Главная страница
Навигация по странице:

  • Эстетическая норма

  • Аккуратность

  • Субъект оценкиОбъект оценки (чудик)ИмяВнешний видГлазаДушаЧувстваХарактер Характеристика имени или прозвища.

  • «Его звали - Васёка.»

  • Дмитрий, но бабка звала его - Митрий, а ласково - Мотька, Мотя. А уж дружки переделали в Моню - так проще, кроме того, непоседливому Митьке имя это, Моня, как-то больше шло».


  • (Сергей Сергеевич)

  • «Тут они попёрли на него в три голоса:Кретин! Сволочь!..»

  • Портрет «чудика».

  • «Студент - рослый парняга с простым, хорошим лицом - стоял в дверях аудитории…»

  • «Колька - обаятельный парень, сероглазый, чуть скуластый, с льняным чубариком-чубчиком»

  • «обаятельный»

  • «Он был очень красивый человек, смуглый, крепкий, с карими, умными глазами…»

  • красивый

  • « - Чего эт ты сёдня такой - спросила бабка…- Какой - спокойно и снисходительно поинтересовался Моня.- Довольный-то. Жмурисся, как кот на солнышке…»

  • «довольный»

  • «довольный».

  • 2. Глаза. «Максим Яриков смотрел на жену чёрными, с горячим блеском глазами

  • «чёрные»

  • «с горячим блеском»

  • Существительные со значением лица. Введение Глава I (теоретическая часть)


    Скачать 63.79 Kb.
    НазваниеВведение Глава I (теоретическая часть)
    Дата10.03.2019
    Размер63.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСуществительные со значением лица.docx
    ТипДокументы
    #69958
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Глава II. «Чудик» как объект лингвистического аксиологического описания.

    3.1. Оценочность как основная категория в рассказах В. М. Шукшина

    Язык в целом, любая языковая система являет собой результат как рационально-логического, так чувственно-образного познания мира, в нём представлено не холодно-рациональное отражение мира, но его переживание. Область, в которой ярко проявляются процессы схождения и расхождения рационального и образного, эмоционального, - это область языкового отражения оценочной деятельности человека.

    «Ценностная картина мира» [2] находит различные способы выражения в языке: латентно, в самом акте прямой номинации - сам факт именования фрагмента мира отражает его значимость для человека. Непосредственное выражение ценностная картина мира находит в системе оценочной лексики, в группах с рационально-оценочными, эмоционально-оценочным содержанием; в системе оценочных словообразовательных моделей, в системе метафорических оценочных переносов и т. д.

    Через номинацию различных отклонений от нормы язык опосредствованно представляет систему нравственных, этических, эстетических норм. В «приговоре об аномалии» [2] отражённо высвечивается система норм, привычных представлений о должно, некоторая идеализированная картина мира. Так, проанализировав систему оценочных имён, характеризующих человека в рассказах В. М. Шукшина, можно определить систему социальных, эстетических пристрастий данного социального единства. Значимой оказывается сама область оценочного именования - что, какие сферы жизни человека, аспекты его бытия попадают в сферу активной оценочной номинативной деятельности. Так, в рассказах Шукшина в сферу оценки попадают прежде всего:

    • интеллектуальные способности человека, его образование;


    • речь как проявление внутреннего мира человека;



    • внешний вид и физическое состояние;



    • поведение человека, проявляющее его отношение к труду, собственности, окружающим людям.


    Чаще всего оценочные парадигмы организованы асимметрично с отклонениями в сторону отрицательной оценки, с широким спектром эмоциональных реакций. Смещение в сторону положительной оценки выражается в русском языке преимущественно средствами неноминативного модификационного словообразования.

    Итак, какова же система ценностей человека, представленная средствами оценочной лексики в рассказах Шукшина?
    Умный и образованный человек входит в систему норм социальной жизни, недостаток ума и образования получают, естественно, отрицательную оценку, сопровождающуюся спектром отрицательных эмоциональных реакций на разную степень «недостаточности» интеллектуальных способностей и образования.


    Активно оценивается речь человека, так как через неё выявляются многие сущностные черты. Герои рассказов Шукшина небезразличны и к форме, и к содержанию речи. В формальном аспекте важны те свойства речи, которые способствуют адекватному, точному восприятию содержания, норма в этом аспекте - внятная речь в умеренном темпе. Оценочные имена с отрицательной эмоциональной окраской получают лица, говорящие невнятно, слишком быстро. В последнем аспекте наиболее существенными параметрами, выявляемыми в системе оценочных имён, представляются содержательность речи, то есть её информационная насыщенность; правдивость речи; скромность говорящего; уважение к собеседнику. Так язык отражает представление говорящего человека об идеальной коммуникации, современная наука сформулировала важнейшие правила речевого общения, находящие непосредственные параллели с вышеизложенным.

    Поведение человека также находится в сфере активной оценочной деятельности человека. Оценивается прежде всего три аспекта: отношение к труду, собственности, окружающим людям. Труд - основа социальной жизни, активное, положительное отношение к труду - норма социальной жизни. Норма в отношении к собственности - бережное, расчётливое отношение, отрицательно оценивается как скупость, так и мотовство. Особенно важна для человека сфера межличностных отношений, в оценочных номинациях отмечаются такие черты характера, свойства человека: злость, грубость, нахальство, угрюмый нрав.

    Широкий спектр отрицательных оценочных имён получают «аномальные» в системе нравственных норм пристрастия человека, такими аномалиями являются, как следует из анализа системы оценочных наименований лица, склонность к пьянству, внебрачным связям, недомовитость.

    Внешность человека оценивается как со стороны врождённых, онтологических признаков, так и социальных, поведенческих. Эстетические стандарты, нормы в данном случае связаны с социальными характеристиками и прагматическими устремлениями.

    Эстетическая норма – пропорциональность сложения, социальная - опрятность. Отрицательно оценивается отклонение от средних пропорций роста и комплекции, при этом первый аспект связан прежде всего с эстетическим стандартом, излишняя худоба и полнота свидетельствует о плохом здоровье и слабой социальной активности.

    Аккуратность – аспект и социальной, и эстетической оценки, человек обращает внимание на опрятность, чистоту, аккуратность причёски, одежды, дома.

    Таким образом, обозначив в системе оценочных имён аномалии внешнего вида, черт характера, поведения, представляется образ «идеального человека» - пропорционально сложенный, здоровый, аккуратный, добросовестно и продуктивно работающий, имеющий собственность, умеющий её сохранить, но не скупой, человек доброго и весёлого нрава, открытый в общении, не склонный к мотовству, пьянству, прелюбодейству, умный и образованный, умеющий ясно излагать мысли.

    Но Шукшина не интересует образ «идеального человека», потому что он сосредоточил своё внимание на обычных людях, живущих так называемой нормальной жизнью, рядом с нами. Они не соответствуют идеалу. Не находит себе удовлетворения лишь частица их души, натуры, личности. Частица «но» она и есть главное. При наличии или отсутствии её персонажи делятся на два типа: «чудики» и «античудики».


    3.2. Общая характеристика «чудиков»

    «Один из рассказов Василия Шукшина так и называется - «Чудик». Не самый заметный, пожалуй. Но, перебирая, словно бусинки чёток, их названия, на этом останавливаешься невольно. Ужели слово найдено». [20, с. 165] Впрочем, у Ушакова такого слова не найдёшь, тем более в словаре Даля. Это - детище нашего времени, наших дней. Зато есть в словаре другое, коневое - «чудо», ведущее, наверное, свою родословную ещё с языческих времён. Слово, которым народ наш испокон века обозначал и самое знаменательное, и самое таинственное в жизни, самое радостное, светлое, чудесное, и самое отвратительное - чудовищное. В словаре Ожегова даётся такая трактовка слова: «чудик - странный, со странностями, чудной человек». [10, с 771]

    В. М. Шукшин не зря называл своих героев не «чудаками», а именно «чудиками», ласково. В самом названии есть что-то маленькое, детское, незащищённое. Тем более, на это указывает суффикс модификационной семантики - ИК.

    «Чудик» - это метка, которой люди весьма легко и беззаботно наделяют друг друга в повседневной жизни… Тут слышится и насмешка, и снисходительное любование, и пренебрежение, и восхищение… Словом, совсем так, как в рассказах Шукшина, где чудиком слывёт не один только герой одноимённого рассказа, написанного ещё в 1967 году, неловкий, доброжелательный до неправдоподобия, при этом - застенчивый и гордый, несчастный и неунывающий…» [20, с. 165]

    Такой же, например, «чудик» в глазах окружающих - столяр при «Заготзерне» Андрей Ерин, который, приобретя в сельпо микроскоп, объявил войну всем микробам мира. Или Моня, по паспорту Дмитрий Квасов, совхозный шофёр, двадцати шести лет от роду, который потому именно замыслил создать вечный двигатель, что вычитал в книгах будто двигатель такой - невозможен. Это Николай Николаевич Князев из райгородка Н., мастер по ремонту телевизоров, который у себя на дому восемь общих толстых тетрадей исписал трактатами «О государстве», «О смысле жизни» и «О проблеме соборного времени» и многие другие. Назвав так своего героя, В. М. Шукшин этим подчеркнул, что «чудик» - его любимый персонаж.

    Вообще, «чудики» ассоциируются с коренным, исстари идущим типом «дурака» из балагана, сказок. Их «чудинки» свидетельствуют о непредсказуемом богатстве русской души. Они тихие, робко тыкающиеся к людям со своим добром, вечно попадающие впросак и теряющиеся, когда их ненавидят». [Белая Г. 1983, с.93]

    3.3. Классификация «чудиков»

    Появление героя Шукшина в начале шестидесятых годов было несколько неожиданным. Автор сам понимал, что герой его выглядит не по принятой форме, но он с горячностью доказывал, что ничего странного в его герое нет. «Он человек живой, умеющий страдать и совершать поступки, и если душа его больна, если поступки его, с общепринятой точки зрения, несуразны, то вы попытайтесь, попытайтесь разобраться, почему это произошло, спросите себя, не завидуете ли вы ему». [21, с. 205]

    Это точка зрения автора на своего героя. Жаль, но с ней согласны не все персонажи, которые знают «чудика», находятся рядом с ним.

    Так кто же он, «чудик», что в нём такого, что возбуждает в нас тревогу и совесть и вызывает почти потерянное, ностальгическое сочувствие к нему, человеку отнюдь не лучших правил и установлений?
    Для поиска ответов на поставленные вопросы, обратимся к языковой интерпретации высказываний, изображающих этих персонажей. Нами проанализировано 230 контекстов
    . Исследованный материал позволяет представить «чудика» в виде следующего образа:

    Субъект оценки
    Объект оценки (чудик)
    Имя
    Внешний вид
    Глаза
    Душа
    Чувства
    Характер


    Характеристика имени или прозвища.

    Оно выражено собственными и нарицательными именами существительными.
    «Его звали - Васёка.»
    («Стенька Разин»)
    «Минька учился в Москве на артиста.»
    («И разыгрались же кони в поле»)
    «Моня… Тут, между прочим, надо объяснить, и почему - Моня. Его звали - Митька, Дмитрий, но бабка звала его - Митрий, а ласково - Мотька, Мотя. А уж дружки переделали в Моню - так проще, кроме того, непоседливому Митьке имя это, Моня, как-то больше шло».
    («Упорный»)

    Автор неслучайно назвал своих героев Васёками, Миньками, Митьками, Генками и т.д. («Гена Пройди свет»), Спринька («Сураз»).

    Шукшин употребляет не официальное имя (Сергей Сергеевич), а усечённые формы (Дмитрий, Митрий, Митя).

    Имена с суффиксом «К» (Сёмка, Спринька, Минька).

    В использовании этих имён употребляется народно-разговорная традиция.
    Форма имени характеризует персонажа: персонаж воспринимается не как официальное, должностное, важное лицо; это простой человек, из народа. Живёт в сибирском селе, неопределённого возраста, принадлежит близкому социально-психологическому кругу. Возникает некое родство, близость читателя и персонажа.


    Но не все герои рассказов называют «чудика» по имени. Это зависит от типа персонажа. «Чудик» «чудика» всегда поймёт, поэтому-то и называет он его простецким именем, таким, например, как Моня, даже ещё к тому же, ласково.
    Смена субъекта оценки объясняет и изменение имени. «Античудик» никогда не назовёт «чудика» по имени. Он обзывает его грубыми, ругательными словами.



    «Тут они попёрли на него в три голоса:
    Кретин! Сволочь!..»

    («Жена мужа в Париж провожала»)


    В словаре Ожегова эти слова представлены с пометой «бранное» и несут негативную оценку.
    «
    Кретин - тот, кто страдает кретинизмом, слабоумием вследствие ненормального развития щитовидной железы». «Сволочь - негодяй, мерзавец». Мы не согласны с этой оценкой, так как автор уже показал, что этот «кретин», «сволочь» - обаятельный парень Колька Паратов.
    «Даже жена … тоже обзывала Дебил» («Дебил»). В этом контексте субъектом оценки выступает жена. Она называет «чудика» обидным прозвищем, так как относится к «античудикам».


    Сам «чудик» противится этому прозвищу (субъектом оценки выступает сам персонаж), объясняет, что так называют только дурака-переростка, который учиться не хочет, с которым учителя мучаются. Но для неё это не важно, он не такой, как она, значит, дебил.
    Вообще, «имя - это личное название человека, даваемое при рождении». Но получается, что об имени, даваемом при рождении, говорит только автор. Другие же персонажи называют «чудика» такими именами, которые возникают после общения с ним или какого-нибудь столкновения.


    Портрет «чудика».


    1. Внешний вид.

    Оценку внешности «чудика» изначально даёт сам автор, поэтому персонажи, изображённые автором очень красивы внешне.

    «Студент - рослый парняга с простым, хорошим лицом - стоял в дверях аудитории…» («Экзамен»).
    В этом контексте аксиологическое значение качественного прилагательного «рослый» представлено частнооценочным, относится, по классификации Арутюновой Н. Д, к эстетическим оценкам. В словаре Ожегова оно имеет значение:
    «крупный, высокого роста», следовательно, его можно отнести к словам с положительной оценкой, тем более на это указывает контекст. Это был не просто рослый парняга, а парняга с простым хорошим лицом.

    В следующем контексте:

    «Колька - обаятельный парень, сероглазый, чуть скуластый, с льняным чубариком-чубчиком»

    («Жена мужа в Париж провожала»).

    Качественное прилагательное «обаятельный» имеет значение - «очаровательный, полный обаяния». Это слово даёт позитивную характеристику герою – «чудику». Так как оно относится к эстетическим оценкам (либо красивый, либо некрасивый), то словом «обаятельный» автор показывает очаровательность своего героя.

    «Он был очень красивый человек, смуглый, крепкий, с карими, умными глазами…»

    («Из детских лет Ивана Попова»).


    В этом контексте качественное прилагательное красивый - «доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный», смуглый - «цвет кожи темноватой окраски» и крепкий - «сильный физически, здоровый» автор изображает красоту своего героя, проявляет свою симпатию к нему.
    Если субъектом оценки внешности «чудика» является другой персонаж («чудик»), то характеристика даётся позитивная.
    « - Чего эт ты сёдня такой? - спросила бабка…
    - Какой? - спокойно и снисходительно поинтересовался Моня.
    - Довольный-то. Жмурисся, как кот на солнышке…»
    («Упорный»).

    В словаре Ожегова даётся значение качественного прилагательного «довольный» - испытывающий или выражающий удовлетворение.
    Это прилагательное имеет частнооценочное значение, относится по классификации Арутюновой Н. Д. к психологическим оценкам. Даёт позитивную оценку персонажу. В контексте сочетание
    «жмурисся, как кот на солнышке» является шифром к слову «довольный».

    Смена субъекта оценки объясняет и иное представление портрета «чудика». В следующем примере «античудик» даёт негативную оценку внешнему виду «чудика». Возникает такой протрет персонажа: он долговяз, невзрачен, непривлекателен.

    « - Сегодня четыре оглоеда, - начал председатель, - спали на полосе. Это: Санька Кречетов, Илюха Чумазый, Ванька Попов и Васька-безотцовщина. Вы што, соображаете?! А это верзила … Колька, я про тебя! - в баньку ему, вишь, захотелось!» («Из детских лет Ивана Попова»).

    В отличие от предыдущего примера персонаж оценивается негативно, так как существительное «верзила» произносится врагом «чудика» - «античудиком». Оно имеет частнооценочное значение, относится к нормативным оценкам, выражает отклонение от нормы. В словаре Ожегова трактуется как «высокий и нескладный человек».
    Самооценка внешности в рассказах Шукшина не представлена, для них не характерно самоописание, самолюбование. Важными становятся внутренние качества, а не внешняя оболочка героя.


    2. Глаза.

    «Максим Яриков смотрел на жену чёрными, с горячим блеском глазами». («Верую!»).

    «Павла жизнь скособочила. Лицо ещё свежее, глаза умные, ясные, а осанки никакой. И в глазах умных большая спокойная грусть». («Осенью»).

    В этих контекстах автор изображает глаза героев-«чудиков». Одни - «чёрные», «с горячим блеском», то есть живые, полные жизни, деятельности, энергии, их переполняют бурные чувства. Другие - «умные» - обладающие умом, выражающие ум, такое значение даётся в словаре Ожегова. Качественное прилагательное умный имеет частнооценочное значение и относится к интеллектуальным, разновидности психологических оценок.

    Почему автор так заостряет внимание на глазах? То они «с горячим блеском», то «умные», то изображает их цвет: серые, карие, чёрные, синие. И всё это не случайно, потому что именно с помощью глаз раскрывается внутренний мир героя - «чудика».

    В следующем высказывании субъектом оценки глаз «чудика» выступает другой персонаж («чудик»):
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта