Махметова Г.Ш.. южноуральский государственный гуманитарно педагогический университет (фгбоу во ЮУрггпу)
Скачать 76.52 Kb.
|
plie и grand-plie (приседания) во всех позициях; виды battements tendus и battements tendus jetes; ronds de jambe par terre, понятия «en dehors en dedans; battements fondus; battements frappes и doubles frappes; ronds de jambe en lair; - pas coupe-tombe - battements developpes; grands battements jetes, мягкий battements; полуповороты повороты. Экзерсис на середине зала: положения en face, epaulement croiseе и efface; позы: epaulement croiseе, efface, ecartee (маленькие и большие); - arabesques (I, II, III, IV) и attitude - port de bras (I, II, III, IV,V, VI); - temps lie вперед и назад; - pas de bourree с переменой и без перемены ног; Аллегро (прыжки): temps leve saute; changement de pieds; - pas echappe по II и IV позициям; - pas assemble с открыванием ноги вперед, в сторону, назад; - pas balance; - pas jete; pas releve (полупальцы); pas glissade с продвижением в сторону, вперед и назад; - pas de basque вперед и назад; - sissonne fermee в сторону и по I, II, III arabesques; - сценический sissonne в I, II arabesques; - pas de chat с отбрасыванием ног назад и броском ног вперед; - pas emboite без продвижения и с продвижением; - pas chasse по диагонали вперед и назад; - grand jete по диагонали; - pas jete entrelace (перекидное jete) Вращения: - базовые движения в повороте (en tournant); - тур в воздухе; - туры en dehors en dedans по II, IV и V позициям; - туры en dedans по диагонали (туры pique). • Народно-сценический танец Связь с методикой классического танца. Роль народного танца в формировании танцевальной культуры актера. Значение танца в музыкально-драматическом действии. Интернационализм танца. Основные понятия: позиции и положения ног, позиции и положения рук, положения корпуса, положения кисти, терминология. Экзерсис у станка и на середине зала: plie и grand-plie (приседания - медленные и быстрые, приседания с поворотом коленей); battements tendus (упражнения на развитие стопы); battements tendus jetes (маленькие броски); ronds (круговые движения ногой по полу или по воздуху - движения носком, пяткой, с подворотом пятки опорной ноги, с полуприседанием, «восьмерка»); battements fondus (низкие развороты ноги); grands battements jetes (большие броски - основной вид, с полуприседанием, «сквозные», с «растяжкой»); наклоны и перегибы корпуса. Дробные выстукивания. Подготовка к «веревочке» и «веревочка». Основные ходы (простой хороводный шаг, шаги с притопом, боковые ходы, «припадания» и др.). Вращения на месте и по диагонали, по кругу. Исполнения сольного, парного и группового танцев. Виды танцев (хоровод, пляска, перепляс) и особенности их композиционного построения. Танцевальная культура народов мира (этюды и композиции на основе движений украинского, белорусского, татарского, русского, корейского, китайского, узбекского, итальянского, немецкого, цыганского, испанского, кавказского и др. танцев, танцы народов Севера), особенности их исполнения, манера и характер. • Казахский танец Казахский танец как раздел народного танца и самостоятельная дисциплина. Заслуга Шары Жиенкуловой как основоположницы в создании системы обучения казахскому танцу. Связь казахского танца с методикой классического и народно-сценического танцев. Особенности исполнения мужских и женских танцев. Тематика казахских танцев, связь с народным фольклором, литературным эпосом. Выдающиеся мастера казахской профессиональной хореографии. Изучение казахского танца как средство сохранения и развития национальных традиций. Содержание и основные движения казахского танца: Казахские поклоны («тажим» и «салем»). Основные и специфические позиции ног и рук Основные ходы (прямые, боковые, переменные с носка и каблука, скользящие, прыжковые). Положения рук в женском танце (кос кол, yki, уялу, жалым, бщай, жалынша и др.) «Атшабыс». Основные виды. «Айналма». Вращательные движения рук, кистей. «Алтыбакан». Виды и варианты движения. «Качалка». «Айголек». Виды. Роль вращений в танце. Растительные, зооморфные и космогонические мотивы в казахских движениях и положениях. Отображение условий труда и быта в казахских движениях. Подражательные танцы, связь с природой («ак-ку», «ак-бидай», «тепенкок», «аю-би», «кара-жорга» и др.). Постановка концертных номеров, формирование репертуара. • Партерная гимнастика с элементами акробатики Партерный экзерсис или упражнения на полу развивает практически все группы мышц, позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в осанке, помогают развить выворотность ног, гибкость, эластичность стоп. Комплекс упражнений партерной гимнастики содействует развитию мышечной силы (формирует «мышечный корсет»), выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решает задачи общей физической подготовленности занимающихся. Этот раздел включает: - упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы; - упражнения на улучшение гибкости коленных суставов; - упражнения на укрепление мышц брюшного пресса; - упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага; - упражнения на улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра; - упражнения на исправление осанки и улучшение гибкости позвоночника. Основные задачи акробатических упражнений - развитие координации движений, тренировка быстроты реакции, развитие смелости и решительности. Полезность раздела не в тщательной отделке трудных «номеров», а в комплексных сочетаниях элементов. Выполнение кувырков на полу приучает актера к некоторым болевым ощущениям (воспитание воли), а это важно при дальнейшем освоении техники сценических падений. кувырок вперед и назад переворот назад через плечо «колесо» сценические падения • Современные направления хореографии Знакомство с основными элементами базовых направлений: джаз- модерн (партер, статика, пространство), хип-хоп, стрит шоу, контемпорари. Стилизации народных танцев, деми-классика, танцы в стилях бытовой хореографии. Танцы-фантазии в свободной пластике. Развитие и тренировка вестибулярного аппарата во время танцевальных этюдов с включением движений на вращение головы и всего корпуса. Импровизации, этюды на закрепление материала, танцевальные композиции. Музыка и ритм Ритмические упражнения имеют целью повысить уровень ритмичности настолько, чтобы он позволял чутко реагировать на задания, исходящие от музыки. Знакомство с понятиями из элементарной теории музыки (длительности, ритм, темп, музыкальный размер, синкопа, пауза, музыкальные лады - минор и мажор, сила звука и т.д.), без которых практические занятия по движению будут затруднены. Умение согласовывать свои движения с музыкой. Передача эмоциональнообразной и ритмической структуры музыки через движение. Импровизация Значение актерской игры в хореографии. Сюжетный танец. Образность в танце и танцевальный образ. Сценическая свобода и сценическое раскрепощение. Навыки коллективной деятельности, взаимодействие партнеров и воздействие друг на друга. Формирование навыков публичных выступлений и умения держаться на сцене. Упражнения на развитие артистической смелости, коллективной согласованности. Упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления. Этюды-импровизации под музыку. Работа над созданием образа в музыкальном произведении: музыкально-пластическое решение образов птиц, зверей, домашних животных; музыкально-пластическое решение явлений природы; музыкально-пластическое решение характеров и эмоциональных состояний человека. Освобождение мышц (изоляция и релакс) «Освобождение мышц» (термин Станиславского). Деятельность скелетной мускулатуры, чередование сокращения и расслабления мышц, в их напряжении, нужном для совершения того или иного действия. Сознательное применение мышечных расслаблений и закрепощений в нужном месте действия, когда они сами являются прекрасными выразительными средствами (сцены обмороков, смерти). Непрерывность и прерывность движений. Умение плавно, пластично идти, плавно воевать и садиться, опускаться на колени, кланяться, целовать руку и пр. Остановка в движении (пауза, статичная поза). Инерция тела. Тренинги на формирование мышечной свободы, на снятие мышечных «зажимов». Этюды на эмоциональную комфортность, на достижение эмоционального раскрепощения, открытости. Танец и настроение. Эмоции (радость, удивление, злость, обида и т.д.). Форма организации образовательного процесса: групповое занятие. Структура занятий включает в себя три основные части: Подготовительная часть занятия. Общее назначение - подготовка группы в целом и каждого актера в отдельности к предстоящей работе. Задачи: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния занимающихся; умеренный разогрев организма. Основными средствами этой части являются: строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам. Методические особенности. Продолжительность подготовительной части составляет примерно 10-15% общего времени урока и определяется задачами, содержанием занятия, составом и уровнем подготовки актеров. Основная часть занятия. Задачи: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д. Средства основной части занятия: партерный тренаж, упражнения на силу, растягивание и расслабление (экзерсисы); освоение и закрепление основ классического, народного, современного, бального танца; танцевальные этюды и композиции; постановочная работа. Методические особенности. На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения задач строится с учетом динамики работоспособности группы. Разучивание и корректировка нового материала - в начале основной части, в конце - отработка изученного. Заключительная часть занятия. Основные задачи - постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. Основными средствами являются: спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление и восстановление дыхания, релаксация; плавные движения руками; восстановление дыхания. На эту часть отводится 5-10% общего времени. В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у актеров чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замечания и советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает им сосредоточить на них внимание на следующем занятии. Методические рекомендации. Многие упражнения в данной программе разработаны ведущими специалистами театральных вузов: профессором А.Б. Дрозниным, профессором Н. В. Карповым и другими преподавателями. Каждое упражнение всегда начинается с исходной позиции. «Нейтральная позиция» - это положение тела, при котором оно готово к началу любого действия: ноги поставлены на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. Все упражнения должны иметь не только развитие, но и свою логическую завершённость, иначе их выполнение теряет смысл. Техническое и дидактическое обеспечение занятий. - наличие зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками; - качественное освещение в дневное и вечернее время; - аккомпанемент концертмейстера или наличие музыкальной аппаратуры, комплекс аудиоматериала, соответствующего задачам урока; |