Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница33 из 135
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   135

55.ТОТ, КТО ПЕЧЕТ ХЛЕБ В ПРАЗДНИК ДЛЯ БУДНИЧНЫХ НУЖД, ИЗБАВЛЕН ОТ ПОРКИ



В праздничные дни запрещены те же виды работ, что и в субботу — за важным исключением. В праздники (Рош а-Шана, Суккот, Песах и Шавуот) разрешается производить определенные виды работ (прежде всего приготовление пищи) при условии, что они осуществляются ради нужд праздничного дня. Вместе с тем тот, кто, к примеру, печет хлеб в праздник, с тем чтобы съесть его назавтра, в будничный день, совершает запрещенную Торой работу.

Мудрецы разошлись во мнениях по вопросу о том, следует ли под­вергнуть такого пекаря телесному наказанию.

По мнению мудреца Рабы, порка (тридцать девять ударов по голому телу ремнем из ослиной кожи; в ходе наказания преступ­ник обхватывает связанными руками столб) ему не положена. Ведь хотя в принципе печь хлеб в праздник для будничных нужд запре­щено Торой (а за нарушение запрета Торы положена порка), суще­ствует теоретическая возможность неожиданного появления гостей еще до окончания праздничного дня; в таком случае хлеб понадо­бится еще в праздник, и запрет не будет нарушен.

По мнению другого мудреца, порка нарушителю положена, ибо теоретические возможности Галаха во внимание не принимает; тот, кто намеренно испек хлеб в праздник для будничных нужд, нарушил запрет Торы и должен быть подвергнут телесному наказанию.

Упомянутые мудрецы вели длинный диалог. Каждый из них при­вел многочисленные аргументы в свою пользу и столь же многочис­ленные возражения против точки зрения оппонента.

Мудрец, выступавший против порки (Раба), спросил у мудреца, выступавшего за оную, как он объясняет то обстоятельство, что Галаха разрешает печь в праздник хлеб для субботних нужд (если суббота наступает сразу за праздником). Тот ответил: в данном слу­чае с самого начала нет никакой проблемы, ибо закон запрещает печь хлеб в праздник только для будничных нужд. Суббота — не будни!

Раба продолжил расспрашивать оппонента: если скотина умирает в праздник на глазах у хозяина, разрешается немедленно (до конца праздника) ее зарезать, чтобы избежать материального убытка (ибо если животное умрет своей смертью, его мясо будет квалифициро­вано как падаль и станет негодным для употребления в пищу). Каким образом закон разрешил зарезать умирающее животное в праздник? Ведь хозяин не предполагает есть его мясо в течение дня! Поневоле приходиться сделать теоретическое предположение о том, что, быть может, до исхода дня придут гости, и мясо будет использовано для их угощения.

Оппонент, выступающий за порку, ответил: если животное не будет зарезано, хозяин понесет серьезный убыток; поэтому он волей-нево­лей предназначает мясо этого животного (хотя бы частично) для употребления еще до истечения праздничного дня.

Затем сторонник порки спросил у противника оной: мудрецы Мишны установили, что тот, кто вспахивает землю в праздник, наказывается поркой. Между тем существует теорети­ческая возможность, оправдывающая вспашку земли в празднич­ный день: куски вспаханной земли могут понадобиться для того, чтобы, как требует Тора, присыпать ими кровь зарезанного петуха. Стало быть, теоретические возможности Галахой во внимание не принимаются.

Его оппонент (Раба) ответил: мудрецы Мишны полагают наруши­теля закона заслуживающим порки лишь в случае, если он вспахал твердую землю, которой невозможно присыпать кровь зарезанного петуха.

Другие мудрецы возразили: куски твердой земли можно истолочь; после этого они годятся для присыпания крови зарезанного петуха.

Раба ответил: толчение земли в праздник само по себе запрещено!

Мудрецы возразили: разрешается толочь землю в праздник лок­тем (или иным нестандартным и затруднительным способом)!

Раба ответил: мудрецы Мишны установили наказание лишь за вспашку особенно твердой земли, которую невозможно истолочь.

Мудрецы возразили: если речь идет об особо твердой земле, почему [там же] сказано, что речь идет о наказании за подготовку посева — ведь такая земля для посева не годится?

Раба ответил: мудрецы имели в виду поле, верхний слой земли которого является очень твердым, однако под ним находится менее твердая земля. В таком случае вывернутые при вспашке комья земли не могут быть истолчены, однако поле пригодно для посева.

Мудрецы опять возразили: если земля в более глубоком слое годна для посева, она годится и для того, чтобы покрыть ею кровь зарезан­ного петуха! Следовательно, и в этом случае не следует наказывать за вспашку поля в праздник!

На это возражение оппонент (назовем напоследок его имя: Мар бар рав Аши), ответил: мудрецы Мишны установили наказание пор­кой для того, кто вспахал в праздник влажную, липкую землю, кото­рой невозможно присыпать кровь зарезанного петуха.

Мудрецы возразили: такое (влажное и липкое) поле не годится для посева!

Мар бар рав Аши ответил: речь идет о поле, земля которого явля­ется влажной и пригодной для посева, однако не годится для того, чтобы присыпать кровь зарезанного петуха, ибо имеет тестообраз­ную консистенцию.

Мудрец по имени Абайе спросил мудрецов, считавших, что следует делать скидку на теоретически возможную потребность: мудрецы Мишны установили, что тот, кто зажег в праздник огонь для приготовления запрещенной пищи (например, для совместного при­готовления молока и мяса), наказывается поркой за разведение огня. Однако если закон действительно полагается на «теоретическую воз­можность», пороть нарушителя не надо — ведь вполне возможно, что у него появится какая-либо легитимная потребность в огне еще до конца праздника. Следовательно, в данном случае Галаха не полага­ется на «теоретическую возможность».

Оппоненты возразили: установление мудрецов Мишны должно быть сформулировано иначе. Именно, они установили, что этот нарушитель должен быть выпорот не за разведение огня, а за нару­шение запрета есть мясо вместе с молоком.

Мудрецы ответили: в данном случае совершенно невозможно истолковать формулировку древнего запрета таким образом!

Оппонент сказал: в таком случае ее следует истолковать несколько иначе. Именно, наказание поркой положено не за разведение огня, а за использование дров, не предназначенных для данного праздника (.мукце).

Мудрецы ответили: запрет на использование мукце не восходит к Торе — это установление мудрецов. Следовательно, за его наруше­ние (как и за нарушение прочих установлений мудрецов) классиче­ская (предписанная Торой) порка не положена.

Оппонент сказал: в таком случае формулировку мудрецов следует истолковать по-другому. Именно, наказание поркой положено не за разведение огня, а за сжигание дров, ранее использованных для идо­лопоклонства.

Мудрецы возразили: в таком случае виновный должен быть нака­зан не за использование запрещенных дров, а за «внесение мерзости в свой дом»!

Оппонент сказал: значит, формулировка должна быть изменена еще раз. Именно, порка положена не за сжигание дров, использован­ных для идолопоклонства, а за сжигание дров, предназначенных для использования в Иерусалимском Храме.
Вавилонский Талмуд,

трактат Песахим 46б—48а


1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   135


написать администратору сайта