Главная страница
Навигация по странице:

  • Задачи умственного воспитания

  • Физическое воспитание Физическое воспитание

  • Задачи физического воспитания

  • Трудовое воспитание Трудовое воспитание

  • Эстетическое воспитание Эстетическое (эмоциональное) восстание

  • Задачи эстетического воспитания

  • Задачи эстетического воспитания;

  • Процесс воспитания

  • Требования к современным принципам воспитания Принципы воспитания

  • Цели и задачи воспитания

  • Прагматическая концепция

  • Гуманистическая концепция

  • А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинский В.Ф. Шаталов.

  • комплекса задач воспитания.

  • Ответ: «Воспитывай себя сам!»

  • Приемы самовоспитания 1. САМОПРИКАЗ

  • САМООБОДРЕНИЕ

  • Правило способствующие самовоспитанию

  • Воспитание

  • педагогическая деятельность. Введение в педагогическую психологию


    Скачать 222.63 Kb.
    НазваниеВведение в педагогическую психологию
    Анкорпедагогическая деятельность
    Дата21.09.2020
    Размер222.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаModul_2_Pedagogicheskaya_psikhologia.docx
    ТипКонтрольная работа
    #138925
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Умственное воспитание

    Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

    Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

    Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

    Задачи умственного воспитания:

    • усвоение определенного объема научных знаний;

    • формирование научного мировоззрения;

    • развитие умственных сил, способностей и дарований;

    • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;

    • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

    • Физическое воспитание

    Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

    Задачи физического воспитания:

    • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

    • повышение умственной и физической работоспособности;

    • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

    • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

    • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

    • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;

    • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

    Трудовое воспитание

    Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

    Политехническое воспитание

    Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

    Нравственное воспитание

    Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы, и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

    Эстетическое воспитание

    Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

    Задачи эстетического воспитания;

    • формирование эстетических знаний и идеала;

    • воспитание эстетической культуры;

    • формирование эстетического отношения к действительности;

    • развитие эстетических чувств;

    • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

    • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

    Процесс воспитания

    Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

    Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

    Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

    Требования к современным принципам воспитания

    Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

    Система воспитания опирается на следующие принципы:

    • общественная направленность воспитания;

    • связь воспитания с жизнью, трудом;

    • опора на положительное в воспитании;

    • гуманизация воспитания;

    • личностный подход;

    • единство воспитательных воздействий.

    Цели и задачи воспитания

    Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

    Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

    Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

    Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

    • прагматической;

    • гуманистической.

    Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

    Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

    Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

    Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

    Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

    В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинский В.Ф. Шаталов.

    Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

    Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

    Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помощью формулировки комплекса задач воспитания.

    Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

    • формирование у каждого воспитанника ясной жизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

    • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

    • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

    • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;

    • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;

    • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

    Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

    1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

    «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

    2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

    3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть, как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

    4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

    Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

    2.Практическая часть:

    а) Теоретические подходы к проблеме воспитания.

    Подход

    Взгляд на проблему воспитания

    Биологизаторский

    В биологизаторском подходе человек представляется существом биологическим, наделенным от рождения способностями, чертами характера, формами поведения. Развитие в данном случае полностью определяется биологическими факторами; это процесс развертывания врожденных и генетических задатков. Существует мнение о большей или меньшей предопределенности, универсальности этапов формирования психики. Согласно данной точке зрения все люди имеют общую схожую программу, врожденную модель психического развития. Влияние среды минимально и ограничено.

    Представителями биологизаторского подхода были сторонники теории рекапитуляции. В рамках данной теории Эрнст Г. Геккель сформулировал

    биогенетический закон: онтогенез (индивидуальное развитие) — это сокращенное повторение филогенеза (развития вида).

    Важно запомнить!

    Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его жизни.

    Филогенез (от греч. phyle — род, племя, вид, genos — происхождение) — историческое формирование группы организмов. В психологии под филогенезом понимается процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных, а также возникновения и развития форм сознания в ходе истории человечества.

    Вильям Штерн писал, что младенец до полугода находится на стадии млекопитающего; к году переходит на стадию высшего млекопитающего — обезьяны; далее повторяет эпохи развития первобытных народов; в школьном возрасте усваивает античную культуру человечества, в подростковом — средневековую, а в зрелом возрасте достигает уровня Нового времени.

    Сторонником биологизаторского подхода также был Фрэнсис Гальтоп. В своей работе «Наследственный гений» (1869) он описал результаты анализа биографий выдающихся людей и обосновал наследственную детерминацию способностей.


    Социологизаторский

    Социологизаторский подход противоположен предыдущему. Его основателем считают философа XVII в. Джона Локка. Он полагал, что душа ребенка — это чистая доска (лат. tabula rasa) и воспитатели выбирают, что будет на ней написано; все особенности и достижения человека определяются условиями среды.

    Социологизаторский взгляд на воспитание был распространен в СССР до 1980-х гг. Развитие в данном случае связывалось с понятием «формирование», имеющим значение внешне управляемого изменения, предполагающего наличие социальной модели. Воспитательное воздействие, как правило, определялось социальными запросами, например, необходимостью формировать «социально активную личность», «молодого строителя коммунизма».

    Заметно, что оба подхода страдают односторонностью, недооценкой одного из факторов. Кроме того, ребенок в обоих случаях рассматривается как пассивный субъект, не принимающий активного участия в процессе собственного развития.

    В современной психологии произошли значительные изменения в отношении понимания феномена развития и оценке значимости его основных факторов. Понятия наследственности и среды стали рассматриваться как более сложные и многоуровневые. Все большее распространение получают двухфакторные теории конвергенции', взаимопроникновения, взаимовлияния и взаимодействия биологических и социальных факторов развития. Для современной психологии характерен также диалектический взгляд на развитие как на самообусловливающий процесс, в котором сам человек принимает активное участие. Благодаря этому в течение жизни может происходить изменение соотношений детерминант психического развития: в разные возрастные периоды биологические и социальные движущие силы развития способны играть более или менее значимую роль.

    Наследственность, социальная среда могут определять рамки возможного для развития психики, но в существующих пределах человек способен компенсировать ограниченные возможности, двигаться к самоактуализации личности, выстраивать индивидуальный жизненный путь. Наследственность, окружающая среда могут определять формирование наших способностей, темперамента, характера и других психологических особенностей. Корни многих достижений, достоинств и психологических проблем имеют биологический или социальный характер. При этом у человека с возрастом расширяется возможность — благодаря собственным целям, ценностям, мировоззрению — активно развивать себя, компенсировать особенности, ограниченные природой, самому выбирать и даже формировать социальную среду.


    Интеракционистический

    Понятийный аппарат и проблематика интеракционисткой ориентации взяты в основном из социально-психологических концепций Дж. Мида. Отправным пунктом анализа здесь является не отдельный индивид, как в других теоретических ориентациях социальной психологии, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, обществе. "Мы в социальной психологии, - писал Мид, - не рассматриваем поведение социальной группы с точки зрения поведения составляющих ее отдельных индивидов. Мы скорее исходим из данного социального целого сложной групповой активности, в рамках которой анализируем поведение каждого отдельного индивида…". Интеракция выступает, как правило, в качестве внешнего условия, необходимого анализа тех или иных специфических феноменов социальной психологии. Что касается представителей интеракционисткой ориентации, то их в первую очередь интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим, с их точки зрения, для понимания социального поведения человека. Они пытаются выяснить, какими специфическими для человека средствами осуществляется и регулируется процесс социальной интеракции. Отсюда большой интерес к проблеме коммуникации при помощи символов, языка, к интерпретации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевого поведения и референтной группы как источнику формирования норм социального взаимодействия и социальных установок.Интеракционистская ориентация охватывает широкий круг весьма сложных проблем. В ней можно выделить несколько направлений, школ и течений. Причем эти направления отличаются не столько спецификой своего подхода, хотя и она присутствует в определенной мере, но главным образом той проблематикой, которой в них уделяется основное внимание. В этом плане в интеракционисткой ориентации можно выделить следующие направления:

    1. Символический интеракционизм.

    2. Ролевые теории.

    3. Теории референтной группы.

    Указанное деление является в значительной степени условным, так как эти направления часто тесно переплетаются между собой. Однако оно дает возможность более систематизировано осуществлять теоретический анализ интеракционистской ориентации.


    Деятельностный

    С.Л. Рубинштейн в 1930-40-е гг. обозначал свой вариант деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного): «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

    Принцип единства сознания и деятельности фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности. Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание - это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. 

    Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: "Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ней".

    Принцип единства сознания и деятельности позволил выделить деятельность, как:

    • самостоятельный предмет психологического исследования (познавая деятельность, мы открываем психический мир человека);

    • как объяснительный принцип.

    Деятельность в отличии от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

    В деятельностном подходе впервые был поставлен вопрос о происхождении психики в животном мире. Для объяснения того, как и почему возникла психика в филогенезе, А.Н. Леонтьев расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности. Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц:

    • Деятельность—Действие—Операция

    Деятельность определяется мотивом,

    Действие определяется целью,

    Операция определяется конкретными условиями ее протекания.


    б) Разработайте приемы, программу самовоспитания.

    Ответ:

    «Воспитывай себя сам!»

    Самовоспитание - это сознательная, продолжительная, систематическая работа человека над собой в целях формирования и укрепления ценных личных качеств и преодоления недостатков.

    Приемы самовоспитания

    1. САМОПРИКАЗ: "Сказано - сделано!". Этому правилу нужно следовать ежедневно. По телевизору показывают интересный фильм, а тебе нужно решать задачи. Заставь себя выключить манящий экран, и ты одержишь победу. Психологи утверждают, что стоит научиться приказывать самому себе, и вырабатывается прочная привычка быстро, даже с удовольствием выполнять собственные команды.

    2. САМОКОНТРОЛЬ:В одном из философских трактатов есть такие мудрые слова: "В конце концов каждый остается один; вот тут-то и важно, кто этот один". Старайся всегда следить за самим собой, за своими поступками и действиями даже когда остаешься один. Постоянно подводи итоги каждого прожитого дня. Для этого лучше всего перед сном (пусть это станет привычкой!) придирчиво просмотри свой план и проверь: что успел выполнить, а что нет. Проанализируй причины неудач и постарайся преодолеть их.

    3. САМООБОДРЕНИЕ: Иногда очень полезно самому себе подсказать: " Я должен сделать это, я смогу". Знай, что безнадежных ситуаций не бывает. Будь оптимистом!

    4. САМОКРИТИКА: Внимательно всматривайся сам в себя, отмечай свои достоинства и недостатки. Первое - для совершенствования. Второе - для устранения. Самокритично относясь к своим слабостям или плохим привычкам, старайся их преодолеть. Одновременно умей радоваться своим положительным качествам, совершенствуя и приумножая их,

    5. САМОВНУШЕНИЕ: Восточная пословица гласит: "Кто скажет себе: "Сломай препятствие" - сломает его. Но кто остановится в нерешительности - тому придется отступить". Внушить что-то себе - значит поверить в это. Когда веришь, легче добиваться поставленной цели.

    6. САМООБЯЗАТЕЛЬСТВО: С юных лет надо учиться быть верным слову.  Помни об этом и старайся всегда выполнять все свои обещания, пусть даже и незначительные. Прежде чем обещать, подумай, сможешь ли его выполнить. В противном случае легко прослыть обманщиком.

    Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Совершенствовать свои духовные и физические качества нужно всю жизнь.

    Правило способствующие самовоспитанию:

      Пять “надо”:

        1. Всегда помогать родителям.

        2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

        3. Быть честным.

        4. Подчинять личные интересы коллективным.

        5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

     

      Пять “можно”:

        1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

        2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

        3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится!

        4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

        5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

     

      Пять “хорошо”:

        1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по

        пустякам)

        2. Планировать каждый свой день.

        3. Оценивать свои поступки.

        4. Сначала думать, а потом делать.

        5. Браться вначале за самые трудные дела.

    Это нужно тебе самому!

        1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

        2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

        3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

        4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой,

        закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой

        рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

        5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

     

    Этого делать нельзя!

        1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

        2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

        3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь

        сильней своих слабостей.

        4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем,

        нагло лгут в глаза честным людям.

    1. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.



    в) Попробуйте доказать теоретически и привести факты, подтверждающие или опровергающие мысль М.А. Светлова: «Только дурно воспитанный человек стремиться всегда играть роль воспитателя».

    Ответ:

    Мастерство воспитателя – это не только знание, но и творческое претворение на практике всего арсенала средств, приемов и методов, вытекающих из законов воспитания, законов организации жизни детского коллектива, основанной на творческой коллективной деятельности.

    В педагогике мастерство воспитателя как целостная система подразделяетсяна три взаимосвязанные подсистемы: технологическую (методы и средства воздействия на коллектив), социально-психологическую (психологический климат, межличностные отношения в коллективе учащихся) и этическую (формирование морально-этической культуры учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса).

    Важное место в технологической подсистеме мастерства педагога-воспитателя занимают формы воспитательной работы. В настоящее время в педагогической науке форма воспитательной работы трактуется как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (по Е.В. Титовой). Форма по сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей.

    Воспитатель – мастер при организации коллективной творческой деятельности учащихся принимает во внимание функции, соответствующие формам воспитательной работы.

    Прежде всего, это организаторская функция, ибо любая форма предполагает решение организаторской задачи, при этом в роли организатора могут выступать как педагог, так и ученики.

    Вторая функция форм – регулирующая, так как использование тех или иных форм позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между самими школьниками.

    Таким образом, происходит формирование норм социальных отношений в ученическом коллективе.

    Третья функция форм воспитательной работы – информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

    Педагогам необходимо помнить, что при выборе форм воспитательной работы им следует руководствоваться следующими положениями:

    – форма работы должна способствовать решению воспитательной задачи, определенной на конкретный период (четверть, полугодие, год);

    -на основе поставленной задачи педагог должен определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;

    -учитель должен продумать возможные способы реализации намеченных задач и форм работы с учетом возможностей педагогов, родителей, детей, а также с учетом материальной базы, внешних условий, интересов и потребностей учеников;

    -педагогу необходимо организовать поиск форм работы на основе целеполагания, при этом важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
    К. Д. Ушинский писал: "Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы". Любовь к детям составляет основу педагогического призвания. Это является основополагающим качеством, предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, которые характеризуют профессионально-педагогическую направленность личности учителя. Среди фундаментальных качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, преподаватель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали. Идейная убежденность, определяющая нравственную основу педагога, является основой всех видов деятельности. Выбор профессии педагога должен, прежде всего, основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей. В роли стержня выступает профессиональная направленность учителя. Вокруг него формируются все его профессиональные качества. К важным и неотъемлемым качествам достойного педагога относятся: его самоотверженность, готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг.

    г) Какие рекомендации можно предложить учителю для наилучшей реализации воспитательного потенциала обучения?

    Ответ:

    Схема процесса воспитания на уроке

    I. Использование воспитательных возможностей организации урока.
    1.    Воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся).
    2.    Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
    3.    Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
    4.    Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).
    5.    Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
    6.    Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).

    II. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.
    III. Использование воспитательных возможностей содержания образования (связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями учащихся, с общественной с моралью, с актуальными нравственными проблемами).

    IV. Выводы.
    1.    Достижение воспитательной цели урока (доминирующая воспитательная цель, её соответствие теме и форме урока, возрасту учащихся, особенностям данного класса; способы поэтапного достижения цели в течение урока: формы, методы, приёмы воспитания).
    2.    Включение урока в воспитательную систему школы (соответствие решаемых на уроке воспитательных задач проблеме, над которой работает педагогический коллектив; связь с текущей воспитательной работой школы, с проходящими в данный период общешкольными воспитательными делами).
    3.    Общие выводы о воспитательной ценности урока (степень реализации воспитательного потенциала данного урока, возможные пути повышения учителем эффективности воспитания учащихся на уроке).

    д) Объясните точку зрения Л.С. Выготского: «Строго говоря, с научной точки зрения нельзя воспитывать другого… Ребенок в конечном счете воспитывается сам…». Какова ваша точка зрения? Аргументируйте ответ.

    Ответ:

    Строго говоря, с научной точки зрения нельзя воспитывать другого... Ребенок в конечном счете воспитывается сам... В воспитательном процессе личный опыт ученика представляет из себя все. Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам. В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика».
          С другой стороны, опыт ученика «всецело и без всякого остатка определяется социальной средой... И если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при посредственном влиянии на него через социальную среду... Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды»


    Инаконец, как результат всего этого рассмотрения взаимосвязи ученика, среды и учителя следует еще одно решающее утверждение: «...Ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» .
          Иными словами, согласно Л. С. Выготскому, учитель может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой; с их желаниями и готовностью действовать самим вместе с учителем. Эта фундаментальная идея противостоит требованиям авторитарной педагогики, согласно которой учитель якобы может непосредственно эффективно воздействовать на ребенка, исходя из своих учебно
    -воспитательных целей, не сообразуясь с мотивами, интересами и готовностью ребенка осуществлять собственную, личную деятельность.

    Прежде всего хочу начать с понятий, чтоб хоть немного иметь представления и разобраться в таком вопросе, может ли ребенок воспитываться сам?

    Воспитание – это формирование модели поведения по отношению к людям и событиям.

    Модель поведения – часть образования, поскольку поведение и отношения зависят от картины мира.

    Картина мира – продукт исключительно личной интеллектуальной работы, даже если человек пассивно воспринял внешнее внушение: он сам так решил, а не кто-то внешний скопировал свое.

    Поэтому и воспитание – продукт исключительно личной интеллектуальной работы: на основании личной картины мира человек сам выбирает для себя модель поведения в отношении разных людей и событий.

    Итак, «воспитать человека может только один человек – он сам». Так же, как картину мира он может позаимствовать у других людей (чаще всего, у родителей), так и образцы поведения он копирует у других людей. У значимых для себя людей в значимых для себя ситуациях. Именно поэтому говорят: «Неважно, что вы говорите своим детям, важно, что вы сами делаете».

    Почему же тогда устоялось отношение к воспитанию как к внешнему воздействию воспитателя на воспитуемого? Потому что это типичная форма отношений людей с давних времен. Темы равноправия, уважения чужого мнения появились в обществе совсем недавно на фоне традиционных отношений. В семейных отношениях, где и происходит основная часть воспитания в первые годы жизни, мы невольно транслируем из поколения в поколение способы влияния родителей на детей. Их же переносим на школу – откуда взять другие? При этом, влияние школы на воспитание сильно преувеличено – это откровенный миф, опирающийся на редкие исключения.

    Значит ли, что школа совсем не могут повлиять на воспитание? Нет, конечно. Может. Но четкое понимание процесса воспитания позволяет с большей эффективностью оказывать такое влияние. Если я понимаю, что человек сам себя воспитывает, наблюдая различные образцы поведения и обращая внимание, прежде всего, на значимые для себя ситуации, я стараюсь поместить его в значимые ситуации и обеспечить ему достойные подражания образцы поведения.

    Почему героические истории оказывают влияние на воспитание? Потому что они эмоционально значимы и предоставляют образцы поведения. Почему активный туризм имеет высокий воспитывающий потенциал? Потому что там человек оказывается в критической для жизни ситуации, начинает лучше чувствовать свою зависимость от окружающих и потребность в их помощи, поддержке. Научается ценить других людей и считаться с их слабостями. Осознает существенное повышение возможностей сплоченной группы относительно одиночек или разобщенной группы.

    Вывод:

    Школьный учитель имеет дело с детьми. Дети по природе своей склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает. Они много заимствуют от людей, с которыми находятся в постоянном общении. Воспитание состоит не в одних наставлениях. Наставник обычно гораздо сильнее действует на ребенка безмолвным поучением своих дел, чем словами. Учитель имеет большое влияние на личность ребенка, но влияние это сложнее и тоньше, чем нам обычно представляется.

    Влияние учителя хотя и не прямо, но, тем не менее, сильно может распространяться и на семьи учеников. Более всего учитель воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, и происходит это вполне бессознательно: и учитель, и ученик могут, не осознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют свой след в ребенке. И при этом влияние оказывает не то, к чему мы призываем, а то, что мы на самом деле есть: наши вкусы, привычки, оценки и многое другое. В школе невозможно никакое педагогическое притворство.

    И так подводя итоги, хочу сказать, что можно воспитать другого, если ты являешься авторитетом для него!!!!!

    3. Список использованной литературы.

    1. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 1988. - Т. 3.- С. 168-169

    2. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.- М., 1998.

    3. .Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

    4. Лихачёв Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачёв. - М., 2003.

    Вариант №8
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта