49-78 СИК. Задачи которые стояли перед Кунаевым на посту секретаря цк компартии Казахстана
Скачать 145.3 Kb.
|
Глава государства обратил внимание на то, что в работе сессии принимают участие гости из нескольких десятков стран, делегаты Всемирного форума духовной культуры. Они прибыли в нашу столицу в День духовного согласия, который ежегодно отмечается 18 октября. В этот день в 1992 г. в Алматы состоялся Первый международный конгресс духовного согласия, провозгласивший общечеловеческие ценности приоритетными в международных, межэтнических и межконфессиональных отношениях. «История нашей Ассамблеи — это история нашей стабильности. Это 15 лет мира, согласия и созидания», — заявил Нурсултан Назарбаев. Не случайно проводимая сессия под общим девизом нашего председательства в ОБСЕ: «Доверие, традиции, транспарентность и толерантность». За прошедшие 15 лет проведена колоссальная работа. Народы Казахстана изо дня в день крепили доверие между людьми, выработали новые традиции общей ответственности за судьбу Родины, а также обеспечили транспарентность — открытость межэтнических и межконфессиональных отношений. Толерантность стала важным фактором успешного и уверенного развития Казахстана. Эти принципы отражают дух и внешней, и внутренней политики нашей страны. Ассамблея народа Казахстана — это визитная карточка страны — страны, ставшей за короткий срок известной во всем мире, и в первую очередь благодаря опыту в сфере межэтнического и межконфессионального согласия. Казахстан сегодня — общий дом для представителей 130 этносов. Казахи, украинцы, уйгуры, русские, поляки, татары — у каждого одинаковые права и обязанности. В республике нет ни одного закона, который бы ущемлял права граждан, — отметил Нурсултан Назарбаев [8; 1]. С чувством особой гордости и трепетного волнения каждый гражданин нашей страны наблюдал за работой чрезвычайно важного события для всего мирового сообщества — Саммита глав госу- дарств-участников ОБСЕ. На первом в новом тысячелетии Саммите ОБСЕ, впервые проводимом на Азиатском пространстве, в сердце Евразии, за тысячу километров от географических границ Европы, были рассмотрены наиболее актуальные вопросы глобальной безопасности современности, определяющие ход мировой истории и пути дальнейшего развития евразийского континента. Отрадно, что Форум мирового масштаба был проведен в молодой и прекрасной столице — Астане, являющейся символом независимости и устремленности Казахстана в будущее. Благодаря Саммиту мир ощутил «Дух Астаны», узнал полиэтничный и сплоченный народ Казахстана. Всему миру мы известны как страна, приверженная идеалам мирного и цивилизованного развития и прогресса. Являясь лидером стран Центральной Азии и накопив солидный международный опыт, Казахстан стал активным субъектом мировой политики, локомотивом многих интеграционных процессов, мирных начинаний и конструктивных инициатив. Проведение Астанинского Саммита ОБСЕ и принятие впервые за 11 лет исторической Астанин- ской декларации ОБСЕ «Навстречу сообществу безопасности» — это свидетельство личных заслуг Президента Казахстана, Лидера Нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, его непререкаемого авторитета и огромной политической воли, международного признания «формулы успеха Назарбаева». В своем выступлении на Саммите Глава государства затронул вопросы современного мирового развития, создания комплексной единой системы евразийской безопасности, обозначил конкретные цели, задачи и параметры модернизации Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Президент призвал партнеров по ОБСЕ поддержать инициативу Казахстана о принятии Всеобщей декларации безъядерного мира, выступил за выработку комплексной стратегии урегулирования конфликта в Афганистане, восстановления экономики и мирной жизни, преодоления острых межэт-нических противоречий и политического кризиса в Кыргызстане. Акцентировал внимание на про-блемы наркотранзита, нелегальной миграции, торговли людьми, а также угрозы распространения оружия массового поражения [9]. Для того чтобы достойно отвечать на современные вызовы и угрозы, Глава государства предложил расширить число корзин и институтов ОБСЕ, выделив в качестве отдельных измерений работы — финансово-экономическую безопасность и межконфессиональную толерантность с разработкой совместного программного документа «К толерантности в новом десятилетии». Президент выступил за дополнение Маастрихтской стратегии ОБСЕ документом «Маастрихт-плюс», в котором будут отражены принципы согласованной валютно-финансовой политики, экономического сотрудничества и интеграции. Он подчеркнул необходимость создания в структуре ОБСЕ советов по энергетической безопасности и экономическому взаимодействию, Экологического форума, а также специального Форума в сфере разоружения и нераспространения оружия. В целях правового регулирования водных проблем Президент предложил разработать программу «Вода и право», для координации борьбы с трансграничной преступностью, наркотрафиком и нелегальной миграцией — сформировать Совет на уровне министров стран ОБСЕ. Для профилактики конфликтов и негативных тенденций в мировой экономике Глава государства предложил учредить Институт безопасности ОБСЕ, с центром в Астане. Несколько дней к Астане было приковано внимание не только стран пространства ОБСЕ, но и всего мира. Об этом красноречиво свидетельствует представительный состав участников 73 официальных делегаций стран-участниц и партнёров ОБСЕ, а также крупнейших международных и региональных организаций — ООН, ЕС, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ, представителей более 500 неправительственных организаций. Работу Саммита освещали более 1000 отечественных и зарубежных журналистов ведущих телеканалов, газет и информационных агентств планеты. Все без исключения участники Саммита выразили признательность нашей стране за проведение встречи на самом высоком организационном уровне. Это несомненный триумф нашей великой Родины, итог созидательного труда народа Казахстана накануне 20-летия Независимости страны. Принятая на Саммите Астанинская декларация, подтвердившая основополагающие принципы организации, открывает качественно новый этап в построении эффективной конфигурации безопасности на всем Евро-Атлантическом и Евразийском пространстве, ознаменовав начало коренного преобразования ОБСЕ. Таким образом, Ассамблея народа Казахстана — это результат уникального политического новаторства Казахстана. Сегодня опыт ее работы становится привлекательным и полезным для многих стран мира. Сегодня Конституция и Ассамблея народа Казахстана не просто ровесники. Это две великие ценности, ставшие фундаментом стабильности, модернизации и процветания. Доверие, традиции, транспарентность, толерантность, — это именно те принципы, которые легли в основу нашего многонационального процветающего государства. В основу политики государства в межэтнической сфере положен принцип «Единство в многообразии». 65. Межконфессиональные отношения в РК. Противодействие религиозному экстремизму и терроризму. Религия, безусловно, является одним из важнейших компонентов духовной жизни любого общества. Она дает человеку смысл жизни, связывая его с Богом или высшими духовными силами. Казахстан сегодня многоконфессиональное государство, в котором религия заняла одно из существенных мест в общественной жизни. Религиозность, как форма мироощущения, присуща человечеству с самой зари цивилизации и в той или иной форме сопровождает его на протяжении всей истории цивилизации. Роль религии в обществе то усиливалась, поднимаясь на недосягаемые вершины власти, то сводилась к минимуму в годы воинствующего атеизма. Религия никогда не была в стороне от происходящего в любом общественном социуме. Более того, всегда влияла на любое общество в своих интересах. Поэтому для обеспечения религиозного и межконфессионального согласия чрезвычайно важны нормальные конструктивные отношения государства с верующими. Проявлением постсоветского религиозного возрождения стало возрастание конфессионального фактора в общественно-политической жизни нашего государства. На сегодня религия может выполнять и выполняет функции инструмента социальной консолидации и политической мобилизации. Характер взаимодействия и взаимовлияния «общества», «государства» и «индивида» во многом зависит от роли традиции с учетом этнокультурной и этнонациональной специфики. В этом значении традиция становится одной из основополагающих частей современного общественного устройства и, в конечном счете, и ее стабильности. Возрождение духовных традиций во многом ассоциируется с религией, авторитет которой в настоящее время непререкаем Нынешнее время отмечено своего рода возрождением религиозных позиций традиционных религиозных конфессий. Развитие межконфессионального согласия становится реальностью только тогда, когда в этом процессе участвуют не только религиозные объединения, государственные организации, но и рядовые верующие – сторонники тех или иных конфессий и деноминаций. Рядовые граждане должны быть воспитаны в духе религиозной терпимости, и этот дух необходимо поддерживать, большое значение для этого имеют позитивное общественное мнение и адекватные правовые условия, которые тоже является небходимыми условиями для существования согласия между конфессиями. Начавшаяся теперь новая фаза развития религиозной ситуации в стране характеризуется, во-первых, гражданским миром между религиозными объединениями, получившими по новому Закону всю полноту прав для своей деятельности, поэтому ее можно рассматривать как фазу установления относитель и юридической урегулированности отношений между традиционными конфессиями и легитимными новыми религиями. Как будет развиваться дальше религиозная ситуация в Казахстане и каким образом это повлияет на межконфессиональные отношения? Сомневаться в неизбежности ее изменений не приходится, учитывая переживаемый ныне переходный период отечественной истории, отмеченный крутыми и глубокими сдвигами в материальной основе общества, в его политической надстройке и духовной культуре, и наблюдаемые на этом фоне тенденции различного характера и направленности, касающиеся межрелигиозных и конфессионально-государственных отношений в стране. Поэтому современную фазу относительной устойчивости религиозных отношений никоим образом нельзя считать конечной и завершающей, а правильнее рассматривать ее в качестве промежуточной, подготавливающей (вероятнее всего не сразу, а через ряд последующих ступеней) становление качественно иной расстановки светских и религиозных сил, потенциалов и ориентаций в нашем обществе. Основные вопросы, стоящие перед нами – укрепление религиозной толерантности, мониторинг деятельности религиозных организаций нетрадиционного толка, прозелетической деятельности миссионерских религиозных организаций, для принятия мер против проникновения экстремизма и терроризма и формирование позитивного развития межконфессиональных отношений. Информированность общества будет способствовать формированию общественного мнения о необходимости противостояния псевдомиссионерству и прозелетизму, принятию мер необходимых для соблюдения прав человека и правильного самостоятельного, осознанного выбора каждого гражданина. Знания нравственных и социальных идей, содержащихся в материалах и учениях основателей мировых религий и церковных догматах предупредят молодежь об опасности распространения религиозного экстремизма и радикализма. Действенный способ борьбы с религиозным экстремизмом-религиозное просвещение. Человек, хорошо знающий свою религию, никогда не позволит вовлечь себя в организацию подобного типа. Правовое воспитание подрастающего поколения основывается на законах, но не всегда эти законы срабатывают. Поэтому главная задача государственных органов- воспитывать устойчивый иммунитет к религиозным организациям откровенно деструктивного направления. Давая им навыки, формирующие гражданскую сознательность и знание законов Должен вестись и ведется постоянный поиск путей соприкосновения интересов и укрепления межконфессионального согласия. Итак, при всех доктринальных расхождениях, различиях национально-культурных традиций и даже политических предпочтений верующих, религиозные организации России, во всяком случае, их абсолютное большинство, имеют достаточно солидную базу для диалога и практического взаимодействия с тем, чтобы способствовать решению насущных проблем современного российского общества. Это общие для них духовно-нравственные ценности. Залогом действенности их усилий является то, что данные ценности приемлемы для всего общества – как верующих, так и неверующих. В этих условиях объединенный голос и общая позиция представителей различных религий будут более авторитетными и убедительными. Общественное мнение также, хотя и опосредованно, но существенно влияет на атмосферу религиозно-конфессиональных отношений. Многое зависит от средств массовой информации, которые не только отражают его состояние, но и формируют. Неделикатный, непрофессиональный подход к религиозной тематике, погоня за сенсацией, нарочитое стремление заинтриговать читателя, как правило, оборачиваются необъективностью, несправедливым отношением к тем, о ком идет речь, в конечном счете, дезориентацией общественного мнения. Средства массовой информации призваны помочь нашему обществу осознать себя как общество полирелигиозное, многоконфессиональное, понять, что это нормально и не представляет собой проблему. Это помогло бы формированию атмосферы взаимного интереса, диалога, что, в конечном счете, является необходимой предпосылкой его стабильного развития. В демократическом обществе государство призвано быть инструментом согласования интересов различных групп населения, в том числе и религиозных. Поэтому в этом вопросе требуется особая гибкость и последовательность в развитии межконфессиональных отношений. Последовательная и планомерная работа – решение проблем свободы совести, свободы вероисповедания, конструктивный диалог конфессий в интересах консолидации общества, укрепления Республики Казахстан. Обеспечение безопасности человека, общества и государства от насильственных проявлений религиозного экстремизма и угроз терроризма Задачи 1. Совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе иммунитета к радикальной идеологии и нулевой терпимости к радикальным проявлениям. 2. Снижение влияния внешних факторов на радикализацию населения Республики Казахстан. 3. Повышение эффективности выявления и пресечения фактов религиозного экстремизма и терроризма, в том числе путем совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов. 4. Совершенствование системы реагирования на акты религиозного экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации их последствий Целевые индикаторы 1. Снижение численности лиц, разделяющих экстремистские идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни. 2. Доля предупрежденных и своевременно пресеченных (на стадиях формирования замысла, подготовки, покушения) террористических и иных насильственных акций экстремистского характера. 3. Уровень готовности к реагированию на акты терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на территории Республики Казахстан 67. Формирование многопартийного парламента РК. Нур Отан: роль и место в общественно-политической жизни государства. По мере становления Казахстана как суверенного государства естественным явлением общественного развития в республике стала многопартийность. К концу 1993г. в Казахстане были зарегистрированы и официально действовали: -3 политические партии – Социалистическая партия; Республиканская партия Казахстана; Партия «Народный конгресс Казахстана» -3 общественных движений – антиядерное движение «Невада- Семипалатинск», гражданское движение «Азат», союз «Народное единство Казахстана» -11 республиканских национально-культурных образований -300 общественно-политических объединений, из них несколько десятков различных фондов. С июля 1996г. в стране действует Закон «О политических партиях в Республике Казахстан». Коммунистическая партия Казахстана(КПК).КПК, являющейся правоприемницей Коммунистической партии Казахстана, образована в октябре 1991г.По последним данным, насчитывает в своих рядах более 55 тыс. членов. Члены КПК-ветераны войны и труда, рабочие, пенсионеры. “'Народное единство Казахстана”(CНЕК). Одним из влиятельных политических движений Казахстана СНЕК объединил в своих рядах различные социальные слои, но, главным образом, управленцев и часть интеллигенции. На организационной конференции союза Н.А. Назарбаев согласился стать их лидером. Председателем СНЕК стал К. Султанов, работавший к тому времени заместителем премьер-министра республики. Многонациональная партия Казахстана “Алаш”. Республиканская партия Казахстана, создана в феврале 1992г., в сентябре 1999г. была переименована в национальную партию “Алаш”. Партия “Алаш” носит ярко выраженный этнический характер и основную деятельность направляет на защиту интересов казахской нации. Народно-кооперативная партия Казахстана(НКПК). Создана на Учредительном съезде в декабре 1994г. на базе Союза потребительских обществ Казахстана. Филиалы НКПК имеются во всех областях республики. Социальная база- сельские кооператоры. Цель-защита интересов сельских тружеников, мелких и средних сельских товаропроизводителей. Партия возрождения Казахстана. Создана на учредительном съезде в январе 1995г. Социальная база- работники сферы образования, науки и культуры, гос. служащие, административные и инженерно-технические кадры предприятий и учреждений, предприниматели, студенты. Основная деятельность- направлена на восстановление духовных ценностей в обществе, защиту интересов работников социальной сферы. Республиканская политическая партия труда. Образована на базе общественно-политического движения “Союз инженеров и Казахстана” в сентябре 1995г. Основная цель – построение общества политической, экономической и социальной демократии, основой которого является высокоэффективный труд, обеспечивающий каждому члену достойный уровень жизни. Социальная база – инженерно-техническая интеллигенция. |