Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • Цель исследования

  • Задачи исследования

  • Методология

  • Теоретическая значимость

  • Практическая значимость

  • 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПУТЕМ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ИМПРОВИЗАЦИЯМ

  • «Двигательная импровизация под музыку как развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста». Диплом. Введение актуальность проблемы исследования


    Скачать 136.24 Kb.
    НазваниеВведение актуальность проблемы исследования
    Анкор«Двигательная импровизация под музыку как развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
    Дата22.11.2021
    Размер136.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДиплом.docx
    ТипДокументы
    #279100
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5


    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность проблемы исследования. Проблема развития творческого воображения является актуальной проблемой современной педагогики. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС) подчеркивается необходимость создания условий для развития у детей инициативности, самостоятельности, творческого воображения.

    Проблема развития творческого воображения у дошкольников актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность образовательной деятельности в ДОО.

    Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте воображение развивается наиболее интенсивно. Вместе с тем, если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности данной функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

    Эффективному развитию творческого воображения у детей способствует двигательная импровизация. Известные ученые-просветители в области музыки Б.Л. Яворский и Б.В. Асафьев указывали на это еще в двадцатые и тридцатые годы XX столетия. В своих методических подходах они делали акцент на способы к внедрению «глубоко ценного принципа импровизации», на поиск стимулов, способных побудить детей к творчеству. Такими 4 стимулами, по их мнению, может быть активное вовлечение детей в процесс импровизации на детских инструментах: сочетание в разных последовательностях музыкально-интонационных оборотов, игры со звуками, сочинение мелодий на понравившееся стихотворение и т.д.

    В то же время, практика показывает, что организация процесса двигательной импровизации детей, направленного на развитие творческого воображения, на сегодняшний день не имеет достаточного методического оснащения. Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каковы теоретико-методические подходы к организации процесса двигательной импровизации под музыку в ДОО, обеспечивающие развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.

    Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломной работы «Двигательная импровизация под музыку как развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

    Тема ВКР соответствует содержанию профессионального модуля ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей.

    Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования: комплекс мероприятий по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе двигательной импровизации под музыку.

    Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе двигательной импровизации под музыку.

    Задачи исследования:

    1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть содержание понятия «творческое воображение».

    2. Выявить особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

    3. Раскрыть возможности импровизировать под музыку в развитии у детей творческого воображения.

    4. Составить методическое пособие по комплексу мероприятий развития творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе двигательной импровизации под музыку.

    Методология: основные положения теории развития воображения в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко и др.; исследования в области изучения творческого воображения детей дошкольного возраста, отраженные в работах Н.Е. Веракса, Е.В. Заики, Л.А. Венгера и др.; методические подходы к организации двигательной импровизации профессор Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина.

    Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

    – теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, педагогическое наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ результатов диагностики.

    Теоретическая значимость: в работе ставиться и решается проблема творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе двигательной импровизации под музыку.

    Практическая значимость исследования определяется тем, что составлено методическое пособие по комплексу мероприятий развития творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе двигательной импровизации под музыку, которые могут быть использованы в практике педагогов дошкольных образовательных организаций.
    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПУТЕМ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ИМПРОВИЗАЦИЯМ


      1. Особенности развития воображения детей дошкольного возраста


    Понятие «воображение» на сегодняшний день изучено достаточно подробно. В различных источниках даны разные определения. В толковом словаре С.И. Ожегова воображения трактуется как «способность воображать, творчески мыслить, фантазировать», как «мысленное представление», «домысел, плод фантазии» [35, c. 435].

    В кратком психологическом словаре находим следующее определение: «Воображение – это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» [16, с. 5].

    В психологическом словаре дается следующее определение воображения: это «универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта», «способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных».

    В педагогическом словаре дается следующая трактовка понятию «воображение» – «фантазия, психический процесс, заключающийся в создании образов существующих и несуществующих предметов, которые в данный момент не воспринимаются» [6, с. 20].

    По мнению Л.С. Выготского, «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением» [16, с. 5].

    В работе С.Л. Рубинштейна воображение «связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

    По мнению Е.И. Игнатьева, основной признак процесса воображения в той или иной конкретной практической деятельности «заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».

    Подобное определение дается в Философском энциклопедическом словаре: «воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности» [16, с. 5].

    Воображение не есть сама действительность, но в тоже время оно не может существовать без самой действительности, без питающей ее среды. В тоже время воображение задает программу жизнедеятельности человека, оно порождает замысел. Приступая к работе, человек «видит» цель своей деятельности, ее будущий результат, который еще в начале деятельности человека имелся в его представлении, т.е. идеально. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы

    Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса. Такое определение давали А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева и другие ученые. Согласно М.В. Гамезо и И.А. Домашенко «Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» [31, с. 40].

    Таким образом, на основании вышеперечисленных понятий, можно сделать следующее обобщение. Воображение – фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

    А.Г. Маклаков, в своем труде «Общая психология», подробно описал виды воображения. В своей книге он пишет, что процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности [34, с. 583].

    Непроизвольное или пассивное воображение – наиболее простая форма воображения. Это те образы, которые возникают без специального намерения со стороны человека и без его усилий. (Например, глядя на причудливые облака, плывущие в небе, мы иногда непроизвольно видим в них неожиданно возникающие образы, например, человека или очертание животного). Этот вид воображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, воспитателя, продавца и т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью требует активной работы воображения [5, с. 10].

    Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например, перед засыпанием.

    Содержание сновидений – это плод нашего воображения.

    Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

    Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые, пространственные и пр. Так, слушая фортепианные пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, мы отчетливо представляем себе живые характерные сценки. Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении образ Бабы-яги. За стенами уютной детской кипит другая, уличная жизнь, шумная и разгульная («Русская песня», «Мужик играет на гармонике», «Камаринская») [2, с. 144].

    Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта [6, с. 58].

    Следующий вид произвольного воображения – творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения [30, с. 4].

    Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д. [21, с. 11].

    Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом. Мечты, как правило, имеют отношение к будущему. Мы воображаем нашу будущую жизнь, какие-то ситуации, себя самих в будущем. Это воображаемое будущее, как правило, эмоционально положительно окрашено. Мечта – это всегда то хорошее, что мы ожидаем от будущего, и нас вдохновляет, окрыляет. Эта особенность мечты играет большую роль в нашей настоящей жизни, т.к. активизирует нашу деятельность. Человек, вдохновленный мечтой, может свернуть горы.

    Следует отметить, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами. Однако воображение может существовать и в другой – пассивной форме, которая характеризуется непроизвольной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон. (Приложение 1)

    Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека [34, с. 521].

    При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности. А.Г. Маклаков в своем труде «Общая психология» предлагает следующую классификацию типов воображения [34, с. 583].

    Данное понятие состоит из нескольких понятий: творчество и воображение. Рассмотрим понятие «творчество».

    В общепринятом смысле творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности. «Творчество – в прямом смысле – есть созидание нового».

    А.Г. Маклаков дает следующее определение: «творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления, – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами, изготавливаемыми по образцу. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

    Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Творчество – процесс создания субъективных ценностей».

    А.Г. Маклаков говорит о связи воображения и творчества. По его мнению, «творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления» [34, с. 269].

    Особенность творческого воображения, по мнению Л.С. Коршуновой, «состоит в том, что оно является процессом, в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче – научной, художественной, практической. Основным в творческом воображении выступают модификация и трансформация образов, создании новых синтетических композиций».

    Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности, своего рода продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей, так как не просто фотографически копируется жизнь, а создаются художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражается личность создателя, его мировоззрение, понимание им окружающей действительности, особенности присущего ему стиля.

    Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев творческого воображения в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: в речевой, изобретательной, музыкальной, игровой. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости, беглости.

    Так, О.М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит:

    – оригинальность выполнения детьми творческих задач; – использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

    Зарубежный исследователь Дж. Гилфорд выделяет четыре основных параметра творческого воображения:

    – быстрота – способность высказывать максимальное количество идей;

    – гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей;

    – оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи;

    – вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации [24, с. 197].

    Существуют общие приемы, применяющиеся в творческом воображении: прием уменьшения, прием увеличения, прием объединения, прием дробления.

    Существуют определенные законы, по которым преобразуется познавательный материал в воображении. Так, для возникновения воображения необходимым процессом являются те из них, которые включают элементы наглядности. Также необходимы процессы обобщения, которые в свою очередь формируются под влиянием процессов типизации. Типизация при этом определяется как специфическое обобщение, сущность которого состоит в создании сложного, синтетического и целостного образа (например, профессиональные образы учителя, рабочего, врача). Процессы комбинирования, которые представляют собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений, нельзя рассматривать как механическое сочетание элементов. Комбинирование подчинено законам объединения элементов по определенной логической схеме, основой которого является опыт самого человека.

    Воображение постоянно производит преобразования, которые чрезвычайно многообразны, и комбинирование является одним из многих приемов воображения. «В результате преобразующей деятельности воображения получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно данных элементов или черт, а единственный новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены».

    Реконструкция как прием воображения, определяется тем, что по отдельной части или признаку воссоздается, реконструируется целостная структура познавательного образа.

    Агглютинация означает «склеивание» различных, казалось, несоединимых в повседневной жизни частей реальности (например, персонаж сказок – человек-зверь или человек-птица). В воображении естественным образом обнаруживается тенденция к аллегории, метафоре, иносказанию, метонимии, синекдохе, символу, где происходит слияние образа и значения [25, с. 30].

    Гиперболизация как механизм функционирования воображения означает парадоксальное увеличение или уменьшение предмета, отдельных его частей (литоты и гиперболы), часто используются в фантастике (например, персонажи сказок – богатыри-великаны, мальчик-спальчик и пр.) Гиперболизация, как преувеличение, так и преуменьшение, служит тому, чтобы сделать очевидной внутреннюю силу и значимость самого героя, его внутренние достоинства, чтобы рельефнее выявить конкретное явление, свойство, черту, сторону самой действительности.

    Прием уподобления выступает в форме аллегорий, символов, а также дает возможность конструировать схемы, репрезентировать познавательные процедуры, такие как, моделирование, схематизация и т.д. в научном познании.

    Выделяют приемы расчленения (новое получается в результате разъединения частей объектов), замещения (замена одних элементов другими), аналогии (создание нового по аналогии с известным).

    Важную роль в создании творческих образов играет акцентирование. Акцентирование (или акцентирование) – это подчеркивание определенных признаков, сторон и свойств предметов, а также их преувеличение или преуменьшение (например, шарж, карикатура), которое достигается посредством сдвига или изменения пропорций и выделяет характерное, существенное в конкретном наглядном образе, а в частном и конкретном, наоборот, выявляет общезначимое. Например, роль замысла, порождающего преобразование образа, проявляется в акцентировании конкретных черт, сторон действительности, типизации, обобщении [25, с. 47].

    Формы воображения формируются и сами преобразуются в процессе творчества, объединяясь в предметном бытии своих продуктов.

    Основой процессов воображения являются мыслительные операции, преобразование образов осуществляется в логическом виде, а формой всех трансформаций выступает чувственная сторона реальности, конечным пунктом которых выступает предметно-практическая деятельность человека. Следовательно, основой для функционирования воображения являются чувственная сторона деятельности человека.

    Проведенный анализ различных взглядов исследователей на проблему развития творческого воображения позволяет сделать следующие выводы.

    Воображение – это психический познавательный процесс создания новых образов и представлений путем переработки имеющегося опыта. Результат воображения – создание новых образов, которые характеризуются обобщенностью, одновременно отражая типичное в объекте. Образы творческой деятельности воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.

    Творческое воображение – процесс самостоятельного создания новых образов в творческой деятельности. Они характеризуются определенной структурностью, детализацией и оригинальностью. Образы воображения у ребенка дошкольного возраста обладают особой эмоциональностью, они пронизаны эстетическими, познавательными чувствами и личностным смыслом.

    Методы развития творческого воображения – это логические операции типизации, комбинирования, акцентирования, реконструкции, агглютинации, гиперболизации, уподобления, расчленения, замещения и аналогии.

    Развитие творческого воображения – сложный процесс, который может осуществляться во всех видах детской деятельности, но прежде всего – в продуктивной (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) и в игровой деятельности, пронизывая все направления развития ребенка. Поэтому важно определить уровень развития творческого воображения у каждого ребенка и на этой основе осуществлять его дальнейшее развитие [21, с.11].
      1.   1   2   3   4   5


    написать администратору сайта