Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1. Содержательная характеристика понятия «толерантность»

  • «толерантность».

  • «толерантность младшего школьника»

  • Формирование этнической толерантности у младших школьников во внеурочное время. Курсовая.. Введение Актуальность темы


    Скачать 147.79 Kb.
    НазваниеВведение Актуальность темы
    АнкорФормирование этнической толерантности у младших школьников во внеурочное время
    Дата21.04.2021
    Размер147.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая..docx
    ТипДокументы
    #197067
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Глава 1. Формирование этнической толерантности у младших школьников во внеурочное время



    1.1. Содержательная характеристика понятия «толерантность»



    Современное образование одной из важных задач ставит приобщение молодого поколения к глобальным ценностей, формирование у него умения общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве.

    Рассматривая теоретические основы феномена толерантности следует искать истоки толкование толерантности в трудах философов Древнего Китая, Греции и Рима (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан ). Позже эти идеи получили развитие в теории и практике педагогики толерантности (Я. Коменский, Я. Корчак, Дж. Локк и др.).

    В философских концепциях феномен «толерантность» рассматривается как: форма уважения к другому человеку (Н. Бердяев, Г. Валитова, А. Камю, Ж.- П. Сартр, К. Ясперс и др.) сложная черта личности, характеризующий менталитет человека (П. Кинг, В. Тишков, М. Уолцер и др.) социальное явление (В. Соловьев, Х. Плеснер и др.).

    Социологическая наука рассматривает толерантность как природу нравственного идеала, формируется в результате исторического отбора правил сосуществования, форм поведения и переходит на уровень мировоззренческих позиций в познании субъектов взаимодействия (В. Зорько, В. Евтух, М. Дробижева, Л. Шаповал и др.).

    В психологических источниках проблема толерантности характеризуется комплексностью, сложностью и противоречиями, интерпретируется как: повышение уровня устойчивости, терпимости к некоторым неблагоприятных факторов (И. Абакумова, А. Асмолов, Т. Щербань и др.) самоактуализация и выявления личностью своих сущностных человеческих качеств (А. Маслоу, К. Роджерс) самотрасценденция, выход человека за пределы своего Я (А. Реан, В. Чудновский ) ценностное отношение к другому и внутренние основания преодоления эгоцентрических индивидуальных стремлений (Б. Ананьев, А. Леонтьев, В. Слободчиков ) партнерство в общении (И. Бех, А. Бодалев, А. Петровский) формирование культуры межнационального общения и межнациональной терпимости (Е. Магомедова, З. Мубинова и др.).

    Основываясь на принципах педагогики К. Венцеля был разработан «Декларацию прав человека», основные положения которой вошли в «Конвенции о правах ребенка», утвержденной в 1989 г.. И в ООН, «Декларацию принципов терпимости», принявшая и в «Декларацию принципов толерантности», принявшая Генеральная конференция ЮНЕСКО в 1995г.

    Раскроем сущность понятия «толерантность».

    Слово «толерантность» происходит от латинского глагола « иоиего », что означает «переносить», «выдерживать», «терпеть». Отметим, что в справочных источниках определения толерантности трактуется по-разному, в частности, как:

    - термин, которым обозначают доброжелательное или, по крайней мере, сдержанное отношение к индивидуальных и групповых различий (религиозных, этнических, культурных, цивилизационных) [102, с. 642];

    - отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [85];

    - разновидность взаимодействия и взаимоотношений между различными сторонами- индивидами, социальными группами, государствами, политическими партиями, по которым стороны проявляют восприятия и терпения по разнице во взглядах, представлениях, позициях и действиях »[83, с. 661];

    - способность к признанию или практическое признание и уважение к убеждениям и действий других людей [106];

    - терпимое отношение к чужим мнениям, взглядов, позиций, которые не совпадают с собственными [62, с. 78];

    - способность принимать то, не одобряя это (в общем смысле) способность воспринимать без агрессии мысли, которые отличаются от собственных, а также - особенности поведения и образа жизни других, терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идей, верований является условием стабильности и единства обществ, особенно тех, которые не являются гомогенными ни в религиозном, ни в этническом, ни в других социальных измерениях; снисходительное, терпимое отношение к чьим мнений, взглядов, верований и т (на индивидуальном уровне) [101];

    - способность видеть в другом человеке именно другую - носителя других ценностей, логики мышления, других норм поведения, осознание его права быть другим, отличным; безусловно, положительное отношение к такой непохожести, терпимость к мнению другого человека, обычаев, цвета кожи, религии, образа жизни; способность смотреть на мир одновременно с собственного взгляда и с позиции другого человека [50, с. 404].

    Проблема толерантности как универсалия современной культуры и цивилизации, а также ее образовательный измерение находится в фокусе внимания многих исследователей, как Л. Бобовников, В. Гараджа, Б. Гершунский, А. Грива, В. Гуцу, А. Довгополова, Е. Зеленов, В. Золотухин, Ю. Ищенко, Л. Кияшко, А. Кресин, В. Малахов, С. Мубинова, В. Новик, Е. Рашковский, А. Симан,

    Г. Скубашевская, Э. Соловьев, В. Тишков, М. Уолцер, П. Ульрих, М. Шимановский, А. Яций и др.

    Отметим, что современные исследователи не имеют единого взгляда на зарождение, источники, историю и содержание толерантности.

    Н. Якса понятие «толерантность» рассматривает в социально-философском смысле и понимает его как «определенную социальную качество человеческих отношений, а также отдельных индивидов или групп, которые характеризуются установкой на доброжелательное восприятие« другого », желание не только понять, но и, по возможностью принять традиции, культуру, убеждения, верования, интересы, ценности и т. д. этого «другого» [104, с.146].

    По определению А. Третьяковой, толерантность - это духовно-нравственное качество личности, выраженная в принятии «другого» как личности, независимо от национальности, языка, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным организациям, социального, имущественного и служебного состояний (социальные и культурные характеристики), а также возраста, состояния здоровья, пола, расы (антропологические характеристики) [95, с. 8].

    С мнением А. Третьяковой соглашается Д. Зиновьев, который отмечает, что толерантность - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной или культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядов, норм, привычек [52, с. 51].

    К. Бондирева понятие «толерантность» понимает как моральное качество личности, которая характеризуется осознанием многомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения ее людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок и т.п.; знанием и уважением прав и свобод каждого человека, принятием его таким, какой он есть; терпимости в отношении любого рода « инакости », не выходя за пределы норм и правил человеческой жизни [17, с. 116].

    В работах А. Тарасишина указано, что толерантность - это разновидность взаимоотношений между различными сторонами, индивидами, социальными группами, государствами, политическими партиями, по которым стороны проявляют восприятия и терпения по разнице во взглядах, представлениях, позициях и действиях [92, с. 59].

    В. Новичков рассматривает толерантность как «духовное взаимопроникновение людей, что означает сопереживание трудностям и радостям жизни Другого, эмоциональную соучастие в его жизни» [79, с. 86]. Толерантность как позиция, как свойство личности означает сознательный отказ человека от попыток искать врагов среди окружающих людей.

    Г. Безюева понятие «толерантность» трактует как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, это уважение или признание равенства других, отказ от доминирования или насилия »[7, с. 102]. Иначе говоря, автор рассматривает толерантность как создание целенаправленных усилий для формирования такого информационного поля, которое бы культивировало в человеке и обществе установку на самоограничение, согласие и сотрудничество, на эмоциональную мобилизацию на согласие культур.

    А. Садохина понятие «толерантность» понимает как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от возведения этого разнообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Такая интерпретация данного понятия, по мнению ученого, предполагает признание прав другого человека, восприятие ее как равного, как таковой, претендующий на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействие с ними на основе согласия и уважения. Автор рассматривает толерантность как чувство терпимости и уважительного отношения к культуре и мыслей других людей, которые не совпадают с собственными [86, с. 313].

    По мнению Кузьменко, толерантность - сложное и многогранное образование, важна моральная качество личности, благодаря которой общение между людьми становится взвешенным, что, в свою очередь, способствует нахождению истины даже в конфликтной ситуации; это качество, которое проявляется прежде всего в уважении к чувствам, обычаев, верований, политических предпочтений и интересов других людей; толерантность является взаимным через взаимопонимание и основой цивилизованных отношений [66, с. 26].

    Е. Койкова предоставила обобщенное определение толерантности в 4-х аспектах, рассматривая ее следующим образом:

    - человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей;

    - активная жизненная позиция на основе признания другого;

    - отношение к людям: принятие другого человека таким, какой он есть, признание многомерности и самобытности любой культуры, принятие норм и правил, отказ от сведение многообразия к единообразию или преимущества какой-то одной точки зрения и позиции, понимание и принятие традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры

    - качество личности, поскольку это устойчивое свойство, определяющее характерное поведение, деятельность и мышление личности [61, с. 195].

    По мнению Е. Столяренко, понятие «толерантность» следует трактовать в следующих четырех значениях:

    1) терпимость, снисходительность к кому или чему-то;

    2) терпимость одного человека к другому, несмотря на разрозненные взгляды, вкусы, поступки, стиля поведения, образа жизни и т.д.; признание лицом права на существование у другого субъекта собственных убеждений, взглядов, которые отличаются от ее собственных объектов преимуществ; внутренняя осознанная терпимость личности, основанной на моральной эмпатии;

    3) терпимость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустраторив и стрессоров; терпимость к различным взглядам, беспристрастность по оценке людей и событий;

    4) воздержание от протеста или какой-либо реакции осуждения при сохранении себя как морального субъекта и неравнодушного отношения к миру [91, с. 233].

    Анализ теоретических подходов к определению понятия толерантности позволил нам сформулировать определение понятия «толерантность младшего школьника» как потребность и готовность ученика начальных классов к конструктивному взаимодействию со сверстниками независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности; принятия, понимания и интерес к культуре и традициям разных народов, устойчивая личностная свойство, характеризующееся признанием права на различие и умением доброжелательного отношения к ценностям других с сохранением собственного достоинства; сформированность умений налаживать отношения с другими людьми путем диалога.

    Среди основных принципов толерантности выделяют следующие:

    1) равенство между представителями разных народов (равный доступ к социальным благам для всех людей независимо от их пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой-либо другой группы);

    2) взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов общества к представителям других социальных, культурных, религиозных групп;

    3) отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идеи;

    4) равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

    5) гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

    6) реальная возможность придерживаться традиций всех культур, представленных в обществе;

    7) свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности представителей других конфессий;

    8) сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

    9) отказ от негативных стереотипов в сфере межэтнических и межрасовых отношений и в отношениях между полами [81, с. 159].

    Декларация принципов толерантности предлагает толковать понятие «толерантность» как уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. То есть, толерантность - это гармония в многообразии. Проявление толерантности в уважении к правам человека означает право соблюдение каждым своих убеждений и признание такого же права по другим, а отнюдь не терпимое отношение к социальной несправедливости или отказ от своих убеждений. Толерантность предполагает признание того, что люди по своей природе отличаются внешним видом, статусом, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. А взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

    В аспекте исследования является важной типологизация толерантности по социальным сферам ее бытия, представленная И. Галицким [31], охватывающая все сферы общественной жизни нации: гендерное, возрастную, межнациональную, расовую, религиозную, географическую, межклассовый, физиологическую, политическую, сексуально ориентированную, маргинально. Охарактеризуем выделенные автором виды толерантности:

    1) гендерная толерантность - непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим;

    2) возрастная толерантность - непредвзятость к априорных «недостатков» человека, связанных с возрастом. Возрастная толерантность вполне может сочетаться с принятой во многих культурах уважением к лицам пожилого возраста;

    3) межнациональная толерантность - положительное отношение к представителям разных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любой человека с позиции «презумпции национальной невиновности»;

    4) расовая толерантность - отсутствие предубеждений к представителям другой расы

    5) религиозная толерантность - непредвзятое отношение к догматам различных конфессий, религиозности со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп;

    6) географическая толерантность - непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, сел и других регионов со стороны жителей городов, в частности столичных жителей, и наоборот;

    7) межклассовая толерантность - терпимое отношение к представителям разных социальных слоев - богатых к бедным, бедных к богатым;

    8) физиологическая толерантность - бережное отношение к больным, инвалидам, физически неполноценных, лиц с внешними недостатками и тому подобное;

    9) политическая толерантность - непредвзятое отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываний их членов и т. Д.;

    10) сексуально ориентированная толерантность - непредвзятость в отношении лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией;

    11) маргинальная толерантность толерантность по отношению маргиналов) - отношение к бомжам, нищих, наркоманов, алкоголиков, заключенных и др. [31].

    В научной научной литературы выделяют такие функции толерантности:

    - креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентность, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения;

    - регулирующая - позволяет сдерживать неприязнь в сочетании с отложенной положительной реакцией или заменить ее на позитивную; подсказывает конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на сохранение равноправия, уважения, свободы;

    - воспитательная - обеспечивает передачу опыта положительной социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других;

    - культурозберигальна - обеспечивает сохранение и приумножение культурного опыта группы, этноса, общества;

    - мирозабезпечувальна - определяет многомерность среды и разнообразие взглядов, обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, которые отличаются друг от друга по разным признакам; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по разного рода меньшинств;

    - психологическая - служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание; обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам;

    - социально-коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и понимание; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, другого мировосприятия;

    - фелицитологична : позволяет получить человеку счастья (удовольствия) от общения с разными представителями общества, осознать свою индивидуальность, способствовать признанию себя другими [81, с. 161].

    Как видим, толерантность является базовой ценностью открытого общества. Открытость общества своим собственным изменениям и инновациям означает одновременно и открытость его наружу, другим культурным нормам и принципам. Поэтому толерантность, критическое мышление, свобода и ответственность личности в открытом обществе связаны друг с другом, составляют фундамент демократии и создают условия развития, движения общества вперед

    Таким образом, в научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от возведения этого многообразия к единообразию или преимущества какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующий на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Свое практическое выражение она находит в выдержке, самообладании, способности длительное время терпеть неблагоприятные воздействия. В нашем исследовании мы будем исходить из того толерантности как уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, которой способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.


    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта