Главная страница
Навигация по странице:

  • Как идентифицировать человека

  • Модус А ("физическое Я")

  • Модус В ("социальное Я")

  • Модус С ("рефлексивное Я")

  • Модус D ("океаническое Я")

  • Психология Задачи к семинарам. Задача 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеЗадача 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения
    Дата09.02.2022
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПсихология Задачи к семинарам.doc
    ТипЗадача
    #356871
    страница13 из 31
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   31

    Задача 274●. Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные.

    1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.

    2. Личность - это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.

    3. Личность - это индивидуально выраженное всеобщее.

    4. Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.

    5. Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

    6. Личность - ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино разные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

    Задача 275●. Что вы можете сказать об особенностях личности близнецов? Согласны ли вы с участниками приведенного диалога?

    Лиз, чтобы поддержать разговор, снова нарушила воцарившееся за столом молчание.

    - А близнецы действительно представляют интерес для науки? - спросила она доктора.

    Улыбнувшись, доктор ответил:

    - Чрезвычайно большой интерес! Однояйцевые близнецы теснее всех живых существ на свете связаны друг с другом. Отношения их ближе, чем даже у матери и ребенка. Они в высочайшей степени сопереживают друг другу и часто, обладая свойствами телепатии, могут угадывать мысли друг друга на расстоянии. Иногда во время наших исследований меня охватывало жуткое чувство, что пара близнецов воплощает в себе одного человека, или, скорее, две его половинки.

    - Может быть, это оттого, что они вместе растут, проводят много времени друг с другом? Или здесь кроется несколько иная причина? - заинтересовалась Лиз.

    - Да, здесь кроется несомненно другая причина, пока еще мало изученная нами. Мы изучали близнецов, которых по той или иной причине разлучили сразу после рождения и которые никогда не подозревали о существовании своих брата и сестры. Мы обнаружили поразительное сходство образа жизни этих находившихся далеко друг от друга людей, их вкусов, даже несмотря на то, что они росли в совершенно разных семьях. Я беседовал с одним таким близнецом, и во время интервью выяснилось, что он носит такие же, как его брат, модели одежды и даже прическу. В своих снах они оба очень долго видели свою пару, играли и разговаривали друг с другом. Поэтому ни один из них не удивился, узнав, что на свете живет его брат.

    - Очень похоже на такое явление, как привидения, - вставила Марта, жена Джимми.

    - Хотя это и не очень подходящий для психиатрии термин, - пояснил доктор, - все-таки он наиболее характерный.

    - А близнецы всегда ладят друг с другом? - спросила Марта.

    - Всегда, - ответил доктор. - По крайней мере, этот вывод подтверждается нашими наблюдениями. Мать близнецов смотрит на них, как на одно существо. Поэтому между ними не возникает конкуренции за право стать любимцем своей родительницы. В общих словах, дух соперничества им совершенно чужд. Вместо этого они как бы образуют единый союз, который, как один человек, вступает в состязание с другими личностями.

    - Меня всегда удивляло, что мать одевает своих близнецов одинаково, - высказалась Марта. - Это ведь может испортить им жизнь, как-то лишить их индивидуальности.

    - Некоторые опрошенные нами близнецы очень противились тому, чтобы их одевали в одинаковую одежду, - пояснила Энн Хэмилтон, - в то время как другим это очень нравилось. Некоторые близнецы так и продолжают с самого своего рождения до старости одинаково одеваться. Связь друг с другом сохраняется у них на протяжении всей жизни, вплоть до смерти. Огромное количество близнецов отказываются жениться или выходить замуж, чтобы навсегда сохранить свой союз друг с другом. Об этом явлении неплохо смогут вас проинформировать члены их семей.

    - А мать близнецов всегда может отличить одного от другого? - спросила Лиз.

    - Обычно ей удается это сделать сразу после их рождения, хотя и не всегда. Обычно при рождении близнецов родители надевают на ручки своим чадам браслеты с опознавательными знаками, чтобы можно было отличить одного ребенка от другого. Но с возрастом у каждого из близнецов появляется достаточно отличительных признаков, благодаря которым значительно облегчается участь окружающих людей. У одного может появиться какая-нибудь отметинка на теле или шрам, другой может сильно прибавить в весе, ну и все такое прочее.

    ...Жермен... повернулась к доктору.

    - Близнецы очень палиндромичны. (С. Вудз)

    Задача 276●. Много ли можно сказать об особенностях личности человека на основании анализа его внешности и поведения? Проанализируйте отрывки и сделайте предположения о тех личностных особенностях, которые могут стоять за приведенными описаниями.

    1. Среди еврейских лиц, ежедневно встречавшихся мне на Ханпасгассе, я четко распознавал различные колена Израилевы, которые даже благодаря близкому родству так же мало позволяли затушевывать непохожесть отдельных личностей, как смешивать масло с водой. Когда нельзя сказать: вон те, что там, братья или отец с сыном.

    Тот принадлежал к одному колену, этот - к другому, вот и все, что можно прочесть на их лицах.

    И если бы даже Розина была вылитый старьевщик, это бы еще ничего не доказывало!

    ...Розина принадлежит к тому колену, рыжеволосый тип которого еще более отталкивающ, чем другие. Мужчины этого типа узкогруды, у них длинные куриные шеи с выступающими кадыками.

    Должно быть, они усыпаны веснушками с головы до ног и всю жизнь страдают в муках похоти и тайно ведут непрерывную безуспешную борьбу против своих страстей, испытывая вечный страх за свое здоровье. (Г. Мейринк)

    2. Вера, 28-летняя процветающая журналистка. Вера пользуется успехом у мужчин, неоднократно собиралась выйти замуж, но каждый раз ей что-либо мешало, то она вдруг устраивала скандал перед самой свадьбой, то в последний момент узнавала о неверности жениха... В ее жизни было два больших романа, и оба с женатыми мужчинами, которых она не пыталась увести из семьи. К психотерапевту обратилась потому, что в очередной раз без всякой причины охладела к человеку, за которого собралась выходить замуж. В беседе Вера утверждает, что ей нужно выйти замуж, что она не желает оставаться "старой девой" или рожать без мужа, не хочет огорчать мать, ей совсем не нравится снисходительное отношение некоторых коллег.

    А с другой стороны, ей очень нравится ее работа, нравится, что в любой момент она может сорваться в интересную поездку, ее ничто не держит дома и она может "закрутить роман" с любым понравившимся ей мужчиной. Но такое поведение не одобряется ни ее близкими, ни ее окружением, ни ею самой. (По О. Р. Арнольд)

    3. ...По общему мнению односельчан он был человек недоразвитый, придурковатый... с длинными руками, горбоносый, с вытянутыми, как у лошади, лицом. Ходил, раскачиваясь взад-вперед, медленно, посматривал вокруг бездумно и ласково. (В. М. Шукшин)

    Задача 277●. Прокомментируйте текст и поясните, как самооценка влияет на процессы социальной перцепции и самовосприятие.

    В экспериментах Готтшальдта испытуемым-подросткам предъявлялись специально изготовленные фотографии самих испытуемых, их родителей, одноклассников, учителей. Фотографии были неискаженные и искаженные - несколько суженные или расширенные. Во всех случаях надо было выбрать "правильный" (похожий) портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки.

    При выборе фотографии одноклассника предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное - в случае пренебрежительного к нему отношения.

    При выборе испытуемыми 10 и 16 лет своих фотографий и портретов родителей обнаруживалось, что дети 10 лет выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фотографий родителей - расширенные. Испытуемые 16 лет выбирали свои портреты в расширенном варианте, а портреты родителей - в суженном.

    Задача 278●. Проанализируйте фрагмент и поясните, какими путями человек стремится достичь уверенности и самоуважения. Почему это так важно? Почему личностную стратегию Е. Масло-вой Л. Н. Толстой называет "уловками разума"? Можно ли вообще обойтись без подобных уловок?

    Удивляло его [Нехлюдова] то, что Маслова не стыдилась своего положения - не арестантки (этого своего положения она стыдилась), а своего положения проститутки, - но как будто даже была довольна, почти гордилась им. А между тем это и не могло быть иначе. ...В продолжение десяти лет везде, где бы она ни была, начиная с Нехлюдова и старика-станового и кончая острожными надзирателями, видела, что все мужчины нуждались в ней. И потому весь мир представлялся ей собранием обуреваемых похотью людей, со всех сторон стороживших ее... Так понимала жизнь Маслова, и при таком понимании жизни она была не только не последний, а очень важный человек. И Маслова дорожила этим пониманием больше всего на свете. Чуя же, что Нехлюдов хочет вывести ее в другой мир, она противилась ему, предвидя, что в том мире, в который он привлекал ее, она должна будет потерять это свое место в жизни, дававшее ей уверенность и самоуважение.

    Задача 279●. Проанализируйте текст, выдвиньте гипотезы, способные объяснить явление личностной множественности. Согласны ли вы с Ф. Ницше, считающим, что "допущение единого субъекта не является необходимым", что "субъект есть множественность"?

    Каждый читал рассказ Р. Л. Стивенсона "Странный случай с доктором Джекилом и мистером Хайдом" - одно из наиболее известных описаний личностной раздвоенности. Психиатр В. П. Осипов подробно проанализировал описанные в мировой практике и литературе случаи такого раздвоения. Оно проявляется в двойной жизни человека, т.е. в двух состояниях, сильно отличающихся одно от другого по психическому складу, чертам характера, актуализируемых в поведении. В каждом из них сохраняются воспоминания о предшествующем опыте, событиях, переживаниях в этом состоянии, но, находясь в одном из состояний, человек не помнит, не знает, что с ним было в другом.

    В литературе описаны более сложные случаи множественной личности, когда больные переживают до пяти различных состояний (например, книга У. Ф. Принса "Дорис - случай множественной личности"). Современные психомодифицирующие средства позволяют "производить" множественную личность, разумеется, не в интересах самой личности. Пример такого рода описан в книге А. Л. Толкунова "Похитители разума": в 1967 г. на Филиппинах по обвинению в подготовке покушения на президента Маркоса был арестован некий американец, назвавший себя Луисом Анджело Кастильо. С помощью допросов и специальной медицинской экспертизы было установлено, что данный агент был психически запрограммирован на четыре разных личности, не знающих и не помнящих одна другую. Непроизвольная же реализация каждой из них должна была осуществляться по строго установленным сигналам. Любопытно, что в каждом из состояний у него менялся пульс, частота дыхания, потовыделение, манеры поведения, стиль разговора. Агент после усилий психиатров в конце концов вспомнил, что проходил подготовку в специальной оперативной группе в ЦРУ в лагере, где его обучали диверсионной деятельности.

    Задача 280●. Ниже приведены выделенные И. С. Коном механизмы самооценивания. Объясните, для каких возрастных этапов характерно включение тех или иных механизмов. Имеют ли механизмы самооценки личностную окраску или они универсальны?

    1. Усвоение субъектом оценки его другими людьми (как непосредственное отражение чужих оценок, так и ориентация на то, как индивид представляет себе эти оценки, а также равнение на генерализованного другого).

    2. Социальное сравнение - индивид осознает и оценивает себя путем сравнивания с другими людьми.

    3. Самоатрибуция - индивид заключает о себе и о своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях.

    Задача 281●. Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации?

    1. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика - событие, о котором в сознательном состоянии она совершенно не помнит.

    2. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум осеннего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.

    3. Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться.

    4. У ребенка, которому запрещали играть своими экскрементами, развивается преувеличенная чистоплотность.

    5. Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой.

    6. Студенту, который с удовольствием "смошенничал" бы на экзамене, кажется, что все на него смотрят так, как если бы он "мошенничал" взаправду.

    7. Агрессивный молодой человек становится "звездой" регби или футбола.

    8. Маленькая девочка так сильно "любит" своего младшего братца, что все ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг "перестанет" дышать.

    9. Агрессивность женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи.

    10. Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно он сам хочет изменить ей.

    11. Некто, воспитанный властным отцом, становится активистом одного из общественных движений протеста.

    12. Агрессивный человек часто ведет себя слишком вежливо или слишком слащаво по отношению к другим.

    13. Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время беременности она даже и думать не хотела.

    14. Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей должностью и ему кажется, что все недовольны его работой.

    1. Студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в билете были вопросы "на засыпку".

    Задача 282●. Проанализируйте приведенные примеры. Какие пути преодоления (компенсации) чувства недостаточности в них упомянуты? Какие другие пути вам известны? Какое значение имеет для А. Адлера факт действительности или мнимости воспоминаний детства?

    1. По дороге в школу А. Адлеру, как он пишет, нужно было проходить через кладбище: "Каждый раз я этого боялся и с большим неудовольствием наблюдал, как другие дети беспечно шли через кладбище, в то время как я совершал шаг за шагом, исполненный тревоги и ужаса. Кроме невыносимого страха, меня терзала мысль, что я не такой смелый, как остальные. Однажды я твердо решил положить конец этому смертельному ужасу и в качестве средства для этого выбрал "очерствление". Я немного отстал от остальных ребят, положил ранец на землю у кладбищенской стены и пробежал через кладбище раз с дюжину, пока не почувствовал, что овладел своим страхом. Мне кажется, что с тех пор я проходил эту дорогу уже без страха". Интерпретируя это воспоминание, Дж. Раттнер вводит одно "поучительное дополнение": впоследствии Адлеру удалось установить, что на пути в его школу... не было никакого кладбища! (По Е. В. Сидоренко)

    2. Всю свою жизнь Стендаль поддерживал свою репутацию дэнди, умного, циничного и непредсказуемого. Сам он называл причиной того, что стал таким завсегдатаем салонов, свое ощущение, что он безобразен, застенчив и неловок. (А. Мерлер)

    3. Письменное воспоминание девочки-ученицы третьего класса: "Когда мне было 4 года, я не умела хорошо рисовать. Часто мне хотелось нарисовать человека. Моя мать говорила мне: "Ты делаешь нос похожим на огурец". Я не позволяла себе расстраиваться из-за этого и продолжала рисовать... Когда я все закончила, то показала моей матери. "Теперь уже ты не делаешь носы похожими на огурцы". С тех пор я стала очень хорошо рисовать людей". (По А. Адлеру)

    4. Одно из моих самых ранних воспоминаний, если не самое раннее, это случай, который произошел, когда мне было примерно три с половиной года. Девушка, которая работала на моих родителей, привела меня и мою двоюродную сестру вниз, в подвал, и дала нам попробовать сидра. Он нам очень понравился. Немного позже мы решили, что хотим еще попробовать, и стали продолжать угощаться. Через соответствующее время мои ноги отказались служить мне в передвижении, к тому же пол был довольно скользким, так как мы выпустили на пол весь сидр. Я не знаю, связан ли каким-либо образом этот случай с моей неприязнью к сидру и другим пьянящим напиткам. (По А. Адлеру)

    Задача 283●. Проанализируйте по приведенному тексту природу межполовых различий. Как вы считаете, различаются ли и в чем "мужская" и "женская" личности?

    1. К. Макнемар установил, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как мальчики обладают лучшими механическими и математическими способностями.

    2. Д. Р. Хобсон, Р. Д. Хавигхурст и Ф. Н. Бриз показали, что у девочек по сравнению с мальчиками более выражена беглость речи.

    3. Н. Марш, Дж. Антилл, Дж. Куннингам показали, что женщины более воспитуемы, адаптивны, обучаемы, у них выше уровень социальной желательности, в то время как мужчины чаще более находчивы, сообразительны, изобретательны. Показано, что мужчины предпочитают и решают лучше новые задачи, которые предъявляют максимальные требования к новаторству и минимальные - к совершенству решения.

    4. Женщины предпочитают и успешнее решают задачи стереотипные, требующие минимума новаторства, но максимально долго высокого ритма; они чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах работы, которые требуют стереотипных, однотипных форм поведения. (С. Бенбоу, Р. Бартон, С. Жиклин и др.)

    5. Все виды новых профессий, новые виды игр, спорта, хобби и т.д. вначале осваиваются мужчинами, а только потом женщинами. Известно, что среди композиторов и исполнителей, режиссеров и актеров, даже среди вязальщиков в прошлые века и сейчас наблюдается разное соотношение полов.

    6. Особенно яркие отличия проявляются в психомоторике, что находит свое выражение в почерке. Так, у женщин почерк правильный, единообразный, точный, красивый, стандартный, симметричный, в то время как у мужчин неправильный, неравномерный, размашистый, некрасивый, ошибочный, индивидуально оригинальный и т.д. (К. Диукс и др.)

    7. В исследовании В. М. Русалова изучались половые различия в структуре темперамента. Оказалось, что по шкалам эргичности, пластичности, темпа средние показатели существенно выше у мужчин, по шкалам социальной пластичности, эмоциональности и социальной эмоциональности - у женщин. По шкалам социальной эргичности и социальному темпу существенных различий между мужчинами и женщинами не обнаружено.

    8. В. А. Геодакян предположил, что процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность - консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную "память", а самцы - оперативную, временную "память" вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь затем, после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого "инерционного ядра" популяции, представленного самками. Поскольку самцы филогенетически воплощают в себе принцип изменчивости, все новые признаки в развитии вида возникают сначала у самцов и лишь затем передаются самкам, у которых, напротив, сильнее представлены всякого рода рудименты. В онтогенезе, наоборот, самцы более ригидны и независимы от среды, тогда как самки более изменчивы, пластичны и лучше поддаются обучению. (По И. С. Кону)

    Задача 284●. Охарактеризуйте изменение мотивационной структуры девушки по приведенному отрывку. Объясните смысл и значение такой перестройки.

    Все существенно лишь постольку, поскольку имело отношение к тебе, все в моей жизни лишь в том случае приобретало смысл, если было связано с тобой. Ты изменил всю мою жизнь. До тех пор равнодушная и посредственная ученица, я неожиданно стала первой в классе; я читала сотни книг, читала до глубокой ночи, потому что знала, что ты любишь книги; к удивлению матери, я вдруг начала с неистовым усердием упражняться в игре на рояле, так как предполагала, что ты любишь музыку. Я чистила и чинила свои платья, чтобы не попасться тебе на глаза неряшливо одетой... А во время твоих отлучек... моя жизнь на долгие недели замирала и теряла всякий смысл. (С. Цвейг)

    Задача 285●. Определите, о каком психическом феномене идет речь в данных примерах. Какой уровень развития самосознания они отражают?

    1. Ребенок звонит по телефону бабушке и говорит ей: "Бабушка, посмотри, какая у меня красивая кукла!"

    2. Ребенок убежден, что бакалейщик продает конфеты, чтобы сделать приятное детям.

    3. Взрослый человек, входя в комнату, восклицает: "Бррр... Закройте окна, тут так холодно!"

    4. Ученый убежден, что его проблема самая важная, в то время как другие занимаются неизвестно чем. (По О. В. Турусовой)

    Задача 286●. Ниже приведена история, рассказанная в эксперименте Л. Колберга детям и подросткам. Вспомните основные уровни (доконвенциональная, конвенциональная мораль, постконвенциональная мораль), стадии (ориентация на наказание; ориентация на поощрение; ориентация на образец "хорошего мальчика (девочки)"; ориентация на авторитет; ориентация на конвенцию; ориентация на общечеловеческие принципы) развития морали, по Л. Колбергу, и поясните связь морального сознания и самосознания. Как, по-вашему, отреагируют на ситуацию морального выбора, заданную историей Л. Колберга, дошкольник, подросток, взрослый?

    В одной европейской стране умирает от особой формы рака некая женщина. Между тем есть лекарство, которое, по мнению врачей, могло бы ее спасти. Это лекарство, в состав которого входит радий, только что открыл живущий в том же городе фармацевт. На его изготовление фармацевт затратил 200 долларов, однако только за одну дозу этого лекарства он требует в 10 раз больше денег, чем он израсходовал, т.е. 2000 долларов. Муж больной женщины, Хайнц, сделал все возможное, чтобы собрать эту сумму, одалживая деньги у знакомых, но получить ему удалось только половину. Тогда он возвращается к фармацевту и просит его понизить цену на лекарство или позволить ему отдать недостающие деньги позднее. Фармацевт отказывает: "Я открыл это лекарство и хочу извлечь из своего открытия много денег". Той же ночью отчаявшийся Хайнц задумывает проникнуть в аптеку, взломав дверь, и похитить лекарство. Прав он или нет? Почему?

    Задача 287●. Обобщите суть приведенных фрагментов и дайте характеристику личной идентичности человека.

    1. Понятие идентичности ... имеет три главные модальности. Психофизиологическая идентичность обозначает единство и преемственность физиологических и психических процессов организма. Личная идентичность (или эго-идентичность) обозначает единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок, ценностных ориентации и самосознания личности. Социальная идентичность обозначает единство и преемственность определенной системы социальных характеристик (норм, ролей и статусов), позволяющих дифференцировать индивидов по их общественному положению и групповой принадлежности.

    Личная идентичность подразумевает ответ на вопрос "Кто я?" и описывается большей частью в субъективных терминах, хотя самоописание обычно начинается с перечисления социально-ролевых свойств (мужчина, взрослый, учащийся и т.п.) или молчаливо подразумевает их. Социальная идентичность может быть описана как субъективно, изнутри, в рамках оппозиции "Мы - Они", так и объективно, в терминах нормативно-групповых ожиданий... Все это преломляется в индивидуальном самосознании. (И. С. Кон)

    2. Э. Эриксон... считает, что "...анатомия, история и личность определяют нашу судьбу". Поэтому понятие "идентичность" относится им то... к сознательному ощущению индивидной идентичности; в других случаях - к бессознательному влечению к целостности и непрерывности личности; то рассматривается как критерий скрытой работы "я-центра"; и наконец, как поддержание внутренней солидарности с идеалами и идентичностью группы. (И. В. Солодникова)

    Задача 288. Прокомментируйте следующие фрагменты текста. Представителям каких психологических направлений они могли бы принадлежать?

    1. Человек как целое необъективируем. Поскольку он объективируем, он есть предмет... но в качестве такового он никогда не есть он сам. По отношению к нему как к объекту можно действовать посредством внешних рассудочных установлений согласно правилам и опыту. По отношению к нему самому... я могу действовать только в исторической конкретности, в которой уже никто не есть "случай", но в которой совершается судьба.

    2. Человек наделен способностью видеть во всех предметно-символических формах мира лишь себя самого; меняя и тасуя символы, он лишь разбирает слой за слоем себя, чтобы в конце концов прийти к последнему непостижимому - и до конца не достижимому - символу: себе самому.

    3. Все наши мысли и размышления - это формы внутреннего диалога типа "с одной стороны... с другой стороны...", туда и обратно. Пока мы воспринимаем побочные продукты внутреннего диалога как предельную реальность, мы в основном не осознаем этот процесс и то, как мы связаны временем и энергией, которые мы на это тратим. Мы не замечаем, что без конца делим наш жизненный опыт на две или больше ролей, конфликтующих между собой, потому что по крайней мере одна из них фиксируется идеальным "что должно случиться". Мы не знаем, что, стараясь избежать болезненных последствий этого разделения, стараясь сложить все снова, все, чего мы достигаем, это создание ложного единства: мы идентифицируемся с одной ролью и с убийственной серьезностью воспринимаем ее как само собой разумеющуюся, а за дополнительные роли как будто и не отвечаем. Большая часть того, что дзен называет "относительным разумом", а западная психология зовет "Эго", происходит из ложного концептуального единства этого незавершенного диалога.

    Задача 289. В одной из своих книг К. Юнг сказал, что "человек является загадкой для самого себя". Попытайтесь сформулировать свое представление о личности, отталкиваясь от круга вопросов, очерченных работой В. В. Налимова "Спонтанность сознания".

    Развивая вероятностно ориентированную философию, мы готовы встретиться лицом к лицу с основной проблемой - проблемой существования.

    Что есть личность?

    Это - фундаментальный вопрос не только для психологии, социологии и антропологии, но также и для философии и теологии. Это роковой вопрос для человека. Умение выстоять перед этим вопросом, не испугаться его, не уклониться от него, будет определять возможность человека выжить в этом Мире, быстро идущем в непонятное будущее.

    Как идентифицировать человека?

    Что остается неизменным на протяжении всей жизни, если все непосредственно воспринимаемое нами изменяется во времени? Какую роль в идентификации личности играет тело человека, если мы знаем, что в результате метаболического круговорота в мозге в течение нескольких месяцев почти все атомы оказываются замененными? Не является ли личность только процессом - может быть, точнее - случайным процессом, возможность развития которого определяется наличием физического тела? В чем различие в представлениях о личности в различных культурных традициях? Как связана личность с предельной (инвариантной времени) реальностью Мира? Останется что-либо содержательное от представления о личности, если снять с нее покровы, наброшенные на нее культурной средой и, соответственно, личной историей? Внесла ли современная наука что-то существенно новое в понимание природы личности?..

    Являются ли личность и мир вечными?

    Являются ли личность и мир имеющими конец?

    Являются ли душа и тело идентичными? (По В. В. Налимову)

    Задача 290. Ниже приведены разные способы осмысления "Я". Прокомментируйте их с точки зрения возможной поведенческой реализации. Какая из формулировок отражает ваше собственное восприятие своего "Я" и почему?

    1. Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история. (Г. Гейне)

    2. Я ничто. Этот малый промежуток не способен отделить меня от небытия, куда мне надлежит идти. Я пришел лишь затем, чтобы составить множество; больше нечего было сделать из меня. (Епископ Боссюэ)

    3. Тот, кто не поспевает в ногу с остальными, возможно, слышит иного барабанщика. Пусть шагает с той музыкой, которая слышится ему - слабая и отдаленная. (Торб)

    4. Все мы жертвы... Наши судьбы предопределены космическим жребием, ветрами звезд и непостоянными вихрями, что дуют с мельниц богов". (Г. Л. Дитрих)

    5. Окружающий мир, по-видимому, не овладевает нами полностью, даже когда мы выросли, но только на две трети; одна треть нашего "Я" еще не родилась. При каждом утреннем пробуждении мы как будто рождаемся заново". (3. Фрейд)

    6. Я так бессмысленно чудесен, что Смысл склонился предо мной! (И. Северянин)

    7. Бог есть неограниченное Всё, человек есть только ограниченное проявление Бога. Или лучше так: Бог есть то неограниченное Всё, чего человек сознает себя ограниченной частью. Истинно существует только Бог. Человек есть проявление его в веществе, времени и пространстве. Чем больше проявление Бога в человеке (жизнь) соединяется с проявлением (жизнями) других существ, тем больше он существует. Соединение этой своей жизни с жизнями других существ совершается любовью... (Л. Н. Толстой)

    1. Человек - это существо, нуждающееся в тайне (т.е. с жалом бесконечности в душе) и знающее себя смертным. (М. Мамардашвили)

    2. Когда каждый что-то являет, нет никого, кто был бы никем. ("Гондольеры")

    3. Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть. (Ж.-П. Сартр)

    4. Я не знаю, чем я кажусь свету, но сам я сравниваю себя с ребенком, который, бродя по берегу моря, собирает гладкие камни и красивые раковины... (И. Ньютон)

    Задача 291. Прочитайте приведенный текст и постарайтесь найти более глубокую внутреннюю логику связанности чувства юмора и агрессивности.

    Люди с отменным чувством юмора обычно воспринимаются окружающими как симпатичные, доброжелательные субъекты. Но - внимание! - как оказалось, рядом с "юморным" человеком надо быть предельно осторожным. Немецкие ученые-психологи, проведя специальные исследования, пришли к выводу, что развитое чувство юмора очень часто является надежным индикатором таких черт характера, как... агрессивность, авторитарность и жестокость.

    Исследователи протестировали несколько десятков студентов, предлагая им определить свое отношение к специально составленному списку шуток на разные темы. Затем испытуемым вручили краткое описание 25 гипотетических поступков и преступлений, среди которых значились, например, подкуп, фальшивомонетничество, нанесение телесных повреждений, измена родине, лжесвидетельство, кража, убийство, изнасилование... Здесь же была шкала, на которой участники эксперимента должны были отметить наказание, которое они считают справедливым для каждого вида преступления. Разброс - от "выговора" до смертной казни.

    Ученые подсчитали результаты и ошалели: чем большим чувством юмора обладали испытуемые, тем более строгого наказания они требовали для преступников! Причем безжалостнее всего были те, кто предпочитал шутки, изложенные понятно и однозначно.

    Откуда же такая парадоксальная связь между юмором и жестокостью? Психологи предполагают, что, вероятно, у склонных к суровым санкциям людей вообще более выражена потребность к порядку и "структуре". Они не любят неопределенности. Поэтому и шутки предпочитают пресные, как правда. (Ю. Скороходов)

    Задача 292. Исходя из приведенного отрывка, попробуйте соотнести понятие "Лица" А. А. Ухтомского с понятиями личности и субъекта. Поясните, какова, по А. А. Ухтомскому и М. М. Бахтину, роль Другого в становлении личности?

    В системе психологических идей А. А. Ухтомского центральное место занимает категория "Лица". "Лицо" уникально, неповторимо, никем не заменимо ("Лицо" соотносимо с "Другим" М. М. Бахтина). Чтобы увидеть "Лицо", а не свою проекцию - "Двойника", необходимо освободиться от эгоцентрической доминанты, воспитать в себе "доминанту на Собеседнике". В этом нелегком труде человек обретает истинного "Собеседника" и находит свое "Лицо". "Вот, если хотите, подлинная "диалектика": только переключив себя и свою деятельность на других, человек впервые находит себя как лицо!" - писал А. А. Ухтомский... Говоря о доминанте на Собеседнике, А. А. Ухтомский имел в виду не доминанту на одном-единственном человеке, а доминанту на каждом другом... "Пока человек не свободен еще от своего Двойника, он, собственно, и не имеет еще Собеседника, а говорит и бредит сам с собою; лишь тогда, когда он пробьет скорлупу и поставит центр тяготения на лице другого, он получает впервые Собеседника. Двойник умирает, чтобы дать место Собеседнику". ...Когда человек побеждает в себе Двойника, он "впервые находит себя как лицо... Лицо - это и есть осуществленный синтез неповторимо-индивидуального и всеобщего в человеке. Именно поэтому возможна доминанта на каждом, и на каждом Другом..." (По Т. А. Флоренской)

    Задача 293. Проанализируйте приведенный текст. Можно ли использовать эту схему по отношению к любой личности? Можно ли соотнести ее с уровнями развития личности?

    За наличностью "реального Я" с его характером, темпераментом и многообразными психическими особенностями, за пределами одобряемого и воображаемого "идеального Я" существует "духовное Я", неизмеримо превосходящее наличные возможности человека. "Реальное Я" и "идеальное Я" несут на себе печать прошлого опыта, оценок и воздействий окружающих, словом, временного, изменяющегося, случайного. "Духовное Я" - это голос вечности в душе человека, его творческое призвание, перспектива становления. Оно обычно не осознается или смутно осознается, но, даже будучи неосознанным, может активно руководить жизнью человека. Эта возможность зависит от взаимоотношений между "наличным Я" и "духовным Я". Между ними могут быть отношения согласия, и тогда человек реализует свое жизненное призвание... они могут быть в конфликте, и "духовное Я" может быть вытесненным из сознания. Сознательное духовное становление личности начинается тогда, когда "наличное Я" вступило в осознанный диалог с "духовным Я", решило принять его руководство, доминирование (господство) в своей жизни. Одним из проявлений такой сознательной духовной жизни является нравственная установка личности, ориентирующей свое поведение на "голос совести". (По Т. А. Флоренской)

    Задача 294. Прочитайте характеристику "Я-концепции", прокомментируйте, как, за счет чего происходит ее расширение или сужение. Как с этих позиций вы рассматриваете типичное осознание себя типичным современным человеком, свою "Я-концепцию"? Кто такой, на ваш взгляд, "человек Вселенной"?

    "Я-концепция" определяется набором ролей, принятых данной личностью, описывает репертуар привычных для нее способов поведения. Происходящее вокруг приобретает для человека ту или иную окраску, только будучи преломленным через его "Я-концепцию". Лучше всего это иллюстрируется болезненными симптомами отчуждения человека от самого себя, когда он, произнося вслух свое имя, не узнает его звучания, не связывает с ним своего бытия. В норме и активизация тех или иных знаний происходит только после определения модальности происходящего для "Я-концепции" человека. Любопытно, что это психологическое образование имеет подвижные границы и может трансформироваться: расширяться или сужаться. Например, "Я-концепция" матери включает в себя и ее ребенка: Любое событие интерпретируется ею не только с учетом последствий для себя, но и с позиций заботы о ребенке. Случай еще большего расширения "Я-концепции" касается явлений национального и классового Самосознания. (В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов)

    Задача 295. Прокомментируйте фрагмент из романа В. Аксенова "В поисках грustnого бэби", охарактеризуйте роль мировоззрения ("идеологии") в становлений личности. Какую роль оно играет в формировании национального менталитета и самосознания на определенном этапе общественного развития? Есть ли у американцев "идеологическое начало"? А у русских? Согласны ли вы с автором, что русские переживают комплекс неполноценности по отношению к американцам?

    ...[Он] снова воспламенился: "Ненавижу всех "гринго", их развязные голоса, их наглую походку, самоуверенные взгляды, похабные улыбки..." Провинциальные комплексы неполноценности сыграли огромную роль в распространении марксистских идей.

    Смешно сказать, но во многих случаях, если не в большинстве, речь идет о чистейшем недоразумении. ...Американцы не любят унижать людей. Их "развязные голоса" - это просто манера их речи, "наглые походки" - просто-напросто выработанная в поколениях фигура передвижения Тела в пространстве, "самоуверенных взглядов" и "похабных улыбок" - в массе не встречается, а если они и встречаются, то по большей части происходят от простодушного следования какому-нибудь кино- или телеимиджу. Ко всему прочему, сейчас этот образ американского супермена все дальше уходит в прошлое, оттесняется на окраины. Интересно и печально было в этой связи наблюдать американских морских пехотинцев, окопавшихся на окраине Бейрута. Советская пропаганда вопила на весь мир, изображая этих ребят как захватчиков, насильников, а они были скорее похожи на простых молоденьких работяг...

    Ненависть к американцу - это, по сути дела, ненависть к устаревшему стереотипу, фантому целлулоидной пленки.

    Интересно было бы проследить корни антиамериканских чувств, возникающих в идеологизированных обществах. Геббельс с искренним изумлением докладывал Гитлеру о допросах первых американских военнопленных, взятых в Сахаре. В них нет никакой идеологии, мой фюрер...

    Я думаю, что и нынешних западногерманских левых бесит отсутствие у американцев идеологического начала. Когда какой-то лидер "Зеленой партии", собрав пробирку собственной крови, выплеснул ее на мундир американскому генералу, со страниц газет дохнуло ранним гитлеризмом, какими-то заклятиями Нюрнберга.

    Берусь утверждать, что у русских, несмотря на десятилетия пропаганды, до сих пор еще не выработался антиамериканский комплекс. Недоверие к Америке как к явлению цивилизации существует (или существовало?) у русской послереволюционной интеллигенции, в принципе, как у части общеевропейской "левой". Уместно... вспомнить... теорию Шпенглера: Америка и в самом деле опровергает тезис о закате Запада.

    ...[Америка] вызвала у "буревестника революции" [М. Горького] неслыханное раздражение. Нью-Йорк он назвал "городом желтого дьявола", а джаз определил... как "музыку толстых".

    ...Борис Пильняк... написал после путешествия в Штаты "американский роман" под названием "О'кей"... Антиамериканизму Пильняка позавидовал бы любой служака из Агитпропа. ...Все в Америке отталкивало его...

    Маяковского в его американском путешествии раздирали восхищение и неприязнь. ...Левореволюционное троцкистское сознание между тем подыскивало негативные аргументы:

    Я в восторге от Нью-Йорка города,
    Но кепчонку не стяну с виска;
    У советских собственная гордость,
    На буржуев смотрим свысока.

    ...Примерно те же чувства выразили знаменитые советские сатирики Ильф и Петров в книге 1936 года "Одноэтажная Америка".

    Я думаю, что все дело тут заключалось в том, что эти русские (читай левоевропейские) художественные путешественники были ошеломлены полным равнодушием Америки к величайшему потрясению их жизни, Октябрьской революции.

    ...И вдруг выясняется, что за океаном существует огромное общество, которое даже не очень-то отчетливо понимает, о чем идет речь... а на грандиозное космическое событие революции взирает как на местную российскую заварушку... Оно вовсе не собирается закатываться, разлагаться, впадать в декаданс. У него просто времени на это нет. С бешеной энергией оно делает деньги, деньги, деньги, и в результате этого недостойного, безобразного дела вырастают невиданные в старом мире небоскребы, страна опоясывается невероятной сетью шоссе, рабочие, вместо того чтобы делать революцию, покупают автомобили.

    Пильняк, Маяковский, Ильф и Петров подсознательно, очевидно, почувствовали, что в Америке речь идет об альтернативе насильственной революции. Отсюда и возникало вполне искреннее раздражение. Великое дело, к которому они были причастны, оказывалось под вопросом.

    Сейчас, в сумерках коммунистического мира, это ощущение еще более обостряется.

    Задача 296. Проанализируйте концепцию развития самосознания Л. А. Зурхера. Согласны ли вы с ней? Соотнесите понятие "самости" Зурхера с понятиями "самости" и "самотождественности" К. Юнга, с идеями о "Я-идентичности" Э. Эриксона. Выскажите предположение, какой модус является наиболее распространенным в вашем окружении и почему.

    Американский социолог Луис А. Зурхер-младший считает, что изменениям социальной структуры, характерным для "постиндустриального общества", в сфере индивидуального самосознания соответствует постепенная переориентация со стабильного "Я", где "самость" воспринимается как объект, на изменчивое "Я", понимаемое как процесс. Исходя из анализа эмпирических данных, полученных с помощью теста из 20 предложений, Зурхер различает 4 главных типа (модуса) "Я": физический, социальный, рефлексивный и океанический.

    Модус А ("физическое Я") - жесткое, центростремительное, обращенное внутрь и замкнутое в себе "микро-Я", основанное на телесных свойствах и ощущениях. Лица, принадлежащие к этому модусу, описывают себя преимущественно в физических терминах, подчеркивая такие свойства, как пол, возраст, рост и т.д.

    Модус В ("социальное Я") также фиксирует внимание на объективных свойствах, но не физических, а социальных. Его носители описывают себя в терминах своих социальных статусов, ролей, групповых принадлежностей и т.п. Этот модус стабилен, относительно статичен и мыслится как совокупность и некоторый синтез социальных ролей.

    Модус С ("рефлексивное Я") переносит центр тяжести на субъективные свойства, вкусы и диспозиции, относительно независимые от конкретных социальных ситуаций (типа "я счастливый человек" или "я люблю хорошую музыку"). Он отличается текучестью и не зависит от "внешних" социальных ролей, каждая из которых постоянно оценивается личностью, стоящей как бы рядом с ними.

    Модус D ("океаническое Я") является расширяющимся, центробежным. Это обращенное вовне "макро-Я", основанное на универсальных ценностях, абстрактных идеях, трансцендентных процессах или духовно-мистическом откровении. Поэтому оно и называется "океаническим". Представители этого модуса описывают себя наиболее абстрактно, в суждениях, вообще не подразумевающих какой-либо жесткой детерминации ("Я - живое существо" или "Я - песчинка на берегу времени").

    Именно "океанический тип, полагает Зурхер, лучше всего отвечает потребностям современного развития; самосознание проходит все 4 модуса, но их соотношение у разных индивидов различно. Зурхер предполагает, что это связано также с исторической эволюцией общества". (По И. С. Кону)

    Задача 297. Воспользуйтесь приведенной ниже схемой Э. Локка для описания современной личности русского человека и своей собственной личности.

    Английский этнограф Э. Локк предложил для описания личности сложную концептуализацию, в которой перекрещиваются несколько разных параметров:

    1. Внутренний или внешний локус контроля - представления о положении индивида в его поведенческой среде.

    2. Активное или пассивное начало - воспринимается ли "Я" в качестве контролирующей или подконтрольной инстанции.

    3. Время - мыслится ли источник человеческого поведения находящимся в прошлом, настоящем или будущем.

    4. Пространство - где именно локализуется "Я".

    Это дает совершенно разные модели (имплицитные теории) "Я". Например, человек может считать, что находится под контролем какого-то внешнего агента, но этот агент может быть локализован в прошлом (дух предка), в настоящем (дух леса, в котором я охочусь), в будущем (кто-то заманивает меня в ловушку с помощью магии) или в потустороннем, вневременном мире (ангел-хранитель). Столь же многообразна природа и локализация внутренних контрольных инстанций; я могу объяснять свои поступки влиянием прошлого (память), настоящего (страсть, мгновенное влечение) или будущего (стремление к определенной цели).

    Например, африканцы талленси считают жизненный путь человека предопределенным до его рождения, важную роль в их верованиях играет понятие "плохой судьбы". Поведение человека мыслится здесь зависящим от внешней силы, локализованной в прошлом. Индуистское понятие кармы, напротив, предполагает, что следующее воплощение человека зависит от его собственных деяний в прошлом, т.е. "Я" находится под контролем внутренней силы, локализованной в прошлом.

    Немаловажна и пространственная локализация "Я". При внешней локализации на первый план выходит оппозиция "верха" (бог, вышестоящие люди) и "низа" (дьявол), а также "здесь" (земное) и "там" (потустороннее начало). При внутренней локализации это может быть любая конкретная часть тела - сердце, голова, легкие, печень, гениталии и т.д.

    Развивая этот подход, П. Хилас указывает, что "наивные" теории "Я" можно расположить по оси духовности/чувственности. На одном полюсе стоят идеалистические концепции, описывающие "Я" как чисто духовное явление. Например, с точки зрения тибетского буддизма весь внешний мир - только иллюзорная проекция духа, сознания. На другом полюсе находится психология страстей и влечений, согласно которой поведение человека зависит от неподвластных ему эмоциональных сил.

    Крайним, предельным случаем идеалистической наивной психологии, трактующей "Я" как контролирующее, внутреннее, чистое, духовное начало, является мистический тибетский буддизм. Более светские, мирские формы буддизма уже заметно сдвинуты в сторону экстернализации и уменьшения приписываемого "Я" самоконтроля. Новоевропейская концепция человека отличается высокой интернализацией "Я", но приписывает ему среднее, промежуточное положение на векторе "контроль/ подконтрольность".

    Максимально экстернализованный, подконтрольный, находящийся во власти чувственных влечений образ "Я" характерен для южносуданской народности динка. В культуре динка нет понятия духа или самости как субъекта или внутреннего агента действий; активным началом в их мировоззрении является мир, тогда как человек выступает как его элемент и объект; в словаре динка отсутствует понятие вины и т.д. Почти столь же экстернален локус контроля у охотников и собирателей чевонг, живущих в лесах Малайзии. Язык чевонг отличается крайне бедным словарем эмоций. Эти люди никогда не говорят о своих внутренних состояниях, не различают "чувства" и "мысли", зато у них существует множество правил, регулирующих и подавляющих проявление эмоций. В воспитании детей чевонг особенно культивируются чувства страха и застенчивости, а поведение человека описывается главным образом через упоминание правил, которые он должен соблюдать.

    Нормативные представления о локусе контроля имеют решающее значение для культурной стратегии выбора целей и средств социализации детей. Житель Нью-Йорка вкладывает в понятие "агрессивность" совсем иной поведенческий смысл, нежели самоанец. Европейское противопоставление "зависимости" и "независимости" может оказаться бессмысленным в Японии, где высшей ценностью в человеческих отношениях считается "взаимозависимость", и т.д. (По И. С. Кону)
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   31


    написать администратору сайта