    стартовое педагогическое обследование достижений детей в вокальной импровизации;

    - последовательное знакомство и освоение детьми пяти типов вокальной импровизации в соответствии: с этапами ее развития; уровнями ее освоения; задачами музыкального образования; возрастом детей; репертуаром детских музыкальных спектаклей, включающим классическую, народную и современную музыку известных композиторов (И. Баха, Ж. Буржоа, О. Девочкиной, С. Майкапара, М. Мусоргского, А. Петрова, А. Пономаревой, Е. Соколовой, П. Чайковского, Ф. Шопена и др., сопровождающую лейтмотивы главных героев, исполнительскую деятельность детей;

    2 ступень:

    - знакомство дошкольников с сюжетом детского музыкального спектакля, лейтмотивами героев сказки; номерами детской исполнительской деятельности (слушание музыки, песни, танцы, хороводы, игра на детских музыкальных инструментах);

    3 ступень:

    - постановка детского музыкального спектакля с использованием всех типов вокальной импровизации, предусмотренных сюжетом, итоговое педагогическое обследование достижений детей в вокальной импровизации.

    Разработанная методическая модель развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности предусматривает адекватные специфике способности методы ее освоения, такие как традиционный, метод досочинения песни, и метод вариативности. Основными приемами развития вокальной импровизации являются использование атрибутов и качественной музыкально-образовательной среды для активизации самостоятельных музыкально-творческих поисков детей [27, с. 116].

    Данная модель предусматривает условия реализации:

    1. общепедагогические, основу которых составляет музыкально-театрализованная деятельность, в частности детский музыкальный спектакль;

    2. индивидуально-психологические, предусматривающие наличие готовности к самостоятельным действиям импровизирования, которая определяется методом наблюдения, и классифицируется по уровням: простейшая, вариативная и полная самостоятельность; музыкальность ребенка.

    Разработанная модель предусматривает наличие дидактических условий, включающих:

    а) преемственность, предусматривающая усложнение типов, этапов развития вокальных импровизаций, задач музыкального образования, уровня освоения вокальной импровизации.

    б) музыкально-образовательную среду, объединяющую единым содержательным полем все формы организации и самоорганизации детской вокально-импровизационной деятельности.

    в) мониторинг, определяющий уровень достижений детей в вокальной импровизации по критериям: оригинальность (точный повтор, вариативный повтор, самостоятельная оригинальная импровизация); психологическая готовность к вокально-импровизационной деятельности (скорость вхождения в образ: медленная, средняя, быстрая); использование исполнительских средств музыкальной выразительности (1 средство, несколько средств, гамма средств).

    г) коррекция вокально-импровизационной деятельности (разработка индивидуальных маршрутов, строящаяся на основе корректной взаимопомощи ребенку.

    Показателем эффективности разработанной методической модели является результат:

     старшие дошкольникиспособные импровизировать мелодию или отдельные ее составляющие в процессе музыкально-театрализованной деятельности.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта