Главная страница
Навигация по странице:

  • Психологическая теория права

  • Марксистская теория права

  • 5.Нормы права и НПА.Закон и подзаконные акты.

  • 6.Правосознание и правовая культура.

  • Сущность правосознания проявляется в его особенностях

  • По субъектному составу :1.Общественное - включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражают типичные свойства

  • Основными функциями правосознания

  • 7.Основные правовые системы современности.Международное право как особая система права.

  • Англосаксонская правовая система

  • Романо—германская (континентальная) правовая система.

  • Система мусульманского (религиозного) права

  • Система традиционного (обычного) права

  • Зачётные вопросы по праву. Зачетные вопросы


    Скачать 187.31 Kb.
    НазваниеЗачетные вопросы
    АнкорЗачётные вопросы по праву.docx
    Дата08.11.2017
    Размер187.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗачётные вопросы по праву.docx
    ТипДокументы
    #10201
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8


    Социологическая теория права

         Социологический подход к праву как средство обеспечения динамизма общественной жизни.

         Социологический подход сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др.

    Эта школа имеет широкое распространение в Англии.

         Суть социологической теориисоставляют следующие положения:

       » право и закон нетождественны между собой;

       » закон - писаное право;

       » право - реализация  закона  (то есть  правопорядок, юридическая практика, правоприменение).

         Теория прогрессивнас точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.

          Недостаток теориисостоит:

    • в фактическом отождествлении права и правопорядка.

    • скорее дестабилизирует правовой порядок, нежели укрепляет его.

    • вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения.

     Разновидностью социологического направления выступает теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и теорияпроисхождения права. Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Время от времени между прав человека, к корпоративному государству.

         Заслуживает также внимания очень популярная на Западепримирительная отдельными родовыми группами случались конфликты. Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут уничтожены последние члены конфликтующих групп. Чтобы избежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старейшин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возникло так называемое примирительное право. Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а затем были оформлены государством в форме законов, предусматривающих санкции за их нарушение.

    Реалистическая школа

         Одним из социологического направления является реалистическая теория права (Рудольф Иеринг).

         Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защищенный государством интерес личности. Государство выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой).

         Отрицательные стороны правового реализма:

    — отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;

    — решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;

    — опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

    Психологическая теория права

         Логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и др.

    Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное — право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право — результат  внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей.

         Интуитивные переживания (интуитивное право) выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Оно выступает критерием оценки позитивного права.

    Суть данной теорииможно отнести следующие:

       » причины появления права коренятся в психике людей;

       » субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо;

       » юридические обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что-либо;

       » право делится на интуитивное (исходящее из личных переживаний) и позитивное (установленное государством);

       » истинным авторы теории считали именно интуитивное право, так как именно оно побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям.

         Достоинствами данной теорииявляются следующие:

      

    признание психологического элемента в возникновении и функционировании права;

       учитывает психологические особенности людей, роль правосознания в правовом регулировании общественных отношений.

       интуитивное право имеет много общего с правосознанием.

         Основные недостатки теории:

    • односторонний характер, отрыв от объективной реальности, недостаточный учет других факторов (кроме психологических);

    • объявление интуитивного права (фактически правосознания) действительным правом, придается значение только интуитивному праву, как регулятору поведения человека.

    Марксистская теория права

         Эта теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.

         Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).

      Суть марксистской теории правасоставляют следующие положения:

       » в основе теории лежит классовый подход;

       » право - возведенная в закон воля правящего класса;

       » право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;

       » право устанавливается и охраняется государством.

          Положительные стороны теории:

       подведение экономического базиса под вопрос изучения  права;

       трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права;

       показывает зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

       обращает внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

         Основные недостатки теории:

    • преувеличение роли классовых антагонизмов,

    • недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе);

    • отсутствие общечеловеческих критериев;

    • игнорирование культурных факторов,

    • ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества.

    5.Нормы права и НПА.Закон и подзаконные акты.

    Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное государством в качестве критерия дозволенного или запрещенного поведения и обеспеченное государственными средствами.

    Признаки нормы права:

    ·  носит государственно-властный характер;

    ·  общеобязательность;

    ·  формальная определенность;

    ·  системность;

    ·  обеспеченность государством.

    Структура нормы права:

    ·  гипотеза – условия, при наличии которых должно исполняться установленное правило, и круг лиц, на которых оно распространяется.

    ·  диспозиция – само правило поведения;

    ·  санкция – меры государственного принуждения в случае невыполнения или нарушения нормы права.

    Не все правовые нормы состоят из трех частей, а лишь устанавливающие правило поведения. Нормы-дефиниции, нормы-принципы, исходные правовые нормы обладают высокой степенью абстракции и их структура может быть иной.

    Нормативно-правовой акт.

    Норма права закрепляется в нормативно-правовом акте. Признаками нормативно-правового акта являются: акт исходит от государства; существует особая процедура его принятия; используется письменная форма и сам акт оформляется в особом виде; иерархическая подчиненность; содержание акта составляют правила поведения. Нормативно-правовые акты подразделяются на две группы:

    -законы(конституция РФ,законодательство о внесении изменений в нее;федеральные конституционные законы,ФЗ,законы субъектов)

    -подзаконные акты(указы президента,постановления правительства,акты министерства РФ).

    6.Правосознание и правовая культура.

    Правосознание это одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.

         Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. В этом качестве оно включает и аккумулирует политические, нравственные, философские, религиозные, технократические и иные проявления духовной жизнедеятельности людей и является интеллектуальным выражением их общественной и индивидуальной жизни.

         В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому поведению (самооценка).

         Правосознание как особая форма сознания - это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, представлений, убеждений, настроений и т.п., в которых выражается отношение индивидов,   объединений   или   всего  общества  в целом, выражающих отношение к праву действовавшему, действующему и желаемому.

         Правосознание существует «до», «после» права и «параллельно» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.

        Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результате правотворчества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах.

        Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности.
    Сущность правосознания проявляется в его особенностях:

       1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания, к которым, например, относится мораль. Нравственные, политические и иные идеи и представления активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.

       2. В правосознании отражаются только те явления жизни общества, которые непосредственно связаны с правом.

         Оно охватывает создание правовых норм, реализацию их требований в правовые отношения. Однако прежде чем воплотиться в правовых нормах и практике их применения, те или иные нравственные, политические или другие идеи должны пройти через правосознание граждан.

        3. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством юридических понятий и категорий.

          К ним, например, относятся такие понятия как "законность", "юридическая ответственность ", "правонарушение " и другие.

        4. Правосознание отражает не только состояние общественных отношений в определенный момент времени, но также темпы и направления их развития.

         Это выражается в отставании или опережении правосознания от темпов развития общественных отношений

    5. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью.

    По содержанию:

    1. Обыденное - определяется личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом.

    2. Профессиональное - представляет собой чувства, убеждения, традиции юристов-профессионалов.

    3. Научное - представляет собой идеи, понятия, концепции теоретического освоения права исследователями, научными работниками.

    4. Индивидуальное  - это правовые представления и чувства индивидуума.

    5. Коллективное - правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества и общества в целом.

    По субъектному составу:

    1.Общественное - включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражаюттипичные свойства правовой действительности общества

    2.Групповое

    Основными функциями правосознания являются:

       = информационно-познавательная (коммуникативная) - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом; 

       = оценочная - при развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления;

       = регулятивная - высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения;

       = прогностическая (правового моделирования) - способность предвидеть возможные сдвиги в системе ценностных ориентации, предсказывать характер поведенческих реакций на те или иные нормативно-правовые  акты,   юридически   значимые  решения государственных органов.

    Правовая культура "в целом" есть способ организации правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой области. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, "что движет правовым процессом". Он сравнивает ее с "общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется на практике, как его избегают или как им злоупотребляют".

         Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления:

       1) доктринально-философский - идеи, концепции, теории права;

       2) нормативный - совокупность действующих в обществе правовых норм;

       3) институционный - совокупность правотворческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нормы;

       4) социологический - правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода "общий знаменатель" всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры.

         Правовая культура — это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реализованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков.

     Правовую культуру определяют:

    • степень развитости правосознания населения;

    • уровень развития правовой деятельности;

    • степень совершенства всей системы правовых актов.

    Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

      * психологический элемент (правовая психология);

      * идеологический элемент (правовая идеология);

      * поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

         Структура правовой культуры общества имеет следующие уровни:

    • уровень правосознания и правовой активности общества;

    • уровень развития права (культура юридических текстов и т.п.);

    • культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

    Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обыденным или научным.

    7.Основные правовые системы современности.Международное право как особая система права.

    Правовая система является совокупностью следующих элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин.

    1. Англосаксонская правовая система.

    Главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США, Канада, Австралия, новая Зеландия и другие, является судебный прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости. То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями.

    2. Романо—германская (континентальная) правовая система.

    В качестве основы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия. Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно—правовые акты, сформированные в единую систему.

    3. Система мусульманского (религиозного) права.

    Существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и других). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы. Но в ряде стран действует двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно—правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуется религиозные произведения.

    4. Система традиционного (обычного) права

    Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно—правовые акты страны.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта