Главная страница
Навигация по странице:

  • Л. А. Венгер

  • А. А. Ухтомский

  • Виды деятельности

  • Психические свойства личности

  • Психология Задачи к семинарам. Задача 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеЗадача 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения
    Дата09.02.2022
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПсихология Задачи к семинарам.doc
    ТипЗадача
    #356871
    страница18 из 31
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31

    Задача 379●. Прокомментируйте данные суждения. Каково соотношение задатков и способностей в человеке?

    1. Рафаэлем может стать только тот, "в ком сидит Рафаэль", но удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант - это целиком зависит от спроса, который в свою очередь зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей.

    2. Человек никогда бы не проявил своих способностей, если бы не родился с соответствующими генами музыкальных, технических, литературных, интеллектуальных и т.д. способностей... Развитие способностей носит имманентный характер, совершается по принципу присущей самому организму внутренней целесообразности... совершенно независимо от влияний внешней среды.

    3. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.

    1. Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.

    2. Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.

    Задача 380●. Обобщите приведенные высказывания, сформулируйте основные принципы отечественной психологии в подходе к исследованию способностей.

    1. Присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов. (К. Маркс, Ф. Энгельс)

    2. Развитие индивидуальных способностей включает своим непременным условием присвоение продуктов культуры, выработанных обществом. (Т. И. Артемьева)

    3. Вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос об умственных способностях - с вопросом об умственном развитии. Развитие человека, в отличие от накопления "опыта", овладения знаниями, умениями, навыками, - это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека - это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений. (С. Л. Рубинштейн)

    4. Способности существуют в развитии, они не есть какое-то неизменное свойство человека, их формирование и развитие возможно только в деятельности. (Т. И. Артемьева)

    Задача 381●. Прокомментируйте приведенные Р. Заззо факты. Можно ли считать их научными доказательствами наследуемости способностей?

    1. Специальные тестовые исследования однояйцевых и разнояйцевых близнецов показали, что, хотя в некоторых изученных случаях однояйцевые близнецы были разлучены при рождении и росли в разной среде, они оказались гораздо ближе друг к другу по умственному развитию, чем воспитывающиеся вместе разнояйцевые близнецы.

    2. При исследовании приемных детей, которые были усыновлены при рождении, оказалось, что, когда они стали взрослыми, их умственные способности (по результатам многих психологических тестов) существенно больше соответствуют умственным способностям биологических, а не приемных родителей.

    Задача 382●. Проанализируйте приведенные отрывки. Какие из описанных фактов свидетельствуют в пользу наличия способностей, а какие - нет и почему?

    1. ...Учитель быстрыми движениями набрасывал фигуру, не заботясь о том, чтобы закончить ее, дорисовать ноги - суживаясь книзу, их контур вдруг обрывался. Двумя-тремя штрихами Гирландайо мог прекрасно показать, как облегают тело складки одежды, как, с отменной грацией, придерживает женщина подол своего платья; все линии, обрисовывающие тело, были у Гирландайо полны лиризма и в то же время придавали фигурам индивидуальность и характер. (И. Стоун)

    2. Первый визит он сделал в редакцию ежемесячного охотничьего журнала "Герасим и Муму". Товарища Наперникова еще не было, и Никифор Ляпис двинулся в "Гигроскопический вестник", еженедельный рупор, посредством которого работники фармации общались с внешним миром.

    - Доброе утро, - сказал Никифор. - Написал замечательные стихи.

    - О чем? - спросил начальник литстранички. - На какую тему? Ведь вы же знаете, Трубецкой, что у нас журнал...

    Начальник для более тонкого определения сущности "Гигроскопического вестника" пошевелил пальцами.

    Трубецкой-Ляпис посмотрел на свои брюки из белой рогожи, отклонил корпус назад и певуче сказал:

    - "Баллада о гангрене".

    - Это интересно, - заметила гигроскопическая персона. - Давно пора в популярной форме проводить идеи профилактики.

    Ляпис немедленно задекламировал:

    Страдал Гаврила от гангрены,
    Гаврила от гангрены слег...

    Дальше тем же молодецким четырехстопным ямбом рассказывалось о Гавриле, который по темноте своей не пошел в аптеку и погиб из-за того, что не смазал ранку йодом.

    ...В журнале "Будни морзиста" Ляписа встретили гостеприимно.

    - Хорошо, что вы пришли, Трубецкой. Нам как раз нужны стихи. Только - быт, быт, быт. Никакой лирики. Слышите, Трубецкой? Что-нибудь из жизни потельработников и вместе с тем, вы понимаете?..

    - Вчера я именно задумался над бытом потельработников. И у меня вылилась такая поэма. Называется "Последнее письмо". Вот...

    Служил Гаврила почтальоном,
    Гаврила письма разносил...

    История о Гавриле была заключена в семьдесят две строки. В конце стихотворения письмоносец Гаврила, сраженный пулей фашиста, все же доставляет письмо по адресу.

    ...Ляпис-Трубецкой пошел снова в "Герасим и Муму".., Началась старая песня о Гавриле, но уже с охотничьим уклоном. Творение шло под названием "Молитва браконьера".

    Гаврила ждал в засаде зайца,
    Гаврила зайца подстрелил...

    - Очень хорошо! - сказал добрый Наперников. - Вы, Трубецкой, в этом стихотворении превзошли самого Энтиха. Только нужно кое-что исправить. Первое - выкиньте с корнем "молитву".

    - И зайца, - сказал конкурент.

    - Почему же зайца? - удивился Наперников.

    - Потому что не сезон.

    - Слышите, Трубецкой, измените и зайца.

    Поэма в преображенном виде носила название "Урок браконьеру", а зайцы были заменены бекасами. Потом оказалось, что бекасов летом тоже не стреляют. В окончательной форме стихи читались:

    Гаврила ждал в засаде птицу,
    Гаврила птицу подстрелил... и т.д.

    После завтрака в столовой Ляпис снова принялся за работу. Белые брюки мелькали в темноте коридоров. Он входил в редакции и продавал многоликого Гаврилу.

    В "Кооперативную флейту" Гаврила был сдан под названием "Эолова флейта".

    Служил Гаврила за прилавком.
    Гаврила флейтой торговал...

    Простаки из толстого журнала "Лес, как он есть" купили у Ляписа небольшую поэму "На опушке". Начиналась она так:

    Гаврила шел кудрявым лесом,
    Бамбук Гаврила порубал...

    Последний за этот день Гаврила занимался хлебопечением. Ему нашлось место в редакции "Работника булки". Поэма носила длинное и грустное название: "О хлебе, качестве продукции и о любимой". Поэма посвящалась загадочной Хине Члек. Начало было по-прежнему эпическим:

    Служил Гаврила хлебопеком,
    Гаврила булку испекал...

    Посвящение, после деликатной борьбы, выкинули. (И. Ильф, Е. Петров)

    3. То своеобразное выражение, которым отличалось лицо Босини, когда он загорался чем-нибудь, появилось и сейчас.

    - Я хотел выстроить вам дом, который обладал бы... ну, чувством собственного достоинства, что ли! Если вам не нравится, скажите прямо. Обычно мало кто думает об этом - кого интересует чувство собственного достоинства в доме, если можно втиснуть в план лишнюю уборную? - Он ткнул пальцем в левую часть чертежа. - Здесь есть где размахнуться. Вот тут помещение для ваших картин, отделяется от двора портьерами; отдерните их, и у вас будет пространство пятьдесят один на двадцать три и шесть десятых. Вот здесь, в середине, печь - выходит одной стороной во двор, другой - в картинную галерею; эта стена сплошь из стекла, выходит на юго-восток, а со двора будет литься северный свет. Часть картин можно развесить в верхней галерее или в других комнатах. В архитектуре, - продолжал он, глядя на собеседника, но словно не видя его, что коробило Сомса, - в архитектуре, так же как и в жизни, без правильностей линий не может быть чувства собственного достоинства. Вам скажут, что это старомодно. Странная вещь! Мы никогда не заботимся о том, чтобы сделать наши жилища воплощением основных принципов жизни; мы загромождаем дома обстановкой, всякой мишурой, устраиваем в комнатах какие-то ниши - что угодно, лишь бы развлекало глаз. Глаз должен отдыхать; сумейте добиться эффекта двумя-тремя смелыми линиями. Все дело в правильности линий, без нее вам не добиться чувства собственного достоинства. (Дж. Голсуорси)

    4. Пока Мартин не полностью превзошел искусство сочинять короткие рассказы для газет, он разработал с полдюжины схем и, выстраивая рассказ, постоянно в них заглядывал. Схемы эти напоминали хитроумные таблицы, какие в ходу у математиков, они состояли из десятков клеток и множества рядов, их можно было читать сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо, и, не думая, не рассуждая, черпать из них тысячи различных решений, каждое из которых будет бесспорно верным и точным. Таким образом, за полчаса Мартин мог при помощи своих схем сколотить дюжину сюжетов, потом откладывал их, а когда выдавалась удобная минута, разрабатывал. Он мог превратить такую схему в рассказ за час перед сном, после целого дня серьезной работы... Свои сработанные по шаблону рассказики он терпеть не мог, издевался над ними, но они-то шли успешно... (Дж. Лондон)

    Задача 383●. Проанализируйте отрывки из романа Ирвина Стоуна "Муки и радости". О каких особенностях одаренных личностей, связанных со способностями, идет речь?

    1. На лице Микеланджело светился восторг. Никогда он не был так счастлив, как теперь. С пером в руках он чувствовал себя художником и жаждал что-то высказать, напрягал ум и все свои чувства, чутко прислушиваясь, что же они подскажут руке, готовой воплотить увиденное. Ему хотелось рисовать и рисовать, не отрываясь от этого стола часами, воспроизводя взятый предмет или фигуру в сотне новых поворотов. От Гирландайо не укрылось, как горит лицо мальчика и как трепещут его руки.

    2. Он яростно работал с рассвета до позднего вечера, затем падал поперек кровати, не поужинав, не раздеваясь, и засыпал словно убитый. В полночь он просыпался, освеженный, в голове его кипели мысли о мраморе, руки жаждали работы... Микеланджело разделил ночь на две половины - одну отвел для сна, другую для работы... Он отклонял любые приглашения, почти не виделся с друзьями.

    3. Часами Микеланджело наблюдал за Юлием, рисуя его в различных позах... пока, наконец [его] рука сама не знала каждый мускул, каждую кость и сухожилие укрытого ризами тело старика. Затем Микеланджело возвращался в свой каретник и закреплял в воске или глине каждое характерное движение Юлия, каждый его поворот или жест. ...Поглощенный своим замыслом, он работал как в чаду по двенадцать часов в сутки...

    4. Уже тридцать дней он писал от зари до зари, завершая Жертвоприношение Ноя, четырех юных титанов, сидящих по углам этой фрески, Эритрейскую Сивиллу и Пророка Исайю, помещенных друг против друга, на противоположных падугах, а возвращаясь домой, принимался готовить картон Изгнание из Рая. Уже тридцать дней он спал, не раздеваясь...

    Он забыл в своем рвении всякую меру. Работая под самым потолком, он должен был закидывать голову, оттягивать назад плечи и сильно выгибать шею, отчего у него начиналось головокружение и ломота во всех суставах; в глаза ему капала краска, хотя он привык щурить их при каждом взмахе кисти, как когда-то щурил, оберегаясь от летящей мраморной крошки... И как бы он ни вытягивался, как ни сгибался, какую позу не принимал, вставал ли на колени, ложился на спину или вновь поднимался, он все время испытывал огромное напряжение.

    Затем он решил, что он слепнет...

    В отчаянии он лег на кровать. Что он делает с собой? Он отказался исполнить простую работу, о которой просил его папа, и замыслил совсем другой план, и вот теперь он выйдет из этой капеллы сгорбленным, кривобоким, слепым карликом, потерявшим человеческий облик и постаревшим по собственной великой глупости...

    Совсем лишившись сна, страдая от боли во всем теле, чувствуя тоску по родине и страшное свое одиночество, он встал в черной, как чернила, темноте, зажег свечу и на обороте старого рисунка принялся набрасывать строки, стараясь этим как бы облегчить свое горе.

    От напряженья вылез зоб на шее
    Моей, как у ломбардских кошек от воды,
    А может быть, не только у ломбардских.
    Живот подполз вплотную к подбородку,
    Задралась к небу борода. Затылок
    Прилип к спине, а на лицо от кисти
    За каплей капля краски сверху льются
    И в пеструю его палитру превращают.
    В живот воткнулись бедра, зад свисает
    Между ногами, глаз шагов не видит.
    Натянута вся спереди, а сзади
    Собралась в складки кожа. От сгибанья
    Я в лук кривой сирийский обратился.
    Мутится, судит криво
    Рассудок мой. Еще бы! Можно ль верно
    Попасть по цели из ружья кривого?
    ...Так защити же
    Поруганную честь и труд мой сирый:
    Не место здесь мне. Кисть - не мой удел!

    Задача 384●. Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы.

    1. Делать легко то, что для других трудно, - это талант; делать то, что для таланта невозможно, - это гений. (Амьель)

    2. Гений есть не что иное, как дар огромного терпения. (Бюффон)

    3. Гений - это способность видеть невидимое, двигать неосязаемое, рисовать то, что не имеет формы. (Жубер)

    4. Гений - один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. (Эдисон)

    5. Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли. (Эмерсон)

    6. Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть - из памяти и на одну треть - из воли. (Досси)

    7. Талант - дар, над которым властвует человек; гений - дар, властвующий над самим человеком. (Лоуэлл)

    8. Талант работает, гений творит. (Шуман)

    9. Широта ума, сила воображения и активность души - вот что такое гений. (Дидро)

    10. Гений - это неспособность ничего не делать. (Дюбо)

    11. Не может быть гения без исключительной энергии и исключительной работоспособности. (В. Либкнехт)

    12. Без страсти нет гениальности. (Моммзен)

    13. Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности. (Гегель)

    14. Чтобы иметь талант, нужно быть уверенным, что обладаешь им. (Флобер)

    Задача 385●. Прокомментируйте приведенные факты с точки зрения происхождения или формирования способностей. В какой мере способности соотносятся с развитием и воспитанием?

    1. В Англии каждый ребенок в 11 лет подвергается испытанию на коэффициент умственной одаренности (IQ), после чего одних детей определяют в школы, дающие возможность получить широкое образование, других - в школы, которые готовят детей к производственной деятельности.

    2. Японский педагог Судзуки готовит скрипачей. В его школу принимаются все дети без отбора. То же делал в 1960-х годах преподаватель Химкинской музыкальной школы М. П. Кравец, отбиравший себе самых неспособных в музыкальном отношении детей и иногда доводивший их до уровня учащихся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.

    3. А. Р. Лурия наблюдал за развитием однояйцевых близнецов-дошкольников. Их по-разному учили играть со строительным материалом. В результате у одного из близнецов постройки были сложнее, разнообразнее и оригинальнее.

    1. А. Н. Леонтьев путем индивидуальной тренировки восстанавливал процесс "внутреннего пения", нарушенный у людей, не имеющих музыкального слуха, и тем самым "делал слух".

    2. Было замечено, что очень многие студенты, успешно и творчески занимающиеся математикой, поступили в университет после окончания одной и той же школы, где учились у одного и того же педагога-математика.

    3. Некоторые ученые-биологи считают, что назрела необходимость решить проблему создания богатой человеческой натуры путем пересадки ядер половых клеток. (По В. С. Мерлину)

    Задача 386●. Познакомьтесь с определениями способностей, выработанными в отечественной психологии. Определите, в чем все психологи сходятся, а в чем их позиции различаются. Обобщите приведенные определения, сформулируйте наиболее полное понятие способности.

    1. Б. М. Теплов: "Под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека".

    2. Н. В. Кузьмина: "Способности - индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней".

    3. Л. А. Венгер: "Способности - ориентировочные действия".

    4. А. Н. Леонтьев: "Природные способности - это не задатки, а то, что формируется на их основе".

    5. С. Л. Рубинштейн: "Способность - это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков. Все специальные способности человека - это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению".

    6. В. Д. Шадриков: "Способности - свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности".

    7. А. А. Ухтомский: "Способности - наиболее явно выраженные функциональные органы человека".

    1. Н. С. Лейтес: "Способности - особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности".

    2. Ю. Б. Гиппенрейтер: "Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности являются наиболее ярким, определяющим выражением человеческой индивидуальности, именно они характеризуют его как активного субъекта деятельности".

    Задача 387●. Прокомментируйте приведенные высказывания. Какие из них, на ваш взгляд, правильны, какие ошибочны, какие спорны и почему?

    1. Способности - это врожденные психические качества личности, проявляющиеся в таланте, умственной одаренности.

    2. Способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от рождения, а формируются в деятельности на основе имеющихся природных задатков.

    3. Способности - это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении технической стороной тех или иных деятельностей.

    4. Каждый человек в потенции гений, но только в какой-то одной области науки или искусства, важно лишь найти себя в ней, а этому может помочь только случай.

    5. В прирожденную талантливость я плохо верю. Есть только один талант: уменье делать всякое дело с любовью к нему.

    Задача 388●. Проанализируйте примеры, приведенные Ц. Ломброзо. Как вы считаете, действительно ли перенесенные травмы "способствовали" развитию способностей?

    1. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость...

    2. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном.

    3. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нем вследствие полученной им раны в голову.

    4. Галль... знал одного датчанина-полуидиота, умственные способности которого сделались блестящими после того, как он, тринадцати лет, свалился с лестницы головою вниз.

    5. Покойный митрополит московский Макарий, отличавшийся замечательно светлым умом, был до того болезненным и тупым ребенком, что совершенно не мог учиться. Но в семинарии кто-то из товарищей, во время игры, прошиб ему голову камнем, и после того способности Макария сделались блестящими, и здоровье совершенно поправилось.

    Задача 389●. Из приведенных родительских реплик выделите те, которые могут указывать на проявления одаренности, и объясните свой выбор. Выделите обобщенные психологические показатели - спутники возможной одаренности.

    "Он все замечает", "Он очень быстрый", "Он очень ловкий", "Куда он только не влезет", "Он любит играть со словами", "Он после двух раз все сказки слово в слово повторяет", "Он с трех лет пристрастился к чтению", "Он терпеливый", "Он задает миллион вопросов", "Он очень послушный", "Он терпеть не может запретов", "Он вежливый", "Он очень упорный", "Он всегда чем-нибудь занят", "Он может поставить в тупик своими вопросами", "У него всегда полно всяких увлечений", "Он легко может сам себя занять", "Он схватывает на лету", "Часами может корпеть над одним и тем же", "У него большой словарный запас", "Он спокойный", "Он всегда во все вмешивается со своими советами", "Он очень аккуратный", "Он раздражается, если что-то не получается", "Он никогда не сидит на месте", "Он шустрый", "Он самостоятельный", "У него обостренное чувство справедливости", "Он любит разбирать вещи на части", "Он жалостливый", "Он всегда делает работу тщательно".

    Задача 390●. Познакомьтесь с примерами проявления художественных способностей, приведенными Э. Фроммом. Есть ли разница между "вспыхиванием" способности во взрослом возрасте и ее становлением с детства?

    1. Пожилая женщина, оставшись одна, наедине с инвалидной коляской, неожиданно для себя начала рисовать. Это занятие занимало ее весь день. Из-под ее карандаша и кисти выходили рисунки, которыми могли бы похвалиться любые начинающие художники. Бумага и карандаш были единственным общением для нее. Все свои переживания за свою трудную жизнь она отражала в своих рисунках.

    2. Японский художник Хокусай писал: "С шести лет мною владела страсть к рисованию, изображению различных форм. К пятидесяти годам у меня было сделано бесчисленное количество рисунков; но все, что я сделал к семидесяти, не стоит внимания. Только в семьдесят три я кое-что узнал о действительном строении природы - животных, растений, птиц, рыб и насекомых. Потом, когда мне будет восемьдесят, я узнаю еще больше; а в девяносто я постигну тайный смысл вещей; в сто - я безусловно достигну поразительных высот; а когда мне будет сто десять лет, все, что я ни нарисую, хоть линию, хоть точку, - все это будет живым, будет дышать жизнью".

    Задача 391●. Ниже приведены расхожие мнения об одаренных детях. Прокомментируйте каждое из них с точки зрения истинности или ошибочности. Попробуйте определить источник возникновения подобных установок в отношении талантов.

    1. Талант всегда пробьет себе дорогу.

    2. Все талантливые дети страдают от неблагоприятного образа "Я", ощущения собственной неадекватности и низкой самооценки.

    3. В малоимущих (неполных, конфликтных, деревенских, рабочих и т.п.) семьях таланты рождаются реже, чем в материально обеспеченных (полных, благополучных, городских, интеллигентных).

    4. На детях знаменитостей природа отдыхает.

    5. Способный ребенок, как правило, одарен не в одной, а в нескольких областях знаний и умений.

    6. В раннем возрасте дети часто скрывают свои способности, стараясь быть "как все", поскольку значимые взрослые хвалят их именно за это.

    7. Школа предпочитает иметь дело с отстающими, а не с одаренными детьми.

    8. В "средней" среде способности ребенка легко затухают.

    9. Сенсорные недостатки (слепота, глухота), нарушения речевого развития являются непреодолимыми препятствиями для развития способностей.

    10. Плохое преподавание, формально реализуемые учебные программы и неквалифицированные учителя уничтожают способности ребенка.

    11. Талантливые дети всегда невротики.

    12. Одаренные дети предпочитают иметь дело с людьми старшего возраста, а не со сверстниками.

    13. Для одаренных личностей характерна внутренняя потребность в совершенстве.

    14. Одаренные дети более уязвимы, чем "обычные".

    15. Одаренные дети часто сталкиваются с враждебностью окружающих.

    Задача 392●. Ниже приведен список нескольких видов деятельности и перечень психических свойств. Определите, из каких свойств складываются способности к названным видам деятельности. Выделите их стержневые свойства.

    Виды деятельности: математическая деятельность; деятельность музыканта; техническое творчество; изобретательская деятельность; чтение художественных текстов.

    Психические свойства личности: способность чувствовать эмоциональную выразительность в движении музыкальных звуков ("ладовое чувство"); способность к комбинированию пространственных образов, пространственное воображение; хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов; целостность восприятия, т.е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями; полнота, яркость представлений наглядных образов; способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков; умение находить рациональный подход к практическим задачам с учетом свойств и возможностей материалов; многообразный подход к решению вопроса; умение оценивать соотношение пропорций и размеров; легкая способность к воссозданию образов по словесному описанию; способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки; острота наблюдательности за работой и устройством механизмов; легкое переключение от одной умственной операции к другой; точность восприятия цветовых оттенков; чуткость к языковым особенностям; способность тонко различать звуки по высоте; последовательность, обоснованность, логичность рассуждения; точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений; эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку; способность к абстрактным рассуждениям; изобретательность, находчивость в решении вопроса; умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных образов; способность к анализу и синтезу образного материала. (По В. С. Мерлину)

    Задача 393. Прокомментируйте и выразите отношение к следующим "сопутствующим факторам" высокой одаренности и гениальности, отслеженным профессором В. П. Эфроимсоном.

    В. П. Эфроимсон подсчитал, что за все время человеческой цивилизации было всего около 400 гениев. "Допингом" гениальности являются некоторые наследственные болезни, встречающиеся среди гениев гораздо чаще, чем в норме. Их В. П. Эфроимсон предложил называть "стигмами" гениальности.

    Во-первых, подагра, которой страдали Колумб, Мор, Лютер, Кальвин, Годунов, Тургенев, Бетховен, Монтень, Бэкон, Микеланджело, Рубенс, Рембрандт, Мопассан, Стендаль, Ренуар, Филдинг и мн. др. Она вызывается повышенным уровнем мочевой кислоты в крови и действует как возбуждающее средство типа кофеина и теобромина. В организме обычного человека норма мочевой кислоты 1 г, у подагрика же ее 20 - 30 г.

    Во-вторых, редчайший синдром Марфана (или "синдром Авраама Линкольна"), который встречается в обычной популяции 1 раз на 100 000 людей, а среди гениев во много раз чаще. Проявления синдрома - длинные, тонкие конечности при относительно коротком и худощавом теле, длинные и тонкие пальцы рук и усиленный выброс адреналина, являющегося мощнейшим стимулятором интеллектуальной и физической деятельности. Этот синдром был у Андерсена, Чуковского, де Голля, Кюхельбекера. Несколько странный облик великого скрипача Никколо Паганини получил объяснение в связи с описанием внешних проявлений синдрома Марфана в современной генетике: мертвенно-бледное, как бы вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, сверхгибкие и невероятно длинные пальцы, угловатость движений.

    В-третьих, "синдром Жанны д'Арк", дающий красивых, но бесплодных женщин, отличающихся мощной умственной энергией, физической выносливостью и высокой сексуальностью вследствие повышенного содержания половых гормонов - андрогенов. Среди мужчин тоже есть примеры последнего: Эйнштейн, Рафаэль, Гете, влюбившийся и женившийся в 80 лет на 18-летней девушке. В. П. Эфроимсон утверждает: импотенция Канта, Бетховена, Ньютона - следствие того, что мощнейшая сексуальная энергия преобразовывалась в творческую. Нередки среди гениев гомосексуальность (Леонардо да Винчи, Оскар Уайлд, П. И. Чайковский), кровосмешения, любовь к родственникам, эдипов комплекс (Цезарь, Петр I, Байрон, Пушкин, Лермонтов, Мюссе, Бальзак, Гейне).

    В-четвертых, многих гениев отличает маниакально-депрессивный психоз (циклотимия) - регулятор чередования резких фаз настроений (Толстой, Гоголь, Эйнштейн, Фрейд, Дизель, Гете, Сен-Симон, Кант, Диккенс, Хэмингуэй, Врубель, Пушкин, Лермонтов, Эразм Роттердамский). У обычных людей гипоманиакальная депрессия встречается у 4 на 1000, а у гениев - в 10 раз больше.

    Пятый "стигмат" - высокий лоб: имеется в виду не размер лба, а неясные процессы, приводящие к увеличению лобных долей. Гигантолобые - Бетховен, Лист, Наполеон, Шекспир, Вольтер, Гете, Рубинштейн, Кант, Дарвин, Гюго, Сервантес, Монтень, Дидро, Циолковский. Процент низколобых среди гениев незначителен.

    Задача 394. Прокомментируйте следующие высказывания. С какими из них вы могли бы согласиться, какие бы отвергли? Очертите перспективу "выведения гениев".

    1. Ставить задачу выведения гениев сегодня невозможно, так как мы не знаем еще тот комплекс генов, который управляет интеллектом. А гениальность связана с уникальными комбинациями генов, которые возникают благодаря случайному сочетанию.

    2. Согласно кармической астрологии, в потенциале каждый гений. Человек должен прожить много жизней, отработать свою карму, наработать мудрость и интуицию - и в какой-то из жизней он обязательно станет гением. В конце XX - начале XXI века, когда эра Рыб переходит в эру Водолея, высока вероятность рождения гениальных личностей, и их уже можно искать среди тех, кто родился в 1991 г.

    3. Явление таланта д́олжно признать одной из величайших тайн природы и жизни. Смешно, когда говорят, что в сравнительно недалеком будущем начнут с помощью комбинирования молекул создавать гениев по своему усмотрению и в неограниченном количестве.

    4. Гениальности, как отдельного психического качества, не существует, гения от среднего человека отличает не присутствие каких-то уникальных черт, а усиленное развитие одних при неизменности других и, возможно, подавлении третьих.

    Задача 395. Прокомментируйте следующий сюжет. В чем, по-вашему, могут состоять проблемы литературного недоросля Митрофанушки и его "прототипа"? Насколько реальны подобные изменения? Как объяснить ситуацию с точки зрения современных представлений о способностях и развитии личности?

    Утверждают, что "прообразом Митрофанушки для... комедии "Недоросль" Д. Фонвизина послужил дворянский сын Алексей Оленин. В 1782 г. шла премьера пьесы. Алексей Оленин присутствовал на спектакле и, узнав себя на сцене, был настолько потрясен, что основательно занялся учебой. Прошли годы. Алексей Николаевич Оленин стал одним из образованнейших людей своего времени. Он был археологом, историком, палеографом, художником и государственным деятелем (членом Государственного совета). В 1811 г. стал директором Петербургской публичной библиотеки, ас 1817 г. - президентом Академии художеств".

    Задача 396. Ниже приведены примеры из работы Ц. Ломброзо "Гениальность и помешательство". Выразите свое отношение к вопросу о подверженности одаренных людей психическим заболеваниям. Сформулируйте современное научно-психологическое представление об этом.

    1. Еще Аристотель заметил, что под влиянием приливов крови к голове "многие индивидуумы делаются поэтами, пророками или прорицателями и что Марк Сиракузский писал довольно хорошие стихи, пока был маньяком, но, выздоровев, совершенно утратил эту способность". Он же утверждал, что "знаменитые поэты, политики и художники были часто меланхолики и помешанные, частью - мизантропы, как Беллерофонт".

    2. Мотанус, всегда жаждавший уединения и отличавшийся странностями, кончил тем, что считал себя превратившимся в ячменное зерно, вследствие чего не хотел выходить на улицу из боязни, чтобы его не склевали птицы.

    3. Гаррингтон воображал, что мысли вылетают у него изо рта в виде пчел и птиц, и прятался в беседку с метлой в руке, чтобы разгонять их.

    4. Ампер сжег свой трактат о "Будущности Химии" на том основании, что он написан по внушению Сатаны.

    5. Материалист Гоббс не мог остаться в темной комнате без того, чтобы ему тотчас же не стали представляться привидения.

    6. Моцарт был убежден, что итальянцы собираются отравить его.

    7. Шуман в 46 лет совсем почти лишился рассудка: то его преследовали говорящие столы, обладающие всевидением, то он видел не дававшие ему покоя звуки, которые сначала складывались в аккорды, а затем и в целые музыкальные фразы. Бетховен и Мендельсон из своих могил диктовали ему различные мелодии.

    1. Огюст Конт лечился у Эскироля от психического расстройства. Перед смертью он объявил себя апостолом и священнослужителем материалистической религии.

    2. Свифт уже в молодости предсказал, что его ожидает помешательство, и действительно в 1745 г. умер в полном расстройстве умственных способностей, в котором пребывал после смерти своей нежно любимой Стеллы. После него осталось написанное задолго до смерти завещание, в котором он отказал 11 тысяч фунтов стерлингов в пользу душевнобольных.

    3. Ньютон к старости страдал психическим расстройством типа мании преследования. Его "Хронология", "Апокалипсис" и "Письмо к Бен-тли" - сочинения туманные, запутанные и совершенно непохожие на то, что им было написано в молодые годы. В 1639 г., после второго пожара в его доме и после непомерно усиленных занятий, Ньютон в присутствии архиепископа начал высказывать такие странные, нелепые суждения, что друзья сочли нужным увезти его и окружить самым заботливым уходом.

    4. Шопенгауэр с 1818 г. страдал от собственных страхов: из Неаполя его заставила уехать боязнь оспы, из Вероны - опасение, что он понюхал отравленного табаку, из Берлина - страх перед холерой. В 1831 г. на него напал новый припадок страха: при малейшем шуме на улице он хватался за шпагу и трепетал от ужаса при виде каждого человека; получение каждого письма заставляло его опасаться какого-нибудь несчастья; он не позволял брить себе бороду, но выжигал ее; он ненавидел женщин, евреев и философов, в особенности последних, а к собакам привязался до того, что по духовному завещанию отказал им часть своего состояния. Философствовал Шопенгауэр по любому поводу: будучи очень прожорливым, - по поводу своего аппетита; по поводу лунного света и т.п. Верил в столоверчение и считал возможным с помощью магнетизма вправить вывихнутую ногу у своей собаки и возвратить ей слух. Он селился всегда на нижних этажах, чтобы удобнее было спастись в случае пожара, боялся получать письма, брать в руки бритву; никогда не пил из чужого стакана; свои заметки делал на латыни, греческом или санскрите и прятал; считал себя жертвой обширного заговора философов и т.п.

    Задача 397. Попытайтесь найти ответы на перечисленные "вечные" вопросы.

    1. Талант ли владеет человеком или человек - талантом? (Ф. М. Достоевский)

    2. В семье растут два ребенка. У одного есть способности к музыке (рисованию, математике и т.п.), а у другого - нет. Почему?

    3. У кого лучше учиться - у талантливого педагога, умеющего "научить", или у блестящего профессионала, знающего специальность до тонкостей?

    1. Можно ли "из грязи" подняться "в князи"?

    2. Воплотима ли в жизнь "американская мечта"?

    3. Что делать, если ребенок - вундеркинд?

    4. Чем лучше обладать - общими или специальными способностями?

    5. Для каждой ли деятельности нужны определенные способности?

    6. Бывают ли ни к чему не способные люди? Или у каждого есть свой талант хоть к чему-нибудь?

    7. Почему пика успеха и достижений лица с математическими, техническими и т.п. способностями достигают уже обычно к 35 - 40 годам, а способностям в области философии, психологии, литературы и т.п. требуется "разбег" длиною чуть ли не в жизнь (их пик приходится на возраст 50 лет и старше)?

    8. Совместимы ли гений и злодейство?

    Задача 398. Прокомментируйте следующую ситуацию. Почему ее можно считать типичной не только для американского общества?

    Есть что-то в американском характере, что не принимает юных умников. Никто точно не может сказать посему. Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно. Но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы. Может быть, поэтому специалисты не спешат заняться разработкой специальных программ для одаренных детей. В школьном возрасте таких детей насчитывается всего 3 - 5%, и они, как правило, лишены необходимой поддержки. А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. (К. Эпстайн)
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31


    написать администратору сайта