Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Техники и приёмы для использования при рисовании животных в старшей группе

  • 2.3 Методика обучения старших дошкольников изобразительной деятельности

  • курсач. КУРСОВОЙ Юмашева 20.05 в печать. Введение Глава 1 Теоретические аспекты организации и методики обучения изображению животных в рисунках детей старшей группы детского сада


    Скачать 105.74 Kb.
    НазваниеВведение Глава 1 Теоретические аспекты организации и методики обучения изображению животных в рисунках детей старшей группы детского сада
    Анкоркурсач
    Дата17.06.2022
    Размер105.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКУРСОВОЙ Юмашева 20.05 в печать.docx
    ТипРеферат
    #599419
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава 2.Методические основы организации обучения изображению животных в рисунках детей старшей группы детского сада (практическое применение)
    2.1 Обучение дошкольников рисованию животных в старшей группе
    При обучении в старшей группе перед воспитателем строится задача:14

    - научить передавать положение предметов в пространстве, на листе бумаги,

    - обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы);

    - учить передавать движения фигур.

    Обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для формирования творческой натуры15. В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных.

    Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.

    Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать, как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу). Формирование эстетического отношения к животному миру происходят и на занятиях по экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности.16 В результате у детей накапливаются разнообразные впечатления, которые они стремятся выразить в своём творчестве. Помочь им в этом позволяет обучение изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет изобразительные действия, контролируя их представлением изображаемого образа, и оценивает их как правильные или неправильные. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения.

    Рассмотрим содержание занятий по обучению детей рисованию в старшей группе.

    Процесс обучения изображению животных длительный, его можно условно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных. 17Осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных, компетентности дошкольника по отношению к природе, складывается в различных видах деятельности: на занятиях «Познаю мир», «Учусь говорить», в труде, проектировании, в деятельности по уходу за растениями и животными, в наблюдениях. Содержание рассказов о природе, стихов, сказок о животных, наблюдения во время прогулок, экскурсий дают богатый материал для изображения домашних и диких животных, для уточнения их особенностей. Правильно организованное педагогом наблюдение, обследование игрушки, картины, иллюстрации, где изображено животное, позволяет сформировать представление о строении животного, особенностях его внешнего вида.

    Особенности дошкольного возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием и т.д. Без этого, ребенку сложно раскрыть задуманный образ. В силу возраста ребенок легко перевоплощается, активно общается, с интересом включается в игру. Игра занимает ведущее место в организации детской деятельности. Поэтому занятия с дошкольниками должны быть наполнены играми различной направленности от дидактических до сюжетно-ролевых.

    Большое значение в развитии изобразительной деятельности дошкольников отводится слову.18 Именно словом необходимо не только описать внешний вид животного, но и охарактеризовать особенности его жизни и поведения в тех условиях, в которых оно обитает. Для этого широко на занятиях можно использовать игры-инсценировки, вечера загадок, организацию выставок, в том числе с проведением экскурсии; познавательные рассказы и т.д.

    При обучении старших дошкольников рисованию животных воспитатель сначала предлагает назвать форму туловища и головы животного, затем показывает последовательность рисования, называя части тела и их форму (туловище – овальное, голова – круглая, клюв, хвост и т.п.). 19За образец животных берутся простые по форме и строению игрушки.

    Анализ строения тела животного педагог проводит, показывая игрушку или рисунок.

    В старшей группе воспитатель рассказывает детям не только о животных, но и о насекомых птицах. Он показывает общее строение жучков, бабочек, затем показывает последовательность их изображения. Эти навыки дети могут использовать, рисуя по своему замыслу на определенную тему.

    Предлагает мысленно разделить объект на составляющие – туловище, шею, голову, хвост – сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определенной последовательности, соблюдая пропорции. Такая работа носит название алгоритмических схем рисования. Алгоритмический подход к рисованию означает, что каждый рисунок должен быть выполнен многократно, чтобы довести до автоматизма навыки рисования.

    При обследовании предметов с детьми старшего возраста в связи с усложняющимися задачами изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Основную форму дети передают еще обобщенно, приближая к соответствующей форме геометрической фигуры (круг, овал, треугольник и т.п.) Характерный облик предмета создается благодаря включению в изображение некоторых деталей, элементов движения. Однако дошкольники испытывают трудности при изображении прямоугольных и округлых форм разной величины и пропорций. Поэтому целесообразно обращать внимание на линии прямого и округлого характера. Это должно быть сделано и при обследовании. Обследующий жест подчеркивает и фиксирует внимание на пропорциях. С более, старшими детьми устанавливается отличие форм предмета, его частей от геометрических эталонов форм (характерная форма рыбки - карася, щуки и др.).

    При обследовании предметов с детьми старшего возраста (в том числе и подготовительной группы) часто используют прием сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнение подобных предметов между собой с целью формирования обобщенных представлений, а на их основе - и обобщенных способов изображения.
    2.2 Техники и приёмы для использования при рисовании животных в старшей группе
    Воспитанники старшей группы хорошо владеют основными инструментами: умеют регулировать силу нажима карандаша, варьировать его наклон, используют в процессе работы, как весь ворс, так и кончик кисти, правильно держат предметы в руке. 20В данном возрасте отрабатываются еще и графические навыки — прорисовка эскиза животного простым карандашом.

    Важно, что бы овладев техникой рисования разными инструментами, ребенок не передавал образы животных однообразно. Каждый рисунок должен быть выразительным по-своему. Для этого при рисовании на анималистическую тему стоит использовать различные техники, в том числе нетрадиционные.

    Достоинство нестандартных способов рисования в том, что они позволяют детям быстро достичь необычного результата21. Например, жирафа или слона можно легко изобразить с помощью ладошки, останется только дополнить образ необходимыми деталями.

    Мохнатую шерстку медведя, ёжика, зайчика, кошки идеально изобразить тычком полусухой кистью или с помощью оттиска поролоновой губкой, а колючки ежа или дикобраза — вилкой (приложение А и Б). Для этой цели послужит и мятая бумага. Интересные образы получаются также с помощью монотипии: можно оригинально изобразить зверя, отражающегося в воде.

    Представляют интерес и графические приемы изображения. Линия не только передает границы тела животного — с ее помощью можно также передать фактуру шкуры. Для этого закраска изображения должна быть не сплошной, а штриховой. Рисование штрихом дает возможность сосредоточить внимание на строении животного, передать его колючесть либо, наоборот, мягкость. Также это является способом показать характер зверя, выразить свое отношение к нему.

    Для коллективной работы (например, «Африка» или «Ферма») хорошо использовать трафареты самых разных животных. При этом ключевой задачей дошкольников будет реалистично передать окрас зверя.

    Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности при рисовании четвероногих в старшей группе, уместность индивидуального подхода.

    Анималистическая тема предоставляет воспитанникам старшей группы большие возможности для включения в композицию аппликативных деталей. 22Так, нарисованного льва украсит роскошная грива из кусочков цветной бумаги разноцветных теплых тонов. Образ станет еще более оригинальным, если приклеить ему глазки-бусинки (как вариант — пластилиновые).

    Окраску животного можно обозначить с помощью крупы (например, пятнистая корова).

    Пышную гриву и хвост лошадки можно оформить с помощью пряжи подходящего оттенка.

    Эти и другие способы дети могут использовать на занятии по желанию, в рамках индивидуального подхода. Это открывает большие возможности для развития творческой фантазии и стимулирования интереса к изобразительной деятельности.

    Каждая из этих техник – это маленькая игра.23 Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Рисование животных может быть представлено разнообразными занятиями, которые условно объединяются в такие тематические циклы: «Дикие (лесные) животные» — одной из самых популярных является тематическая серия рисунков «Как зимуют животные». Каждый зверёк рассказывает, как он готовится к зиме: меняет окрас шубки, делает заготовки (грибы, орешки, шишки), готовит жилище (берлога, нора из сухих листьев) и т. д.

    «Домашние животные» — поможет сформировать доброе отношение к домашним животным, закрепит представления об особенностях их внешнего вида.

    «Животные южных стран» — пополнит кругозор новыми знаниями об экзотических животных, пробудит интерес к животным и желание изображать их, используя различные материалы и технические приёмы.

    В качестве мотивирующего приёма чаще всего используется художественное описание животного с обязательной демонстрацией соответствующей игрушки или иллюстрации. Это привлечёт внимание детей, вызовет интерес, создаст положительный эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

    Воспитатель продумывает моменты, стимулирующие заинтересованность и творческую активность. Мотивирующими приёмами могут стать:

    - увлекательный рассказ познавательного и развивающего характера;

    - появление игрушечного персонажа;

    - демонстрация иллюстраций;

    - дидактическая или подвижная игра.
    2.3 Методика обучения старших дошкольников изобразительной деятельности
    Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.24

    В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. 25Это – обучение без творчества.

    Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. Но это – творчество без обучения.

    В методике обучения дошкольников изобразительной деятельности нужен особый путь – путь целенаправленного руководства творческим развитием детей.26

    Анималистические темы занимают достаточно большое место в процессе обучения дошкольников рисованию. В связи с этим встает вопрос применения наряду с традиционными, нетрадиционных техник и приемов рисования, благодаря которым можно поддерживать постоянный интерес ребенка к творчеству и воспитывать любовь и уважение к окружающему миру.

    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.27 Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

    Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:28

    - Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

    - Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

    -Внимания и усидчивости;

    - Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

    - Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

    Рисование животных – достаточно сложная деятельность для ребенка. В вязи с этим на занятиях важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

    - игра, которая является основным видом деятельности детей;

    - сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

    - просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

    - музыкальное сопровождение и т.д.

    Учитывая особенности старших дошкольников, овладение разными умениями на разных этапах, для рисования животных рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

    Некоторые педагоги, занимаясь с детьми рисованием, считают, что развивать графические и технические навыки не следует, так как тем самым ребёнок якобы отвлечётся от образного решения. Исследование Комаровой Т.С. , направленное на внимательное изучение специфики возникновения и развития изобразительной деятельности ребёнка, показало ошибочность этой точки зрения. Более того, ею замечено, что ребёнок с удовольствием многократно повторяет то или иное движение руки с карандашом, он как бы отрабатывает свободное и уверенное формообразующее движение. Ребёнок испытывает эмоциональное положительное чувство, удовлетворение, когда-то или иное движение ему удаётся, когда он оказывается способен управлять движениями своей руки. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание или нежелание рисовать связывают с умением изображать.

    Исследователи указывают на необходимость использования наглядных методов обучения. Наглядные методы обучения — способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей при помощи иллюстрации и демонстрации. Длительное время в практике как ведущий наглядный метод обучения использовался образец. Как указывает Григорьева Г.Г., образец - это то, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях. В методической литературе к образцу относят работу, выполненную воспитателем, игрушки, скульптуры малых форм (в лепке), даже картины. Поскольку рассматривание картин, обследование предметов, в том числе игрушек и малой скульптуры, - самостоятельные методы обучения, то под образцом следует понимать работу, выполненную воспитателем и предлагаемую для подражания.
    Злоупотребление образцом в ущерб другим основным методам обучения, таким, как наблюдение, рассматривание предметов и др., послужило причиной низкого уровня изобразительной деятельности детей. Видимая легкость, относительная грамотность исполнения работ почти всеми детьми в течение занятия привлекали внимание воспитателей к этому методу обучения. По справедливому замечанию Сакулиной Н.П., дети, рисуя по образцу, рисовали по видению педагога и не учились самому главному умению в изобразительной деятельности - умению видеть предмет, явление. Результаты такого обучения проявились не только в однообразии, малой выразительности детских работ, но и, что самое важное, в неумении ребят самостоятельно изобразить любой несложный предмет, даже подобный тому, который учили изображать.

    Прием показа способов изображения (способов действия) - один из важных в обучении дошкольников. В зависимости от полноты показа способа изображения различают показ полный и частичный. Показ может быть общим и индивидуальным. Причем индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и ребенка. Кроме того, различают показ педагога и показ способа изображения (действия) ребенком. Показ используется при ознакомлении с техникой работы с новыми способами изображения. Показ технических приемов совпадает с усвоением детьми способов изображения предмета или составлением узора. Применение показа на первом и последующих занятиях принципиально отличается. Когда предмет данной формы изображается впервые, показ осуществляет педагог (после соответствующего обследования). Непременным условием является пояснение взаимосвязи способа изображения и движения руки по контуру при обследовании. На последующих занятиях, где изображаются предметы той же формы, к показу способа изображения привлекаются дети.

    При обучении детей рисованию с помощью алгоритмических схем нужно давать детям как можно больше алгоритмов рисования одного и того же животного, а затем дорабатывать образ в соответствии с сюжетом. Для этого обязательно нужно, чтобы рассказ воспитателя был эмоционально насыщенным, интересным для ребенка, вызывающим желание отразить его на бумаге. Желательно каждую новую схему подавать с помощью сказочного сюжета- необычные превращения геометрических фигур, знакомых предметов в новые, неожиданные образы воспринимаются детьми более эмоционально, глубже переживаются. Дети быстро и прочно запоминают сказочный сюжет, а вместе с ним осваивают технические навыки и формообразующие движения.

    Если познакомить детей с одной лишь алгоритмической схемой рисования какого- либо животного, возникает опасность сформировать у него графический штамп. Чтобы этого не произошло, можно сделать каталог технологических карт с алгоритмическими схемами. На занятиях по сюжетному рисованию дети часто используют изображения животных. Если они будут затрудняться в изображении того или иного животного, можно предложить найти ему в каталоге нужную карту, взять её за стол и срисовать. Успешное повторение увиденного ранее изображения доставляет ребёнку большое удовольствие. Это создаёт ощущение причастности к созданию художественного образа.
    1   2   3


    написать администратору сайта