Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи.

  • Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение

  • Особенность четвертого года изучения литературы

  • практика. ВВЕДЕНИЕ. Введение вошедшее в электронное пособие развернутое тематическое планирование для 4 класса составлено на основе Примерной программы начального общего образования,


    Скачать 76.03 Kb.
    НазваниеВведение вошедшее в электронное пособие развернутое тематическое планирование для 4 класса составлено на основе Примерной программы начального общего образования,
    Анкорпрактика
    Дата06.02.2022
    Размер76.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВВЕДЕНИЕ.docx
    ТипТематическое планирование
    #352967
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Требования к уровню подготовки учащихся
    по курсу «Русский язык»
    к концу четвертого года обучения


    Учащиеся должны знать/понимать:

    • общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;

    • правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки; • правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;

    • правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения;

    • правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени;

    • правописание суффиксов глаголов в повелительном наклонении;

    • правописание определяемых программой словарных слов;

    • части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;

    • три типа склонения существительных;

    • названия падежей и способы их определения;

    • два спряжения глаголов;

    • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);

    • однородные члены предложения;

    • особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);

    уметь:

    • писать о–е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова;

    • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

    • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;

    • правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;

    • правильно употреблять местоимения «оба» и «обе» в разных падежных формах;

    • применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;

    • производить звукобуквенный анализ слова; морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ; морфологический анализ имен существительных, прилагательных и глагола; синтаксический анализ простого предложения;

    • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);

    • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола;

    • обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);

    • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но;

    • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям;

    • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;

    • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;

    • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;

    • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками;

    • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;

    • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • для работы со словарями;

    • соблюдения орфографических и орфоэпических норм речи;

    • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

    • написания письма с соблюдением норм речевого этикета.

    Словарные слова:

    автомобиль, аннотация, беседа, библиография, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костер, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (всего 46 слов).

    Пояснительная записка

    Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской.

    Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:

    1. Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 4 класс : учебник : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.

    2. Малаховская, О. В. Литературное чтение : 4 класс : хрестоматия / О. В. Малаховская ; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.

    3. Малаховская, О. В. Литературное чтение : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник 2011.

    4. Борисенкова, О. В. Литературное чтение : 4 класс : метод. пособие для учителя / О. В. Борисенкова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.

    Программа рассчитана на 102 часа. В конце учебного года проводится контрольный тест, а в течение года – организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.

    «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укорененным: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

    Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

    Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

    Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

    • Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.

    • Миф – это способ жизни человечества в древности, в дописьменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка – это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка – способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка – древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого – в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

    • Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.

    • Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, – главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения – это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты – это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.

    Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» – понятие художественного образа.

    • Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.

    Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения – древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста – древнейший способ воспринимать мир в оппозициях.

    Любой художественный прием – в силу присущей его природе двуплановости – является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы – это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.

    • На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала – на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком – языком литературы или языком живописи (графики); потом – на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.

    • Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.

    Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

    Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка – закличку; рассказ – сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.

    • Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС – далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА – далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.

    Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

    • Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.

    • На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.

    Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит в фольклор более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклорных произведений сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе – это история, историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью авторской литературы является конкретный человек с присущим ему миром переживаний. Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения «Музейного Дома» каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.

    Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируются простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы.

    Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами и впервые знакомятся с драматическим произведением. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

    Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы.

    Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение:

    • проблемы выражения чувств в лирике;

    • проблемы несовпадения мировосприятия рассказчика и героя (программа предусматривает только случаи самоочевидного несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя, когда мир воспринят глазами собачки, волчицы или трехлетнего ребенка);

    • проблемы перевода (детям предлагаются для сравнительного анализа разные переводы одного и того же стихотворения: сначала с именами переводчиков, потом – без имен, чтобы дети попытались сами установить имена переводчиков).

    Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта