ответы по экзамену КП. Введение Предыстория клинической психологии
Скачать 1.28 Mb.
|
94. Болезнь как семиотическая система Телесность в контексте болезни обладает особым качеством: болезненные ощущения означают не только себя, но и болезнь. Это явление вторичного означения интрацептивных ощущений. Формирование вторичного означения связано с усвоением существующих в культуре взглядов на болезни, их причины, механизмы и вытекающие их этого методы лечения. С семиотической точки зрения представления о болезнях могут быть интерпретированы как классические мифы (Барт). По Барту, в каждой семиотической (знаковой) системе имеется 3 элемента: означающее (реально существующий объект), означаемое и знак. Например, есть темный камешек (означающее). Его можно наделить определенным смыслом (сделать означаемым), например, этот камешек будет означать смерть при тайном голосовании. В этом случае камешек становится знаком. Пример из психологии телесности: определенным образом локализованное модально специфическое ощущение (означающее) наделяется определенным смыслом и трактуется как боль в сердце. Т.о. отношение означающего и означаемого может трансформироваться и порождать вторичную систему значений – мифологическую. Применив подход Барта к мифу, как способу вторичного означения, к проблеме телесности, Тхостов представил схему: знак (телесное ощущение), становится означающим в мифологической схеме болезни и, разворачиваясь вовне, превращается в симптом. Вторичное означение т.о. не безразлично для первичных телесных ощущений. Став симптомом телесное ощущение не меняется только внешне. На самом деле конкретное его содержание отодвигается на второй план, оно начинает подчиняться логике мифа болезни. Также под действием мифа могут порождаться новые ощущения, т.к. миф может нуждаться в чувственном подкреплении. Пример: болезни студентов-медиков 3 курса, демонстрирующих симптомы изучаемых ими форм патологии. Мифология болезни сильно варьирует на протяжении человеческой истории. Мифы о болезни и смерти относятся к числу наиболее распространенных и древних. В центре таких мифов – представления о болезнях как о чем-то внешнем и чужеродном, привнесенном извне и от человека не зависящем. Чужеродная болезнь – это неуправляемое явление, обладающее независимой от человека собственной активностью. Человек становится больным, когда не может справиться со своим состоянием и нуждается в посторонней помощи. В древней и современной народной медицине естественные причины болезней встречаются редко (этим объясняется лишь небольшой круг болезней, имеющих визуальные признаки). Болезни, не имеющие визуальных признаков, объяснялись иррационально. Причины таких болезней – действие злых духов, колдовство. Такая точка зрения вытекает из общих представлений древнего человека об устройстве мира, изначально наполненного живыми существами, являющимися причиной всего происходящего. Новое время видоизменило представления о причинности болезни, породив новые мифы. В механистическом материализме появились представления о человеческом организме как о сложном механическом устройстве, а болезнь стала пониматься как его засорение, неполадка. В 18-19 вв излюбленными аналогами были часы, манекены. В наше время – автомобильный мотор. Сейчас появились и аналоги с компьютерами и пр. (зд. «кодирование» от алкоголизма). Природные силы, ранее персонифицированные в виде божественных существ, в последнее время были восстановлены в виде «биополя», «кармы», «чакр», «жизненных сил», понимаемых в вполне мифологически-механистическом духе. Близко к мифологическим представлениям о болезнях находится и их естественное дополнение: представления о здоровье. Отождествление здоровья с реальным конкретным предметом проявилось в мифах о существовании объекта – носителя здоровья. Конкретные носители здоровья часто материализовывались в виде лекарств, содержащих в себе либо само здоровье, либо некую активную субстанцию, побеждающую болезнь. Элементы этих верований можно проследить от «панацеи» до современных «стимуляторов иммунитета». Мифологические представления о болезнях и здоровье можно рассматривать как особенность человеческого сознания. Методы лечения последовательно реализуют на практике представления о сущности болезни. Например, если болезнь вызвана разгневанным божеством, то лечение состоит в умиловании его принесением жертвы либо другими ритуальными действиями. Механистические теории болезни логично обосновывают такие приемы лечения, как «промывание», «очищение» и др. На этих воззрениях основано большое количество разнообразных «диет», исключающих из питания «вредные» элементы, лечебное голодание, «промывание» организма, удаление «шлаков» и пр. Магические, ритуальные приемы, за исключением мистических, имеют вполне натуральное обоснование, хотя подобные мысли строятся по пралогическим законам. Гомеопатическая, или имитативная, магия строится по принципу подобия и позволяет производить манипуляции и изображением или именем для достижения лечебного эффекта. Зд. возможность проведения лечения не на больном, а на самом враче. Остаточные следы гомеопатической: практика экстрасенсов, ставящих диагноз и проводящих лечение по фотографиям больных. Другой вариант симпатической магии – контагиозный. Принцип его действия – предметы, находившиеся в соприкосновении, остаются в симпатическом единении, приобретая необходимые лечебные свойства. Зд. лечение методом «наложения рук», «святой воды» и пр. Исходя из общих соображений о происхождении болезней, решается вопрос и о том, кто должен проводить лечение. Для диагностики и лечения необходим человек, входивший в контакт с духами, понимающий и умеющий толковать их указания. Классический пример такой диагностики – «гадание». Чем ближе лекарь к богам и лучше их понимает, тем проще ему выполнить свой долг. Набор необходимых качеств определяется в первую очередь сущностью болезни. Есть и другой мотив, объясняющий особые способности лекарей – мотив тайного знания. Эти знания, обеспечивающие успех лечения, доступны лишь узкому кругу лиц. Современный вариант эзотеризма проявляется в жестком запрещении терапевтической практики лицам, не имеющим особого сертификата-диплома. Также эзотеризм медицинских знаний подчеркивается особой одеждой и использованием латыни – языка посвященных. Вообще истинные качества лекаря куда менее весомы, чем его способности внушить доверие предполагаемому клиенту. Мы покупаем не вещь, а слово, знак. Это позволяет нам понять, почему самые абсурдные лечебные практики обладают терапевтическим эффектом, а самые невероятные «научные системы» находят своих последователей. Это связано прежде всего с тем, что телесное ощущение, став симптомом, начинает подчиняться не только природным закономерностям, но и логике мифа, в который оно включается. Особенно ярко влияние мифа болезни на телесные ощущения проявляются в ритуальном лечении. Зд. применяется символическое действие, объективно не связанное с самим заболеванием. Причина эффективности подобных методов лечения: болезнь – это не просто дисфункция какого-то органа, а прежде всего ее отражение в сознании субъекта. Т.е. в болезни 2 стороны: объективная и субъективная. Вера в эффективность проводимого лечения может приводить к субъективному чувству улучшения состояния, причем объективная верность мифа принципиального значения не имеет. Важна степень доверия клиента к предлагаемому концепту-мифу. Другой пример влияния мифа на телесные ощущения – плацебо-эффект (современный вариант ритуального действия). Значение мифа. Миф вносит в мир порядок, систему, координирует человеческую деятельность, укрепляет мораль, санкционирует и наделяет смыслом обряды, упорядочивает практическую деятельность. Миф нельзя отменить, прежде всего потому, что представления о болезни по самой своей структуре и способу формирования принципиально мифологичны. 95. Изменение мотивации у больных с хроническими соматическими заболеваниями 96. Особенности временной ориентации у соматических больных 97. Смысловая регуляция деятельности у больных, перенесших инфаркт миокарда В остром периоде может возникать безотчетный страх смерти , достигающий особой выраженности при нарастающих болях. Характерны тревога , тоска, беспокойство , чувство безнадежности , так же проявления гиперестезии. Резко подавленное настроение, безотчетный страх, тревога, чувство нарастающей катастрофы могут встречаться в остром периоде инфаркта миокарда и при отсутствии болевого синдрома, а иногда - быть предвестником его. При инфаркте, протекающем без болевого синдрома, часто бывает состояние внезапно наступившей тревоги, тоски, депрессивное состояние при этом может напоминать витальную депрессию, что особенно характерно для людей пожилого возраста. Тревожная депрессия опасна возможностью суицидальных действий . при ухудшении состояния тоскливо- тревожное симптоматика может смениться эйфорией , что также весьма опасно в силу неадекватного поведения больного . В целом поведение различное : от неподвижности до сильного двигательного возбуждения . Возможно возникновение состояний помраченного сознания в остром периоде в виде оглушения разной степени выраженности. Могут быть делириозные изменения , а также сумеречные расстройства сознания (характерно для пожилого возраста) . Также характерно астеническая симптоматика , но с течением времени начинают преобладать симптомы , связанные с влиянием психогенного фактора : реакция личности на такую тяжелую психотравмирующую ситуацию с угрозой жизни. В таком случае невротические психогенные реакции тесно переплетаются с воздействием собственно соматического заболевания. Поэтому невротические реакции при инфаркте миокарда во многом зависят от преморбидных особенностей и подразделяются на кардиофобические, тревожно-депрессивные, депрессивно-ипохондрические и, реже, истерические. При кардиофобических реакциях у больных превалирует страх перед повторным инфарктом и возможной смертью от него. Они чрезмерно осторожны, сопротивляются любым попыткам расширения режима физической активности, пытаются сократить до минимума любые физические действия. На высоте страха у таких больных возникают потливость, сердцебиение, чувство нехватки воздуха, дрожь во всем теле. Тревожно-депрессивная реакции выражаются в чувстве безнадежности, пессимизме, тревоге, нередко в двигательном беспокойстве. Депрессивно-ипохондрические реакции характеризуются постоянной фиксацией на своем состоянии, значительной переоценкой его тяжести, обилием многочисленных соматических жалоб, в основе которых могут быть выраженные сенестопатии. Сравнительно нечасто встречающиеся анозогнозические реакции весьма опасны пренебрежением больного к своему состоянию, нарушением режима, игнорированием медицинских рекомендаций. В отдаленном периоде инфаркта миокарда возможно патологическое развитие личности, преимущественно фобического и ипохондрического типа. 98. Самооценка и самосознание у больных с хроническим соматическим заболеваниеми 99. Формирование личности подростков, страдающих тяжелым соматическим заболеванием Длительно протекающие соматические заболевания, начинающиеся в детском возрасте, могут повлечь за собой патологическое формирование личности. В этом смысле наиболее опасными являются практически все эндокринные заболевания, которые могут также стать причиной появления дефектов внешности вплоть до выраженных уродств и это , в свою очередь, также способствует патологическому формированию характера. При многих хронических соматических заболеваниях, а именно хроническая почечная недостаточность, хроническая лучевая болезнь и других, при чрезмерно повышенном внимании к больному ребенку со стороны окружающих (гиперопека) и / или отношении к нему как ущербному, неполноценному, также возможно патологическое развитие личности. Многие соматические заболевания при остром течении (цирроз печени, пернициозная анемия, лучевая болезнь, сердечная недостаточность, опухоли внемозговой локализации и другие) протекающие в раннем детском возрасте, при несвоевременном и неправильном лечении опасны развитием помрачения сознания, которое может перейти в сопор, а затем в кому. Поэтому при поступлении ребенка с выраженной астенической симптоматикой и другими описанными выше симптомами необходимо , прежде всего, направить его к соответствующему специалисту (терапевту, онкологу, эндокринологу и т.д.) , а не работать с выраженным психическим заболеванием. Психотерапия может быть только сопутствующей лечению основного соматического заболевания. Необходимо также отметить, что психические нарушения у подростков с хроническими соматическими заболеваниями в целом такие же, как у взрослых. Отличия в том, что бредовых идей у детей практически не бывает, а зрительные галлюцинации преимущественно гипногогические, возможны также эпилептоидные припадки. Также у детей значительно чаще возникает астения с отвлекаемостью, неусидчивостью, повышенной утомляемостью и плаксивостью. При появлении в раннем возрасте соматического заболевания, кроме всего выше описанного , нередко наблюдается задержка психического развития вплоть до выраженной олигофрении. Также отмечается задержка и физического развития. 45. Использование принципа системности в нейропсихологии 1. Лурия ассимилирует понятия физиологии, понятия, связанные с функциональной системой и пытается применить эти понятия для анализа психических процессов, психических функций. Высшие психические функции (ВПФ) представляют собой сложные, саморегулирующиеся процессы, которые социальны по своему происхождению, опосредованы по своему строению, сознательные, произвольные по способу своего функционирования. Таким образом в этом определении подчеркиваются следующие моменты: психические процессы формируются в онтогенезе, они могут быть опосредованы речью, некими знаковыми системами, возможен контроль за протеканием психических процессов. Т. о. в основе любой психической функции лежит функциональная система, объединяющая в своем составе ряд мозговых зон. Особенностями функциональной системы являются: 1. Достижение инвариантной, не меняющейся цели или задачи. 2. Достижение ее меняющимися средствами. Функциональная система, которая интегрирует в себе работу ряда органов, может менять состав этих органов. Но приспособительная, адаптационная цель всегда достигается. Вторая особенность - это сложный состав функциональной системы, которая включает в себя набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов, то есть в любой функциональной системе есть та часть которая связана с получением информации - афферентная часть и та часть, которая осуществляет какие-то действия на основании этой информации - эфферентная часть. Строение и работа функциональных систем усложняется при переходе от сложных соматических процессов к сложным формам поведения. Общие принципы для физиологических и психологических функциональных систем: 1. Системное строение и тех и других, то есть каждая из систем представляет собой сложную структуру, состоящую из ряда звеньев, элементов. 2. И физиологическая и психологическая функциональная система динамичны и пластичны, то есть могут меняться в ходе своего формирования и могут менять состав входящих в них звеньев. 3. В создании физиологической системе участвует весь организм, а в создании психологической системы участвует весь мозг. Но и в том и в другом случае целое является высоко дифференцированным целым. то есть каждый орган, каждая часть мозга вносит свой специфический вклад в целое. В чем различия этих систем: 1. Психические функциональные системы формируются в онтогенезе, а физиологические функциональные системы носят врожденный характер. 2. Психические функциональные системы опосредствованы речью. Физиологические функциональные системы - нет, поскольку они работают в автономном режиме. 3. Произвольность и контролируемость психических функциональных систем. Работу сердечной мышцы, работу дыхания нельзя контролировать. По отношении к любой психической функции работает весь мозг, но как дифференцированное целое. То есть каждый участок мозга вносит дифференцированный вклад в целое. Таким образом вопрос о локализации превращается в вопрос о том, не как локализуется психическая функция, а как локализуется отдельные звенья целой функциональной системы и какой вклад каждого звена. Синдром - закономерное сочетание симптомов - симптомокомплекс. Под ним также понимают сочетание нарушений или несформированность психических процессов, основой которого является нейропсихологический фактор (определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических (НП) синдромов). НП синдром - закономерное сочетание НП симптомов, связанный с выпадением 1 или нескольких факторов. Синдромный анализ - анализ НП симптомов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных НП симптомов. Синдромный анализ включает в себя как бы ряд этапов: 1. Выявление симптомов нарушения разных психических функций. 2. Квалификация симптомов, то есть поиск той причины или того нейропсихологического фактора, который лежит за этими симптомами. После нахождения причины мы можем сказать, что симптомы объединяются в нейропсихологический синдром. Они закономерно сочетаются в нейропсихологическом синдроме. НП фактор - понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры участка мозга, нарушение работы которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома. Симптом - внешние проявления б-ни. НП симптом - нарушение псих. ф-ции в следствии локал. пораж. гол. мозга (при этом выдел. первичн. нп симп. как наруш. непоср. связ. с наруш. определенного фактора и вторич- возн. как системное следствие первичн. нп по з-нам системной взаимосвязи с перв.; нп синдром- закономерное сочет. нп симптомов, связ. с выпад. 1 или неск. факторов. Фактор - это а) принцип физиолог. деят. опред. м. структуры наруш. кот. привод. к появл. нп синдрома или б) продукт деятельности дифференцированных зон мозга, кот. одновременно является составляющей частью различных псих. процессов. |