Главная страница
Навигация по странице:

  • Принципы отношений с детьми

  • Подумайте об этом

  • Советуем прочитать

  • 3.10. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования

  • Источники

  • Введение в педагогическую деятельность теория и практика


    Скачать 1.3 Mb.
    НазваниеВведение в педагогическую деятельность теория и практика
    Дата01.03.2022
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла13934_550a0356989a805b5f85aef8b275ae9b.doc
    ТипДокументы
    #378535
    страница18 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

    Заповеди общения

    1. Отношения с людьми — главное в любой деятельности, а тем более педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если дети не потянутся к вам душой, сердцем. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.

    2. Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Стройте общение с людьми не «от себя», а «от них». Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока — главное, не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее — вот смысл вашей работы.

    3. Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек — уникален, и к каждому необходим свой подход. Помогите ему увидеть свои возможности и развить их в себе, чаще демонстрируйте ваше уважение к его достоинствам.

    4. Приходя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, возрастом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям. Вступая в контакт с детьми, не стройте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Чаще вспоминайте слова Я. Корчака:

    Вы говорите:

    Дети меня утомляют.

    Вы правы.

    Вы поясняете:

    Надо опускаться до их понятий.

    Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

    Ошибаетесь.

    Не от этого мы устаем. А от того,

    Что надо подниматься до их чувств.

    Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

    Чтобы не обидеть (6, с.19).

    5. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.

    6. Развивайте свою коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения, воспроизводить ее эмоциональную атмосферу, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические ходы к личности. Старайтесь сразу запоминать внешние особенности людей, их имена. Помните слова Д. Карнеги: «Имя человека — самый сладостный для него звук».

    7. Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.

    8. Старайтесь при любой возможности чаще вступать в контакт с детьми: в школе, на улице, у знакомых. Искренне интересуйтесь тем, чем заняты дети, что их волнует. Старайтесь заинтересовать их общением с вами.

    9. Развивайте ваш внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, магнетически притягивает к себе, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать и ценить окружающих.

    Американские психологи Дж. Маккроски, В. Ричмонд и другие выделили 22 эмоциональные модели общения и показали, что положительное влияние на эффективность обучения оказывают следующие фразы учителя:

    1. «Попробуй, тебе это покажется интересным и понравится»; «Это хорошая практика».

    2. «Тебе это пригодится в жизни»; «Это подготовит тебя к поступлению в институт»; «Это поможет тебе сдать выпускной экзамен».

    3. «Ты будешь чувствовать себя хорошо, если сделаешь это»; «Лучше тебя с этой работой никто не справится»; «Ты хорошо умеешь это делать»; «Ты в этом силен, потому что ты способен».

    4. «Я должен знать, как хорошо ты это понимаешь»; «Я должен увидеть, как хорошо я тебя научил»; «Я должен убедиться в том, как ты это делаешь».

    Один из самых авторитетных специалистов в области человеческих взаимоотношений Д. Карнеги выработал 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения:

    1. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.

    2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

    3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

    4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

    5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».

    6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

    7. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

    8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

    9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

    10. Взывайте к более благородным мотивам.

    11. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

    12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

    А вот что рекомендует Д. Карнеги тем, кто хочет понравиться людям:

    1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

    2. Улыбайтесь.

    3. Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

    4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самом себе.

    5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

    6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

    Принципы отношений с детьми (Г.Л.Лэндрет)

    Я не всезнайка.

    Поэтому я и не буду пытаться быть им.

    Я хочу, чтобы меня любили.

    Поэтому я буду открыт любящим детям.

    Я хочу больше принимать в себе ребенка.

    Поэтому я с интересом и благоговением позволю детям осве­щать мой мир.

    Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства.

    Поэтому я позволю детям учить меня.

    Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собс­твенных усилий.

    Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.

    Иногда мне нужно убежище.

    Поэтому я дам убежище детям.

    Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле.

    Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

    Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я - чело­вечный и склонный ошибаться.

    Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.

    Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности.

    Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка.

    Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы.

    Поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защи­тить от себя детей.

    Я - это я, и тем полнее, чем в большей безопасности я себя чувствую.

    Поэтому я буду последователен во взаимодействии с детьми.

    Я - единственный, кто может прожить мою жизнь.

    Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.

    Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте.

    Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.

    Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя.

    Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.

    Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребенка исчезли.

    Поэтому я буду стараться смягчать удар.

    Я чувствую страх, когда я беззащитен.

    Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитно­го ребенка с добротой, лаской и нежностью.

    Подумайте об этом:

    Самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого об­ще­ния.

    А. Экзюпери

    * * *

    Без постоянного духовного об­ще­ния учителя и ребенка, без взаимного про­никновения в мир мыслей, чувств и переживаний друг друга немыслима эмо­циональная культура как плоть и кровь культуры педагогической.

    В. А. Сухомлинский

    * * *

    Понимание – начало согласия.

    Спиноза

    * * *

    Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше.

    Гете

    * * *

    Совершенствование самого себя посредством свободно использованного на нас влияния других и совершенствование других путем обратного воздействия на них как на свободных существ – вот наше назначение в обществе.

    Фихте

    * * *

    Общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все, что происходит между людьми... Наша спо­соб­ность к выживанию, к установлению близких отношений с дру­гими, наше представление о смысле жизни, верность собственным иде­алам — все это во многом зависит от того, как мы ведем себя в общении с другими людьми.

    В. Сатир

    Советуем прочитать

    1. Атватер И. Я. Я вас слушаю. — М., 1984.

    2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. – Л., 1990.

    3. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.

    4. Добротворский И. Л. Как найти себя и начать жить. — Воронеж, 1994.

    5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1989.

    6. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов.- Ростов-на-Дону, 1995.

    7. Леви В. Искусство быть другим. — М., 1980.

    8. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

    9. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986.

    10. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление чело­ве­ка. — М., 1994.

    11. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. — С.-Пб., 1996.

    12. Умеете ли вы общаться? Кн. для учащихся / И. Н. Горелов и др. — М., 1991.

    13. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без по­ражения. — М., 1990.

    14. Шмидт Р. Искусство общения. — М., 1992.

    15. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — Минск, 1992.


    Источники:


    1. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

    2. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. – Т.1. – М., 1979.

    3. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека — как книгу. — М., 1990.

    4. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. – М., 1989.

    5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.

    6. Корчак Я. Когда я снова стану маленьким. – М., 1961.


    3.10. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования
    Человеку, стремящемуся к самосовершенствованию, важно определить для себя те шаги, которые он должен сделать, чтобы двигаться вперед к своей цели.

    Самосовершенствование нельзя сводить к самотренировке, специальным упражнениям. Работа над собой — это внутренняя организация всей жизни человека, это стиль и содержание жизни, которые он выбирает, это деятельность человека, направленная на совершенствование самого себя. И как у всякой деятельности, у нее есть определенная структура, логика, последовательность действий.

    С чего же начинается работа над собой? Прежде всего с определения цели: чего я хочу достичь в своем личностном и профессиональном развитии, каким я хочу стать. Без цели в жизни, без представления о том, к чему надо стремиться, человек, как флюгер на крыше, будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. «Любой ветер не по душе моряку, если он не знает, куда ему плыть», — утверждал Монтень. Определить цель самосовершенствования человеку значительно легче, если у него есть определенный идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, что должно быть присуще человеку. Л. Н. Толстой писал: «Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет направления, а без направления нет жизни» (См.: 1, с. 59).

    Многим нашим соотечественникам свойственно скептическое, даже циничное отношение к идеалам, связанное прежде всего с крушением тех из них, на которых их с детства воспитывали.

    Характеризуя цинизм как общую черту всей нашей современной цивилизации, Поль Вайнцвайг утверждает, что «цинизм — защитная броня труса, который боится обнаружить свою ущербность и которому недостает храбрости для приобретения убежденности... У каждого человека или даже народа, не наделенного в должной степени идеализмом, как правило, отсутствуют и жизненные принципы, и стимулы борьбы за существование... Идея — основной источник энергии творческой личности. Идеал — это идея, пре­образованная в мощный энергетический заряд, направляющий творческую энергию личности к будущему» (2, с. 36).

    Потеря веры в идеалы происходит прежде всего тогда, когда они подменяются идолами, происходит фетишизация, обожествление какой-то личности, приписывание ей мнимых черт. Развенчание идолов ведет к крушению идеалов.

    «Идеальных людей нет» — часто заявляют молодые лю­ди, когда речь идет об идеале. Понятие «идеал» не тождест­венно понятию «идеальный человек». Идеалом для вас может быть вовсе не идеальный человек. Ему могут быть присущи и какие-то недостатки, отрицательные черты, но он становится для нас образцом в главном, в том, что для нас наиболее ценно.

    Кроме того, идеал — это не обязательно конкретный человек, это может быть обобщенный образ, воплощающий в себе то, что наиболее значимо для нас в человеке, что побуждает нас к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Выбору идеала всегда предшествует определение цели и смысла своей жизни. В соответствии с этим мы находим тот образ, который становится для нас ориентиром в самовоспитании. Но это не означает, что мы будем полностью копи­ровать его, превращаясь в фанатиков, идолопоклонников.

    Будущему учителю необходим профессиональный идеал, который стал бы для него ориентиром в профессионально-личностном становлении. Таким идеалом может быть любимый учитель или известный педагог-мастер, знакомый нам по книгам, телепередачам.

    История дала нам талантливых педагогов-гуманистов, идеи и жизнь которых могут служить образцом для многих поколений учителей.

    Один из них — выдающийся польский педагог и врач Януш Корчак, посвятивший всю свою жизнь детям и не оставивший их в трагический час.

    5 августа 1942 года вместе с детьми «Дома сирот» из Варшавского гетто он погиб в газовой камере лагеря смерти Треблинка II. Януш Корчак имел выбор: гитлеровцы, рассчитывая использовать его популярность, предложили ему спасение. Но не было выбора у его воспитанников, а бросить перед лицом смерти детей, доверившихся ему, он не мог. Януш Корчак — педагог, своей жизнью и смертью подтвердивший верность тем идеям, которые он проводил в своих книгах.

    Он отстаивал право ребенка быть личностью, а детство считал не подготовительным этапом жизни человека, а самой жизнью. «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств». Отсюда вытекает вывод Корчака о равноправии ребенка и взрослого, о необходимости изменить отношения между взрослыми и детьми — признать право ребенка на уважение, признать его человеческое достоинство.

    Книга Януша Корчака «Как любить ребенка» — это не только книга о детях, это книга о самом педагоге — о человеке творческом, мятущемся, сомневающемся, ищущем, безгранично любящем детей.

    С именем и творчеством другого выдающегося педагога — А. С. Макаренко знакомы многие из вас. Его педагогические идеи и мастерство освещали путь нескольким поколениям учителей. Человек, беззаветно преданный своему призванию, детям, А. С. Макаренко работал в трудное время, ка­залось бы, в невыносимых условиях. Он вернул детство многим выброшенным революцией «на дно» жизни подросткам, помог им стать настоящими людьми.

    В начале 90-ых годов прошлого века на страницах газет развернулась полемика вокруг личности А. С. Макаренко, его педагогических воззрений. Его упрекали в жестокости, в оправдании подавления личности коллективом, обвиняли чуть ли не в насаждении той системы «самоуправления», которая была использована в лагерях ГУЛАГа. Но перечитайте его «Педагогическую поэму», «Флаги на башнях». Разве не слышен в них голос педагога-гуманиста, обеспокоенного судьбой своих воспитанников, делающего все для обеспечения прав и становления личности каждого из них?

    Педагогические идеи и находки А. С. Макаренко легли в основу «педагогики сотрудничества», методики коллективной творческой деятельности, которые в наши дни позволяют развивать демократию, обеспечивать создание творческого микроклимата в школьном коллективе. Идеи А. С. Макаренко используются зарубежными педагогами, строящими школу как справедливое сообщество детей и взрослых.

    Эталоном учителя является для нас выдающийся педагог В. А. Сухомлинский — директор Павлышской средней школы Кировоградской области (с 1948 по 1970 гг), сумевший создать для своих учеников «школу радости». Его педагогическое кредо — развитие творческой индивидуальности детей, их духовное, нравственное становление через постижение красоты природы, искусства, человеческой мысли, отношений людей. Тонкий психолог, чуткий и отзывчивый человек, обостренно воспринимавший чужую боль и страдание, он учил этому же своих учеников. «Сердце отдаю детям», «Мудрая власть коллектива», «Воспитание гражданина» — в этих и других книгах предстает перед нами духовный мир В. А. Сухомлинского. Они могут служить той азбукой, с которой начинается постижение педагогической профессии.

    А сколько прекрасных педагогов-мастеров, талантливых и творческих учителей работало и работает в современной школе! Ш. А. Амонашвили — известный ученый, занимающийся проблемами воспитания и обучения младших школьников; преподаватель словесности и человековедения Е. Н. Ильин; учитель математики В. Ф. Шаталов; директор школы и музыкант по профессии М. П. Щетинин и многие другие.

    Выбор профессионального идеала мы советуем начинать со знакомства с книгами этих педагогов, с чтения художественной литературы, посвященной педагогическим проблемам, с осмысления своих впечатлений о работе учителя, которые вы вынесли из школы.

    Исследования показывают, что для большинства студентов педвуза ориентиром в профессиональном самосовершенствовании служат их школьные учителя. Они же во многом определяют выбор того предмета, который стремится изучать и преподавать будущий учитель.

    Прекрасно, когда у истоков профессионального становления стоит живой человек, которого ты хорошо знаешь, любишь, уважаешь, на которого ты стремишься быть похожим. Вместе с тем некоторым из вас не повезло, и у вас осталось самое негативное впечатление о школьном учителе. Что делать в этом случае? Отталкиваясь от негативного, создавать тот позитивный образ, который может служить стимулом и целью самовоспитания.

    Профессиональный идеал — это своего рода эталон, перспектива, воплощающая ваши отдаленные цели и стремления. Идеал у каждого человека свой, индивидуальный, неповторимый. Но вместе с тем педагогическая деятельность предъявляет к тем, кто ее избрал, вполне конкретные нормативные требования, без которых вы не можете состояться как учитель.

    На основе этих требований определены те качества личности, знания, умения, которыми должен обладать педагог, чтобы выполнить свое социальное назначение, и созданы обобщенные характеристики - профессиограммы. Профессиограмма позволяет каждому из вас определить степень развитости у себя тех или иных качеств и наметить конкретные пути по их совершенствованию.

    Итак, цель определена, но достижима ли она? Необходимо соотнести с этой целью, с идеалом свои возможности, способности. Поэтому следующий этап самовоспитания — познание и осознание себя, изучение и анализ своих личностных особенностей. Гете говорил: «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя». В самопознании главное — выявление собственных положительных качеств, потенций, способностей, ибо только опираясь на позитивное в себе, мы сможем преодолеть свои недостатки. Надо найти и развить сильные стороны своей натуры, те индивидуальные особенности, которые делают личность неповторимой, оригинальной, интересной для окружающих, найти свой индивидуальный стиль педагогической деятельности.

    Безусловно, на­до самокритично относиться к тому, что в тебе еще не­раз­вито, над чем надо работать, хорошо представлять себе, на­сколько реально достижение той или иной цели. Са­мо­по­знание, которым вы занимаетесь на практических заняти­ях, лишь первый шаг в этом трудном, постоянном, не пре­кра­щающемся всю жизнь учителя процессе. Познавая себя, мы корректируем свой идеал, свою цель, преобразуем их в кон­кретные, достижимые задачи. Для движения вперед не­об­ходимо восприятие своих реальных возможностей, гармо­нич­ное сочетание идеализма и реализма. Иначе вас ожидают срывы, порождающие неуверенность в себе, пессимизм. Фор­мулу «человек может все» скорее следует заменить фор­му­лой «человек может многое», если он смотрит с оптимизмом вперед, но действует взвешенно, разумно, терпеливо.

    На основе целеполагания и самопознания строится программа — план развития и формирования своих позитивных свойств и качеств, а также коррекции недостатков. Многие из тех, кто занимался самовоспитанием, начинали составление такой программы с формулирования жизненных принципов, правил, которые помогают им строить свою жизнь.

    Вот какие правила выработал для себя Франклин. Он считал, что нельзя сразу воспитать у себя все положительные качества, надо «в течение определенного времени сосредоточивать свое внимание только на одной добродетели; когда же я ею овладею — переходить к другой и так далее».

    Второе правило — нужно постоянно контролировать себя. «Я завел книжку, в которой выделил для каждой добродетели по странице». Там черными чернилами Франклин отмечал нарушения каждого дня.

    Третье правило — постоянное самообладание, которому помогает похвала своих действий, чтение изречений, внушение уверенности в своих силах.

    Четвертое правило — все надо спланировать не только на длительный срок, план надо иметь на каждый день (См.: 1, с.101-102).

    Программа самовоспитания содержит в себе конкретные шаги по достижению тех задач, которые ставит перед собой человек. Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трех разделов: качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком; качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой; перечень пороков и недостатков, от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. Отсюда затем возник перечень конкретных дел и поступков, которые необходимо выполнять для развития в себе желательных свойств и качеств.

    Составить программу своего профессионально-личностного роста вы можете сами на основе сопоставления своих качеств, знаний, умений, способностей с требованиями, которые содержатся в вашем профессиональном идеале или профессиограмме учителя. Помочь в создании такой программы вам могут рекомендации, предложенные С. Б. Елкановым (3, с. 150-154). Вот как может выглядеть один из фрагментов программы (Табл. 3)

    Таблица 3

    Развитие культуры педагогического общения

    Задачи самосовершенствования

    Пути и средства

    1.Развивать в себе педагогическую наблюдательность

    1. Упражняться в угадывании внутреннего состояния человека по внешним признакам и проявлениям

    2. Проявлять больше внимания и искреннего интереса к личности детей и окружающим людям

    2. Преодолеть излишнюю застенчивость в общении

    1.Чаще вступать в контакты, особенно с незнакомыми людьми 2. Учиться сосредотачиваться на партнере в процессе общения, меньше думать о себе


    Итак, программа самосовершенствования определена, спланированы пути и средства ее реализации. Однако она может остаться лишь благим намерением, если отсутствует главное — большое стремление к достижению намеченного, сила воли, если вы не владеете методами и приемами работы над собой. С некоторыми из них вы познакомились на практических занятиях. Успех вашей работы над собой во многом зависит также от умения организовать свою работу: от того, как вы планируете свой день, умеете ли контролировать себя, насколько овладели навыками работы с литературой, от вашего умения работать на лекциях и готовиться к практическим занятиям, урокам в школе, от рационального использования свободного времени и т. д.

    Работа над собой — это постоянный труд, требующий от того, кто им занимается, выдержки, терпения, силы воли, оптимизма. Побеждает тот, кто умеет себя преодолеть. «Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы», — утверждал Ремарк. Боритесь со всякими проявлениями малодушия и страха, стремления уйти от выполнения того, что вы наметили себе, желания поддаться своим слабостям и прихотям.

    И главное — сделайте так, чтобы то, чем вы занимаетесь, было не в тягость, а в радость вам. Это в ваших силах. Итак, в путь! Помните, что вы сами строите свою жизнь, свое счастье, свое здоровье и материальное благополучие. Не забывайте, что человек рожден для того, чтобы реализовать себя, осуществить свое призвание, совершенствуя себя, совершенствовать все человечество.

    Пусть напутствием вам в трудном пути профессионального и личностного становления будут Заповеди Творческой Личности, предложенные нам Полем Вайнцвайгом:

    1. Будь хозяином своей судьбы.

    2. Достигни успеха в том, что можешь.

    3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

    4. Строй свои отношения с людьми на доверии.

    5. Развивай свои творческие способности.

    6. Культивируй в себе смелость.

    7. Заботься о своем здоровье.

    8. Не теряй веру в себя.

    9. Старайся мыслить позитивно.

    10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

    Подумайте об этом

    Только опыт создает настоящего мастера.

    Индийская поговорка

    * * *

    Путь к себе – это путешествие длинною в жизнь.

    К.Роджерс

    * * *

    Учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств, — а без этих качеств труд педагога превращается в муку.

    В. А. Сухомлинский

    * * *

    Памятка учителю:

    Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди! Будь надеждой для школьника! Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребенке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке.

    Ш. А. Амонашвили

    * * *

    Попробуйте «примерить к себе» и ответить на вопросы, которые К.Роджерс задал бы себе, если бы взял на себя ответственность за детей, к которым пришел в класс, чтобы помочь им учиться:

    1. Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?

    2. Умею ли я самому себе позволить быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?

    3. Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли я позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?

    4. Смогу ли я помочь своим ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе. К миру, который их окружает, - сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?

    5. В достаточной ли степени я сам творческий человек, который может столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, с всеми видами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?

    6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?

    7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи – чувства?

    Если бы я мог совершить чудо и ответить «да» на все эти вопросы, тогда бы я решился – стать не тем, кто учит, а тем, кто способствует подлинному усвоению нового, помогает ребенку реализовать потенциал своих индивидуальных возможностей (См.:4, с.282-283).

    Советуем прочитать:

    1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995.

    2. Гусинский Э. Н. Образование и личность. — М., 1994.

    3. Ильин Е. Н. Искусство общения. — М., 1982.

    4. Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз. — М., 1990.

    5. Корчак Я. Педагогическое наследие. — М., 1990.

    6. Лиханов А. Благие намерения. Повесть. — М., 1981.

    7. Путь к мастерству / Сост. Л.Чубаров, Т.Ведина. – 2-е изд. – М., 1982.

    8. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М., 2002.

    9. Соловейчик С. Л. Вечная радость: Очерки школы и жизни. — М., 1986.

    10. Соловейчик С. Л. Час ученичества. — М., 1986.

    11. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. — М., 1991.

    12. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы // Избран.пед.соч.: В 3-х т. - Т.3. – М., 1981.


    Источники

    :

    1. Кочетов А. Как заниматься самовоспитанием. – Минск, 1985.

    2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М.,1990.

    3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М., 1989.

    4. Хрестоматия по педагогической психологии: Учеб.пособ.для студ. – М., 1995.

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта