Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница40 из 135
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   135

69.АНГЕЛ СМЕРТИ МОЖЕТ УБИТЬ ЧЕЛОВЕКА, СРОК ЖИЗНИ КОТОРОГО ЕЩЕ НЕ ИСТЕК



Мудрец по имени рав Йосеф расплакался, прочитав следующий библейский стих: «Много хлеба на ниве бедных, но некоторые гибнут без суда» (Притчи 13,23). Он вывел из него, что некоторые люди умирают просто так, без причины, не представ перед небесным судом.

Мудрецы спросили: разве может умереть человек до истечения отведенного ему срока? Им ответили: да!

Ангел смерти часто гулял рядом с мудрецом по имени рав Биби, сыном Абайе.

Однажды рав Биби услышал, как Ангел смерти сказал своему слуге, в обязанности которого входило убивать людей: пойди и убей женщину по имени Мирьям, парикмахершу. Слуга по ошибке убил другую женщину, которую также звали Мирьям, садовницу.

Ангел смерти сказал слуге: я просил тебя убить Мирьям-парикмахершу, а не Мирьям-садовницу!

Слуга ответил: в таком случае я возвращу Мирьям-садовницу к жизни, а Мирьям-парикмахершу приведу к тебе!

Ангел смерти сказал: раз уж ты привел Мирьям-садовницу, оставь ее у меня вместе с другими мертвецами.

Затем Ангел смерти спросил у своего слуги: каким образом тебе удалось убить Мирьям-садовницу, срок жизни которой еще не вышел?

Слуга ответил: мне подвернулся удобный случай! Она возилась с печкой, держа в руках прут для ее очистки; в ходе работы она неча­янно обожгла себе ногу. При ранении судьба человека и установлен­ное время его смерти смещаются. Таким образом, мне подвернулся удобный случай убить ее раньше времени, которым я и воспользо­вался.

Рав Биби спросил Ангела смерти: разве вам дано право убивать людей до того, как закончится отведенный им срок жизни?

Ангел ответил: да! Об этом свидетельствуют следующие слова Библии: «Некоторые гибнут без суда».

Рав Биби продолжил расспросы: в Книге Экклезиаста сказано: «Поколение уходит, поколение приходит». Из этого следует, что существует издревле установленный порядок жизни — пока одно поколение не закончит свой жизненный путь, другое поколение не может прийти, но если разрешается убивать людей до истечения срока, может нарушиться вечный порядок, и некое поколение уйдет прежде, чем придет следующее.

Ангел смерти ответил: я задерживаю людей, убитых раньше вре­мени, на земле и скитаюсь с ними в этом мире; я не передаю их сто­рожу мертвых по имени Дума, пока не придет час минуть поколению. Лишь тогда я передаю их Думе, сторожу мертвых.

Рав Биби продолжил расспрашивать Ангела смерти: что ты дела­ешь с годами жизни, отведенными этой женщине и украденными у нее?

Ангел смерти ответил: эти годы передаются еврейским мудрецам, прощающим оскорбления и делающим больше, чем от них требует закон.
Вавилонский Талмуд,

трактат Хагига 4б-5а

70.ДАЖЕ ЕСЛИ ЖЕНЩИНА СУЖДЕНА МУЖЧИНЕ ИЗНАЧАЛЬНО, МОЛИТВА О ТОМ, ЧТОБЫ ОНА УМЕРЛА И НЕ ВЫШЛА ЗА НЕГО ЗАМУЖ, МОЖЕТ БЫТЬ УСЛЫШАНА



Мудрецы Мишны установили, что запрещено устраивать свадьбы в полупраздничные дни холь а-моэд — как в Песах, так и в Суккот, поскольку в эти дни следует радоваться текущему празднику, а не чему-либо другому (на языке мудрецов: не следует смешивать одну радость с другой). Однако мудрец по имени Шмуэль разрешил проводить в эти дни процедуру обручения.

Следует иметь в виду, что в древности вступление в брак состо­яло из двух раздельных процедур, которые могли быть отделены друг от друга многими месяцами или даже годом. Первая проце­дура — это ирусин, обручение, в ходе которого мужчина приобре­тает женщину в жены35; однако и после этой процедуры супруги еще не могут жить вместе. Вторая процедура — вступление в прак­тический брак, нисуин, в ходе которого мужчина вводит женщину в свой дом.

В наше время обе эти процедуры совмещаются в одной и проис­ходят под паланкином, хупой, являющимся символом общей для супругов крыши. Существует обычай, согласно которому супруги проводят некоторое время в изолированной комнате, символизиру­ющей как введение мужем жены в свой дом, так и половой акт между ними.

Итак, Шмуэль разрешил устраивать в холь а-моэд процедуру обру­чения, несмотря на то, что мудрецы Мишны запретили радоваться в праздник чему-либо, кроме как самому празднику Он опасался, что если процедура будет отложена, может появиться другой мужчина и обручиться с предполагаемой невестой вместо ее жениха (на языке мудрецов: «что другой его опередит»).

Мудрецы спросили: отчего Шмуэль опасаться, что появится дру­гой мужчина и опередит жениха? Ведь он сам говорил: «Ежедневно раздается голос с небес и определяет супружеские пары: этот — с той, а этот — с той». Стало быть, брак — осуществление изначального небесного постановления, и если установлено, что Реувен должен жениться на Лее, Шимон не сможет жениться на ней в нарушение небесного решения. Чего в таком случае опасался Шмуэль, раз­решивший производить процедуру обручения в холь а-моэд якобы из-за того, что другой мужчина опередит жениха?

Мудрецам ответили: нельзя исключить, что из-за промедле­ния с обручением другой мужчина влюбится в невесту и станет молиться о том, чтобы небеса пересмотрели свое решение. Чтобы этого избежать, Шмуэль разрешил устраивать обручение даже в холь а-моэд.

С мудрецом по имени Рава произошла такая история. Он услы­шал, как некий мужчина молит Бога о том, чтобы некая женщина стала его женой. Рава сказал ему: твоя молитва неуместна. Если небеса постановили, что эта женщина станет твоей женой, — так и будет даже без молитвы, если же не постановили — твоя молитва напрасна. Кроме того, если эта женщина не станет твоей женой, ты можешь разочароваться в молитве, твоя вера пострадает, и ты впа­дешь в ересь.

Затем Рава услышал точную формулу молитвы этого мужчины: «Пусть Бог либо убьет меня прежде, чем я увижу свою возлюблен­ную замужем за другим, либо эта женщина умрет прежде меня». Рава сказал ему: как я уже говорил, не следует произносить эту молитву, ибо нельзя исключить, что Бог ее услышит!

Именно из этого опасения Шмуэль и разрешил производить про­цедуру обручения даже в холь а-моэд — «чтобы не опередил его дру­гой мужчина», то есть чтобы другой мужчина не обратился с молит­вой о смерти невесты до свадьбы.

Тезис о том, что Бог предназначает супругов друг для друга, опи­рается на примеры из Торы, Пророков и Писаний.

В Торе сказано: «И отвечали Лаван и Бетуэль, и сказали: от Бога пришло это дело» (Бытие 24,50). Иными словами, Бог предназначил Ривку Ицхаку с начала времен.

У Пророков сказано: «Его отец и его мать не знали, что от Господа это» (Судьи 14,4). Иными словами, Самсон (Шимшон) был предназначен Далиле Богом с начала времен, несмотря на то, что она — нееврейка.

В Писаниях сказано: «Дом и богатство — наследие отцов, но от Господа — разумная жена» (Притчи 19,14). Иными словами, состо­яние — дом и деньги — это наследие отцов (то есть земного проис­хождения), а жена нет; она назначается мужу Богом с начала времен.
Вавилонский Талмуд,

трактат Моэд Катан 18б



1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   135


написать администратору сайта