Главная страница
Навигация по странице:

  • Пример

  • 2.3.7.6. Наблюдение опушки леса

  • Я. Л. Обухов символдрама кататимноимагинативная психотерапия детей и подростков


    Скачать 491.5 Kb.
    НазваниеЯ. Л. Обухов символдрама кататимноимагинативная психотерапия детей и подростков
    Дата13.05.2023
    Размер491.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаobuhov_simvoldrama_1997.doc
    ТипДокументы
    #1127497
    страница12 из 20
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20

    2.3.7.7. Лодка


    В этом мотиве ребенок представляет появляющуюся на берегу пруда или озера лодку, на которой ему предлагается отправиться покататься.
    Пример*

    8-летний мальчик, Хайнц, страдал заиканием. Его родители работают учителями в школе, “милые”, но честолюбивые люди. Отец является для ребенка обожаемым, но недосягаемым идеалом, которому он постоянно сверхактивно подражает и с которым соревнуется. Однако всякий раз это приводит к разочарованию, связанному с неспособностью быть таким же, как отец. Так было, например, во время занятий плаванием, которые отец посещал вместе с ним. Хайнц погружал время от времени голову под воду и совершал судорожные плавательные движения. Но он так и не мог держаться на воде. В школе Хайнц все время стремился быть первым. Оценка “хорошо” была для него уже довольно плохой, “удовлетворительно” - настоящей катастрофой. В семье он был самым старшим, у него были еще две сестры.

    После предложения мотива лодки в символдраме Хайнц сразу же представил себя в небольшой байдарке посреди Балтийского моря. Позади него сидел его умственно менее развитый товарищ. Некоторое время Хайнц мог наслаждаться чувством спокойного скольжения послушной ему лодки. Скоро, однако, разразилась гроза и буря. Он потерял весло, и его беспомощно понесло в море. Волны били и заливали лодку. Байдарка плыла толчками, напоминая своими движениями его речь, когда он заикался. Но тогда в образе спонтанно появился отец, который стоял на мостике, который сразу же кинулся в воду и вытащил лодку на берег.

    Этот пример демонстрирует состояние, сравнимое с чувством брошенности в открытом море, страх перед карающими инстанциями (буря и гроза) и зависимость от отца (выступающего здесь в качестве “ангела-хранителя”.

    2.3.7.8. Пещера


    Мотив пещеры характеризуется тем, что он связан с подземным миром и с земными недрами, символизируя отверстие, ведущие к глубинным слоям бессознательного. Так же, как и в мотиве опушки леса, из пещеры часто спонтанно выходят символические существа. Они имеют преимущественно архаический характер. В целом можно сказать, что мотив пещеры воплощает женский генитальный аспект, символизируя утробу матери, матку и маточный зев.

    Пещеру сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо. В этом смысле мотив пещеры похож по технике проведения на мотив опушки леса (см. раздел 2.3.7.6. Наблюдение опушки леса).
    Пример*

    17-летний гимназист, родившийся и выросший в ГДР, заболевает, после переселения вместе со своей семьей в ФРГ, на фоне аутистического пубертатного кризиса и подозрения на начинающуюся гебефренную шизофрению. Неразговорчивый, замкнутый и с застывшим лицом он рассказывает, запинаясь, историю своей жизни. Он жалуется на резкие головные боли, органическую причину которых установить не удается. Будучи до переселения довольно хорошим учеником, в новой школе он оказывается полностью несостоятельным. Симптомы появились за четыре месяца до обращения к психотерапевту, сразу же после переселения.

    В символдраме у пациента спонтанно появилась пещера у подножия горы. Х. Лёйнер попросил пациента понаблюдать за входом в пещеру с некоторого расстояния. Спустя некоторое время, оттуда вышел великан со свирепым лицом. Однако великан в нерешительности останавливается у входа в пещеру и знаком подзывает к себе пациента. Психотерапевт подбадривает при этом пациента и предлагает ему последовать за великаном. Тот ведет его в пещеру и показывает ему там свои владения: ландшафт с рекой, с виноградниками, кладовыми и хлевом полным коров - почти что маленький роскошный рай. Психотерапевт советует пациенту спросить великана о причинах его ухода от мира. Великан отвечает, что бежал сюда, потому что его сторонились и потешались над ним.

    На следующих трех сеансах символдрамы, длительностью по 50 минут, Х. Лёйнер вновь дает пациенту тот же самый мотив, побуждая его вывести великана из пещеры обратно в мир людей. Сначала великан встречает крестьян на поле. Преодолев скованность сопротивления, великан все же готов помогать им в работе. Входя в близлежащую деревню, он сначала в нерешительности останавливается. Психотерапевт просит пациента описать ему детали и побуждает великана войти в деревню. На следующих сеансах великан совершает более продолжительные прогулки по деревням и городам. Всякий раз, когда появляются скованность, страх или боязнь, психотерапевт просит пациента описать эти состояния и дает подбадривающие указания. В ходе этих экскурсий рост великана в образе раз от разу уменьшается. Один раз, сжавшись до размеров ребенка, он даже улегся в детскую кроватку пациента в его прежней квартире. Психотерапевт дает ему возможность в ней отдохнуть. С еще большей энергией и силой великан вскоре вновь появляется среди работающих крестьян.

    На третьем сеансе пациент сообщает о примечательном синхронном преобразовании. В то время как прежде река была тесно зажата двумя скальными мысами, теперь они расступились. Вдоль ничем не стесненной реки протянулась широкая дорога, а рядом появилась гостиница. Учитывая нарушения общения и учебной деятельности пациента, для психотерапевта было важным распространить этот процесс на более оптимальное поведение при общении. Великану, который тем временем сжался до размеров нормального человека, Х. Лёйнер посоветовал устроиться на работу в гостинице. Там ему встречается много людей, которые приходят и уходят, а он им помогает. В этой ситуации, которая воспринимается пациентом очень серьезно, великан завоевывает доверие людей. Живший прежде в уединении и никем не признанный великан становится человеком, который принимает на себя хотя и скромную, но все же уважаемую и социально нужную роль.

    После четвертого сеанса пациент сообщает, что головные боли почти совсем исчезли. Психически он теперь не только производит впечатление более открытого, более разговорчивого и эмоционально более раскованного человека, но и впервые установил более близкие отношения со сверстниками в своем новом классе. Вскоре после этого он даже участвовал в крупных спортивных соревнованиях и опять стал приносить домой хорошие оценки.

    Комментарий. Образ одинокого и изолировавшего себя от мира великана отражает аутистическую замкнутость и далекие от жизни ожидания пациента, связанные с омнипотентными желаниями всесилия и всемогущества (что, вероятно, и определило выбор великана), а также с отказом от столкновения с конкурентами. Примечательно, что за синхронным преобразованием в символдраме, выразившимся, например, в изменении берегов реки, внешнего облика и поведения великана, вскоре следует непосредственное изменение реального поведения пациента.

    Если в работе со взрослыми пациентами не рекомендуется заходить в пещеру, чтобы не спровоцировать развитие нежелательных реакций, например, приступа страха, в Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков по желанию ребенка можно также войти в пещеру, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины. Нередко при этом для пещеры характерно явно либидонозное заполнение, что позволяет прорабатывать различные проблемы, имеющие сексуальную природу.


    Пример*

    17-летняя девушка, с явно выраженными сексуальными страхами, не могла побороть себя, чтобы вступить в желаемую ею интимную близость с другом. В символдраме она представила себе пещеру с нависающими над входом ветвями и кустарником, так что в нее даже невозможно было заглянуть. Потом появилось углубление, и она вошла в пещеру. Внутри было влажно, сырые листья лежали под ногами. Пещера была примерно такого же размера, как и сама девушка. Ее охватил страх, что тут могут быть противные маленькие животные. В завершение она представила, что в ее пещеру хочет проникнуть противная, толстая, желтая, слизкая гусеница. Психотерапевт предложил ее покормить, а также усилил конфронтацию, настояв на том, чтобы внимательно рассмотреть гусеницу. В конце концов пациентке удалось погладить гусеницу, благодаря чему произошло примирение с образом. Сразу же образ гусеницы преобразился. Она стала милая, изящная, мягкая, с черными волосками. Таким образом, фаллический сексуальный аспект преобразовался скорее в нежно-либидонозное начало. Пациентке было очень приятно такое преобразование. После этого сеанса девушка впервые без страха смогла пойти на интимную близость со своим другом
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20


    написать администратору сайта