Главная страница

Махметова Г.Ш.. южноуральский государственный гуманитарно педагогический университет (фгбоу во ЮУрггпу)


Скачать 76.52 Kb.
Названиеюжноуральский государственный гуманитарно педагогический университет (фгбоу во ЮУрггпу)
Дата12.02.2020
Размер76.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМахметова Г.Ш..docx
ТипДокументы
#108229
страница5 из 5
1   2   3   4   5


- специальная форма и обувь для занятий

- атрибуты для занятий партерной гимнастикой и акробатикой: гимнастический коврик, фитболы (мячи), обручи, маты и т.д.;

Выводы по третьей главе.

  1. Занятия танцем необходимо как опытному профессиональному артисту, так и начинающему. Каждый урок - это определенный этап в развитии и пластической культуры тела актера, его возможностей.

  2. Предложенная программа позволяет сформировать индивидуальный профессиональный тренинг, повышающий уровень мастерства актера. Она и вырабатывает перспективное совершенствование актера. Программа может помочь актеру создать индивидуальную методику для постоянной работы над собой.

  3. Система специальных упражнений, использование новых методических разработок в обучении танцу, позволяют воспитать в начинающем актере естественную потребность применять полученные навыки в своей профессиональной деятельности и использовать полученные навыки для пластического обогащения создаваемого художественного образа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное теоретическое и практическое исследования позволили сделать следующие выводы.

  1. Хореограф в театре - это человек, который не просто ставит танцы в спектакле или учит актеров танцевать, это соавтор режиссера, это художник, ищущий образного раскрытия как отдельных персонажей, так и всего спектакля выразительными средствами хореографического искусства.

  2. Танец в драматическом спектакле имеет действенную, эмоциональную, психологическую и эстетическую основу, способствует раскрытию характера действующих лиц, выражает их эмоциональное состояние, раскрывает идею произведения. Выявляя социальную среду, национальность персонажа, народный или местный колорит, танец характеризует эпоху, служит эмоциональным фоном, способствует созданию необходимой атмосферы эпизодов, отдельных сцен и спектакля в целом.

  3. Танцы включаются в драматургию спектакля, хореография подчинена общему замыслу, является органической частью сценического действия, и как активный творческий компонент усиливает эмоциональное воздействие спектакля на зрителя. Недооценка хореографии приводит к нарушению взаимосвязей компонентов спектакля.

  4. Накопленный опыт преподавания танца позволил рассмотреть танец как отдельный вид сценического искусства и как одну из составляющих профессиональной подготовки драматического актера и сегодня понятие «танцевальная культура актера» стало таким же привычным, как «артистичность», «музыкальность», «сценическая свобода» и т.д. В основе системы подготовки начинающего актера лежит целостная система обучения танцу, отвечающая запросам современного театра, и построенная на углубленном изучении хореографического материала и принципов выстраивания логики танца в драматическом спектакле. Хореограф в театре отвечает за то, каким выйдет артист на сцену - зажатым или свободным, пластически выразительным или статичным, равнодушным или эмоционально действенным.

  5. Анализ творческой деятельности театра города Петропавловска показал, что сегодня репертуар театра составляют спектакли казахских, русских и зарубежных драматургов. Временное пространство действия в спектаклях велико - от далекого былинного исторического прошлого до современности. Разнообразна и жанровая палитра - драмы, комедии, трагедии, водевили, сказки.

  6. Работа над произведениями различных эпох, стилей и жанров, требует от балетмейстера профессионального владения внешней техникой, чувством ритма, глубоких знаний народного танца, выразительной пластикой казахского народа и других национальностей, владение методикой классического танца, историко-бытового и характерного. Кроме этого, современные направления хореографии, такие как джаз-модерн, контемпорари, стрит-танцы - стали неотъемлемой частью танцевальной культуры сегодня и легко вплетаются в канву спектаклей. Знать особенности исполнения этих направлений - тоже задача балетмейстера.

  7. Учитывая, что в театре хореограф работает не с танцорами- профессионалами, а с актерами, ведущими действие, он должен уметь сделать грамотный логический переход от диалога к танцу и наоборот. Хореограф должен отобрать и сочинить такие движения, которые бы не мешали говорить, петь, а дополняли бы сценический образ и соответствовали как музыке, так и тексту пьесы. Зачастую сами актеры подсказывают правильный ход мыслей, основную стилевую особенность персонажа, из которой впоследствии вырастает пластический образ. На помощь хореографу приходят и одаренность актера, его личность, особые индивидуальные черты характера, способность к образному мышлению, сценическое обаяние, внешние данные, а также качества, необходимые для успешного овладения своей профессией (внимание, наблюдательность, скорость, ловкость, гибкость, реакция, координация, ритмичность, скульптурность, музыкальность, чувство выразительной формы, возбудимость, выносливость).

7. Систематические занятия по хореографии способствуют совершенствованию пластической культуры актеров. Важно не только научить актера тем или иным конкретным навыкам, но главным образом развить в нем творческое мышление, воображение, дар импровизации, быстроту ориентировки во времени и пространстве, в меняющейся сценической обстановке. Актер должен уметь быстро овладевать ранее неизвестным навыком, новым рисунком движений, темпом, ритмом, мизансценой. Работая над различными ролями, актеру приходится отказываться от стандартных движений, когда того требуют иные сценические обстоятельства, точно реагировать на неожиданно возникший приказ режиссера, у него должна быть натренирована способность живо и точно действовать. Пластически выразительный актер, владеющий своим телом, достигает яркости движений, жестов, у него значительно шире простор творческой фантазии. Надо добиваться у актера на занятиях и репетициях импровизационного состояния. Пластическая выразительность образа есть элемент творческий, и поэтому ее нельзя рассматривать вне связи со всем процессом работы над ролью.

  1. Современный балетмейстер, преподаватель должен быть экспериментатором, обязан совершенствовать свою технику, находить новые, более действенные методы воспитания актера. Он должен не только пользоваться известными методиками, но и самому быть созидателем учебного процесса. Импровизация в учебной работе оживляет творчество, лишая его сухости и дидактики. Артистичность, умение заразить актера оригинальным видением или показом разнообразных движений, способность возбудить в них творческую фантазию, развить в них инициативу - необходимые качества балетмейстера.

  2. Работа балетмейстера всегда проходит в тесном контакте с режиссером. Балетмейстер должен уметь правильно поставить перед исполнителями творческую задачу и добиться ее воплощения, тем самым помочь режиссеру осуществить его постановочный замысел.

Таким образом, обобщая сказанное, можно выявить главное - балетмейстер в драматическом театре должен владеть всеми жанрами хореографического искусства, уметь пользоваться всем богатейшим арсеналом выразительных средств, балетмейстерскими и режиссерским приемами, владеть различными технологиями при работе с артистами, режиссером, чтобы правильно понять и точно раскрыть характеристики персонажей и идею спектакля. Его работа тесно связана не только с хореографией, но и драматургией, требует знания законов режиссуры и сцены, основ педагогики, психологического, эстетического и художественного чутья.

Творческие союзы режиссера и хореографа, и те, которые сложились на постоянной основе, и те, которые возникли на один-два спектакля, открывают новые возможности современного драматического театра, обогащают традиционный язык драматической сцены и формируют новые средства художественной выразительности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аристотель. Об искусстве поэзии [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Philosophical problems of dance criticism. (дата обращения 12.08.2017).

  2. Балет: Энциклопедия [Текст] // Гл. ред. Ю.Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 154

  3. Бахрушин, Ю. История русского балета [Текст] / Ю. Бахрушин. - М., 1977.

  4. Бейсенова, Г.Н. Казахский танец [Текст]: программа по казахскому танцу для хореографических училищ, училищ культуры, школ искусств, факультетов по хореографии высших учебных заведений / Г.Н. Бейсенова.- Алматы, 1993. - 18 с.

  5. Богомолова, Л.В. Основы танцевальной культуры [Текст] / Л.В. Богомолова. - М.: Нов.школа, 1993.

  6. Васильева, Е.Д. Танец [Текст] / Е.Д. Васильева. М.: «Искусство», 1968.

  7. Вахтангов, Е.Б. [Текст]: Сборник / Е.Б. Вахтангов. М.: ВТО, 1984.

  8. Волконский, С.М. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту) [Текст] / С.М. Волконский // Изд. 2-е. - М. Либроком. 2012.

  9. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе [Текст]: Сборник научных трудов. - М.: ГИТИС, Министерство Культуры РСФСР, 1980.

  10. Всеволодская-Голушкевич, О. Танец в театральной школе. // Вопросы театральной педагогики. - М., 1979.

  11. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность: 050100 «Актерское искусство». — 2002.

  12. Гребенкин А.В. «Сценическое движение». М.: ИХО РАО, 2003.

  13. Громов Ю. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера: Диссертация. - Л., 1972.

  14. Гуревич, В. Роль танца в процессе воспитания драматического актера. - М., 2002.

  15. Джанибеков, У. Проблемы традиционного искусства казахов в историко-этнографическом аспекте. - Новосибирск, 1991.

  16. Дрознин, А.Б. Физический тренинг актера по методике А.Дрознина. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2004.

  17. Ершов, П.М. Технология актерского искусства. М.: ТОО «Горбунок», 1992.

  18. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М. ГИТИС. 2008.

  19. Захаров, Р.В. Записки балетмейстера. М.: «Искусство», 1976.

  20. Захаров, Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983.

  21. Каракулов, Б.И. Современный казахский фольклор (жанрово­структурный анализ).- Алма-Ата, 1992.

  22. Классики хореографии. Л.-М.: «Искусство», 1937. - 357 с.

  23. Кох, И.Э. Основы сценического движения. Учебное пособие для театр.училищ. М.: Просвещение, 1976.

  24. Красовская, В.К. История русского балета: Учебное пособие. — Л.: «Искусство», 1978.

  25. Кристерсон, X.X. Танец в спектакле драматического театра. М.: «Искусство», 1957.

  26. Кристи, Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М.: «Искусство», 1968. - 394 с.

  27. Кудашева, Т. Руки актера. - М., 1977.

  28. Кулагина, И.Е. Художественное движение (Метод Л.Н.Алексеевой). Часть II. Пособие для преподавателей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Учебное издание. М.: ИХО РАО, 2002.

  29. Кундакбаев, Б. Основные этапы развития казахского театра.- Ташкент, 1996.

  30. Ленский, А.П. Заметки актера. Артист. 1894. №43.

  31. Мей, Э. Балетмейстер в драматическом театре. (Движение и танец в драматическом спектакле): Диссертация. - М., 1947.

  32. Мейерхольд, В. Статьи, письма, речи, беседы. - М., 1968.

  33. Мессерер, А. Танец. Мысль. Время. - М., 1979.

  34. Морозова, Г.В. Пластическое воспитание актера. М.: «Терра. Спорт», 1998.

  35. Народный танец. Упражнения и этюды. - М., 1980.

  36. Немеровский, А.Б. Пластическая выразительность актера: Учеб, пособие для театр, вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1987. 191 с.

  37. Немирович-Данченко, В.И. Рождение театра: Воспоминания, статьи, заметки, письма. - М.: Правда, 1989.

  38. Никитин, В. Модерн-джаз танец в системе хореографического воспитания актера музыкального и драматического театров: Диссертация. - М., 1996.

  39. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: история, методика, практика. М. ГИТИС. 2000.

  40. Никифорова. А.В. Советы педагога классического танца. СПб.: Искусство России, 2002.

  41. Нилов, В.Н. Дух и пластика танца. М.: Век информ., 2009.

  42. Новая иллюстрированная энциклопедия. М. Большая Российская энциклопедия. 2011. Т. 18.

  43. Программа по танцу для театральных учебных заведений. / Сост. А.М. Шаломытовой, Г.А. Шаховской, В.А. Лаврентьевым. - РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, д. 1366.

  44. Саулейко, В. Значение танца в воспитании драматического актера. - М., 1975.

  45. Современный толковый словарь русского языка. М. Ридерз Дайджест. 2004.

  46. Станиславский, К.С. Работа актера над собой [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_s/text_0050.shtml (дата

обращения 23.09.2017).

  1. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве. — М.: Искусство, 1966.

  2. Стуколкина, Н.М. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. (Запись и пояснит.указания А. Л. Андреева). М.: Всероссийское театральное общество, 1972.

  3. Ткаченко, Т.С. Народные танцы: болгарские, венгерские, немецкие, польские, румынские, сербские и хорватские, чешские и словацкие. М.: Искусство, 1975.

  4. Ткаченко, Т.С. Народный танец. М.: Искусство, 1954.

  5. Топорков, В.О. К.С. Станиславский на репетиции. М.: Искусство, 1950.

  6. Фокин, М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. -JI.-M.: «Искусство», 1962.

  7. Филатов, С.В. От образного слова - к выразительному движению. М.: «NB Магистр», 1993. 132 с.

  8. Формирование танцевальной культуры актера [Электронный

ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-puti-

formirovaniya-tantsevalnoi-kultury-studenta-aktera (дата обращения 23.09.2017).
1   2   3   4   5


написать администратору сайта