Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2.4. Маркеры управления, вершин, точки контроля

  • Карандаш

  • 2.2.5. Защита фигуры от изменений

  • Защита

  • Защита доку- мента

  • Защитить доку- мент…

  • 2.2.6. Выделение фигур

  • Выбор области

  • Shift

  • Выделить все

  • Вид > Размер и положе- ние

  • Учебное пособие MS Visio 2007(часть1). Ю. М. Герштейн Основы работы с программой ms visio 2007


    Скачать 5.71 Mb.
    НазваниеЮ. М. Герштейн Основы работы с программой ms visio 2007
    АнкорУчебное пособие MS Visio 2007(часть1).pdf
    Дата27.05.2017
    Размер5.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебное пособие MS Visio 2007(часть1).pdf
    ТипУчебное пособие
    #8137
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5
    Текст. Кроме того, они бывают скрыты при использовании других мар- керов или других инструментов.
    Возможность поворота фигуры на произвольный угол с помощью мышки является одной из наиболее удобных и полезных возможностей MS Visio. Для выполнения этой операции используются специальные маркеры вращения.
    Они появляются при выделении фигуры и имеют вид кру- жочков. Наведем мышку на маркер вращения. Мышка приняла вид за- кругленной стрелки и появилась подсказка. Теперь фигуру можно вра- щать, удерживая левую кнопку мышки. Главное отличие этих маркеров от прочих заключается в появлении дополнительного маркера, играю- щего роль центра вращения. Он появляется при наведении мышки на маркер вращения. По умолчанию этот маркер всегда на- ходится в центре фигуры и имеет вид небольшого кру- жочка со знаком плюс. Маркер центра может быть пере- мещен, причем не только в области фигуры, но и в любое место листа. Наведем курсор мышки на маркер центра.
    Курсор изменил вид. Теперь, нажимая левую кнопку мышки, можно перемещать центр вращения. При этом Маркер враще- ния тоже перемещается. Таким образом, можно определить абсолютно любой центр вращения и радиус вращения фигуры.
    Рассмотрим одномерную фигуру. Выделим её.
    Появилось два маркера, которые обозначают начало и конец фигуры. Хотя конечные маркеры обознача- ют фигуру так же, как маркеры выделения, функциональные свойства у них иные. С помощью конечных маркеров можно изменять не толь- ко длину и угол наклона фигуры, но и радиус кривизны.

    70
    Кроме того, конечные маркеры предназначены для соединения с фи- гурой, т.е. они сочетают в себе свойства маркеров выделения, маркера вращения и соединителей.
    Маркер начала отличается от маркера конца только визуально. Функ- ционально они совершенно идентичны.
    2.2.4. Маркеры управления, вершин, точки контроля
    Маркер, управляющий специфическими параметрами, которые имеются у отдельных типов фигур, называется маркер управления.
    Он имеет вид желтого ромба. Маркер управления есть не у всех фигур, а только у тех, в которые встроена возможность изменения определенных параметров. Если эта возможность есть, то маркер управления появляется при выделении фигуры, причем у той час- ти фигуры, которую возможно изменять.
    Каждый маркер управления выполняет свою задачу, отличную от задач других таких же маркеров. Поэтому при наведении мыш- ки на этот маркер, всегда появляется подсказка, в которой конкре- тизируется его функция.
    Маркер управления одной фигуры изменяет округлость углов. А маркер управления у другой фигуры изменяет глубину тени, а так- же угол её наклона. Гибкая стрелка 1 обладает тремя маркерами управ- ления, каждый из которых имеет свою спе- цифическую функцию. Например, один мар- кер изменяет форму оперения стрелки, дру- гие два маркера - форму указателей. Маркер управления может изменять положение тек- стового блока. Например, у одномерной фи- гуры тоже может быть маркер управления. В ряде случаев этот маркер может изменять местоположение текстового блока. Текстовый блок можно перемещать куда угодно, при этом он останется текстом именно этой фигуры. Таким образом, прежде чем использовать тот или иной маркер управления лучше посмотреть на его подсказку, чтобы понять, для чего он предназначен.

    71
    Один из самых интересных типов маркеров – это маркеры вершины.
    Они являются специальным ти- пом маркеров для изменения формы фигур. Они появляются при работе над фигурой с помо- щью инструмента "Карандаш", который находится на панели инструментов Рисование. Откро- ем эту панель. Выберем инстру- мент Карандаш. Теперь выде- лим фигуру. Вместо маркеров выделения появились маркеры вершины.
    Они представляют собой зеленые ромбики, находящиеся в углах фигу- ры. Теперь, чтобы работать с фигурой с помощью маркеров вершины, нужно навести курсор мышки на вершину фигуры так, чтобы он принял вид крестооб- разной стрелки. Кроме того, появилась подсказка. Теперь, удерживая левую кнопку мышки, этот маркер можно перемещать. Таким образом, перемещая угловые маркеры, можно изменить длину и углы наклона у сторон, при этом фигура может абсолютно поменять свой первоначаль- ный вид.
    Обратите внимание, что при активации инструмента Карандаш поя- вился ещё один тип маркеров – точки контроля. Точки контроля – это маркеры специального типа, пред- назначенные для изменения кри- визны линий. Они располагаются по центру каждой из сторон и имеют вид кружочков с крестиком. Перемещая их, мы изменяем кривиз- ну линий, т.е. с помощью этого маркера прямую можно сделать кривой.
    Точка контроля в данном случае – это конец хорды. Другой конец хорды
    – это ближайшая вершина. Таким образом, дуга строится по трем точ- кам, которые являются концами двух хорд её окружности. Поэтому, чем ближе точка контроля расположена к прямой, проходящей через соот- ветствующие вершины, тем меньше радиус кривизны. При её попада- нии на эту прямую кривая становится прямой.

    72
    Этот инструмент может понадобиться создание фигуры, не предусмотренной в наборах. С помощью этих маркеров мож- но не только искажать фигуры, как мы сделали только что, но и создавать инте- ресные узоры. Например, посмотрим, что можно сделать из этого шестиугольника.
    Выберем инструмент Карандаш, выде- лим фигуру, изменим направление сторон с помощью маркеров вершины. Теперь превратим стороны в дуги, используя точ- ки контроля. Получилась фигура, кото- рую вполне можно использовать при создании определенных рисунков.
    Заметьте, что первоначальный прямоугольник выделения и маркер выделения фигуры остались неизменными.
    Защита_фигуры_от_изменений'>2.2.5. Защита фигуры от изменений
    Любую фигуру и другой ключевой объект MS Visio можно за- щитить от изменений. Поскольку изменения производятся с помо- щью маркеров, то и защита от изменений - это дезактивация тех или иных маркеров.
    Рассмотрим, как это можно сделать. Выделим фигуру, которую собираемся защищать.
    Все параметры защиты устанавливаются в специальном диало- говом окне "Защита". Открыть это окно можно в меню Формат >
    Защита.
    Итак, перед нами все параметры, ко- торые можно защи- щать от изменений, поставив галочку напротив них.

    73
    Выбранная нами фигура защищена по одному параметру. Это
    пропорции. Защита по этому параметру означает, что при измене- нии высоты или ширины фигур, она будет изменяться пропорцио- нально, т.е. невозможно изменить только высоту или только ши- рину. Попробуем защитить фигуру от всяких изменений размеров.
    А это значит, что надо запретить изменение высоты и ширины.
    Поставим галочки у соответствующих параметров. Теперь, можно убрать галочку у пропорции, так как она уже не обязательна. По- сле установки защиты соответствующие маркеры фигуры стали серыми. Попробуем изменить высоту. Наведем курсор мышки на маркер выделения. Индикатор мышки не изменяет- ся: он не превращается в двунаправленную стрелоч- ку. Это значит, что мы не можем изменить эти мар- керы. Однако фигуру можно передвигать и даже изменять положение одного из её составляющих.
    Посмотрим, какие ещё параметры можно защищать.
    Следующие два пункта в диалоговом окне Защита - это поло-
    жение по X и положение по Y. Это защита от изменения коорди- нат, т. е. перемещения фигуры, причем фигуру можно защитить от перемещения, как по горизонтали, так и по вертикали. Поставив галочку у пункта поворот, фигура будет защищена от вращения, т. е. её нельзя будет повернуть с помощью маркера вращения.
    Начальная и конечная точки - предназначены для двумер- ных фигур. Заблокировав изменения этих параметров у двумерной фигуры, дезактивируются конечные маркеры, то есть её нельзя будет повернуть, изменить длину или соединить с другой фигурой.
    Можно защитить от изменений текстовый блок фигуры
    (текст), причем, если поставить здесь галочку, то нельзя будет из- менять текст, а формат текста защищен галочкой формат. Кроме того, этот параметр защищает и формат фигуры.
    Оставим только защиту формата, чтобы посмотреть, какие именно параметры теперь невозможно изменить.
    Итак, по маркерам выделения не видно, что фигура защищена.
    Попробуем изменить цвет заливки этой фигуры. При попытке из- менения цвета заливки появилось сообщение, в котором говорит- ся, что фигура защищена от изменения формата, т. е. заливку изме-

    74 нить не удалось. Щелкнем по любому месту на листе, чтобы сооб- щение исчезло. Точно так же не получится изменить и любой пара- метр форматирования, к которому относятся все команды, находя- щиеся на панели форматирования, а это не только цвет линий и цвет заливки, но и: типы линий, типы окончаний, а также форматирова- ние текста.
    Вновь выделим фигуру и откроем диалоговое окно Защита. Ко- манда от выделения защищает фигуру от выделения. Но для того, чтобы нельзя было выделить фигуры, недостаточно поставить здесь галочку. Нажмем ОK. Появилась подсказка, в которой гово- рится, что формы защищены от выделения, но они все равно могут быть выбраны, пока не отмечены формы в диалоге Защита доку-
    мента. То есть, чтобы эта команда сработала нужно защитить до- кумент.
    Фигуру все ещё можно выделить. Посмотрим, как можно защитить документ; этот параметр можно изменить в окне проводника рисун- ка. Для того чтобы открыть это окно, нужно зайти в меню Вид.
    Здесь есть команда Окно проводника по документам. Щелкнем по ней. Появилось дополнительное окно.
    Для того, чтобы защитить документ щелкнем правой кнопкой по назва- нию документа. Открылось его кон- текстное меню.
    Выберем пункт - Защитить доку-
    мент…. Появилось диалоговое окно.
    Здесь можно выбрать, какой именно объект документа мы защищаем.

    75
    Поскольку мы не хотим, чтобы фигура могла быть выделена, то нам нужно вы- брать шаблоны. Поставим галочку напро- тив пункта фигуры. Теперь попробуем выделить фигуру. Фигура не выделяется.
    Чтобы вновь можно было выделить фигу- ру, необходимо отменить запрет на выде- ление. Для этого сначала нужно выделить фигуру, поэтому нужно сначала отменить запрет на защиту документа.
    Можно также защитить фигуру от удаления. Выделим этот пункт.
    Теперь при попытке удалить фигуру, появляется сообщение о том, что это невозможно.
    Обратите внимание, что в этом окне диалога можно одной кноп- кой выделить сразу все параметры и точно также отменить выде- ление всех параметров. Защита фигуры от тех или иных операций нужна не только при работе нескольких людей над одним доку- ментом, но и при работе над фигурой. Эти операции помогают не ошибиться и грамотно построить работу над рисунком.
    2.2.6. Выделение фигур
    Для простого выделения одной фигуры надо выбрать инстру- мент Указатель, чтобы курсор мышки принял обычный вид стре- лочки. Затем курсор навести на область фигуры, и, когда мышка станет крестообразной стрелкой, щелкнуть по левой кнопке мыш- ки. Появились маркеры выделения, фигура выделена.

    76
    Для выделения нескольких фигур одновременно можно выпол- нить одно из следующих действий:
    Во-первых, удерживая клавишу Shift на клавиатуре нужно по- следовательно щелкать по тем фигурам, которые хотим выделить.
    В Visio существует и несколько способов выделения одновре- менно многих фигур, не используя клавиатуру. Первый инстру- мент для выделения нескольких фигур это инструмент Выбор области. Он сгруппиро- ван с инструментом Указатель, Выбор лас-
    со, и Выбор нескольких объектов. Таким образом, все инструменты выделения находятся на панели инстру- ментов. Выберем Выбор области. По умолчанию оно всегда вы- брано. Теперь щелкнем левой кнопкой мышки в верхнем правом углу предполагаемой прямоугольной области выделения, и растя- нем прямоугольник. Отпустим мышку. Все фигуры, которые попа- ли в эту область, выделены, в том числе и те, линии которых были ранее невидимы. Таким образом, Выбор области – это удобный инструмент для выделения мелких или невидимых фигур.
    Аналогичным является инструмент Выбор лассо. Выберем этот инструмент. Удерживая левую кнопку мышки, можно обво- дить фигуры в произвольной форме, т.е. область выделения может иметь абсолютно любую форму. Отпустим мышку. Фигуры выде- лены.
    Обратите внимание, что выделились лишь те фигуры, которые полностью попали в область выделения. Если же в эту область не попадает хотя бы одна сторона фигуры, то фигура не выделяется.
    Посмотрим на примере выделения одной фигуры. Попробуйте выделить фигуру, не вписав ее в область выделения полностью.
    Отпустим мышку. Ничего не выделилось. Для того, чтобы фигура выделилась, вся она полностью должны попасть в область выделе- ния.

    77
    Другой способ выделение нескольких фигур без использования клавиши Shift - инструмент Выбор нескольких объектов. Выбе- рем его. Теперь указатель со знаком плюс и теперь можно просто щелкать по фигурам, которые мы хотим выделить. Они последова- тельно попадают в область выделения.
    Обратите внимание, когда выделяется несколько фигур, марке- ры выделения фигуры исчезают. Взамен них появляется область выделения всех фигур и, соответственно, маркер выделения всех фигур. Прямоугольник выделения может описывать сразу несколь- ко фигур, однако не все из них были выделены. Выделенные фигу- ры обозначены сиреневым прямоугольником. Причем та фигура, которая была выделена первой, обозначается более темным сире- невым цветом. Тот факт, какая из фигур была выделена первой, важен в том случае, когда мы собираемся, например, выравнивать фигуры. Тогда группа выделенных фигур будет выровнена по от- ношению к той, которая описана более темным сиреневым прямо- угольником.
    В Visio есть способ выделения всех фигур листа сразу. Для это- го нужно выбрать команду Выделить все в меню Правка. Выбе- рем её. Все элементы, находящиеся на этом листе выделены. Это не только фигура, но и текстовые элементы.
    Можно выделить и конкретные элементы на листе по типу. На- пример, сразу все направляющие или все вставленные рисунки.
    Выберем команду Правка > Выбор по типу….
    Появилось диалоговое окно выбора типа. Здесь можно поста- вить галочки у тех элементов, которые мы хотим выделить, т.е.

    78 можно выделить сразу один или несколько, отдельные объекты од- ного или нескольких типов, отметив их галочкой (это фигуры, груп- пы, направляющие и т.д.). Выделим все фигуры этого рисунка. Убе- рем галочки с остальных элементов. Выделены те фигуры, которые добавлены из наборов элементов.
    Чтобы среди нескольких выделенных фигур отменить выделе- ние лишь одной из них, нужно удерживая клавишу Shift, щелкнуть по той фигуре, которую мы хотим исключить из группы выделения.
    Фигура исключена. Теперь она не выделена.
    Отменить выделение сразу всех фигур можно, либо щелкнув мышкой вне области выделения (этот метод нам уже знаком), либо нажав клавишу Esc.
    2.2.7. Перемещение и копирование фигур
    Перемещение фигур – простейшая операция в MS Visio, без которой не обходится никакая работа. Мы уже не раз перемещали фигуры. На этот раз рассмотрим этот процесс деталь- но.
    Основной способ перемещения с помощью мыш- ки нам уже знаком. Надо выделить фигуру, наведя на неё мышку, и только когда курсор стал крестообраз- ной стрелочкой перемещать фигуру. При этом, щелк- нув случайно по маркерам выделения, не нужно изме- нять её размеры.
    Обратите внимание, что в процессе перетаскивания мышки, сама фигура остается на месте. Контур этой фигуры появляется в том месте, где находится мышка. Таким образом, одновременно на листе мы можем видеть и первоначальное местоположение фигу- ры и ту позицию, в которой она окажется в случае, если мы удов- летворимся местоположением контура. Кроме контура, который показывает, где окажется мышка, на линейках появляется по три пунктирных линии. Они показывают координаты контура переме- щаемой фигуры.
    Цифровое выражение этих координат можно наблюдать на строке состояния. Поместим контур в желаемое место и отпустим мышку. Фигура исчезла со своего первоначального положения и появилась в том месте, где был контур.

    79
    Фигуру можно перемещать по листу и без мышки. Итак, у нас выделена фигура. Теперь можно с помощью клавиш вверх, вниз, вправо и влево, которые находятся на клавиатуре, перемещать фи- гуру. Причем при каждом нажатии клавиши фигура будет переме- щаться на один узел сетки. Теперь нажмем клавишу Shift и, не от- пуская её, будем перемещать фигуру с помощью клавиши вперед.
    На этот раз она при каждом нажатии перемещается на пол узла.
    Если же выделить сразу несколько фигур, то точно так же можно переместить одновременно и их, либо перетаскивая с помо- щью мышки, либо перемещая по одному узлу с помощью клавиш навигации на клавиатуре.
    Фигуры можно перемещать не только в пределах одной стра- ницы, но и на другую страницу одного документа. Для этого выде- лим фигуру. Мы выбрали фигуру, которая не связана с другими.
    Теперь переместим её к ярлычку страницы, на который мы хотим её скопировать. Страница автоматически откроется. Заметьте, не надо отпускать мышку раньше времени или щелкать по ярлычку страницы. Теперь фигура находится на другой странице и здесь её можно расположить так, как планировалось, и отпустить мышку.
    Ещё одним секретом перемещения фигур является клавиша
    Shift. Если удерживать её в процессе перемещения фигуры мыш- кой, то фигуру можно будет двигать только по вертикали, либо по горизонтали, т. е. она не будет двигаться по диагонали. Это обес- печивает точность передвижения мышкой в тех случаях, когда не- обходимо оставить фигуру на определенном уровне.
    Кроме вышеперечисленных методов размещения фигур на листе, в MS Visio имеется инструмент, позволяющий разместить фигуры автоматически. Откроем окно. Вид > Размер и положе-
    ние.
    Выделим фигуру, которую хотим разместить. В этом окне поя- вилась информация об этой фигуре. Здесь можно вписать любые координаты в соответствующие ячейки и фигура будет помещена согласно этим координатам. После того, как вписаны координаты, нужно нажать
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта