Главная страница

Японская мифология


Скачать 4.9 Mb.
НазваниеЯпонская мифология
Дата27.05.2022
Размер4.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIlina_N_Yaponskaya_mifologia_Entsiklopedia.pdf
ТипДокументы
#553429
страница24 из 28
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
Чаша Будды
Принц Исидзукури, получив задание отправляться в далекую Индию на поиски чаши Будды, решил, что заниматься этим бессмысленно. Пораздумав, он решил подделать чашу. Принц все тщательно и хитро спланировали позаботился о том, чтобы
Кагуя-химэ узнала, что он отправился в путешествие. А на самом деле хитрый поклонник все это время скрывался и через три года в храме на Черной горе в уезде Тоти провинции Яма- то, взял первую попавшуюся старую чашу, которая стояла на алтаре перед статуей святого Пиндола. Он завернул чашу в парчу и, украсив подарок веткой цветов, отправил его девушке.
Когда Кагуя-химэ стала рассматривать подарок, она обнаружила в нем письмо, которое гласило следующее:
Миновал ямного Пустынь, и морей,
Эту чашу святую. искал, искал,
День и ночь с коня не слезал, не слезал,
Кровь ланиты мои орошала 1
В древней Японии раковины служили средством народной медицины. Коясугаи (раковина, помогающая при родах) — разновидность ципреи, по виду напоминающая птичье яйцо. —
Коммент. В.Н. Марковой.
2
Стихи в переводе В.Н. Марковой, использованные в тексте, помечены *.
Маркова Вера Николаевна (1907—1995) — поэт, переводчики исследователь японской классической литературы. В ее переводах вышли Повесть о прекрасной Отикубо», Повесть
ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ iКагуя-химэ взглянула на чашу, не светит ли она, ноне увидела ни малейшего сияния. Тогда она сразу поняла, что эта чаша никогда не принадлежала Будде. Девушка тут же отослала чашу назад, послав вместе с ней такие стихи:
Капля одна росы
Ярче сияет утром
Дивной чаши твоей.
Зачем ты ее так долго
Искал на Черной горе?*
Принц, бросив чашу перед домом девушки, с досадой вос- кликнул:
В сиянье Белой горы
1
Померкла дивная чаша.
Я ли виновен в том?
Испил я чашу позора,
Но не оставил надежды...*
Но это последнее стихотворение осталось без ответа, и опечаленный принц отправился восвояси.
Жемчужная ветка с горы Хорай
Принц Курамоти, также как и его предшественник, был очень хитрыми тоже распустил слух о том, что уехал в путешествие в далекую Индию в поисках ветки с волшебного дерева. Асам оно старике Такэтори» и другие известные произведения классической японской литературы Кагуя-химэ поэтически уподобляется Белой горе (Сираяма),
которая находилась в провинции Кага. — Коммент. В.Н. Мар- ковой.
ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И СИМВОЛЫ iнанял шестерых известных в стране мастеров златокузнечного дела, спрятал их в доме, в котором находился сами приказал им сделать ветку в точности такую, что описала Кагуя-химэ.
Когда мастера закончили работу, принц отправился к Ка- гуя-химэ и преподнес ей драгоценную ветку со следующим сти- хотворением:
Пускай бы вдали от всех
Погиб я смертью напрасной
В далекой, чужой стороне,
Но я бы вовек не вернулся.
Без этой ветки жемчужной...*
Кагуя-химэ грустно взглянула на сверкающую ветку и, не испытывая никакого интереса, стала слушать безыскусную историю о похождениях принца. Он рассказывало грозном море,
о странных чудовищах, о жутком голоде, болезнях, которые перенес на пути к заветной горе и волшебному дереву. Затем этот бессовестный обманщик перешел к описанию того, как они достигли высокой горы, вздымающейся из моря, как встретили там женщину, несущую серебряный сосуд с водою На горе, — рассказывал он, — было много чудесных цветов и деревьев и ручей цвета радуги — желтый, как золото, белый, как серебро, голубой, как драгоценная бирюза и через этот ручей были переброшены мосты из подводных самоцветов, а рядом росли деревья, увешанные драгоценными камнями. У одного из них я и отломил эту ветку, чтобы привезти ее сюда и подарить несравненной Кагуя-химэ.
Кагуя-химэ ничего не оставалось делать, как поверить этой лживой истории, если бы в этот момент не появились шесть мастеров, громко требующих плату за изготовленную ими драгоценную ветку. Уличенный в обмане, принц поспешно поки-
ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ iнул дом девушки. А она, не помня себя от радости, щедро вознаградила мастеров.
Платье из шерсти Огненной мыши
Правый министр Абэ-но Мимурадзи нанял китайского купца по имени Ван Цин, чтобы тот достал ему несгораемое одеяние из шерсти Огненной мыши. Когда корабль купца вернулся из
Китая, он привез одеяние, которое уверенный в успехе своего замысла Правый министр Абэ-но Мимурадзи так сильно хотел получить. Платье из шерсти Огненной мыши покоилось в ларце. Оно было цвета морской волны, кончики ворсинок золотые настоящее сокровище небывалой красоты, которой можно восхищаться даже больше, чем его стойкостью к пламени огня.
Не сомневаясь в успехе своего сватовства, веселый, он отправился вручать подарок Кагуя-химэ, сопроводив его следующими строками:
Страшился я, что в огне
Любви моей безграничной
Сгорит этот дивный наряд,
Но вот он, прими его!
Он отблеском пламени блещет...*
Когда Правый министр Абэ-но Мимурадзи преподнес свой подарок Кагуя-химэ, она сказала старику Такэтори:
— Если это одеяние ты бросишь в огонь и оно не загорится,
я ни секунды не буду медлить и соглашусь на предложение этого господина.
Развели огонь, бросили в него платье, где оно моментально и сгорело. Когда Правый министр увидел это, лицо его позеленело, как трава, ион долго стоял в немом удивлении. Но Кагуя-
ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И СИМВОЛЫ iхимэ, втайне обрадовавшись, вернула ларец со следующим сти- хотворением:
Ведь знал же ты наперед,
Что в пламени без остатка
Сгорит этот дивный наряд.
Зачем же, скажи, так долго
Питал ты огонь любви?*
Драгоценный камень на шее дракона
Дайнагон Отомо-но Миюки вернулся в свой дом, собрал слуги приказал им принести ему как можно скорей драгоценный камень дракона.
Подумав и все взвесив, слуги решили не выполнять странный приказ своего господина. А он тем временем был так уверен в успехе этого предприятия, что решил пока украсить свой дом. Все покои завесили парчовыми тканями, расписанными искусными художниками. Стены дворца покрыли лаком, золотыми и серебряными узорами, а кровлю украсили разноцветной бахромой. Вдобавок всех своих жени наложниц дайнагон выгнал из дома прочь. Спустя какое-то время дайнагон, который уже не в силах был ждать появления своих слуг, отправился в гавань Нанива испросил рыбаков, брал ли кто-нибудь из его слуг лодку, чтобы на ней отправиться на поиски дракона.
Рыбаки отвечали, что никто из его людей не приходил сюда, ион, очень недовольный этими новостями, сам сел в лодку ив сопровождении проводника отправился в путь.
Так случилось, что Бог Грома в то время был золи потому море очень взволновалось. Спустя несколько дней шторм стал таким сильным, что грозил вскоре потопить лодку. Сопровождающий дайнагона рискнул заметить
ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ Сильный ветер, высокие волны и раскаты грома — это все знаки гнева Бога Грома, которого мой хозяин, по-видимому,
разозлил, собираясь вытащить дракона из глубин и отнять у него драгоценный камень. Из-за дракона разыгрался этот шторм, и было бы неплохо моему господину помолиться.
А поскольку дайнагон тоже не на шутку был испуган, нет ничего удивительного в том, что он с готовностью согласился последовать совету своего проводника. Он помолился никак не меньше тысячи раз, каясь в своем глупом желании сразить дракона и смиренно обещая оставить повелителя глубин в покое.
Шторм утих, и тучи растаяли, но ветер все еще оставался таким же сильным, как и раньше. Сопровождающий сказал,
однако, своему господину, что ветер правильный и дует прямо в сторону их дома.
Наконец они достигли побережья Акаси, в провинции Ха- рима. Но дайнагон, все еще больной и сильно напуганный, решил, что они приплыли в какую-то дикую землю, улегся в лодке, жалобно стеная и отказываясь выйти даже тогда, когда правитель этого края сам вышел поприветствовать его.
Когда наконец дайнагон понял, что они пристали вовсе не к дикой земле, он сошел на берег. Нет ничего удивительного в том, что его появление вызвало улыбку на лице правителя это был жалко выглядящий и весьма расстроенный господин,
продрогший до костей, с распухшим животом и глазами, тусклыми, как две терновые ягоды.
Наконец дайнагона доставили в паланкине домой. Когда его принесли, хитрые слуги смиренно рассказали свои истории о том, как они потерпели неудачу в охоте на дракона. На что дай- нагоним отвечал Вы правильно сделали, что вернулись с пустыми руками.
Дракон этот, без сомнения, дружен с самим Богом Грома, и кто бы ни решил наложить руки на драгоценный камень, что поко-
ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И СИМВОЛЫ iится на шее дракона, подвергает себя большому риску. Сам я тяжело перенес тяготы моего путешествия, и перенес их зря, не получив за это никакой награды. Кагуя-химэ похищает души мужчин и разрушает их тела, а раз так, никогда больше я не посещу ее дом и никогда не прикажу это вам.
В заключение можно сказать, что, когда жены и наложницы услышали о приключениях своего господина, они смеялись,
пока не заболели бока, а разноцветную бахрому, которой он приказал украсить кровлю своего дворца, растащили вороны,
нить за нитью, чтобы выстлать ею гнезда.
Раковина ласточки
Достаточно сказать, что история тюнагона Исоноками-но
Маро тоже тривиальная и что поиски целебной раковины ласточки, как и поиски его предшественников, оказались тщет- ными.
Сватовство микадо
К тому времени слава о красоте Кагуя-химэ достигла двора и самого микадо, которому очень хотелось взглянуть на нее. Как-то раз призвал он к себе старшую придворную даму по имени Накатоми-но Фусако, чтобы та пошла и посмотрела на дочь старика Такэтори, а затем доложила ему, правду ли гласит молва.
Однако, когда Фусако добралась до дома старика Такэто- ри, Кагуя-химэ отказалась видеться с ней. Так что придворной даме пришлось вернуться ко двору и доложить об этом микадо.
Тогда микадо послал за стариком Такэтори и приказал тому привести Кагуя-химэ ко двору, чтобы он смог, наконец, ее увидеть, и добавил
ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ А если уговоришь Кагуя-химэ пойти на службу во дворец, будешь носить головной убор чиновника пятого ранга.
У старика Такэтори было очень доброе сердце, ион лишь мягко журил дочь за такое странное поведение. И хотя ему хотелось почестей двора и, возможно, в глубине души он мечтало ранге, нужно сказать, что в первую очередь он помнило своем долге отца.
Вернувшись домой, он обсудил все с Кагуя-химэ, и та ответила ему, что если ей и придется идти ко двору микадо, то это неминуемо приведет ее к смерти. И добавила Цена ранга благородства моего отца — смерть его ре- бенка.
Старика очень поразили ее слова, ион опять отправился ко двору, где смиренно и поведал решение дочери.
Микадо, не привыкший к отказам, задумал хитрый план. Он приказал организовать охоту, но таким образом, чтобы он мог появиться около дома старика Такэтори и, по возможности, увидеть девушку, которой безразличны желания императора.
В день, когда состоялась охота, микадо неожиданно вошел в дом старика. Не успел он это сделать, как удивился странному свету, исходящему из комнаты. А внутри была некто иная,
как Кагуя-химэ.
Микадо подошел и дотронулся до рукава девушки, которым она быстро прикрыла лицо. Хотя она и быстро это сделала, он успел мельком заметить потрясающую красоту девушки. Впе- чатленный божественной красотой и не обращая внимания на ее протесты, он приказал подать паланкин. Но когда его принесли, Кагуя-химэ внезапно исчезла. Император, поняв, что имеет дело с бессмертной девушкой, воскликнул Все будет так, как ты пожелаешь, девушка но умоляю,
прими свой обычный облик, чтобы можно было опять наслаждаться твоей красотой
ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И СИМВОЛЫ iИ тогда Кагуя-химэ появилась опять. Когда микадо уже собирался уходить, он сложил следующий стих:
Миг расставанья настал,
Но я в нерешимости медлю...
Ах, чувствую, ноги мои
Воле моей непокорны,
Как и ты, Кагуя-химэ!*
Кагуя-химэ ответила на это так:
Под бедною сельской кровлей,
Поросшей дикой травой,
Прошли мои ранние годы.
Не манит сердце меня
В высокий царский чертог*.
Небесное одеяние из перьев
На третий год после охоты микадо, весною, все заметили,
что Кагуя-химэ стала подолгу смотреть на луну. На седьмой месяц, когда сияла полная луна, печаль Кагуя-химэ стала еще глубже, и ее плач встревожил девушек, прислуживающих ей.
В конце концов, они пришли к старику Такэтори и сказали Долго смотрела Кагуя-химэ на луну, прибывала луна, и увеличивалась ее печаль, и скорбь ее ничем не прогнать, горько плачет она и причитает потому мы пришли просить вас поговорить с ней.
Старик попросил дочь поведать ему о причине своей печали. В ответ он услышал, что вид луны напоминает ей о несчастье мира.
На восьмой месяц Кагуя-химэ поведала своим служанкам,
что она необычная смертная, и что местом ее рождения была
ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ iстолица Лунной Страны, и наступает то время, когда ей нужно покинуть этот мири вернуться домой.
Не только у старика Такэтори разрывалось сердце от скорой разлуки, микадо тоже был весьма обеспокоен, когда прослышал об ожидаемом отбытии Кагуя-химэ. Императору сообщили, что, когда будет следующее полнолуние, несколько лунных жителей спустятся вниз с сияющего лика, чтобы забрать прекрасную девушку с собой обратно. Микадо приказал, чтобы отряд вооруженных воинов расположился рядом с домом старика ив случае нужды стрелами встретил бы посланников с
Луны, которые так стремятся забрать Кагуя-химэ.
Старик Такэтори действительно поверил, что с такой охраной им нечего страшиться гостей с Луны. Но Кагуя-химэ попыталась разубедить своего приемного отца, говоря Вы не сможете помешать людям из волшебной страны,
ваши стрелы не повредят ими не защититься вам от них, так как любая дверь легко откроется при их приближении, и доблесть вам не поможет, не настолько у вас стойкие сердца, чтобы сражаться сними, когда они придут.
Эти слова очень разозлили старика. Он заявил, что его ногти станут когтями и что он полностью уничтожит этих наглых пришельцев с Луны.
Итак, воины императора окружили дом и расположились на крыше. Ночь медленно тянулась. В час Мыши сияние, затмевающее свет луны и звезд, осветило все вокруг. Яркий свет не пропадали появилось странное облако — облако, на котором были люди с Луны. Оно медленно спускалось, пока не коснулось земли, затем лунные люди на нем построились. Воины императора, увидев пришельцев, потеряли всякую охоту сражаться. Но кое-кто из них нашел в себе достаточно храбрости Время с 10 часов вечера до полуночи
ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И СИМВОЛЫ iнатянуть луки и пустить свои стрелы. Однако все стрелы отвело в сторону.
На облаке покоилась летучая колесница, украшенная навесом из чудеснейшего тончайшего шелка, и из этой колесницы прозвучал громкий голос Иди прямо сюда, Сануки-но Мияко!
Старик Такэтори на трясущихся ногах шагнул впереди упал ничком, почти без памяти. Гость из лунной страны сказал ему Ты глупец Тебе была дарована возможность на краткий срок приютить у себя Кагуя-химэ, которая совершила грех в прежней жизни, во искупление которого была обречена некоторое время жить в доме такого человека, как ты. За это ты постоянно находил золото. Теперь же она полностью искупила свой грехи должна вернуться на Небо!
Колесница взлетела с облака и опустилась до уровня крыши. Опять тот же голос крикнул Эй, Кагуя-химэ! Тыне можешь больше задерживаться на этой жалкой Земле!
Тут же накрепко запертые двери распахнулись сами собой,
не устояв перед силой людей с Луны, и появилась Кагуя-химэ,
окруженная служанками.
Кагуя-химэ перед своим отбытием тепло простилась с плачущим стариком Такэтори и дала ему свиток со следующими словами Если бы я родилась на Земле, никогда бы я не покинула ее, пока не пришло бы время моему отцу покинуть ее. Но сейчас должная первой отправиться за пределы этого мира, хотя это и против моего желания. Я оставляю здесь на память мою шелковую накидку, и, когда Луна будет ясной, пусть мой отец посмотрит на нее. Теперь глаза мои в последний раз взглянут на тебя, отец, и я должна отправляться на небо, с которого в свое время была сослана на Землю
ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ iЛюди с Луны принесли с собой в ларце небесное одеяние из птичьих перьев и несколько капель эликсира жизни. Один из них сказал Кагуя-химэ:
— Выпей, прошу тебя, этот эликсир, чтобы очистить свой дух от грязи этого жалкого мира.
Кагуя-химэ, выпив эликсир, уже хотела укутаться внакидку, которую оставила на память старику Такэтори, но один из лунных людей помешал ей. Он предложил ей одеть небесное одеяние из птичьих перьев, но Кагуя-химэ попросила О, погодите хоть немного Я знаю, что ваше одеяние тотчас изменит мое сердце, а я все еще хочу кое-что сказать тем,
кого покидаю.
И она написала следующие строки микадо:
«Микадо изволил выслать большое войско, чтобы защитить меня от посланцев неба, но это не помогло, и сейчас, как ни тяжело на душе, должно мне отправиться с теми, кто пришел за мной. Мне не было позволено служить Вам только потому, что я существо из другого мира. И поэтому пришлось мне жить с болью в сердце. Возможно, Вы могли решить, что воля Ваша не была понята и была отвергнута мной, и потому думаете Вы обо мне теперь как о невоспитанной девушке, которая недостойна
Вас. Но все же я смиренно кладу это письмо к Вашим ногам.
А теперь должно мне облачиться в небесное одеяние и скорбно проститься со своим господином».
Вложив это послание вместе с бамбуковой трубкой, наполненной эликсиром жизни, в руку начальника стражи, она Небесное одеяние из птичьих перьев — согласно древним китайским мифами легендам, одеяние из птичьих перьев являлось непременным атрибутом небесных фей. Одеяния из ярких перьев зимородка или павлина в действительности существовали в Китае. Однако в фольклоре, в том числе ив японском, одежда из перьев воспринималась как волшебный предмет, при помощи которого можно подняться в заоблачную высь. — Коммент. В.Н. Марковой.
ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И СИМВОЛЫ iпозволила накинуть на себя небесное одеяние из птичьих перьев, ив тот же миг все воспоминания ее о земной жизни ис- чезли.
Затем Кагуя-химэ, окруженная посланниками Луны, села в небесную колесницу, которая стремительно понеслась в небеса, пока не пропала из виду.
Горе старика Такэтори и микадо не знало границ. Позднее микадо созвал совет из высших сановников и министров испросил, какая из горна земле самая высокая. Один из советников сказал В провинции Суруга есть гора, которая возвышается к небу гораздо ближе, чем все другие горы земли.
И тогда микадо сложил следующий стих:
Не встретиться нам вновь!
К чему мне жить на свете?
Погас твой дивный свет.
Увы, напрасный дар Бессмертия напиток*.
И после этого послание, написанное Кагуя-химэ, вместе с эликсиром было отдано человеку по имени Цуки-но Ивакаса,
что значит Скала в Сиянии Луны, который в сопровождении множества воинов отправился на вершину самой высокой горы в провинции Суруга и, стоя на самой высокой вершине, сжег послание вместе с эликсиром жизни.
И тогда Цуки-но Ивакаса смиренно выслушал повеление микадо и, взяв с собой отряд воинов, взобрался на гору и сделал то, что ему было приказано. И именно с тех пор имя Фудзияма (Бессмертная гора) было дано той горе, и люди говорят,
что дым того костра все еще струится с самой высокой вершины, чтобы смешаться с облаками
ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ iiПлатье из птичьих перьев
О волшебные напевы, которым мы восхищенно внимаем!
Фея поет, ив облачных сферах
Сливаются в гармонии звуки ангельской лютни,
Кимвал и сладкозвучных серебряных флейт.
И песня летит с небес, сияющих пурпурным цветом
Так же, как западный склон Сомэиро,
Когда он расцвечен лучами закатного солнца,
в то время как лазурные волны
Омывают поросшие соснами берега островов.
Со склонов Юкисима прекрасный ветер
Срывает цветы. И этот волшебный вид,
Эти белоснежные крылья, трепещущие в сиянии света,
Наполняют душу изумлением и восторгом.
Стояла весна, и вдоль поросшего соснами берега Мио разносилось птичье пение и щебет. Синее море сверкало под лучами весеннего солнца, и рыбак Хаируко присел на берегу, чтобы полюбоваться прекрасным видом. Вдруг он заметил на ветвях сосны красивое платье из белоснежных птичьих перьев.
Но только Хаируко хотел снять его с дерева, как увидел прекрасную девушку, идущую к нему со стороны моря. Девушка попросила рыбака вернуть ей ее платье.
Хаируко с восхищением посмотрел на девушку и сказал Я нашел это платье и оставлю его себе, потому что такая чудесная вещь станет достойна того, чтобы поместить ее в сокровищницу Японии. Нет, я не могу отдать тебе это платье О — трогательно заплакала девушка. — Яне смогу взлететь и подняться в небо без моего платья из птичьих пе
Актеры театра Кабуки в костюме Птичьи Перья (1775 г
ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ iрьев. И если тыне согласишься отдать его мне, я никогда не смогу вернуться к себе домой, на небеса. О добрый рыбак,
умоляю, верни мое платье!
Но рыбак был, видно, жестокосердным человеком, и его не тронули слезы девушки Чем больше ты умоляешь, — сказал он, — тем больше я утверждаюсь в своем решении оставить себе мою находку.
Вот как ответила рыбаку девушка Не говори так, добрый мой рыбак, не говори!
Не знаешь ты, что я, как несчастная птичка
Со сломанным крылом, ищу, но тщеты поиски мои.
Ищу мои похищенные крылья, чтобы подняться в синие небесные просторы.
Девушка так долго умоляла рыбака, что сердце его немного смягчилось Я верну твое платье, — сказал рыбак, — если ты прямо сейчас станцуешь для меня.
И девушка ответила Я буду танцевать для тебя — танец, от которого движется даже Лунный Дворец, так что любой смертный может постичь его тайну. Ноя не могу танцевать без моего платья из птичьих перьев Нет уж, — сказал рыбак с подозрением, — как только я отдам тебе платье, ты сразу улетишь!
Услышав эти слова, девушка очень рассердилась Слово смертных людей можно нарушить, — сказала она. — Но небесные существа не знают обмана.
Эти слова пристыдили рыбака, ион без дальнейших споров отдал девушке ее платье из птичьих перьев
ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И СИМВОЛЫ iiПесня Лунной Девы
Когда девушка надела свое белоснежное одеяние, она ударила по струнами начала танцевать. Она танцевала, играла и пела о странных и прекрасных вещах, о своем далеком домена Луне. Девушка пела об огромном Лунном Дворце, где правят тридцать королей пятнадцать в белых одеждах — они приходят к власти в полнолуние — и пятнадцать в черных одеждах их черед править, когда Луна идет на убыль. Своим танцем и песней девушка благословила Японию Пусть цветущей и урожайной будет эта земля!»
Недолго рыбак наслаждался чудесным танцем Лунной Девушки, потому что вскоре ее маленькие ножки перестали касаться прибрежного песка. Она поднялась в воздух, и ее белоснежное платье мерцало на фоне зеленых сосен и синего неба.
Она поднималась все выше и выше, продолжая петь, над вершинами гор, высоко-высоко в небо — туда, где стоит чудесный
Лунный Дворец, — пока, наконец, не затихла волшебная песня.
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


написать администратору сайта