«Двигательная импровизация под музыку как развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста». Диплом. Введение актуальность проблемы исследования
Скачать 136.24 Kb.
|
2.3 Методика двигательной импровизации в игре на музыкальных инструментах. Понятие "музыкальность" ведущими педагогами и психологами рассматривалось по-разному. Н.А. Ветлугина в книге "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" говорит о том, что в дошкольном воспитании вопрос о музыкальности приобретает особое значение. Музыкальность - сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей. Академик Б.Ф. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал у одних хорошую музыкальную память, у других - отзывчивость на музыку, у третьих - наличие абсолютного слуха, сопровождающееся "туповатостью" восприятия более сложных художественных образов, и, наоборот, у четвертых - неразвитый слух, сочетающийся порой с глубоким и серьезным интересом к музыке [2, с. 142]. Психологи, педагоги, музыковеды ведут большую исследовательскую работу в этом направлении. Существуют многочисленные попытки дать определение понятию музыкальности, её основных признаков и взаимоотношений. Звуковысотный слух - широкое понятие, включающее мелодический, гармонический и полифонический слух. Помимо этого, существует абсолютный, а также относительный слух, который имеет особое значение и поддается развитию почти безгранично. В состав музыкальности входит и внутренний слух. Если в узком смысле слова он понимается, как способность представить себе ритмическую или мелодическую сторону произведения, то в широком смысле — это способность внутренне слышать все произведение [26, с.72]. Как говорилось ранее, музыкальность развивается в различных видах детской деятельности, в том числе и таком виде исполнительства, как игра на музыкальных инструментах. Для нашего исследования наибольший интерес представляет развитие основных музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе этого вида деятельности. Следует подробно рассмотреть самый эффективный на наш взгляд метод обучения - игру по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Дети учатся узнавать знакомую мелодию по фрагменту. Определяют, закончилась ли мелодия, просят повторить. Это говорит о развитии ладового чувства [24, с. 288]. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает её в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет её, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах. Когда на металлофоне играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие - пониже. Дети стремятся к соответствию ритма движений ритму музыки. Понятно, что речь идет о развитии чувства ритма при обучении игре на детских музыкальных инструментах [32, с. 208]. Было доказано, что при обучении игре в большей степени развивается одна из трех основных музыкальных способностей - музыкально-слуховые представления. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди, обучающиеся игре на фортепиано, сопровождают представление мелодии движениями пальцев (реальными или едва фиксируемыми), имитирующими её воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слухового представления с моторикой. Особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать её в памяти. "Активное запоминание слуховых представлений, - отмечает Б.М. Теплов, - делает участие двигательных моментов особенно существенным". Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений, - возможность привлекать игру на музыкальных инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений. Ведь музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Проблемой обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах по слуху занималась педагог-исследователь М. Трубникова. Она предполагает обучение в два этапа. Первый - подготовительный, второй - основной, состоящий из 3-х ступеней. Первая ступень - ориентировочно - тембровая, вторая - ритмическая, а третья - мелодическая ступень [10, с. 255]. Наше исследование основывалось на применении при обучении детей данной методики с включением собственных практических наработок. На подготовительном этапе у детей происходит формирование музыкально-слуховых представлений, их накопление. Используется песенный материал, который разучивается на занятиях. Приемы работы над песней разнообразны: пение с гармоническим сопровождением и без него; отдельное пропевание сложных мелодических оборотов и проигрывание мелодии на инструменте; индивидуальное пропевание ребенком мелодии в удобной для него тональности с последующей корректировкой точности мелодической линии и т.д. Первая ступень основного - второго этапа - ориентировочно-тембровая. Дети, осваивая инструмент, подбирают отдельные звукоподражания, ассоциирующиеся у них со звуками капели, шумом дождя, боем часов, голосами птиц и животных. На этом этапе учат, как правильно держать тот или иной инструмент, руки, пальцы, знакомят со способами звукоизвлечения, художественно-выразительным исполнением. Первая ступень требует 15-20 занятий. 1 - изображение простого образа, 2 - высоких и низких звуков, 3 - воспроизведение определенного ритмического рисунка, 4 - наиболее сложные задания - подбор нисходящей терцовой интонации. Всегда используются игровые приемы. Музыкально-дидактические игры способствуют освоению музыкального инструмента, развивают музыкальную память, точность слухового восприятия и контроля, быстроту реакции. Дети четвертого года жизни без труда преодолевают первую ступень, знакомясь со звучанием музыкального инструмента на фронтальных и индивидуальных занятиях [32, с. 224]. Вторая ступень основного этапа - ритмическая. На пятом году жизни дети достаточно легко осваивают ритмическую структуру предлагаемых песен, приемы игры на различных ударных, а также звуковысотных детских музыкальных инструментах. В основу методики работы с детьми на ритмической ступени положено исследование К.В. Тарасовой (1974г.), посвященное развитию у дошкольников чувства музыкального ритма как сенсорной способности. В этом возрасте овладеть ритмическим и звуковысотным движением в их единстве детям трудно, что привело к необходимости выделить ритмическую ступень становления игры по слуху как специальную. Первоначально детям предлагают ритмические рисунки, основанные на чередовании одинаковых длительностей: четвертых или восьмых в двух или четырехдольном размере. Музыкальный материал постепенно усложняется. Затем даются более сложные ритмические структуры: ритм суммирования, дробления, пунктирного и синкопированного ритма. Затем появляется задание на воспроизведение различных ритмических структур в конкретных музыкальных произведениях. Сначала используется игровое четырехручие на одном звуке. Можно создать ритмические ансамбли, применяя деревозвучные ударные инструменты: деревянные ложки, кастаньеты, трещотки; металлозвучные: треугольники, румбы, бубенцы, тарелки, колокольчики, а также бубны, погремушки, маракасы и пр. Таким образом, игрой на ударных инструментах лучше всего сопровождать исполнение педагогом на фортепиано, баяне и аккордеоне веселых плясовых мелодий или аккомпанировать пению, не заглушая хорового звучания. Играя на разнообразных ударных инструментах, воспроизводя лишь одну ноту на фортепиано или других звуковысотных инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом, ребенок осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, первоначальное игровое движение, приобретая навык совместной игры в ансамбле. Третья ступень основного этапа - мелодическая. Стремление подбирать мелодию по слуху на шестом году жизни проявляется сильнее, чем прежде. В этом возрасте дети в большинстве случаев, наряду с темпом и ритмическим рисунком, могут воспроизвести и звуковысотную сторону мелодии. Сначала дети прислушиваются к звучанию, подстраиваются голосом к извлекаемым звукам. Постепенно, по мере овладения деятельностью подбора по слуху, процесс подпевания свертывается и переходит во внутренний план. Лучше всего начинать подбор с нисходящей терции, так как она лежит в основе колыбельных песен, которые ребенок слышит с рождения. Она легка для пропевания, с нее начинаются многие народные песни и песни, созданные композиторами специально для детей. После овладения терцией дети подбирают простые песни, основанные на этом обороте. В качестве эталонных мелодических построений используются мажорные тетрахорды, пентахорд, гамма. Впоследствии эти эталонные мелодические построения закрепляются на разнообразном материале. Далее эта интонация предлагается к подбору от разных звуков [26, с. 72]. При освоении детьми игры в ансамбле однородных детских музыкальных инструментов, сначала предлагается достаточно медленный темп, направляя слуховое внимание на поиск нужного звучания. Если во время подбора мелодии группой детей какой-то ребенок ошибается, ему лучше остановиться, чтобы не нарушать общего ансамбля, прислушиваясь к играющим с новой музыкальной фразы. Эффективным методом работы на этом этапе является совместная игра музыкального руководителя и ребенка на одном инструменте по фразам. Педагог исполняет более сложные, а ребенок - более легкие эталонные мелодические построения. Затем его партия все более усложняется, становится более самостоятельной. "Музыкальное эхо" - буквальное повторение сыгранных педагогом музыкальных фраз, предложений - еще один вариант совместной игры ребенка и взрослого. Хорошие результаты дает исполнение ребенком мелодии на детском музыкальном инструменте, а педагогом - аккомпанемента на фортепиано, баяне или аккордеоне [19, с. 15]. Завершает мелодическую ступень инструментальное творчество. На первых порах его следует организовать в игровой форме, вопросно-ответной. Педагог исполняет музыкальный вопрос на том или ином музыкальном инструменте, а ребенок самостоятельно импровизирует музыкальный ответ. Можно использовать и коллективные импровизации. Но на металлофонах и ксилофонах убирают 4-ю и 5-ю ступени, а на электромузыкальных инструментах они заклеиваются, во избежание резко диссонирующих интервалов. Дети 4-го года жизни без труда справляются с первой ориентировочно-тембровой ступенью. На фронтальных занятиях и в индивидуальной работе, в игровой, занимательной форме идет знакомство с фортепиано, с различными регистрами. Дети 5-го года жизни могут перейти на вторую, ритмическую ступень, освоить ритмическую структуру песен, приемы игры на различных звуковысотных музыкальных инструментах. Дети 6-го года жизни на 3-й ступени встречаются с мелодическими эталонными построениями и пьесами, построенными на их основе, импровизируют музыкальные вопросы и ответы, играют в ансамбле и оркестре, детских музыкальных инструментов на слуховой основе. Обучение детей подбору по слуху делает работу более интересной, способствует накоплению детьми музыкального материала за счет сокращения сроков разучивания пьес, значительно повышает интерес педагогов и детей к этому полезному и увлекательному виду музыкальной деятельности. Основываясь на вышеизложенном, следует отметить, что в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах развиваются все основные музыкальные способности детей дошкольного возраста. Причем, в этом виде исполнительства в большей степени развиваются музыкально-слуховые представления [27, с. 64]. Обучение детей игре по нотам очень трудоёмко, хотя иногда используется в практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведётся постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков [22, с. 53]. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьёзной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя её (голосом или на инструменте). В «Музыкальном букваре» Н. А. Ветлугиной упражнения на развитие слуха предлагаются в системе, в виде попевок, подобранных по принципу постепенного сужения различаемых интервалов (от октавы до примы). Для подбора по слуху используются лишь хорошо знакомые мелодии, поэтому игре предшествует этап слушания попевок, их запоминания и пропевания. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребёнок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает её в исполнении музыкального руководителя, который сначала поёт её, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поёт. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. Поэтому важно побуждать ребят подпевать во время игры, чтобы (при условии чистого интонирования) они могли ориентироваться на своё пение. Если ребёнок интонирует нечисто, но может воспроизвести на металлофоне мелодию, состоящую из нескольких звуков, одновременная с пением игра способствует постепенному подстраиванию голоса к звукам инструмента, т.е. чистому пению. Ощущение унисона, возникающего при этом, воспринимается ребёнком положительно, слуховокальная координация налаживается и закрепляется. Так игра на музыкальных инструментах с предшествующим ей и одновременным пропеванием мелодии содействует развитию слуха, слуховокальной координации. Но подпевание во время игры (особенно нечистое пение) может, мешать ребёнку, слушать мелодию, которую он пытается подобрать, поэтому оно используется не всегда [26, с. 82]. Важно, чтобы даже самую простейшую попевку на одном звуке ребёнок сыграл выразительно, передал настроение, которое он почувствовал и хочет выразить. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Детей учат приёмам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подрыгивать повыше, короткие ноты – пониже. Когда ребёнок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен приём подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом – та, а более короткие восьмые – слогом ти. Широко применяется приём прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведения его на музыкальных инструментах. После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приёмы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. (Рекомендуются попевки из «Музыкального букваря».) Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приёмы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры. Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребёнок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию [26, с. 61]. Если детям трудно найти сразу первый звук, с которого начинается мелодия, около него наклеивают цветной значок. Постепенно задания усложняются, например в попевке «Баю-баю» из «Музыкального букваря» надо услышать движение мелодии вниз через ноту. Педагог говорит с ребятами о характере песенки – ласковом, нежном, убаюкивающем, способах звукоизвлечения. В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребёнок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой. Освоение нового инструмента рекомендуется начинать с уже знакомых попевок (на одном, двух, трёх звуках), которые дети подбирают по слуху после знакомства с приёмами игры, способами звукоизвлечения [26, c. 58]. Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определённое настроение. Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приёмами игры, на втором - подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию. Вывод: таким образом можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах развивает следующие музыкальные способности: музыкально-ритмический, звуковысотный, ладовый, гармонический и полифонический, тембровый и динамический слух, чувство музыкального темпа. |