Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница36 из 135
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   135

61.КОШЕРНОЕ МЯСО, ОСТАВЛЕННОЕ БЕЗ ПРИСМОТРА, ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НЕКОШЕРНЫМ ИЗ ОПАСЕНИЯ, ЧТО ВОРОНЫ ПОДМЕНИЛИ ЕГО ПАДАЛЬЮ



Мудрец по имени Рав установил, что кошерное мясо, оставлен­ное на столе без присмотра, следует запретить к употреблению в пищу — из опасения, что оно подменено падалью.

Другие мудрецы возразили: один из мудрецов Мишны разрешил покупать мясо у нееврейского торговца, если известно, что тот полу­чает мясо с еврейской кошерной скотобойни. В этом случае за мясом тоже не было кошерного [еврейского] присмотра, однако мы не опа­саемся, что оно было подменено падалью!

Им ответили: действительно, мы не опасаемся, что нееврей подме­нил мясо падалью, однако если оно было оставлено на столе без при­смотра, нельзя исключить, что прилетели вороны, забрали кошерное мясо и оставили вместо него падаль.

Мудрецы возразили: мудрецы Мишны установили, что кусок мяса, найденный рядом с несколькими магазинами, торгующими как кошер­ным, так и некошерным мясом, разрешен к употреблению в пищу при условии, что большинство этих магазинов кошерны и лишь меньшин­ство торгует некошерным мясом, ибо мы «идем за большинством», отвергая маловероятное стечение обстоятельств. Таким образом, мы объявляем дозволенным кусок мяса, лежавший без присмотра на земле около магазинов (часть из которых, вдобавок, некошерна), — стало быть, не следует опасаться и того (маловероятного стечения обстоятельств), что вороны подменят кошерное мясо падалью.

Им ответили: в данном случае имеется в виду, что кусок мяса находится в руках у нееврея, которого мы не подозреваем в подмене; однако если бы кусок мяса действительно лежал на земле возле мага­зинов без присмотра, он был бы объявлен некошерным из опасения, его вороны подменили его падалью.

Мудрецы возразили: мудрецы Мишны установили, что варе­ное мясо в кастрюле, найденной в городе, где большинство людей, которые едят мясо, — евреи, признается кошерным, а в городе, где большинство людей, которые едят мясо, — неевреи, признается неко­шерным. Следовательно, если кастрюля с мясом лежала на земле, мы не опасаемся подмены мяса падалью.

Им ответили: и в этом случае имеется в виду ситуация, когда кастрюля все время была под присмотром, например, если она только что выпала из рук у неизвестного человека. В противном случае мясо будет считаться некошерным.

Мудрецы возразили: мудрецы Мишны установили, что куски мяса, найденные вне пределов Храма, дозволены к употреблению в пищу, причем это относится и к ситуации, когда они не находились под присмотром. Следовательно, не следует опасаться и того, что вороны заменят мясо падалью.

Им ответили: по мнению Рава, эти куски запрещены к употребле­нию в пищу Рав интерпретирует установление мудрецов лишь в том плане, что эти куски мяса не являются источником ритуальной нечи­стоты; в то же время они запрещены к употреблению в пищу из опа­сения, что вороны подменили кошерное мясо падалью.

Талмуд сообщает, что установление Рава о том, что оставленное без присмотра мясо запрещено к употреблению в пищу из опасения, что вороны подменили его падалью, не было сформулировано им самим; ученики вывели его, основываясь на происшедшей с Равом истории.

Однажды Рав сидел на мосту и смотрел, как некий еврей полоскал в воде коровью голову. Голова свалилась в реку. Еврей закинул в реку сеть, чтобы выудить пропажу и она принесла сразу две коровьих головы. Рав, который все это видел, запретил еврею есть пойманные головы из опасения, что они — падаль. Ученики спросили у Рава, почему он запретил головы к употреблению в пищу — ведь не исклю­чено, что они кошерны? Рав ответил, что падаль встречается гораздо чаще, чем кошерное мясо.

Мудрецы спросили: откуда следует, что данное установление выведено из истории, приключившейся с Равом, а не из его собствен­ных слов? Ведь и история, и выводы Рава учат нас одному и тому же! Отчего не сказать, что это установление было получено непосред­ственно от Рава?

Им ответили: потому, что можно возразить, что Рав запретил коро­вьи головы лишь оттого, что дело происходило в порту, где постоянно находится много неевреев.

Мудрецы спросили: как в таком случае Рав вообще мог есть мясо? Ведь если он действительно опасался, что вороны в любой момент могут его подменить, от мяса, предназначенного для него и его после­дователей, нельзя было ни на минуту отвести глаз!

Им ответили: Рав действительно требовал, чтобы за мясом посто­янно следили — от момента, когда мясник резал животное, и до момента, когда мясо съедалось.

Есть и другая возможность: Рав помечал куски мяса специальным знаком, чтобы их всегда можно было опознать.

С Равом произошла еще одна история, причем также на речном берегу. Однажды он увидел приближающийся корабль и сказал: «Прибытие корабля — хороший знак для жителей порта». Затем он заглянул внутрь корабля и увидел, что тот привез куски мяса, вися­щие на крюках. Он немедленно принял меры для того, чтобы эти куски не могли быть подменены кусками падали. Однако, невзирая на принятые меры, он не стал есть это мясо.

Мудрецы спросили: отчего Рав не стал его есть? Ведь он сам про­следил за тем, чтобы его не подменили падалью! Им ответили: как мы уже знаем, Рав сказал, что прибытие корабля — хороший знак для жителей порта. Такого рода утверждение есть апелляция к приметам, запрещенная Галахой. Рав не стал есть мясо с корабля, который сам использовал в качестве приметы!

Мудрецы спросили: разве такого рода апелляция к приметам не разрешена Галахой? Ведь Рав не сделал из приметы практических выводов, больших или малых, и не изменил из-за нее своих жизнен­ных привычек! Она была для него лишь добрым знаком!

Мудрецы пояснили, что апелляция к приметам запрещена, лишь если на ее базе строится поведение человека, например, как в слу­чае с Элиэзером, рабом Авраама, который сказал: если эта девушка (Ривка) напоит меня и моих верблюдов, я заговорю с ней о сватов­стве Ицхака, а если не напоит — не заговорю. Почему же в таком слу­чае Рав не ел мясо, привезенное на корабле? Им ответили: потому, что речь шла об обычной, а не о праздничной трапезе, равно как и не о трапезе, связанной с исполнением заповеди. Между тем Рав ел мясо лишь в ходе праздничных или ритуальных трапез.

Следует отметить, что три известных мудреца полагались на при­меты как на знак, определяющий будущее. Рав проверял, прошли ли по реке корабли, усматривая в этом добрый знак. Шмуэль про­верял по книге, какое будущее она сулит. Рабби Йоханан просил ребенка прочитать тот библейский стих, который первым придет ему в голову, и предсказывал будущее, исходя из услышанного.
Вавилонский Талмуд,

трактат Хулин 95а-95б

1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   135


написать администратору сайта