Формирование этнической толерантности у младших школьников во внеурочное время. Курсовая.. Введение Актуальность темы
Скачать 147.79 Kb.
|
1.2. Формирование этнической толерантности младших школьников в теории и практике образованияПостановка проблемы. Формирование межэтнической толерантности, уважения к особенностям национально-религиозных меньшинств является длительным и сложным процессом, который должен начинаться в период интенсивного социального становления личности - в период школьного обучения. Основываясь на положении о том, что именно сфера образования способна целенаправленно формировать качества личности, соответствующие показателям межэтнической толерантности, следует определить факторы, влияющие на характер межэтнических отношений. Необходимость и возможность эффективного формирования мижетнич ной толерантности у младших школьников обусловливается их возрастными особенностями и характером проявления индивидуальных качеств личности в этом возрасте. Такие особенности детей, как подчинение старшим, доверчивость, открытость, стремление к наследует ния, послушание, исполнительность, способствуют быстрому усвоению существующих в обще стве норм, социальных стереотипов, в том числе межэтнических взаимоотношений. Поэтому молодые шей школьный возраст можно считать сензитивным периодом для формирования межэтнической толерантности. Анализ последних исследований и публикаций. Развитие национальных отношений в нашей традиционно многонациональной стране в настоящее время продолжает быть предметом пристального внимания исследователей различных направлений. Так, проблему поликультурного образования, межнациональных отношений, воспитания толерантности, эмпатии, в частности, в межэтнических отношениях, исследовали А. Авксентьев, Ю. Варфоломеева, С. Гасанов, А. Грива, А. Гуренко, Я. Довгополова, Б. Евтух, в. Заслуженюк, В. Кузьменко, И. Кушниренко, В. Присакарь, П. Саух, Т. Стефаненко, И. Тишик, В. Тугай, Ю. Яценко и др. Ученые, в частности А. Березюк, Г. Назаренко, раскрывают проблемы выхо ния межэтнической толерантности на региональном уровне, но они касаются в основном студентов - будущих учителей и старшеклассников. Младший школьный возраст рассматривается в связи с проблемами национально патриотического воспитания (Х. Бедрий, Р. Сойчук, В. Тугай) или с точки зрения подготовки будущих учителей к национального воспитания, духовно-нравственного развития младших школьников в кросс-культурном пространстве ( С Паршук, Т. Усачева, Ю. Шев ченко и др.). Межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются нами как взаимодействие народов в различных сферах - политике, культуре, образованию, в узком смысле - как межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в разных сферах общения - трудовой, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и других видах неформального общения. Толерантность представляет собой сложную междисциплинарную, многоаспектную, суп речливу категорию, находится на пересечении интересов философов, политологов, культурологов, социологов, этнологов, психологов и педагогов. К настоящему времени сложились различные подходы к определению феномена "толерантность" в различных областях человекознания в зависимости от специфики дисциплины и теоретических постулатов, в рамках которых рассматривается это понятие. Толерантность интерпретируется как этико-философская категория, найважлы Виши принцип взаимоотношений между людьми, социокультурный феномен, метод социально-политических решений и действий, правовая потребность, глубинное свойство человеческого сознания, ценностная ориентация личности, неотъемлемая характеристика профессии налезет и зрелости человека, гуманистическая парадигма современного образования и тому подобное. Анализируя проблему толерантности в социально-философской и психолого-педагогической литературе, можем сделать следующие выводы: 1. Сущность толерантности в разные исторические периоды понималась неодинаково и неоднозначно, при этом отражала основные социально-экономические, политические, шаров турно-этнические особенности развития общества. Концепция толерантности сформировались лювалася в контексте развития различных отраслей знания и общественной жизни (филосо фии, этики, политологии), в том числе и в педагогической реальности. 2. В современных социально-философских и психолого-педагогических исследованиях толерантность рассматривается как целостное проявление личности, выражается в положительной межличностном взаимодействии членов общества на основе сохранения индивидуальности каждого, взаимного уважения и равноправия сторон. 3. Основными характеристиками толерантности являются: сохранение собственной индиви дуальности в процессе общения; способность в другом видеть именно другого; открытость в общении, основанная на принятии другого таким, какой он есть; забота о другом; взаимное сотрудничество на основе равных прав каждого. В Этносоциология дается определение межэтнической толерантности как способности человека проявлять терпимость к малознакомому образа жизни представителей других сообществ, их поведения, национальных традиций, обычаев, чувств, идей, верований. Подчеркивается, что эта способность может повышаться или снижаться в зависимости от наличия у человека опыта общения с представителями других этнических групп [5, с. 387]. В учебной педагогической литературе межэтническая толерантность определяется как активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитив ной взаимодействия с людьми другой культуры, нации, религии, социальной среды. Г. Палаткин рассматривает толерантность в сфере межнационального общения как признание ценности "Другого", отличного от своего ценности разницы, право на плюрализм взглядов [4, с. 66]. Межэтническая толерантность проявляется, прежде всего, через человеческие отношения в различных сферах общественной жизни. Как тип социально-этнической поведения и формы спил ковки этносов ее можно представить в развернутом структурном виде, выделяя основные параметры: - во-первых, межэтническая толерантность подразумевает наличие элементарных мировоззренческих и мотивационных оснований для взаимодействующих этносов; - во-вторых, достижение настоящего взаимопонимания, которое заключается не только в понимании другого этнического субъекта, но и его отношение к себе как равного партнера по общению. Взаимопонимание носит обоюдный характер, степень межэтнической толерантности в таком случае находится в прямой зависимости от степени взаимопонимания субъектов, общаются; - в-третьих, создание условий и возможностей для постоянного взаимодействия; - в-четвертых, поиск возможностей для совпадения интересов взаимодействующих этнических субъектов. Успех процесса формирования межэтнической толерантности, прежде всего, связан с преодолением кризиса культурной идентичности. Возможность принятия другой культуры требует наличия устойчивой культурной идентичности личности, осознание себя как носителя определенных культурных традиций, выступает в отношении к другим культурным традициям как субъект сохранения и развития человеческой культуры в целом. Обобщая анализ сущности межэтнической толерантности, можно выделить в ее структуре три базовых компонента: когнитивный, эмоциональный, деятельностный. Все три комп ненты межэтнической толерантности находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Когнитивный компонент определяется наличием необходимых сведений, знаний, которые актуализируются в связи с возникшей конкретной ситуацией взаимодействия. Как правило, ситуация вызывает определенные эмоции, связанные с ведущими интересами личности. Возникает когнитивно -эмоциональная образование, то есть эмоционально окрашенные знания, необходимые для поведенческой готовности. Следует еще раз подчеркнуть, что межэтническая толерантность в различных научных источниках рассматривается с разных позиций и понимается как "готовность", "способность" или "качество личности". Мы рассматриваем толерантность именно как качество личности ребенка, поскольку качеством личности или чертой личности является устойчивая личностная характеристика, которая определяет характерную для человека поведение, деятельность и мышление. Система образования призвана обеспечить: историческое наследие поколений, соберет ния, распространение и развитие национальной культуры; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и временного научного мировоззрения межэтнических отношений; воспитание патриотов РФ, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, которым присуща высокая нравственность. Школа - один из важнейших институтов воспитания. Поэтому именно на школу государство возложило обязанность формирования толерантности.Главной задачей школы в этом аспекте является создание условий для форму ния правльно системы ценностей каждой отдельной личности, ведь ценности становятся целями, к которым стремится человек. Образовательно-воспитательная среда должно отражать духовное достояние культуры, в которой воспитывается ребенок, способствовать формированию как ленневои культуры, уважения к государственности и национальной принадлежности. Ознако ления с литературой собственного народа, окружение государственной и культурной симво Лика, изображения красоты родной природы, поддержание традиций и культурных направлений этноса - все это поможет ребенку сформировать правильные ценностно нравственные ориентиры, формировались веками ее народом. Но формирование системы духовно-нравственных ценностей должно опираться не только на историческое наследие, оно должно стимулировать ребенка к постоянному информационного поиска, самороз витке, свободного творчества. Творческие проявления личности становятся путем реализации индиви дуального внутреннего мира, помогают утвердить собственные духовные, нравственные, эстетические направления и поделиться ими социумом. Образовательно-воспитательная среда, в котором учится ребенок, должно быть комфортным для свободного развития творческого потенциала каждого ребенка. Развитие системы духовно-нравственных ценностей личности не может проходить без ее участия в общественно полезном труде, без проявления активности, инициативности, энтузиазма. Только участвуя в такого рода деятельности, ребенок сможет понять и оценить важ весть труда других. Поэтому важно создать условия, в которых учащиеся смогли бы проявить свои знания, умения и навыки, овладеть новыми формами активности и т.д. [3, с. 118]. Культурологический подход рассматривает образование как важнейший компонент культуры, канал ее трансляции, как средство формирования знаний, умений и навыков, путь достижения высшей цели - становление личности как носителя и творца культуры. Он предусматривает формирование и функционирование "культуры" через традиции, ориентирует механизмы социале зации на репродуктивное восприятие культуры или свободное творчество. Культурологический подход как организация процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры означает тем самым и ее личностно ориентированную направленность. Он ориентирует на усвоение наследия человеческой цивилизации посредством интеграции общечеловеческого, национального и личностного опыта в процессе стихийного и целенаправленного обучения. Культурологический подход переносит содержательную информацию об этнических и культурных группы по периферии в центр учебных программ. В рамках этого подхода структура, основные идеи и цели учебной программы меняются так, чтобы понятие, события, вопрос в процессе обучения видоизменялись под углом зрения опыта и целей всех расовых, этнических и культурных групп. Выделяется также ряд принципов, на реализацию которых мы ориентируемся в данном исследовании. К ним относятся: культуроспрямованисть, то есть способность образования выражать суть культуры, ее динамику, содержание и компоненты в целом, создавать условия для культурного самовиз начение и идентификации ребенка; производительность - способность образования выразить творческую продуктивную сущность культуры и создать условия для творческой, практической деятельности ребенка; мультикультурность - способность образования выражать разнообразие культуры, отражать культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур. Данный принцип должен дополняться принципом диалога культур, который предусматривает овладение младшими школьниками диалогической познанием действительности, которое начинается с того, что мир полифонический и разнообразен, что существует множество истин, среди которых необходимо найти те, которые позволяют понять себя и других, их ценности и особенности видение мира. Данные принципы должны отражаться в содержании, формах и методах образования, в частности первоначальной. Значимость культурологического подхода в нашем исследовании связана с поликультурной средой Закарпатской области, на территории которой проживают представители более 76 национальностей. Этнокультурный аспект о блемы заключается в том, чтобы в рамках реализации образовательных программ научить каждого растущего человека уважать свою культуру, быть уверенной в ее ценной, положительном смысле и взаимодействовать с другими, отличными от ее культурами. Процесс формирования межэтнической толерантности основывается на воспитании шаров туры межнационального общения. В основе культуры межнационального общения лежит накопленный народами возрастной исторический опыт мирного, толерантного, цивилизованного существования, сотрудничества, опыт интернационального, интеркультурного объединения усилий разных народов с целью решения проблем, представляющих общий интерес. Культура межнационального общения становится элементом образа жизни и толерантного поведения личности под совокупным влиянием таких взаимосвязанных факторов: - достояние человеком положительного личного социального и эмоционального опыта общения в многонациональной среде; - познания ценностей, традиций, культуры других народов, - овладение общими нормами и требованиями культуры человеческих отношений, поведения, нравственной культуры [1]. Важной функцией образования как социального института является воспитание. В стенах школы формируются и закрепляются определенные качества личности, некоторые черты характера, развиваются способности, одной из которых должна стать способность к толерантной пове Динки с представителями различных этнических групп. Отметим, что понятие межэтнической толерантности, как и толерантности вообще, является новым для школьной лексики, появилось в образовательном стандарте относительно недавно. В учебно-методической литературе оно также не нашло пока соответствующего отражения и истолкования. В связи с этим мы выдвигаем предположение о том, что толерантность может стать органической частью всего образовательного процесса в целом, и в частности, уроков чтения и русского языка в начальных классах. Кроме того, этническая толерантность как качество, проявляющееся в деятельности, должна формироваться и в рамках внеурочной работы, когда дети могут быть включены в общественно полезную, творческую мультикультурной деятельность, активно общаясь и взаимодействуя с пред подсвечниками других этнических групп. Большое значение имеет деятельность педагога по сплочению многонационального коллектива младших школьников, основная задача которого найти правильные подходы к каждому конкретному представителю той или иной этнической общности, четко представлять мнения и позиции каждого человека по поводу национально окрашенных проблем, складывающихся в коллективе. Учитель должен стремиться приводить в соответствие нормы и формы общения детей, представителей различных этнических общностей, широко исполь зовать знания социально-психологических особенностей для наиболее эффективного стимулирования их активности в коллективе. В процессе сплочения педагог обязан постоянно анализировать состояние дел в межнациональных отношениях, следить за тем, чтобы оно как объективная предпосылка способствовало укреплению дружбы и братства между пред подсвечниками разных национальностей. Особым направлением деятельности педагога является предотвращение конфликтных ситуаций в детском коллективе, которые являются следствием неправильных контактов представителей разных национальностей, отсутствии опыта взаимоотношений, излишней впечатлительности от такого рода опыта общения. На первых порах совместной деятельности представителей разных национальностей нужно предусматривать некоторую замкнутость членов багатонациональ ного ученического коллектива в микрогруппа по этническому признаку. Необходимо следить за тем, чтобы интересы последних не входили в противоречие с целями и задачами всего детского коллектива. |