Психология Задачи к семинарам. Задача 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения
Скачать 2.24 Mb.
|
Задача 459●. С позиций теории деятельности саморегуляция может быть рассмотрена на операционально-техническом уровне как волевое поведение или на мотивационном уровне как переживание. Определите по изложенному ниже содержанию повести Г. Гессе "Курортник", о чем идет речь - о волевом поведении или о переживании. Какие средства саморегуляции использовал герой? Какие механизмы саморегуляции можно здесь выделить? Пребывание главного героя - писателя - на курорте в Бадене было непоправимо омрачено его соседом по номеру, голландцем. Чувствительный к малейшему шуму, герой вынужден был в течение долгих часов слушать разговоры и смех нескончаемых гостей, тяжелые шаги ранним утром, прогонявшие его чуткий, тревожный сон. Все отчаянные попытки работать в этих условиях были обречены на неудачу. Писатель стал испытывать ненависть к голландцу, и его жизнь на курорте стала казаться сущим адом. Старания заставить себя работать и спать усилием воли были неэффективными. Он пытался дать выход накопившимся чувствам в фантазиях и воображении, но безуспешно. И тогда он находит оптимальное решение - полюбить ненавистного голландца. Процесс выполнения решения протекает поистине драматично и содержит в себе: развенчание своих агрессивных чувств, постановку задачи на их изменение, поиск опорной для их перестройки ценности и обращение к евангельской заповеди "Возлюби ближнего своего", облачение этой ценности в конкретную форму посредством положительного эмоционального насыщения образа голландца с помощью профессиональных средств (голландец становится главным героем созданного той же ночью литературного произведения, вызывающего сочувствие и симпатию автора). Мучительный творческий процесс заканчивается "полной победой над голландцем", и он перестал выбывать мучительные переживания, мешающие писателю спать и работать. Задача 460●. Какие нарушения волевой сферы раскрывают приведенные ниже примеры поведения Н. В. Гоголя? А. Берг рассказывал, что Гоголь ничуть себя не беспокоил в соблюдении самых элементарных правил требования общежития. Шевырев жаловался Бергу, что Гоголь стал принимать ближайших к нему людей "чересчур по-царски", так что свидания их стали похожи на аудиенции у царственных особ. У Хомяковых, по словам Бартенева, Гоголь всегда так держал себя: "Он капризничает неимоверно, приказывая по несколько раз то приносить, то уносить какой-нибудь стакан чая, которым никак не могли ему угодить: то ему чай оказывался слишком горяч, то крепким, то слабым, то слишком полно налито, и это его сердило очень". Берг говорил: "Появление его [Гоголя] на вечере, иной раз нарочно для него устроенном, было почти всегда минутное. Пробежит по комнатам, взглянет, посидит где-нибудь на диване, большею частью совершенно один; скажет с иным приятелем 2-3 слова из благоприличия, небрежно, Бог весть где витая в то время своими мыслями; и был таков". В другое время Гоголь, наоборот, был чрезвычайно любезен, весел, разговорчив, шутил, пел песни и т.д. Но переходы эти были неожиданны, и этим он, как человек с неустойчивым настроением, поражал и удивлял своих близких и современников. Вот пример, который приводит Арсеньев: "У Капниста был в гостях Гоголь; приезжает в это время М. Н. Муравьев, с которым тут же Капнист знакомит Г. и рекомендует Гоголя такими словами: "Рекомендую Вам моего доброго знакомого, хохла, как и я, Гоголя!" Гоголь рассердился на эту "непрошенную" (по выражению Гоголя) рекомендацию, сказал дерзость Муравьеву и, ни с кем не простившись, тотчас же уехал". В августе 1829 г. Гоголь совершенно неожиданно и без всякой подготовки сел на пароход и уехал в Любек. Даются всевозможные объяснения этой поездке, но лучше всех дает объяснение своему поступку сам Гоголь: "Это противувольное мне самому влечение было так сильно, что не прошло 5 месяцев по прибытии моем в Петербург, как я сел уже на корабль, не будучи в силах противиться чувству, мне самому непонятному. Проект и цели моего путешествия были очень неясны". (По Г. В. Сегалину) Задача 461●. Какой механизм волевой регуляции описан в следующем примере? Всегда ли волевые явления бывают действиями? Во времена инквизиции некий молодой итальянец был арестован, заключен в тюрьму и подвергнут пыткам. Предполагалось, что если подозреваемый не грешен, чист перед Богом, то он вытерпит любые пытки, не сделав ложного признания, и избегнет казни на костре. Допрос ничего не дал, итальянец ни в чем не признал себя виновным. Когда тюремщики стали расковывать узника, инквизитор спросил: "Ты не вымолвил ни единого слова признания, но я слышал, как уста твои шептали: "Я вижу тебя". Не иначе как сама Святая Дева являлась к тебе и укрепляла тебя на то, чтобы перенести жестокие пытки". - "Ваше святейшество, - отвечал итальянец, - перед моими глазами мне действительно являлось нечто, но это нечто было тем костром, на котором вы сожгли бы меня, вырвись у меня хоть одно слово признания". (По А. Н. Леонтьеву) Задача 462●. Проанализируйте следующие представления о внушаемости и покажите, какое значение для определения содержания волевого акта личности имеет внушение. Внушаемость связана с общей личностной и интеллектуальной незрелостью, имеет определенную функциональную роль в онтогенезе - как фактор первичных, еще не интериоризованных, интерпсихических отношений между людьми. (В. Н. Куликов) Внушаемость - черта истерической личности, для которой характерны подражательные формы истерического поведения. (А. Якубик) Внушаемость - черта личности, связанная с интеллектуальной недостаточностью, отрицательным отношением субъекта к самому себе, неуверенностью в своих силах, низкой самооценкой - определяющими ориентацию в поведении на мнения и оценки других людей. Внушаемость - относительная черта, проявляющаяся в значимой ситуации - личностно-значимое чаще принимается на веру. (С. В. Кравков, В. А. Бакеев) Задача 463●. Можно ли отнести приведенные ниже примеры к случаям патологии волевого поведения? Почему? 1. Совершенную противоположность с Порфирием Владимировичем представлял брат его, Павел Владимирович. Это было полнейшее олицетворение человека, лишенного каких бы то ни было поступков. Еще мальчиком он не выказывал ни малейшей склонности ни к учению, ни к играм, ни к общительности, но любил жить особняком, в отчуждении от людей. Забьется, бывало, в угол, надуется и начнет фантазировать. Представляется ему, что он толокна наелся, что от этого ноги сделались у него тоненькие, и он не учится. Или - что он не Павел - дворянский сын, а Давыдка-пастух... что он арапником щелкает и не учится. ...Шли годы, и из Павла Владимирыча постепенно образовывалась та апатичная и загадочно-угрюмая личность, из которой, в конечном результате, получается человек, лишенный поступков. Может быть, он был добр, но никому добра не сделал; может быть, был и неглуп, но во всю жизнь ни одного умного поступка не совершил. Он был гостеприимен, но никто не ластился на его гостеприимство, он охотно тратил деньги, но ни полезного, ни приятного результата от этих трат ни для кого никогда не происходило; он никого никогда не обидел, но никто этого не вменял ему в достоинство... (М. Е. Салтыков-Щедрин) 2. Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать, но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его... И снова, преданный безделью, Томясь душевной пустотой, Уселся он - с похвальной целью Себе присвоить ум чужой; Отрядом книг уставил полку, Читал, читал - а все без толку: Там скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет; На всех различные вериги; И устарела старина, И старым бредит новизна. Как женщин он оставил книги И полку, с пыльной их семьей, Задернул траурной тафтой. (А. С. Пушкин) 3. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: "Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!" - "Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?" - Говорит ей Муравей. "До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило". - "А, так ты..." - "Я без души Лето целое все пела". - "Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!" (И. А. Крылов) 4. Часто покидает огромные хоромы тот, кому надоело быть дома, и внезапно возвращается, так как находит, что и не дома ничем не лучше. Стремительно мчится он, рысаков погоняя, в усадьбу, как будто ему нужно спешить на пожар; снова, опять начинает зевать, как только коснется порога усадьбы; или удрученный отходит ко сну и ищет забвенья, или поспешно стремится он в город, и вот он там снова. (Лукреций) Задача 464●. Проанализируйте приведенный пример из криминальной практики и объясните, какие личностные черты способствуют внушению. Можно ли считать, что эти свойства и черты образуют патопсихологический синдром, деформирующий волевое поведение, и почему? Б., 29 лет, обвинялась в хищении денежных средств. С детства отличалась усидчивостью, прилежностью, исполнительностью. Окончила 8 классов и медицинское училище с отличием. В 23 года вышла замуж, от брака имеет 2 детей. Длительное время жила у родителей мужа, отношения с которыми были конфликтными. Сильно уставала, настроение было подавленным, часто плакала, была раздражительной, плохо спала, похудела. Устроилась работать кассиром в парикмахерскую, намеревалась в последующем работать по специальности. По дороге с работы к Б. на улице подошла женщина, которая сказала ей, что она "плохо выглядит", спросила, где и с кем она живет, где работает, обещала "гаданием" помочь ей. Следующую встречу она назначила в день получения Б. из банка крупной суммы денег. При этом присутствовали соучастницы, две другие женщины, "ассистирующие" лидеру, подтверждавшие ее "возможности". Через 10 дней Б., получив деньги из банка и доставив их на работу, отправилась на встречу с этой женщиной. Узнав, что Б. пришла без денег, соучастницы стали требовать деньги, необходимые для "гадания", угрожали ей ухудшением состоянием ее здоровья и отношений с мужем. Б. вернулась в бухгалтерию, взяла из сейфа деньги. На улице в процессе "гадания" она отдала деньги одной из женщин, после чего все трое скрылись. Была привлечена к уголовной ответственности за хищение. В процессе следствия обвиняла в случившемся себя, говорила, что "гадалка" подействовала на нее своей внешностью. Когда "гадалка" подошла к ней на улице и с участливым лицом осведомилась о ее самочувствии, пообещав помочь, у нее не возникло сомнений в искренности слов "гадалки". В этот момент рядом оказалась женщина, которая была намерена принести "гадалке" за якобы оказанную ранее услугу значительную сумму денег. Была так "заворожена" словами "гадалки", что была готова выполнить любое ее приказание. Первые два дня после встречи самочувствие ее улучшилось, в последующие дни она с тревогой чего-то ждала, часто вспоминала о происшедшем с ней, охотно пошла на повторную встречу. При встрече ощущала некоторую тревогу, волнение, сказала "гадалке", что не может принести деньги, но та стала угрожать ей, что из-за этого ее ожидают несчастья. То же самое твердили и "ассистенты". Б. испугалась, пошла за деньгами и отдала их "гадалке". Затем по ее распоряжению закрыла глаза и стояла так три минуты. Открыла глаза и, не увидев "гадалки", некоторое время считала, что так и должно быть, затем поняла, что ее обманули, у нее "внутри все оборвалось", она стала метаться по улице, искать "гадалку" и ее спутниц, но их нигде не было. Вернувшись на работу, сообщила о случившемся в милицию. Задача 465●. Разным возрастам свойственна разная степень сформированности волевой регуляции и волевых качеств. Определите, что из приведенного списка свойственно детям младшего школьного возраста, подросткам и старшеклассникам. Дифференциация мотивов волевой регуляции; смелость; организованность; гибкость волевой регуляции; исполнительность; целенаправленность; использование физических действий в волевой регуляции (зажмуривание глаз, сжимание кулаков, напряжение мышц и т.д.); настойчивость; введение ограничений в распорядок собственной жизни; включение в волевую регуляцию познавательных мотивов; самоконтроль; включение в волевую регуляцию мотивов самоизменения; использование психических действий в волевой регуляции (выдержка, упорство, самовнушение, самоприказ и т.д.); самостоятельность в постановке целей волевой регуляции; умение ставить отдаленные цели; центрация на оценке результатов деятельности; увеличение осознанности в постановке целей волевой регуляции; умение рассчитывать только на себя; волевое усилие в интеллектуальной деятельности; стремление к воспитанию у себя определенных качеств; выдержка; решительность; инициативность. Задача 466●. Прочитайте отрывок из повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома" и ответьте на вопрос: эффективен ли найденный героем метод воспитания воли? В чем вы видите проблему Вити? Каковы направления формирования волевого поведения? ...Наконец мне стало ясно, что у меня совсем нет воли. То есть у меня воля есть, только она не сильная, а совсем-совсем слабенькая воля. Если мне надо что-нибудь делать, то я никак не могу заставить себя это делать, а если мне не надо чего-нибудь делать, то я никак не могу заставить себя этого не делать. ...Я решил, что мне надо развивать сильную волю. Что нужно делать для этого? Для этого я буду делать не то, что хочется, а то, чего вовсе не хочется... Начать решил сразу, с этого же дня. В этот день мама испекла к чаю мое самое любимое пирожное... Но я решил, что раз мне хочется съесть это пирожное, то я не буду его есть... - Почему же ты не стал есть пирожное? - спросила мама. - Пирожное будет лежать здесь до послезавтрашнего вечера - ровно два дня, - сказал я. - Послезавтра вечером я его съем. - Что это ты, зарок дал? - говорит мама. - Да, - говорю, - зарок. Если не съем раньше назначенного срока это пирожное, значит, у меня сильная воля... - Мне кажется, ты не выдержишь, - сказала Лика. - А вот посмотрим. Наутро я встал - мне очень не хотелось делать зарядку, но я все-таки сделал, потом пошел под кран обливаться холодной водой, потому что обливаться мне тоже не хотелось. ...Пирожное так и осталось лежать на тарелочке. Когда я пришел, оно лежало по-прежнему, только мама накрыла его стеклянной крышкой от сахарницы, чтобы оно не засохло до завтрашнего дня. Я открыл его и посмотрел, но оно ничуть даже еще не начало сохнуть. Мне очень захотелось тут же его прикончить, но я поборол в себе это желание. В этот день я решил в футбол не играть, а просто отдохнуть часика полтора и тогда уже взяться за уроки. ..."Чем же заняться? - думаю. - Во что поиграть?" Потом думаю: "Пойду-ка поиграю с ребятами в футбол". Не успел я это подумать, как ноги сами вынесли меня на улицу, а пирожное так и осталось лежать на тарелке. Иду я по улице и вдруг думаю: "Стоп! Что же это я делаю? Раз мне хочется играть в футбол, то не нужно. Разве так воспитывают сильную волю?" Я тут же хотел повернуть назад, но подумал: "Пойду и посмотрю, как ребята играют, но сам играть не буду". Пришел, смотрю, а там уже игра в самом разгаре... И тут уж я даже сам не заметил, как ввязался в игру. Домой снова вернулся поздно и думаю: "Эх, безвольный я человек! С утра так хорошо начал, а потом из-за этого футбола все испортил!" Смотрю - пирожное лежит на тарелке. Я взял его и съел. "Все равно, - думаю, - у меня никакой силы воли нет". Лика пришла, смотрит - тарелка пустая. - Не выдержал? - спрашивает. - Чего "не выдержал"? - Съел пирожное? - А тебе что? Съел, ну и съел. Не твое ведь я пирожное съел! - Чего же ты сердишься? Я ничего не говорю. Ты и так слишком долго терпел. У тебя большая сила воли. А вот у меня никакой силы воли нет. - Почему же это у тебя нет? - Сама не знаю. Если б ты не съел до завтра это пирожное, то я сама бы, наверное, съела. Задача 467●. Проанализируйте точку зрения американского биопсихолога Карен Прайор, опубликованную в работе под названием "Не рычите на собаку". Почему положительное самоподкрепление в напряженной деятельности оказывает больший эффект, чем отрицательное? Люди почему-то часто пренебрегают самоподкреплением, используя в большей мере самонаказание, самообвинение, самоупреки. Отчасти потому, что склонны требовать от себя гораздо больше, чем от других. Поэтому мы часто по нескольку дней не расслабляемся, переходя от одной задачи к другой, от нее к третьей, не замеченные и не отблагодаренные даже самими собой. Такое лишение себя подкреплений и есть один из основных факторов повышения нервозности и депрессий. Мы должны подкреплять себя здоровыми способами - часом досуга, прогулкой, беседой с друзьями или хорошей книгой. К сожалению, многим больше знакомы нездоровые способы положительного подкрепления: сигаретой, пивом, кофе, пищей, от которой появляется лишний вес, сидением допоздна перед телевизором, сном до обеда и т.д. Страстный любитель игры в сквош, но не слишком хороший игрок решил проверить на опыте эффективность самовознаграждения за хорошие удары. Сначала, говорил он, я чувствовал себя жутким дураком, приговаривая при каждом удачном ударе: "Хорошо, Пит, молодец". Но потом моя игра начала улучшаться. Я побеждаю тех, у которых прежде не мог выиграть даже очко. И я получаю гораздо больше удовольствия. Я не ору на себя все время, не злюсь и не расстраиваюсь. Если удар не получился, ничего страшного, следующие будут хорошими. Задача 468●. К. Левин ситуации разрешения конфликтов рассматривал как волевое поведение. Им выделены конфликты типа "желаемое - желаемое" (выбор одной из двух равножелаемых возможностей), "нежелаемое - нежелаемое" (необходимость выбора "из двух зол меньшего"), "желаемое - нежелаемое" (когда стремление к цели удерживает страх или отрицательные моменты, связанные с ее достижением) и "двойные конфликты", возникающие при одновременном существовании влечения или избегания (либо желаемый путь к нежелаемому результату, либо нежеланный путь к желаемой цели). В приведенном списке выделите конфликты разных типов. Как разрешается каждый из них? Куда прилагается волевое усилие? Толстяку хочется похудеть и хочется ежедневно лакомиться тортом; малышу хочется съесть пирожное перед обедом, но он знает, что будет за это наказан матерью; больной либо должен перенести тяжелую рискованную операцию, либо умереть от болезни; абитуриент хочет учиться в престижном вузе и боится провалиться на вступительных экзаменах; молодая женщина может подняться по служебной лестнице трудом и напряжением или же пойти на поводу у желаний начальника и быстро достичь желаемой должности; школьник хочет завести канарейку, рыбок, кошку и собаку, но не уверен, что справится с уходом за ними; студент не хочет потерять стипендию и не хочет напрягаться на занятиях; победительница конкурса красоты хочет выйти за богатого мужчину "с положением", но не хочет за немолодого; осужденный хочет поскорее выйти на свободу, но не хочет "выслуживаться" перед начальством, чтобы "скостить срок за примерное поведение"; пенсионерка, торопясь к очередной серии телесериала, может пойти домой короткой, но темной и ухабистой дорогой, или длинной, но с риском опоздать к началу фильма; подросток хочет посмотреть триллер в ночном эфире и не проспать с утра к первому уроку; молодой человек хочет углубить свои отношения с девушкой, но в его намерения не входит женитьба; ревнивый муж хотел бы съездить в интересную командировку, но боится оставить жену "без присмотра"; младший школьник получил в подарок от бабушки деньги и не знает - то ли истратить их сразу же на лакомства, то ли сложить в копилку, чтобы попозже купить новый картридж. Задача 469●. Проанализируйте приведенный фрагмент и попробуйте ответить на "классический" вопрос теории воспитания: почему изменение себя в положительную сторону требует волевых усилий, а плохие привычки закрепляются без труда с нашей стороны? Согласны ли вы с методом самовнушения, предложенным Эмилем Куэ? Если вы сознательно внушаете себе что-либо, делайте это совсем естественно, совсем просто, с убеждением и особенно без всякого усилия. Если бессознательное самовнушение, часто дурного характера, бывает столь успешным, то это оттого, что оно осуществляется без усилий. Если некоторые не добиваются удовлетворительного результата с помощью самовнушения, это или потому, что не доверяют себе, или, чаще, потому, что совершают усилия. Чтобы добиться результата, совершенно необходимо отсутствие усилий. Ибо они предполагают участие воли, в то время как именно она должна оставаться в стороне. Должно прибегать лишь к воображению. Задача 470●. Попробуйте дать объяснения перечисленным фактам. Почему люди все-таки совершают действия, угрожающие инстинкту самосохранения? Можно ли считать такие действия высшим проявлением воли? Американцы - ветераны вьетнамской войны рассказывали о случаях, когда возле их баз появлялись женщины, подростки и даже дети, буквально увешанные под одеждой гранатами и взрывчаткой. Собрав вокруг себя как можно больше врагов, приближаясь как можно ближе к вражескому объекту, они взрывали себя или взрывались от выпущенной по ним автоматной очереди. Во время войны на летчиков наводили страх японские камикадзе, бросавшие свой самолет в гущу врагов. Во время землетрясений спасатели проникают в угрожающие завалы, если сохраняются шансы найти оставшихся в живых людей. Люди бросаются в горящие здания, чтобы спасти из огня ребенка, животное, семейные реликвии. Старики часто готовы голодать и мерзнуть, но не продают принадлежащие семье и передающиеся из поколения в поколение картины, книги, предметы искусства. Задача 471●. Как называется теория воли, изложенная в этом отрывке? Определите, какие философские взгляды лежат в ее основе. Готовы ли вы разделить ее и почему? Человек же никогда не желает того, о чем у него нет представления. Сознание человека наполнено массой представлений различной степени ясности... Каждое из этих представлений борется за свое преимущественное положение в сознании. Побеждают в этой борьбе наиболее ясные и отчетливые представления, которые и дают начало волевым процессам: волевые стремления возникают в процессе борьбы представлений. Задача 472●. Иногда человек испытывает острое влечение к опасности и предпринимает, на первый взгляд, ничем не оправданные действия навстречу опасности. Прочтите пушкинские строки из "Пира во время чумы" и попытайтесь объяснить природу немотивированной активности. Можно ли считать "надситуативное" поведение волевым и почему? Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении Чумы. Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья - Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог. Задача 473★. Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы. Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. (Бальзак) В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя. (Бэбкок) Сколько дорог избирает и сколько находит доводов сердце, чтобы достичь того, к чему оно стремится. (Дюма-сын) Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям. (Ирвинг) У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. (Леопарди) Чем легче достижима цель, тем слабее стремление к ней. (Плиний Младший) Целеустремленный человек находит средства, а когда не может найти, создает их. (Цицерон) Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее. (Эбнер-Эшенбах) Серьезное стремление к какой-либо цели - поистине половина успеха в ее достижении. (В. Гумбольдт) Единственной преградой осуществлению наших планов на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения. (Ф. Рузвельт) ...Максимум воли есть максимум повиновения. (Л. С. Выготский) Задача 474★. Проанализируйте приведенные примеры и выделите в каждом из них конкретный механизм изменения побуждения через изменение смысла действия. В исследовании А. И. Липкиной отстающим школьникам поручали опекать учащихся младших классов, помогая им в учебе. Изменение позиции привело к тому, что учеба для этих отстающих школьников приобрела новый смысл и они стали более настойчивы и успешны в обучении. Девочка, которая боялась спускаться вечером в темный подвал, преодолела свой страх мыслью о том, что больной матери станет хуже, если она не спустится в подвал и не принесет варенье. (А. И. Высоцкий) Перед решающим сражением или во время боя полководцы часто принимают решение о выносе знамени полка, чтобы воодушевить бойцов. Во время эпидемии чумы престарелые врач или священник как частные лица могут покинуть город, но остаются в нем, чтобы облегчить страдания жителей. Надомные работники, которым платят "поштучно", часто устанавливают себе "норму" и перевыполняют ее, соревнуясь с воображаемым конкурентом. Начинающий парашютист переборол свой страх перед прыжком, вспомнив о поведении своего товарища, который не смог прыгнуть и вернулся на землю в самолете. Он вылезал из кабины на глазах у всех. Представив себя на месте товарища и испытав стыд за собственный страх, парашютист совершил свой первый прыжок с парашютом. (П. В. Симонов) В психологии описан феномен "зелен виноград", получивший свое название по басне И. А. Крылова: Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись, А кисти сочные, как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко; Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь". Летчик потерпел аварию в Андах и пробирался к людям через снега в горах. Представление о семье, товарищах, которые его ждут, заставляло идти, несмотря на обмороженные ноги. А когда сил не стало и хотелось только заснуть, мысль о том, что жена останется без средств к существованию, подняла его на ноги. Он вспоминал: "Будь я один на свете, я бы лег и уже не вставал". (Л. де Сент-Экзюпери) Задача 475★. Проанализируйте приведенные фрагменты. Является ли описанное поведение в условиях риска волевым? Являются ли авантюристы волевыми субъектами? Поясните причины рискованного поведения. Можно ли лиц, избегающих риска, считать слабовольными? 1. ...Пламя вырывалось уже из всех окон... Стало горячо. Возле дома уже невозможно было стоять... Один лишь Никита Пряхин дремал на сундучке посреди мостовой. Вдруг он вскочил, босой и страшный. - Православные! - Закричал он, раздирая на себе рубаху. - Граждане! Он боком побежал прочь от огня, врезался в толпу и, выкликая непонятные слова, стал показывать рукою на горящий дом. В толпе возник переполох. - Ребенка забыли, - уверенно сказала женщина в соломенной шляпе. Никиту окружили. От отпихивался руками и рвался к дому. - На кровати лежит! - исступленно кричал Пряхин. - Пусти, говорю! По его лицу катились огненные слезы. Он ударил по голове Гигиенишвили, который преграждал ему дорогу, и бросился во двор. Через минуту он выбежал оттуда, неся лестницу. - Остановите его! - Закричала женщина в соломенной шляпе. - Он сгорит! - Уйди, говорю! - Вопил Никита Пряхин, приставляя лестницу к стене и отталкивая молодых людей из толпы, которые хватали его за ноги. - Не дам ей пропасть. Душа горит. Он лягался ногами и лез вверх, к дымящемуся окну второго этажа. - Назад! - Кричали из толпы. - Зачем полез? Сгоришь! - На кровати лежит! - Продолжал выкликать Никита. - Цельный гусь, четверть хлебного вина. Что ж, пропадать ей, православные граждане? С неожиданным проворством Пряхин ухватился за оконный слив и мигом исчез. (И. Ильф, Е. Петров) 2. Женева. Февраль 1945. Допрос с пристрастием Алекс и ее группы начался сразу же после того, как их захватил де Джонг... Они умирают из-за меня, думала она. Потому что этот ублюдок разгадал мой шифр. ...Он подошел к ним и присел на корточки рядом с Алекс. - Прошу меня простить, но я без предисловий, сразу же к сути дела, если не возражаете. Начнем с того, как настоящее имя Рихарда Вагнера. Не могли бы вы мне сказать, кто этот парень, который постоянно сбрасывает вашим людям информацию. "Надолго моего мужества не хватит, - подумала Алекс. - Минута, две - самое большее". Она вспомнила [убитых после изощренных жестоких пыток] Конроя и Милнза и, встретившись с глазами де Джонга, промолчала. - Я жду, мисс Уэйкросс. Молчание. Алекс не увидела движения его рук и ножа в руках. Но она почувствовала, как он сгреб ее волосы, дернул ее голову назад, и сразу же эта ужасная боль с правой стороны головы - она не смогла сдержать истошного крика. Де Джонг держал большим и указательным пальцем ее кровоточащее правое ухо... (М. Олден) 3. [Богатая московская барыня 75 лет, будучи на водах в Швейцарии, интересуется рулеткой и просит отвезти ее в игорный дом, где узнает, что если поставить на źero и выйдет źero, то получишь в 35 раз больше.] - Как в тридцать пять раз, и часто выходит? Что ж они, дураки, не ставят? - Тридцать шесть шансов против, бабушка. - Вот вздор!.. - Она вынула из кармана туго набитый кошелек и взяла из него фридрихсдор. - На, поставь сейчас на źero. - Бабушка, źero только что вышел... стало быть, теперь долго не выйдет. Вы много проставите; подождите хоть немного. - Ну, врешь, ставь! - Извольте, но он до вечера, может быть, не выйдет, вы до тысячи проставите, это случалось. - Ну, вздор, вздор! Волков бояться - в лес не ходить. Что? проиграл? Ставь еще! Проиграли и второй фридрихсдор; поставили третий. Бабушка едва сидела на месте, она так и впилась горящими глазами в прыгающий... шарик. Проиграли и третий. Бабушка из себя выходила, на месте ей не сиделось, даже кулаком стукнула по столу, когда крупер провозгласил "trente six" вместо ожидаемого źero. - Эк ведь его! - сердилась бабушка, - да скоро ли этот зеришка проклятый выйдет. Жива не хочу быть, а уж досижу до źero... Алексей Иванович, ставь два золотых за раз!.. - Бабушка! - Ставь, ставь! Не твои. Я поставил два фридрихсдора. Шарик долго летал по колесу, наконец стал прыгать по зазубринам. Бабушка замерла и стиснула мою руку, и вдруг - хлоп! - Źero, - провозгласил крупер. - Видишь, видишь! - быстро обернулась ко мне бабушка, вся сияющая и довольная. - Я ведь сказала, сказала тебе!... Ну, сколько же я теперь получу? Что же не выдают?.. - Делайте вашу ставку, господа - ...возглашал крупер... - Господи! Опоздали! Сейчас завертят! Ставь, ставь! - захлопотала бабушка, - да не мешкай, скорее, - выходила она из себя, толкая меня изо всех сил. - Да куда ставить-то, бабушка? - На źero, на źero! опять на źero! Ставь как можно больше!... ... - Еще! еще! еще! ставь еще! - кричала бабушка. Я уже не противоречил и, пожимая плечами, поставил еще двенадцать фридрихсдоров. Колесо вертелось долго. Бабушка просто дрожала, следя за колесом. "Да неужто она и в самом деле думает опять źero выиграть?" - подумал я, смотря на нее с удивлением. Решительное убеждение в выигрыше сияло на лице ее... - Źero! - крикнул крупер. - Что!!! - с неистовым торжеством обратилась ко мне бабушка. Я сам был игрок; я почувствовал это в ту самую минуту. У меня руки-ноги дрожали, в голову ударило... (Ф. М. Достоевский) Задача 476★. Проанализируйте приведенные суждения. Выделите в каждом из них базовую идею. О каких теоретических направлениях в исследовании воли в них идет речь? Воля как способность к действию может определяться и чувственными побуждениями, и разумом. Воля, определяемая независимо от чувственных побуждений, мотивами, представленными только разумом, называется свободной волей. Она становится таковой при подчинении нравственному закону. Волевое поведение связано с формированием квазипотребности как механизма побуждения к намеренному действию. Основная функция воли - используя разум, бороться со страстями для обеспечения побуждения к избранным действиям. Воля - часть мотивационного процесса при порождении действия. Воля рассматривается как тесно связанная, но не совпадающая с мотивацией способность к побуждению действий, включающих в себя преодоление препятствий. Функция воли заключается в усилении слабой, но социально более значимой мотивации, что достигается через оценку событий и действий и предвидение будущего. Волевая регуляция - высшая форма произвольной регуляции поведения со стороны личности, осуществляемая на основе интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности действия. Основная функция воли - выбор поступка, что связано с поиском смысла жизни, с оценкой своих действий с позиций будущего. Воля - способность разума принять решение о влечениях и действиях. Проблема воли есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечения побуждения к действию (или торможения при необходимости снижения побудительной силы предмета действия). Волевое усилие - это усилие внимания, позволяющего совершить выбор на основе мотивов (интересов). Саморегуляция, связанная с сознанием человека, не нуждается в наличии особого психического образования, именуемого волей, и осуществляется через работу определенных нервных центров, связанных с сознательным отражением. Воля - психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции, прилаживая их друг к другу и перестраивая их в соответствии с решаемой задачей. Волевое усилие - субъективное выражение регулятивной волевой функции или внимание. Воля - видовое понятие, объединяющее все отдельные хотения или страсти как первичные элементы воли. Одна из стадий волевого процесса - выбор действий на основе наших знаний, состояний тела и чувств, относящихся к будущему (возникающих в фантазии). Волевое действие - действие "надполевое", когда при принятии решения о действии мы стоим как бы над вещами, сохраняя власть над ситуацией. Сущность воли - в овладении собой, своими психическими процессами, в том числе и мотивацией. Главное в проблеме воли - произвольная регуляция поведения и психических процессов. Понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его осуществлении. Причина волевых действий - в чувственных возбуждениях, мыслях и моральных чувствах, придающих действию определенный смысл. Задача 477★. Ниже представлены фрагменты высказываний о воле, сформулированные в рамках мотивационного подхода, подхода "свободного выбора" и регуляционного подхода. Определите теоретическую принадлежность каждого высказывания и обобщите группы соответствующих суждений так, чтобы можно было сформулировать их общую идею. Воля и действие - это "не два объективно познанные различные состояния, объединенные связью причинности, а одно и то же, но данное нам двумя разными способами... Действие тела не что иное, как объективированный, т.е. вступивший в поле воззрения, акт воли". (А. Шопенгауэр) ...Воля может пониматься как своего рода игра аффективных и, следовательно, энергетических операций, направленных на создание высших ценностей и на то, чтобы сделать эти ценности обратимыми и сохраняемыми (моральные чувства и др.). (Ж. Пиаже) Представляется, что воля есть не что иное, как желание или отвращение, достаточно сильное, чтобы вызвать действие, которое не является первично или вторично автоматическим... Следовательно, воля - это желание или отвращение, которое сильнее всего в данный момент. (Д. Гартли) Воля и влечение означают одно и то же. (Т. Гоббс) Воля - "способность человека полагать начало или воздерживаться, продолжать или завершать действие". (А. Коллинз) Воля на высших своих ступенях - это не просто совокупность желаний, а известная организация их... [она] относится к побудительной, а не к исполнительной регуляции. (С. Л. Рубинштейн) Воля принадлежит к той категории личностных процессов саморегуляции, которые также называются самодетерминацией. (Дж. Нюттен) Установка, возникающая в момент принятия решения и лежащая в основе волевого поведения, создается воображаемой или мыслимой ситуацией. (Д. Н. Узнадзе) Волевая регуляция - это сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и концентрирования этой активности в нужном направлении, т.е. целенаправленное создание такой организации психических функций, которая обеспечивала бы наибольшую эффективность действий. (В. К. Калин) ...Воля, как и все остальное, нуждается в причине... под волей я разумею... способность, по которой душа утверждает или отрицает, что истинно, а что ложно, а не желание, по которому душа домогается какой-либо вещи или отвращается от нее. (Б. Спиноза) Действиям "предшествует настоящий внутренний психический акт, в особенности же решение их выполнить, представление о цели, согласие на эту цель". (Э. Мейман) ...Воля есть регулирующая функция мозга, выраженная в способности человека сознательно управлять собой и своей деятельностью, руководствуясь определенными побуждениями и целями. (В. И. Селиванов) Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор, и недаром старая психология, изучая волевые процессы, видела в выборе самое существо волевого акта. (Л. С. Выготский) Главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на непривлекательный объект и в сосредоточении на нем всего внимания. (У. Джемс) Власть личности над своими душевными состояниями "возможна только лишь при наличии в составе ее душевного единства некоего регулятивного фактора... имя его - воля". (М. Я. Басов) ...Всякое подлинное волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. (С. Л. Рубинштейн) Функция воли - "способность к самоорганизации при осуществлении действий по достижению цели". (Р. Мэй) Мы говорим о воле как о чем-то добавочном к тому чувствованию или к тем чувствованиям, которые в данную минуту господствуют над всеми другими, между тем как на самом деле воля есть, не что иное, как только простое название, приравниваемое тому чувствованию, которое приобрело в данный момент верховное господство над другими и определяет то или иное действие... (Г. Спенсер) Задача 478★. Проанализируйте приведенный отрывок и объясните механизмы, придающие патологический характер волевому поведению. Ц. Ломброзо приводит автобиографию молодого человека, страдающего манией самоубийства: "Противуволя - ужасная вещь, и я могу говорить о ней по опыту, слишком даже горькому, потому что она отняла для меня всякую прелесть от окружающего мира и превратила мою спокойную, приятную прошлую жизнь в тяжкое и мучительное бремя... Привыкший к тихой и спокойной жизни, я вдруг увидел себя вовлеченным в водоворот жестоких страданий; бедный мозг мой, потрясенный такой нелепостью, отказался работать как прежде, я не мог уже свободно рассуждать о моих делах, и отсюда-то именно родилась противуволя или стеснение естественной свободы человека, невозможность работать и действовать, точно будто какая-то материальная сила связывает индивидуальность. У меня нет теперь достаточной власти над собою, чтобы дать моим поступкам желательное для меня направление, вследствие чего являются страх, тоска, отвращение к жизни. Вначале я чувствовал какое-то неопределенное беспокойство, мучительную тяжесть, затем эта сила росла, становилась все могущественнее, настойчивее, так что наконец уничтожила во мне всякое довольство и заставила проводить время в самой томительной скуке. По ночам я не мог спать, засыпая обыкновенно в час или два, а дни сделались для меня мучительным препровождением времени, так как я решительно не знаю, что делать с собой, куда приклонить голову, какое направление дать моим мыслям - и все по милости противуволи. Я слышу разговор о семейном счастье, о душевном спокойствии, об удовлетворении самолюбия, о взаимной привязанности между людьми, но сам не могу испытывать ничего подобного, медленно измеряю я часы, и вся моя забота состоит в том, чтобы скучать по возможности меньше. Поэтому я попросил бы произвести сильную реакцию в моем мозгу и позволить мне увидеться с семьей. Благодетельное потрясение могло бы принести мне громадную пользу: жестокое душевное волнение погубило меня, другое волнение, только в другом роде, могло бы спасти меня". Задача 479★. Проанализируйте отрывок из работы А. Шопенгауэра и сформулируйте свои представления о соотношении воли и свободы. ...Всякий априорно считает себя вполне свободным, даже в своих отдельных действиях, и думает, что может каждую минуту начать новый образ жизни, что значило бы сделаться другим. Но апостериори, по опыту, он находит, к своему удивлению, что он не свободен, а подчинен необходимости, что, несмотря на все планы и размышления, он не изменяет своих действий и вынужден с начала и до конца своей жизни проводить тот же, самим же им осуждаемый характер, как бы до конца разыгрывая принятую на себя роль. Задача 480★. Познакомьтесь с фрагментом романа У. Стайрона "Выбор Софи". Попробуйте оправдать Софи. Какой выбор сделали бы вы на ее месте? Название "Освенцим-Аушвиц", шепотом проползшее по купе, наполнило ее таким страхом, что она едва не потеряла сознание... Репутация Освенцима была зловещая, мерзкая, жуткая. Хотя в гестаповской тюрьме то и дело возникали слухи о том, что их отправят в Освенцим, Софи все надеялась на другое и молилась, чтобы их послали в трудовой лагерь в Германию... Но по мере того, как Освенцим приближался с неотвратимой неизбежностью и становилось ясно, что в этом поезде его не миновать, Софи начало душить сознание, что она попала в число жертв "заодно", что пострадает она случайно. И она снова и снова твердила про себя: "Я не должна здесь быть"... В первой половине дня пришла весть об участи, постигшей сотни и сотни евреев из Малькини, которые ехали в передних вагонах. "Всех евреев - в фургоны", - пришла записка... Софи, настолько отупевшая от страха, что она даже забыла утешения ради прижать к себе Яна и Еву [детей], тотчас мысленно перевела ее для себя: "Всех евреев отправили в газовые камеры"... Софи... потеряла сознание, ибо помнила уже только, как полуослепшая от яркого света стояла на платформе с Яном и Евой перед хауптштурмфюрером доктором Фрицем Йемандом фон Нимандом... - Ich bin polnisch! In Krakau geboren! - И беспомощно залепетала: - Я не еврейка! И дети мои - они тоже не евреи. - И добавила: - Они чистой расы. Они говорят по-немецки... - Одного ребенка можешь оставить при себе. - Bitte? - сказала Софи. - Одного ребенка можешь оставить при себе, - повторил он. - Другого отдай. Которого оставляешь? - Вы хотите сказать, я должна выбрать? - Ты же не еврейка, а полька, поэтому тебе дается право выбирать. Поток ее мыслей захлебнулся и остановился. Она почувствовала, как у нее подгибаются колени. - Я не могу выбрать! Не могу! - Она закричала. О, как отчетливо помнила она свой крик! Истязаемые ангелы никогда не кричали так в аду. - Ich kann nicht wahlen! - кричала она. Доктор заметил, что привлекает к себе внимание. - Заткнись! - приказал он. - Выбирай, и быстро. Выбирай, черт бы тебя побрал, или я их обоих отправлю туда. Живо! Она не могла этому поверить. Она просто не могла поверить, что стоит, не чувствуя боли, обдирая колени, на бетонной платформе, так крепко прижав к себе детей, что казалось, их плоть должна врасти в ее плоть... - Не заставляйте меня делать выбор, - услышала она собственный молящий шепот, - я не могу выбрать. - Тогда обоих - туда, - сказал доктор своему помощнику. - Nach links. - Мама! - услышала она тоненький, пронзительный голосок Евы, когда, оттолкнув от себя ребенка, она, пошатываясь, неуклюже поднялась с колен. - Берите малышку! - выкрикнула она. - Берите мою дочку! ...Перед мысленным взором Софи навсегда остался подернутый пеленой образ девочки, которая с мольбой все смотрела и смотрела назад. От крупных обильных слез Софи почти ослепла, и ей не запомнилось выражение лица Евы, за что она до конца своей жизни будет благодарна судьбе... Ева так и ушла, прижимая к себе своего Мишу и свою флейту... Задача 481★. Можно ли согласиться со всеми приведенными ниже высказываниями? Какие из них и в чем соответствуют, а какие - противоречат принципу детерминизма? Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей. Хотя обстоятельства жизни люди игнорировать не могут и не должны, тем не менее их действия зависят не только от обстоятельств, но и от них самих, от их свободной воли. Если все материально обусловлено, то человеческой воле не остается никакого выбора, а где нет выбора - там неприменим критерий моральной ценности. Научный подход к пониманию сущности воли базируется на признании детерминированности воли и всех волевых проявлений объективными условиями жизни и деятельности людей. Поскольку человек способен по своему усмотрению, независимо от внешних условий, усилием собственной воли принимать любые решения и совершать соответствующие этим решениям действия, то это доказывает на практике, что воля не подвластна внешнему миру, наоборот, она подчиняет себе наши мысли и действия, наше собственное тело. |