курсач. КУРСОВОЙ Юмашева 20.05 в печать. Введение Глава 1 Теоретические аспекты организации и методики обучения изображению животных в рисунках детей старшей группы детского сада
Скачать 105.74 Kb.
|
Содержание
Введение Дошкольное детство – это период развития не только физических качеств ребенка, но и его психологических особенностей, это важный этап в формирования чувства любви, доброты, заботы, сострадания ко всему живому. В содержании современных Федеральных государственных требований, введенных в систему дошкольного образования, усиливается значимость работы по формированию личности ребенка. Это означает, что формированию чувств, отношений и личностных проявлений ребенка нужно уделять особое внимание. Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать, как познавательные воспитательные задачи, так и задачи творческого развития ребенка. Рисование животных - очень интересный и в то же время сложный процесс. Использование при изображении животных различных техник и приемов рисования позволяет создавать выразительные образы, способствует развитию воображения и фантазии. В ходе этой деятельности у дошкольников развивается мелкая моторика рук тактильное и зрительное восприятие, внимание, усидчивость, пространственная ориентировка на листе бумаги, формируется глазомер и координация. Происходит совершенствование изобразительных умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, навыков самоконтроля и контроля. Необходимость обучения детей рисованию животных обусловлена тем, что процесс изображения не только развивает творческую активность ребенка, но и способствует познанию окружающего мира, воспитывает гуманистическое отношение ко всему живому. Актуальность темы исследования: В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение, для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание деятельности, которое может идти разными путями. Программа развития изобразительной деятельности предусматривает формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развития творчества. Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые воспитателем в работе с детьми. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребенка. Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс организации изображения животных в рисунках старших дошкольников. Цель исследования: описать процесс организации и разработать методику обучения изображению животных в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить используемые материалы и основу для рисования; 2. Определить специфику рисования животных в старшей группе ДОУ; 3. Раскрыть особенности формирования умений в рисовании животных у детей старшего дошкольного возраста; 4. Изучить обучение дошкольников рисованию животных в старшей группе; 5. Раскрыть техники и приемы для использования при рисовании животных в старшей группе. 6. Познакомиться с методикой обучения старших дошкольников в изобразительной деятельности; Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если грамотно использовать методику по организации обучения изображению животных для детей старшего дошкольного возраста и активно использовать разнообразные техники и приемы, то это позволит обучать их максимально эффективно. Методы исследования: - теоретические (анализ и обобщение литературы по проблеме исследования); - эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа). Названные методы позволят выявить современное состояние проблемы исследования, сделать выводы об эффективности тех или иных методик по организации обучения изображению животных в рисунках детей старшего дошкольного возраста Глава 1. Теоретические аспекты организации и методики обучения изображению животных в рисунках детей старшей группы детского сада 1.1 Используемые материалы и основа В старшей группе воспитатель предоставляет детям достаточно широкий набор материалов. Основой рисунка также выступает бумага формата А4. При работе с красками основа предварительно тонируется педагогом при активном участии детей (это относится и к коллективным композициям). Цвет тонировки обусловлен тематикой занятия: например, если ребятам предстоит рисовать белого медведя, то фон должен быть выполнен в холодных сине-голубых тонах, жираф изображается на желтоватом или зеленоватом фоне.1 Помимо привычных цветных рисунков дети могут создавать оригинальные композиции черным карандашом либо краской — контуром, который не требует закрашивания. В данном случае все внимание будет сосредоточено на передаче строения животного, более ярко проявится динамика образа. Отметим, что такая работа может проводиться на белой бумаге: штрихи будут более отчетливыми, а черно-белый контраст сделает рисунок предельно выразительным. Всегда интересно смотрится соединение в работе разных материалов. Например, контур животного, нарисованного карандашом, может выделяться фломастером или зверь изображается яркими красками на пастельном акварельном или карандашном фоне2. 1.2 Специфика рисования животных в старшей группе ДОУ Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и для общего образования и воспитания. 3Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для разностороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Для создания рисунка в процессе изображения детьми необходимо наличие, с одной стороны: отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны: умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений. Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию. Реализация поставленных ребенком целей и задач способствует полноценному и разностороннему развитию.4 Реализация данного способа рисования позволит детям получить более широкое представление об изобразительной технике – рисование по алгоритмическим схемам, также позволит попасть в коллектив единомышленников, которые настроены на процесс творения, эстетического познания и расширения мировоззрения. Актуальность такого способа рисования обусловлена тем, что при выполнении упражнений рисования по алгоритмическим схемам у детей включается в процесс логическое мышление, приучает ребенка к решению многоплановых задач, результатом которых является законченное творение. Ребенок на подсознательном уровне осознает, что выполнение определенных действий в правильной последовательности гарантирует наилучший результат. Программа направлена на целенаправленную деятельность по обучению основным навыкам: художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества; становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). 5 Существует опасение дать детям стереотипы рисования, которые лишат рисунки индивидуальности и творчества. Однако исследователи детского изобразительного творчества рассматривают стереотипность как неотъемлемое качество рисунка ребёнка, являющееся реальным проявлением подражательности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Следует помнить, что стереотипы бывают положительные - опорные и отрицательные - акреативные. Опорные в дальнейшем трансформируются, и на их основе дети могут создавать индивидуальные схемы изображения животных и птиц. Акреативные же кочуют из рисунка в рисунок без существенных изменений. Они не способствуют творческому развитию. По мнению Шайдуровой Н.В., одним из наиболее эффективных способов формирования изобразительных умений в рисовании птиц старших дошкольников являются алгоритмические схемы. 6Эти схемы рисования состоят из знакомых детям геометрических фигур: кругов, овалов, треугольников, квадратов, прямоугольников. Ребёнок узнаёт данные формы, умеет их рисовать, к тому же он может манипулировать по желанию - поворачивать фигуры в разные стороны. Таким образом, у детей формируется положительное отношение к использованию стереотипов. Но необходимо давать детям как можно больше алгоритмов рисования одной и той же птицей, животным, а потом просить дорабатывать художественный образ особенностями внешнего вида конкретной птицы, животного. Рисование — одно из самых любимых занятий ребят старшей группы (дети 5–6 лет), ведь в этом возрасте детский кругозор активно расширяется, багаж знаний в разных областях жизни пополняется, а значит, фантазия развивается. 7И рисование всё больше становится наиболее подходящим способом отобразить свои представления о мире. Творения становятся более сложными, но при этом уже знакомые образы не теряют своей актуальности, и, например, домашних и диких животных юные художники рисуют с таким же удовольствием, как и раньше. В старшей группе творческие способности дошкольников к рисованию на разные темы бурно развиваются, а их творения становятся всё более сложными. Это связано, в первую очередь, с расширением детского кругозора, постоянным познанием ими окружающего мира. Кроме того, у детей формируются образные представления, значительно обогащается сенсорный опыт. Ребенка интересуют различные предметы и явления окружающего мира. Животные же, как домашние, так и дикие, всегда вызывают у малышей теплые чувства, желание. В старшей группе дошкольники рисуют животных не только с натуры, как в средней группе (опираясь, например, на резиновую игрушку), – они могут делать это по памяти или по представлению. Так, дети могут изображать зверей, которых когда-то видели в зоопарке или по телевизору. Важно учитывать, что в старшей группе дети обладают большей свободой творчества, поэтому на занятии они могут рисовать с натуры, по представлению, выбирая краски, карандаши или пастель на своё усмотрение. Задача педагога при этом предложить перечень приёмов, которыми возможно воплощение того или иного животного, а также предоставить выбор материалов. В конце занятия воспитатель с детьми обсуждает успешность выбранных средств, для реализации замысла каждым ребёнком. Образ живого существа теперь передается не только в статике, но и в динамике. Так, например, у жирафа (которого они иногда рисуют и в средней группе) ноги могут быть согнуты, а шея наклонена к ветвям дерева. Примитивные схемы изображения уже не проходят, в занятия активно включаются схемы поэтапного рисования, что придает рисунку значительное сходство с оригиналом. Педагог предлагает ребятам разные схемы рисования одного и того же животного (например, медведь сидит и идет или щенок сидит, бежит, стоит на задних лапах). Очень важно давать ребятам всю «цепочку» возможностей изображения представителей одного семейства: так, научившись рисовать кошку, дети без труда смогут делать набросок рыси, тигра, льва и др., дополняя образ характерными чертами — гривой, кисточками на ушах и пр. Для осуществления личностного подхода на занятии по рисованию в старшей группе педагогу нужно обращать внимание на уровень владения навыками изодеятельности воспитанников, а также на особенности их памяти и внимания.8 Немаловажно учитывать и эмоциональный настрой ребёнка перед занятием. Так, те, у кого есть трудности в освоении методов рисования, к примеру, акварельные изображения получаются очень «размытыми», могут выполнять задание гуашью, а отработку навыка отжима кисточки и нанесения нужного количества акварельной краски можно оставить на часы самостоятельной деятельности во второй половине дня. Ребятам «не в настроении» даются посильные для выполнения задания, а вот тем, кто проявляет активность и заинтересованность, стоит расширить список творческих задач: украсить рисунок аппликацией, лепкой, проработать фон, дополнив его деталями и т. д. 1.3 Особенности формирования умений в рисовании животных у детей старшего дошкольного возраста Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов9. Одни исследователи отмечают, что компоненты техники должны быть отработаны раньше (навыки владения инструментом, навыки и качества движения, навык удержания направленности движения – по прямой, по дуге, по окружности). Другие утверждают, что позднее (умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приёмах рисования, умение регулировать движения по силе, темпу в соответствии с задачами изображения). По мнению Кирцера Ю.М., изображение птиц и животных требует пристального изучения их внешнего облика, характера пластики и конструктивного строения формы тела. 10 Приступая к рисунку животных, необходимо предварительно познакомиться с их анатомическим строением, пропорциями и движением, влияющими на характер формы. Чтобы правильно изобразить животное, надо, прежде всего, изучить его строение, определяющее конструкцию всей формы: изгиб позвоночника, положение грудной клетки и таза, место прикрепления передних и задних конечностей, очертание черепа. Четкое представление об анатомическом строении скелета и мышц даст понимание конструкции формы, поможет разбираться в характере тела животного при рисовании с натуры. Не менее важным вопросом является передача движения. Движения животных можно разделить на три основные группы: движение на одном месте, когда животное опускается на землю, ложится, встает, приседает, поднимается на дыбы, лягается, поднимает и опускает голову, поворачивает туловище в сторону; сгибание, разгибание, вращение вокруг оси, отведение или прижимание к туловищу конечностей; виды поступательных движений: шаг, рысь, галоп, карьер, прыжки. Один из законов поступательного движения — изменение центра тяжести. Человек успевает заметить начальные и конечные фазы движения, и этого достаточно, чтобы передать в рисунке общее впечатление от бегущего животного. Изображая животных в движении, необходимо обратить внимание на следующие характерные особенности их анатомического строения: тазовый пояс неподвижен по отношению к телу животного, следовательно, является как бы «точкой отсчета» при определении общего движения; позвоночник подвижен в шейной, поясничной и хвостовой областях. В районе грудной клетки и особенно таза движения нет. При разгибании шея с головой и таз с хвостом поднимаются вверх, а поясница опускается. Во время сгибания происходит обратное действие, при котором образуется выпуклость спины, а шея с головой опускаются; у большинства животных самое сложное, свободное и разнообразное движение наблюдается в области шеи и головы. Очень полезны наброски и зарисовки домашних животных с натуры и в зоопарке. Для начала лучше избрать в качестве натуры животных в состоянии покоя или их малоподвижные позы. При этом следует придерживаться определенной последовательности в работе. Заранее продумав композицию, рекомендуется начать рисовать на одном листе одно и то же животное в разных позах и поворотах (с разных сторон), стараясь уловить характерные особенности его силуэта, пропорции и движение. Применяя принцип обобщения формы — приведение сложной формы к простейшим геометрическим телам, используя характерные конструктивные узлы и направление линий осей и сечений, организуется основной объем формы животного с дальнейшим разбором и проработкой деталей и формы тоном Сформированные изобразительные умения у детей дошкольного возраста дают им возможность изображать животных не только по заданию воспитателя, но и по собственному замыслу. Это позволяет добиваться от детей большей самостоятельности в использовании приемов рисования, а также их комбинирования и большей активности во время объяснения и во время изображения животных. На рисовании дети должны научиться изображать животных по представлению и по памяти. Т.С. Комарова определила основное содержание изобразительных умений в рисовании животных у дошкольников11. Дети 5-го года жизни умеют хорошо работать карандашом и кистью; в этом возрасте совершенствуются графические навыки и умения детей по рисованию предметов, в основе которых лежат вертикальные и горизонтальные, дугообразные линии. Дети умеют изображать предметы, используя различные геометрические фигуры. Дети в старшей группе могут передавать элементарные движения птицы: тело птички, когда она спокойно сидит, расположено наклонно, под углом к горизонтальной плоскости земли; головка вверху, а не впереди тела, как у рыбки; лапки чуть ближе к хвостику; у всех птиц тело к хвосту сужается. Дети могут передать правильное положение частей и их относительную величину (голова меньше туловища), но не всегда у них это получается. Детей привлекают забавные детеныши животных: котенок, щенок, зайчонок, поэтому целесообразно начать обучение изображению животных именно с них. С удовольствием дети принимают, и предложение воспитателя рисовать других животных. На основе наблюдений, выделения основных свойств, группы животных, сравнения по основным признакам (форме, строению, соотношению частей по величине) дети способны понять и выделить общее у всех животных и различия, придающие каждому виду животных индивидуальный образ. Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности. Обучение рисованию детей шести-семи лет представляет особую сложность. При правильном руководстве дети этого возраста приобретают умение больше видеть, лучше наблюдать, что требует и соответствующей фиксации в рисовании, требует новых умений.12 В рисовании начинает всё более проявляться критическое отношение к результатам. Внимание ребёнка и его интересы становятся более широкими и более устойчивыми. Обнаруживается сознательный интерес к ученью. В то же время ребёнок ещё сохраняет ряд черт, характерных для предшествующего возраста: в рисовании ребёнка ещё не покидает психология соучастника изображаемого, имеет место временное решение образа (много - эпизодность, элемент игры). Ребёнок охотно стремится научиться рисовать живые, интересующие его предметы, но учиться «впрок», на отвлечённых формах он не может. Не менее важной задачей педагога при этом является необходимость сделать процесс изображения интересным и привлекательным для детей, чтобы детям захотелось рисовать животных в самостоятельной деятельности и не бояться получить отрицательный результат. Использование при изображении животных только традиционных техник не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. В связи с этим Утробина К.К. предлагает применять нетрадиционные техники и приемы рисования, благодаря которым можно поддерживать постоянный интерес ребенка к творчеству и воспитывать любовь и уважение к окружающему миру. 13Метод рисования тычком сухой кистью позволяет передать фактуру шерсти животных (приложение А). Дети дошкольного возраста не могут в полной мере овладеть способами реалистического изображения действительности. Нельзя не учитывать тех трудностей, которые возникают перед ними в решении изобразительных задач, в частности в передаче характерных особенностей животных, в соблюдении правильных пропорций их частей. Естественно, что обучение детей дошкольного возраста должно ограничиваться решением лишь наиболее простых изобразительных задач. Однако ребенок непрерывно растет и развивается, его способности формируются под воздействием воспитания и обучения, и задача педагога — заботиться о подведении детей к все более правдивому отображению действительности. Для достижения сходства рисунка с реальным объектом в изображении должны быть отражены форма предмета, его величина, строение, цвет, положение в пространстве. Основным свойством, позволяющим установить сходство изображаемых предметов с реальными, является форма. Передачей этого свойства дети овладевают постепенно. Требования к точности передачи формы от одной возрастной группы к другой усложняются. Особенности дошкольного возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием и т.д. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ. В силу возраста ребенок легко перевоплощается, активно общается, с интересом включается в игру. Игра занимает ведущее место в организации детской деятельности. Именно поэтому особенно широко старалась включить в работу с детьми различные виды игр: от дидактических до сюжетно ролевых. Многие занятия строятся а на основе единого сюжета; например, предлагают детям взять на себя роль художников или отправиться в путешествие по Африке. На таких занятиях все поставленные задачи решались в рамках сюжета: «художники» писали почти настоящие картины для выставки, а во время путешествия по Африке дети «встретились» с африканскими животными и в последствии смогли их нарисовать. Очень эффективно использование элементов театрализованных игр в разных видах деятельности, не только на занятиях, но и, например, на вечерах психоэмоциональной разгрузки. Анализ исследований позволил определить содержание умений в рисовании животных у детей старшего дошкольного возраста: соблюдение последовательности в рисовании животных; определение величины изображения в зависимости от размера листа; изображение основных форм тела животных в соответствии с ракурсом (анфас, в профиль); прорисовка деталей; использование выразительных возможностей изобразительных материалов в соответствии с поставленной изобразительной задачей и спецификой изобразительного материала. |