Психология Задачи к семинарам. Задача 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения
Скачать 2.24 Mb.
|
Задача 118●. О каком свойстве психического идет речь? В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли наподобие духовного пламени, а всего лишь серое вещество; образ камня лишен его цвета, формы, веса и твердости. В организме мы оказываемся лишь перед анатомическими структурами и перед физиологическими процессами. Психическое же мы как бы теряем при этом из поля зрения, подобно тому как, отвлекаясь от значения слова, мы теряем и само слово, оказываясь перед "голым" физическим звуком и физиологическим процессом его произнесения. Задача 119●. Прокомментируйте приведенные точки зрения. К автору какой из них вы готовы присоединиться и почему? Сознание, душа - это "артист, который управляет инструментом, т.е. мозгом, но как артист может играть только тогда, когда есть инструмент, так и душа может оказывать воздействие на тело только в том случае, если есть мозг". (Г. И. Челпанов) В отношении сознание - мозг активная роль принадлежит самости, а не мозгу... Человеческая самость - это активный программист мозга (если мозг сравнить с компьютером) или "пилот самолета". Как пилот, она в одно и то же время наблюдает и предпринимает действия, действует и страдает, обращается к прошлому и планирует будущее. (Э. Юлина) Задача 120●. Прокомментируйте приведенные высказывания. Какие структуры опосредуют проникновение информации в сознание? Общественно выработанные словесные значения, усваиваясь субъектом, приобретают как бы новую свою жизнь, новое движение в его индивидуальной психике. В этом движении они вновь и вновь, но особым образом соединяются с чувственной тканью, которая непосредственно связывает субъекта с предметным миром. (А. Н. Леонтьев) Животные, человек живут в предметном мире, который с самого начала выступает как четырехмерный: он существует в трехмерном пространстве и во времени (движении)... Возвращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести еще одно понятие - понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это - "смысловое поле", "система значений". (А. Н. Леонтьев) ...Сознание слагается и осуществляется в знаковом материале, созданном в процессе социального общения организованного коллектива. Этот знаковый материал сохраняет свою социальную функцию даже тогда, когда, казалось бы, он не участвует в коммуникативных актах (например, как средство построения логических или математических конструкций). (М. М. Бахтин) ...Древнейшие пласты образования человеческих знаковых систем отвечают преобладанию функций взаимного воздействия людей. Функция познания развилась позже. Только по мере развития способности "делать что-либо, что не диктуется собственными сенсорными импульсами его организма", только по мере укрепления возможности противостоять "внешней суггестии", появляется логическая мысль, воображение, сознательное управление своим поведением, а знаки становятся средствами формирования и выражения понятийного знания об объектах. (По Б. Ф. Поршневу) Задача 121●. На основе приведенного фрагмента дайте характеристику "образу мира" (когнитивной карте, модели универсума и т.п.) человека. Будучи активной инстанцией сознания, "образ мира" несводим к функциям памяти, актуализации прошлого опыта при решении определенных когнитивных задач. Здесь действует не только линия объект - субъект, но и линия субъект - объект, определяющая на основе опережающего отражения именно то, что человек может отобрать для присвоения в окружающей действительности. Модусом своего существования "образ мира" имеет непрерывное движение от субъекта на мир, развиваясь и функционируя как целостное образование. Сформировавшись в онтогенезе, "образ мира" становится в каком-то смысле "порождающей моделью" действительности. Как пишет В. К. Вилюнас, "именно глобальная локализация отражаемых явлений в "образе мира", обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, где, когда, что и зачем он отражает и делает, составляет конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека. Осознавать - это значит отражать явление "прописанным" в главных системообразующих параметрах "образа мира" и иметь возможность в случае необходимости уточнить его более детальные свойства и связи". Задача 122●. Прочитайте приведенный отрывок из романа В. Набокова "Защита Лужина" и попробуйте прочувствовать ту реальность, в которой живет герой. Можете ли вы выделить в его "реальности" эмоциональный, когнитивный, волевой компонент? Что бы вы назвали содержанием сознания Лужина? Попытайтесь определить степень патологии его сознания. ...Лужин проснулся, полностью одетый, даже в пальто, посмотрел на часы, поспешно встал и надел шляпу, валявшуюся посреди комнаты. Тут он спохватился и оглядел комнату, стараясь понять, на чем же он, собственно говоря, спал? Постель его не смята, и бархат кушетки совершенно гладок. Единственное, что он знал достоверно, это то, что спокон века играет в шахматы, - и в темноте памяти, как в двух зеркалах, отражающих свечу, была только суживающаяся, светлая перспектива: Лужин за шахматной доской и опять Лужин за шахматной доской, только поменьше, и потом еще меньше и так далее, бесконечное число раз. ...Он быстро отпер дверь и в недоумении остановился. По его представлению, тут сразу должен находиться шахматный зал и его столик, и ожидающий Турати. Вместо этого был пустой коридор, и дальше - лестница. Вдруг оттуда, со стороны лестницы, появился быстро несущийся человечек и, увидев Лужина, развел руками. "Маэстро, - воскликнул он, - что же это такое! Вас ждут, вас ждут, маэстро" <...> "Если вы себя плохо чувствуете..." - начал человечек, с тоской глядя на бледное, лоснящееся лицо Лужина. "Ну, ведите меня!" - тонким голосом крикнул Лужин и стукнул тростью об пол. "Пожалуйста, пожалуйста", - растерянно забормотал тот. Глядя только на пальтишко с поднятым воротником, бегущее перед ним, Лужин стал преодолевать непонятное пространство... и, наконец, увидел то, чего, искал в коридоре гостиницы. Войдя, он сразу почувствовал полноту жизни, покой, ясность, уверенность. "Ну и победа будет", - громко сказал он, и толпа туманных людей расступилась, пропуская его. "Тар, тар, третар", - затараторил, качая головой, внезапно возникший Турати. "Аванти", - сказал Лужин и засмеялся. Между ними оказался столик, на столе доска с фигурами, расставленными для боя. ...В невинном, вялом начале, предложенном Турати, несомненно скрывался какой-то подвох, и Лужин принялся играть особенно осмотрительно. Сперва шло тихо, тихо, словно скрипки под сурдинку... Затем, ни с того, ни с сего, нежно запела струна. Это одна из сил Турати заняла диагональную линию. Но сразу и у Лужина тихонько наметилась какая-то мелодия. На мгновение протрепетали таинственные возможности, и потом - опять - тишина: Турати отошел... и вдруг опять неожиданная вспышка, быстрое сочетание звуков: сшиблись две мелкие силы, и обе сразу были сметены; мгновенное виртуозное движение пальцев, и Лужин снял и поставил рядом на стул уже не бесплотную силу, а тяжелую желтую пешку; сверкнули в воздухе пальцы Турати, и, в свою очередь, опустилась на стол косная черная пешка с бликом на голове. И, отделавшись от этих двух внезапно одеревеневших шахматных величин, игроки как будто успокоились, забыли мгновенную вспышку: на этом месте доски, однако, еще не совсем остыл трепет, что-то все еще пыталось оформиться... Но... какая-то другая, густая, низкая нота загудела в стороне, и оба игрока, покинув еще дрожавший квадрат, заинтересовались другим краем доски... И потом было долгое, долгое раздумье, во время которого Лужин из одной точки на доске вывел и проиграл последовательно десяток мнимых партий, и вдруг нащупал очаровательную, хрустально-хрупкую комбинацию, - и с легким звоном она рассыпалась после первого же ответа Турати... - оба противника несколько раз повторили одни и те же два хода, угроза и защита, угроза и защита - но при этом оба думали о сложнейшей комбинации... И Турати, наконец, на эту комбинацию решился - и сразу какая-то музыкальная буря охватила доску, и Лужин упорно в ней искал нужный ему отчетливый маленький звук, чтобы, в свою очередь, раздуть его в громовую гармонию. Теперь все на доске дышало жизнью, все сосредоточилось на одном, туже и туже сматывалось, на мгновение полегчало от исчезновения двух фигур, и опять - фуриозо. В упоительных и ужасных дебрях бродила мысль Лужина, встречая в них изредка тревожную мысль Турати... Вдруг что-то произошло вне его существа, жгучая боль, - и он громко вскрикнул, тряся рукой, ужаленной огнем спички, которую он зажег, но забыл поднести к папиросе. Боль сразу прошла, но в огненном просвете он увидел что-то нестерпимо страшное, он понял ужас шахматных бездн, в которые погружался... Но шахматы были безжалостны, они держали и втягивали его... "Перерыв, маэстро, - сказал голос сзади. - Запишите ход". "Нет, нет, еще", - умоляюще сказал Лужин... "Перерыв", - проговорил тот же голос, опять сзади, такой вертлявый голос... "Зачем, зачем?" - жалобно проговорил он, стараясь разглядеть доску... На доске были спутаны фигуры, валялись какими-то безобразными кучками... "Конечно", - сказал Лужин и со стоном усилия оторвался от стула... Было холодно и темновато. ...В воздухе, куда ни посмотришь, бродили извилистые, прозрачные шахматные образы, и Лужин, поняв, что завяз, заплутал в одной из комбинаций, которые только что продумывал, сделал отчаянную попытку высвободиться, куда-нибудь вылезти - хотя бы в небытие. ...он... никак не мог сообразить, как делают, чтобы выйти из комнаты, - а ведь есть какой-то простой метод... "Сюда", - бодро сказала тень, и Лужин шагнул вперед и вышел из страшного зала... и остановился, не зная куда идти дальше... Задача 123●. Проанализируйте приведенные примеры. Какие компоненты структуры сознания и связи между ними они раскрывают? Что именно в структуре сознания доступно наблюдению и самонаблюдению? Исследователи, предлагающие различные варианты функциональных моделей восприятия, действия, кратковременной памяти и др., сталкиваются со случаями оценки ситуации до сколько-нибудь отчетливого ее восприятия. Происходит то, что О. Мандельштам обозначил как "шепот раньше губ". Великие мнемонисты способны заполнить огромные массы бессмысленной информации, но испытывают трудности извлечения смысла из организованной, осмысленной информации, смысл которой очевиден. Развернутое во времени движение, совершающееся в реальном пространстве, трансформируется в симультанный образ пространства, как бы лишенный координаты времени. Как говорил О. Мандельштам, остановка может рассматриваться как накопленное движение, благодаря чему образ получает своего рода энергетический заряд, становится напряженным, готовым к реализации. А. Пуанкаре писал, что неподвижное существо не могло бы построить геометрию. А. А. Ухтомский утверждал наличие осязательной геометрии. В процессе психологического эксперимента, например, при стабилизации изображений относительно сетчатки, обеспечивающей неизменность стимуляции, наблюдатель поочередно может владеть совершенно разными зрительными картинами. Изображение представляется ему то плоским, то объемным, то неподвижным, то движущимся. Сознание человека развивается не в условиях робинзонады, а внутри культурного целого, в котором исторически кристаллизирован опыт деятельности, общения и мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт. (По В. П. Зинченко) Задача 124●. Попытайтесь осмыслить феномен левшества в "правом мире" с точки зрения правши. Леворукость - беда или благо? С чем она связана? К какой точке зрения на левшество вы готовы присоединиться и почему? 1. Несмотря на то что человечество состоит из правшей и левшей, во всем укладе жизни общества, условиях быта и производства стихийно оказались учтенными асимметрии функций парных органов только правшей. Родившийся левшой вынужден всячески приспосабливаться к жизни в мире праворуких. Н. Винер считает, что леворукость - "серьезный недостаток для жизни в обществе". А М. Гарднер пишет: "Многие мелочи постоянно раздражают левшу в "правом мире". Он входит в метро - щель монетоприемника в пропускном аппарате расположена справа. Он хочет позвонить из автомата - дверь в будку неудобно открывать правой рукой, и трубка висит слева, чтобы освободить правую руку для таких сложных движений, как доставание и опускание в прорезь монеты, набор номера телефона, производство записей и т.д.". Отдавали ли вы себе когда-нибудь отчет в том (если вы не левша), что все ручные часы рассчитаны на правшей? Наденьте свои часы на правую руку и попробуйте их завести, тогда поймете, какое неудобство для левши помещенная справа заводная головка. Все руководства для обучения любому ручному труду неизменно рассчитаны на людей, работающих правой рукой. Если, например, девочка-левша хочет научиться вязать, то она вынуждена "переводить" руководство по вязанию "на свой язык". "Двадцать пять миллионов американцев, - отмечает Л. Понте, - каждое утро оказываются в положении Алисы в Зазеркалье", где все для них неудобно: дверные ручки не слева, а справа; не с той стороны рычаг переключения передач в автомобиле; даже консервный нож движется в обратном направлении. Неудобства для левшей с ходом развития человеческих обществ постепенно нарастают и становятся почти непреодолимыми. Управление сложнейшими машинами рассчитано только на правшей. Например, индикационные приборы в кабине самолета распределены в зрительном" поле летчика с учетом зрительных асимметрий правшей, того, в частности, факта, что у правшей зрительное внимание различно по отношению к левым и правым, верхним и нижним частям зрительного пространства. Да и маневрирование самолета по высоте, курсу и другим параметрам полета осуществляется при помощи ручки управления, стандартно расположенной под правой рукой летчика; вообще двигательная активность правой руки является одним из главных условий успешного пилотирования самолета. В Бразилии, где насчитывается 13 млн. левшей, создана, как и в США, специальная ассоциация, которая борется за выпуск 10% учебных принадлежностей, орудий труда, предметов быта, фотоаппаратов и т.д. в зеркальном варианте. Некоторые банки выпускают специальные чековые книжки, рассчитанные на заполнение левой рукой. Дантист-левша может приобрести зубоврачебное оборудование, сделанное так, что врач может работать, находясь слева от пациента. 2. Взгляды на левшей условно делятся на три группы. Первую группу составляет отрицательная характеристика левшества. Так, еще в 1892 г. итальянский психиатр и криминалист Ч. Ломброзо считал, что леворукости сопутствует высокая склонность к преступлениям. В 1911 г. врач Е. Шриер представил левшей как вымирающую часть популяции. По его мнению, черты вырождения встречаются у левшей в два раза чаще, чем у правшей, а достижения в социальной жизни у них намного меньше, чем у правшей. Позже стали встречаться утверждения, что дети-левши "более нервны", "ниже ростом", "отстают в развитии", что у них более часты нарушения речи (включая заикание), косоглазие, заячья губа, эпилепсия, психические заболевания, умственное недоразвитие и т.д.; что среди левшей больший процент страдающих алкоголизмом, наркоманией. Левши описываются как более тревожные, застенчивые, неуверенные, эмоционально неустойчивые, склонные к чувству вины, грубоватые, непрактичные и т.д. и т.п. Согласно второму взгляду, левши не отличаются от правшей по психическим возможностям. Третья точка зрения связана с утверждением, что левши имеют преимущества перед правшами. Доказывается, что левши "более способны" и обнаруживают более высокие способности к обучению, что они составляют 20% всех талантливых людей в спорте, науке, архитектурной деятельности. (По Т. А. Доброхотовой, Н. Н. Брагиной) Задача 125●. Познакомьтесь с рядом представлений о связи тела и сознания, сформулированных в истории познания. Попробуйте сформулировать современное понимание взаимосвязи души и тела. ...Кроме души были и другие элементы человека, которые воскреснут снова. Сохранение подверженного разложению тела [khat] также некоторым образом связано с жизнью в мире будущего... тело не лежит в могиле бездеятельно, молитвами и церемониями в день похорон оно наделялось силой превращения в sahu - духовное тело. (Предисловие Э. Баджа к Египетской Книге Мертвых) Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. (Первое Послание к Коринфянам, 15; 51-52) Приходится, однако, напомнить кому следует, что гниение - не сверхъестественное явление и самое рассеяние частиц не может выступить за пределы конечного пространства; что организм - машина и что сознание относится к нему, как желчь к печени; соберите машину - и сознание возвратится к ней! (Н. Ф. Федоров) ...Я буду использовать слово сома... "Сома" не означает "тело", она означает "меня, телесное существо"... Сома живет, она расширяется и сжимается, приспосабливается и ассимилируется, потребляет энергию и отдает ее. Сома пульсирует, сжимается и расслабляется, течет и меняется под влиянием страха и гнева, голода и чувственности... Сомы - это нечто вроде живых, органических существ, которыми вы являетесь в данный момент в том месте, где вы есть. Сома - это все, чем вы являетесь... с миллионами лет органической генетической истории внутри нашего космоса...(Т. Ханна) ...Мое тело находится внутри моего поля сознания в том смысле, что мои нормальные телесные функции стремятся заглушить полноту и широту потенциала сознания... (М. Гроссо) Человеческие души, как и все другие, всегда соединены с каким-нибудь телом. Я думаю даже, что один только Бог, будучи чистой деятельностью, совершенно свободен от телесности. (Г. В. Лейбниц) Задача 126●. Проанализируйте приведенный фрагмент из статьи Дж. Рея "Основания для сомнения в существовании сознания". Согласны ли вы с автором или нет и в чем именно? Можно ли говорить о машинном сознании, имея в виду современные компьютерные системы? Что еще есть в человеческом сознании, что не удается смоделировать в компьютерных системах? ...Компьютеры представляются способными иметь убеждения и предпочтения (до неопределенной степени упорядочения), самооценку, обращенный во вне язык, интроспективные сообщения и процессор, преобразующий информацию о состоянии мира и собственного тела, - и все это, видимо, не обладая сознанием. Единственно значимые черты нашей ментальной жизни (отличной от сознания), которых, безусловно, в настоящее время нет у машины, - это способность к "индукции", или кажущейся безграничной изобретательности в схватывании мира. Задача 127●. Проанализируйте отрывок из работы Л. Леви-Брюля "Первобытное мышление". Охарактеризуйте особенности первобытного сознания. Чем оно отличается от современного? То, что мы называем опытом и последовательностью явлений, отнюдь не находит у первобытных людей сознания, готового просто их воспринять и склонного пассивно подчиниться полученному впечатлению. Напротив, сознание первобытного человека уже наперед заполнено огромным числом коллективных представлений, под влиянием которых все предметы, живые существа, неодушевленные вещи, или орудия, приготовленные рукой человека, мыслятся всегда обладающими множеством мистических свойств. Следовательно, первобытное сознание, чаще всего совершенно безразлично относящееся к объективной связи явлений, обнаруживает особую внимательность к проявляющимся или скрытым мистическим связям между этими явлениями. Источником этих ассоциаций, предопределяющих восприятие первобытного человека, является отнюдь не опыт, и против них опыт совершенно бессилен... Я сказал бы, что в коллективных представлениях первобытного мышления предметы, существа, явления могут быть... одновременно и самими собой и чем-то иным. Не менее непостижимым образом они излучают и воспринимают силы, способности, качества, мистические действия, которые ощущаются вне их, не переставая пребывать в них. Задача 128●. Прокомментируйте приведенный фрагмент. Согласны ли вы с описанной точкой зрения или нет и почему? В работе Н. Г. Чернышевского "Антропологический принцип в философии" доказывалось, что человеческое сознание не есть некая эманация другой натуры, обнаруживаемая только внутренним опытом, или интроспекцией; психические акты неотделимы от явлений, изучаемых естествознанием, ни со стороны сущности, ни со стороны познаваемости. "Психология, не опирающаяся на физиологию, - писал В. Г. Белинский, - так же несостоятельна, как физиология, не знающая о существовании анатомии". По своей природе психика - одна из форм жизнедеятельности, и она доступна объективному изучению в такой же степени, как и другие феномены природы. Изучаемые психологией явления нравственного порядка, утверждал Н. Г. Чернышевский, проистекают одно из другого и из внешних обстоятельств по закону причинности. А если так, то психология должна искать настоящие причины любого наблюдаемого явления в окружающей человека среде... (Л. П. Гримак) Задача 129★. Проанализируйте текст. Попробуйте сформулировать аргументы "за" и "против" высказанной точки зрения. Специалисты из Института квантовой генетики считают, что дарвинистская теория о происхождении человека скоро рухнет окончательно. Ученые поглубже заглянули внутрь молекулы ДНК и увидели там закодированную информацию, присутствие которой делает нас похожими на некое подобие биокомпьютера со сложными генетическими программами. Прочитайте следующий фрагмент и ответьте на вопросы. Верно ли, что библейское "в начале было Слово..." находит в этих исследованиях подтверждение? С точки зрения современных представлений об эволюции психики и сознания может ли человек быть порождением вакуумного Супермозга? ...Молекулы ДНК состоят не только из генов, отвечающих за синтез определенных белков, но большей частью - из закодированных текстов. Причем эти тексты занимают 95 - 99%от всего содержания хромосом! По мнению ученых, ДНК - это такой же текст, как текст книги. Но он обладает способностью быть читаемым не только буква за буквой и строчка за строчкой, но и с любой буквы, потому что там нет пробелов между словами. Читая этот текст с каждой последующей буквы, получают все новые и новые тексты. Можно читать и в обратную сторону, если ряд плоский. А если цепочка текста развернута в трехмерном пространстве, как в кубике, то текст читаем во всех направлениях. Текст нестационарен, он постоянно движется, меняется, потому что наши хромосомы дышат, колышутся, порождая огромное количество текстов. Клетки разговаривают между собой. Человек есть самочитаемая текстовая структура... Задача 130★. Используя материал приведенных фрагментов, прокомментируйте идеальную природу сознания. Чья точка зрения относительно идеального вам ближе и почему? С точки зрения диалектического материализма причиной происхождения сознания является сопротивление человека первозданной природе, трудовая деятельность, в которой первая природа становится объектом практических преобразований и трансформируется во вторую природу, мир человека. Идеальное рождается как внутренний план этого процесса, являясь специфически социальным отражением действительности, не сводимым к непосредственному отношению между отражаемым и отражающим. Идеальное совершается в этом процессе, и в нем человек становится субъектом, носителем целенаправленного отражательно-преобразовательного действия. Как пишет Д. В. Пивоваров, "идеальное в составе человеческой практики суть своеобразная производительная сила, трансформирующая мир до человеческих объективных порядков в саморазвивающуюся вторую природу, оно необходимо как условие субъективности". Идеальное становится универсальной производительной силой из-за способности воспроизводить и преобразовывать любое содержание объективной реальности в разнообразные знаковые комплексы. В объяснении природы идеального известно несколько подходов: "идеальное в форме субъективного образа объективного мира" (Д. И. Дубровский), "идеальное в форме материально-практического образа (схемы) объекта" (Э. В. Ильенков), "идеальное в форме объективного эталона, отражающего сущность класса предметов" (М. А. Лифшиц). В трактовке Э. В. Ильенкова идеальное рассматривается как объективная реальность - духовные явления, обладающие достоинством всеобщности и необходимости. Понятием "идеальное" Э. В. Ильенков предлагал фиксировать такое соотношение между материальными объектами, в котором один объект, оставаясь самим собой, представляет всеобщую природу другого или других объектов. Это - репрезентация общего свойства класса предметов или процессов в том или ином конкретном продукте (предмете) труда и культуры. Э. Г. Классен предлагает рассматривать идеальное как отношение представленности (появление одного предмета вместо другого) и положенности (идеальное, не обладающее собственной субстанциональностью, имеет свое основание в другом предмете). Идеальному присущи две противоположные стороны, два полюса: материальный, образованный положенностью и бытием в форме представленности социальной деятельности, и нематериальный, в форме сознания человека. Э. Г. Классен пишет: "...идеальное... не является ни материальным, ни сознанием, но... существует только в материальном и сознании. Бесполезно искать идеальное во внешнем материальном объекте, как бесполезно искать его в человеческой голове. Ни в объекте, ни в голове в их оторванности друг от друга никакой идеальности нет. Но оно есть во внешних объектах, потому что оно есть в голове, и, наоборот, оно есть в голове, потому что есть во внешних вещах". Задача 131★. Прокомментируйте мнение И. Канта. Что, на ваш взгляд, "познавательная способность дает от себя самой" и дает ли вообще? И. Кант отмечал: "...хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность ... дает от себя самой". Задача 132★. Используя приведенный фрагмент, определите понятие "хронотоп" и его значение для становления человеческого сознания. Глубоко религиозный человек, ученый, мыслитель, блистательный физиолог-экспериментатор князь А. А, Ухтомский ввел в научный оборот понятие "хронотоп". Это понятие помогает более конкретно представить взаимоотношения феноменологического и онтологического планов развития человека. ...Своеобразие хронотопа состоит в том, что он соединяет в себе казалось бы несоединимое. А именно - пространственно-временные в физическом смысле этого слова телесные ограничения с безграничностью времени и пространства, т.е. с вечностью и с бесконечностью. Первый - это есть онтологический план, заключающий в себе всю суровость бытия, которая в конце концов награждает человека смертью; второй план - феноменологический, идущий из культуры, истории, из ноосферы, от Бога, от Абсолюта, т.е. из вечности в вечность со всеми мыслимыми общечеловеческими ценностями и смыслами. В любом поведенческом или деятельностном акте, совершаемом человеком, мы имеем все три "цвета времени": прошедшее, настоящее и будущее, т.е. даже хронотоп живого движения может рассматриваться как элементарная единица, зародыш (или продукт?) вечности и бесконечности. ...Конечно, хронотоп - это пока метафора, удачно описывающая живой пространственно-временной континуум, в котором протекает развитие человека, понимаемое как уникальный процесс в составе космоса. А. А. Ухтомский говорил об активности хронотопа, что предполагает наличие в нем энергетических характеристик и соответствующих источников энергии. Энергия хронотопа, как и его смысловые черты, конечно же, укоренена в бытии. Энергия и смысл не только трансформируются в нем, но и прорастают. Накопленная и превращенная в хронотопе энергия осуществляет, выражаясь словами О. Мандельштама, "зарядку бытия". Эта энергия идет на жизнь человека, на творчество, наконец, на служение Богу. ...Представляется, что в качестве таких источников выступают... Знак, Слово, Символ, Миф, с помощью которых возможно не только описание хронотопа... [но] и как резонаторы, на частоту которых настраиваются живые существа. (В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов) Задача 133★. Проанализируйте приведенный фрагмент с точки зрения активности психического отражения и ответьте на вопрос: каким образом психика, представляющая собой субъективный продукт объективной реальности, приобретает способность воздействовать на материальные звенья физиологических систем? Неживые объекты в процессе отражения окружающей действительности изменяются сами и меняют свою отражательную способность. Этот процесс носит пассивный характер, а изменение отражательной способности происходит лишь в сторону увеличения меры неопределенности, т.е. с нарастанием энтропии. Так, поверхность камня отражает характер и силу внешних воздействий, которым он систематически подвергается. Со временем эти воздействия все больше разрушают его и в конце концов превращают в песок или пыль, и та информация, которую они несут в себе, оказывается уже значительно менее определенной. Отличительным свойством биологических объектов является их преимущественная ориентация на усложнение систем, т.е. на реализацию процессов негэнтропии, на уменьшение степени неопределенности. Это обстоятельство послужило причиной последовательной структурной и функциональной самоорганизации живых организмов, что привело к совершенствованию отражательных функций, развитию органов чувств, а затем и к высокоорганизованной психической деятельности человека. Отражение явилось тем условием, которое положило начало процессу развития живого, так как именно через отражение формируются все виды памяти, представляющей собой сохранение следов прошлого опыта, на основе чего биологические объекты получают возможность приобретать новые качества. Исследователи различают отражение - след, отражение - изменение, отражение - ответная реакция и отражение - воздействие. Процессы отражения в неживой природе охватывают первые две формы, живая материя пользуется всеми четырьмя формами отражения. Существенная особенность состоит здесь еще и в том, что живое приобретает свойство отражать не только внешнюю, но и свою собственную внутреннюю среду. Кроме того, живое вырабатывает способность к избирательности отражения, и из десятков одновременно воздействующих внешних и внутренних факторов организм активно реагирует лишь на те, которые он актуализирует. Таким образом, психика приобретает свойство активно менять направление, объем и характер отражательных процессов - и внешних и внутренних. Еще важнее то, что психика может ориентироваться не только на наличные результаты отражения, но и на зафиксированные ранее в долговременной памяти в виде образов и понятий отражения - следы. Отражение становится субъективным, а это значит активным: оно характеризуется движением "постоянного переливания субъективного в объективное". Эта особенность позволяет человеку целенаправленно и активно воздействовать на свое физическое и психическое состояние на основе воображаемых чувственных образов. (По Л. П. Гримаку) Задача 134★. К термину "сознание" мы привыкли. Недостаточно ли мы понимаем сложность его смысла? Проанализируйте приведенные фрагменты раздумий философов, психологов, психиатров и попытайтесь дать обобщенную смысловую характеристику сознания. Чем получившееся представление отличается от известного вам? ...В противовес духу Декарта и букве Локка... большинству определений в Oxford English Dictionary, а также претензиям многих теоретиков, вплоть до наших дней... сознание должно включать в себя нечто большее, чем просто мышление. (Дж. Рей) Концепция сознания может оказаться включающей в себя чрезмерно упрощенный взгляд на нашу ментальную жизнь, и это приводит к тому, что мы можем ошибаться, думая о себе или о чем-либо еще как об обладающих сознанием. (Дж. Рей) Сознание, ...воспринимая реальность или любой ее аспект, всегда перерабатывает их, причем сознание активно трансформирует реальность. Давайте подумаем, каков смысл двух следующих выражений: "переработка реальности" и "трансформация реальности". Оба они фундаментально неадекватны, так как предполагают, что существует "где-то там" автономная реальность, к которой сознание применяется и которую оно обрабатывает. Такая картина фундаментально неверна. Не существует реальности как таковой, которую сознание посещает и которую оно обрабатывает. Реальность всегда дается совместно с сознанием, которое осмысляет ее, причем акт осмысления является одновременно и актом трансформации. У нас не существует никакого представления о том, что такое реальность - как таковая, потому что всегда, когда мы думаем о ней, когда мы созерцаем ее (любым образом), реальность неизменно предстает перед нами трансформированной нашими когнитивными способностями. (Г. Сколимовский) Задача 135★. В настоящее время разрабатываются теории, в которых мозг рассматривается как самопрограммируемый суперкомпьютер. Согласны ли вы с такими подходами и почему? Прокомментируйте приведенные фрагменты и сформулируйте свое отношение к этим идеям. 1. И. 3. Цехмистро в работе "Поиски квантовой концепции физических оснований сознания" разрабатывает идею о мозге как суперкомпьютере. В качестве носителей кодов (регуляторов) верхнего уровня (например, совести и т.п.) мозг, как суперсистема, содержит паттерны, которые могут взаимно исключать друг друга, самоподдерживаться, быть нейтральными. Каждый из этих кодов осуществляет верхнеуровневый контроль над нижнеуровневым процессорным центром, который в свою очередь контролирует функционирование тела и, кроме того, отвечает за создание новых кодов верхнего уровня. Эти новые коды конструируются мозговыми процессорами в согласии с причинными квантово-механическими законами на локализованных персональных данных, т.е. каждый новый код образуется (в соответствии с директивами от текущего верхнеуровневого кода) путем интегрирования информации, идущей от внешних стимулов и от блоков кодирования, хранящих ее в своей памяти. Этот причинный процесс конструирования с необходимостью создает, в соответствии со свойствами квантово-теоретических законов, не один новый код, а суперпозицию многих, с их собственными квантово-механическими весами. Личностное, человеческое мышление создает образ физического мира путем выбора одного кода из множества суперпозированных кодов. Этот выбор почти полностью определяется действием общих квантово-теоретических законов в условиях локализованных личных данных. Таким образом, процесс селекции управляющих программ личностного поведения даже с точки зрения квантовой механики имеет как причинно-личностный, так и стохастически-неперсональный аспект. 2. Э. Морэн в статье "Дух и мозг" предлагает рассматривать мозг как гигантскую "мегавычислительную" систему, используя для объяснения ее функционирования термины "язык", "понятия", "логика". С помощью этих средств "машина мозга" способна развивать и преобразовывать "вычисления" в "размышления", в ткань человеческой мысли: "Сознание реагирует на условия своего образования и потенциально способно контролировать и доминировать над тем, что его производит, и распространять свой контроль за эти пределы (как йоги, которые сознательно контролируют биение своего сердца)". Сознание через эту связь как бы присутствует в вычислениях, приводящих в действие каждую клетку, будь то клетка печени, сердца или нервов; в межполивычислении, которое обеспечивает организаторскую межполиклеточную деятельность; в возникновении возникновения возникновений, осуществляющих появление новых качеств на каждом уровне качеств, становящихся основой для развития высших уровней. "И тогда, - пишет Э. Морэн, - из специфических и дифференцированных межполивычислении, происходящих в невроцеребральном аппарате, развиваются вычисления вычислений, петлевые межвычисления, в которых химико-электрические процессы, кодирование, коммуникации, вычисления и, наконец, размышления взаимно генерируют друг друга и производят в этом же самом процессе рекурсивную, организационно-производительную целостность мозг - дух. Исходя из этого, можно понять медитации, трансформации, метаморфозы, которые производят в единой цепи и молекулярные взаимодействия, и ассоциации идей". |