Законы Тауке хана Жеты Жары
Скачать 1.24 Mb.
|
Билет № 26 Общественно-политическая жизнь республики 1954-1965 годы: десталинизация и «хрущевская оттепель». На XX съезде КПСС в 1956 г. было принято важное решение, разоблачён культ личности Сталина. Только спустя 33 года журнал «Известия ЦК КПСС» (1989 г., № 3) напечатал полный текст доклада, произнесенного Н.С.Хрущевым, хотя за рубежом данный текст был размножен буквально через несколько недель после XX съезда. Реабилитация жертв политических репрессий проводилась после ХХ съезда КПСС. После ХХ съезда КПСС были возвращены на родину ранее насильно переселенные народы: чеченцы, ингуши, калмыки, балкарцы. Но права корейцев, немцев, крымских татар, турок-месхетинцев так и не были восстановлены. Только после ХХ съезда КПСС казахскому народу были возвращены имена видных государственных деятелей и представителей культуры, как С.Асфендияров, О.Джандосов, О.Исаев, Л.Мирзоян, С.Мендешов, М.Масанчи, Н.Нурмаков, А.Розыбакиев, С.Сейфуллин, И.Джансугурова, Б.Майлина. После смерти И.Сталина (5 марта 1953 г.) назрела необходимость коренных преобразований в обществе. Начали обсуждаться вопросы: Сущность общества; Роль и место личности в истории; Взаимосвязь теории и практики; Противоречия социалистического общества. Многие руководители, причастные к массовым репрессиям, оставались на своих постах. Реабилитация жертв политических репрессий проводилась медленно. Многие заключенные, освобожденные из лагерей, были социально незащищены. Продолжалось искажение правды о сути и событиях прошлого: об Октябрьском перевороте, причинах и последствиях Гражданской войны, терроре и трагедии народа в годы коллективизации. 2. Установите взаимосвязь между терминами «казах», «Алаш» и «жуз». 3. Оцените влияние стачки на Успенском руднике в начале ХХ века на развитие рабочего движения в Казахстане. Самым крупным совместным выступлением казахских и русских рабочих в ходе революции 1905-1907 годов в Казахстане стала забастовка на Успенском (Нельдинском) руднике в Центральном Казахстане. Рудник находился в собственности племянника французского президента Карно, управляющим был англичанин Фел. Забастовкой руководил «русско-киргизский союз рабочих против капитала». В его состав входили П. Tопорнин, А. Байчагиров, С. Невзоров и другие. Действия «русско-киргизского союза» были поддержаны карагандинскими шахтерами. Владельцы рудника вынуждены были частично удовлетворить некоторые требования рабочих. Забастовка пошла на спад, Топорнин и Невзоров были арестованы. Забастовка на Успенском руднике продолжалась 12 дней, в ней приняло участие 360 рабочих. Своеобразной профсоюзной организацией горняков Казахстана был Русско-Киргизский союз на Успенском руднике. В целом по Казахстану, по приблизительным подсчетам, в годы первой российской революции действовало 20—25 профсоюзов рабочих и служащих, объединявших всего 3,5 % от их общей численности. Это говорит не только о слабости рабочего движения в крае, что обусловливалось малочисленностью местных рабочих, их низкой концентрацией по предприятиям и сезонностью производственной деятельности, но и социально-экономической отсталости края, где подавляющую часть населения составляли шаруа и переселенческое крестьянство. Многолюдная демонстрация состоялась 15 ноября 1905 г. в г. Каркаралинске, в которой совместно с рабочими, крестьянами-пе-реселенцами и солдатами участвовала большая группа верховых казахских джигитов из аулов и волостей этого уезда. В развитии рабочего и аграрного движения в Казахстане, освободительной борьбы в крае в целом определенную роль сыграла узкая интеллигентская прослойка, зародившаяся на рубеже XIX — XX вв. По своему составу и направлениям, характеру общественно-политической деятельности она объединяла различные группы, но основную часть ее составляли представители колониальной администрации, включая врачей, учителей, адвокатов и др. Это были выходцы из дворян различной среды и низших слоев общества. Большинство их занимало проправительственные, имперские позиции. Политические ссыльные, среди которых было немало социал-революционеров, социал-демократов и других революционных элементов, принимали особенно активное участие в выступлениях городских трудящихся края. Во многих городах возникли организации как революционных и либерально-демократических (кадеты, октябристы и т, д.), так и черносотенных партий. Билет № 27 Национально – освободительное движение под руководством Есета Котибарова. Восстание под предводительством Есета Котибарова, влиятельного бия рода шекты, проходило в Младшем жузе вблизи северного побережья Аральского моря. Есет не поддержал Кенесары Касымова, не веря в его победу. В борьбе против России он надеялся на помощь Хивинского ханства. В 1848 году намеревался при поддержке хивинского хана разгромить Уральскую крепость. Задержание Есета Котибарова было поручено султану-правителю Арыстану Жанторину. Ранним утром 8 июля 1855 года отряд Есета внезапно атаковал лагерь султана Жанторина, который был убит вместе со своими приверженцами. В 1858 году аулы Котибарова подверглись разгрому, и ему удалось скрыться среди туркменских кочевий. В сентябре 1858 года, преследуемый карателями, Есет Котибаров в урочище Шошкаколь сложил оружие и согласился перейти на службу колониальной администрации. Определите причины и последствия демографических изменений в 1930-х годах. Накануне коллективизации в республике насчитывалось 40,5 млн голов скота. На 1 января 1933 года – 4,5 млн голов скота. В 1930-1932 гг. разразился голод, потери составили 40% населения. В 1930 г. от голода погибли более 313 тыс. человек. В 1931 г. смертность достигла 755 тыс. человек. В 1932 г. погибли или откочевали более 769 тыс. человек. За пределы республики мигрировали свыше 1 млн казахов, из них 616 тыс. – безвозвратно и 414 тыс. впоследствии вернулись в Казахстан. В 1931-1933 гг. из 6,2 млн. жителей республики Погибли от голода около 2,1 млн., в том числе потери некоренного населения составили 0,4 млн. человек. Численность казахов была восстановлена спустя почти 40 лет, в 1969 г. О голоде, о причинах катастрофы в июле 1932 г. в Крайком ВКП(б) лично Ф.Г.Голощекину писала группа деятелей республики: Г.Мусрепов, М.Гатауллин, М.Давлетгалиев, Е.Алтынбеков, К.Куанышев. Этот смелый акт остался под названием «письмо пятерых». В 1933 г. Т.Рыскулов о начавшейся трагедии написал письмо Сталину, Кагановичу, Молотову. В письме приводятся данные из доклада Московского отряда «Красного креста» работавшего в марте 1932 г. в Актюбинской области, о том, что в таких районах, как Тургайский, Балхашский, начались голод и эпидемии. Голод 1930-1932 гг. вошел в историю как годы «великого джута». 3. Заполните схему «Характеристика видов скотоводства».
Билет № 28 Развитие торговли и открытие первых банков в Казахстане во второй половине XIX века. Окончательное вхождение Казахстана в состав империи повлекло за собой проникновение российского и иностранного капитала, активную разработку месторождений полезных ископаемых, вывоз сельскохозяйственных продуктов, скупаемых по крайне низким ценам. Первым происходящие изменения почувствовал казахский аул. Нарушение традиционных маршрутов кочевок, запрет подходить к большинству водных артерий, казачьим поселениям (еще по указам Х1Х века) привели к разрушению производительных сил общества, а отсутствие достаточных территорий - к уменьшению поголовья скота. Там, где казахи занимались землепашеством, лучшие земли были отданы переселенцам. В результате на остатках земель могли продолжать заниматься скотоводством лишь наиболее богатые люди аула, остальные становились батраками у своих же сородичей, либо у зажиточных переселенцев, или уходили на отхожие промыслы. Разрушалась социальная и родовая структура аула. К концу Х1Х века изменившаяся экономическая структура хозяйства аула показала новую расстановку социальных слоев. Прежде всего, необходимо напомнить об активном перемешивании различных родов в процессе нового административного устройства казахских земель. Разрыв вековых связей, традиций, по-видимому, в какой-то мере облегчил переход к новым формам зарабатывания средств к существованию. Основная часть богатых хозяйств сохранила за собой пастбища, зимовки и переориентировала хозяйства на товарный лад. Большая часть кочевников-скотоводов, имевших средние по величине хозяйства, активно приспосабливалась к новым экономическим условиям и вступала в товарно-денежные отношения. Там, где позволял климат, зажиточные хозяйства пытались заниматься выращиванием зерна, часть которого также шла на продажу. Беднейшая же часть поставляла на рынок рабочие руки - это жатаки, шедшие батрачить не только в казахские, но и в русские хозяйства и карашы, жившие при богатых в качестве прислуги за одежду и пропитание. В конце века наметилась определенная приспособляемость традиционного хозяйства к изменившимся экономическим условиям. Тормозом к этому служил увеличивающийся поток колонистов-переселенцев, отчуждение лучших земель, что привело в итоге к социальной напряженности. В таких условиях казахский аул все более втягивался в орбиту торгово-денежных отношений. Зародившаяся в Х1Х и развивавшаяся в ХХ веке промышленность являлась добывающей и перерабатывающей продукты сельского хозяйства. Льготы в разработке месторождений и строительства перерабатывающих предприятий находились в руках представителей метрополии, что позволяло последней отслеживать структуру промышленного развития, не давая возможности формирования передовой индустрии. Прибыль практически полностью уходила в метрополию, роль иностранного капитала сводилась к тому же. Пищевая промышленность развивалась в основном в сельской местности: табаководство – в Семиречье, мукомольная – в Семипалатинске, винокурение – в Усть-Каменогорске, маслоделие – в Центральном и Северо-восточном Казахстане. Важной стороной экономического развития Казахстана стало строительство железных дорог, прокладка трактов. Со второй половины XIX века начала складываться финансовая система. На территорию Казахстана распространилась деятельность Государственного, Крестьянского и Дворянского банков. Их филиалы существовали в Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Омске, Верном, поселке Коянды. Активно проникал в финансовую систему и Сибирский торговый банк. Появились биржевые организации при помощи которых осуществлялся оптовый сбыт продукции. В области торговли появились новые формы. Распространились кредитные и учетные операции, чековое обращение, векселя. Формирование национальной торговой буржуазии шло по нескольким каналам – из числа приказчиков, служивших у русских и среднеазиатских купцов, из числа маклаков или прасолов, из алыпсатаров и саудагеров. Крупными казахскими торговцами были баи. Огромное значение имели ярмарки, на которых основными объектами торговых сделок были скот и сырье. Наиболее крупными были Таинчикульская, Кояндинская в Акмолинской области, Чарская, Каркаралинская в Семипалатинской области, Уильская в Уральской и Каркаринская в Семиречье. Лошади, закупленные на этих ярмарках, перегонялись в Оренбург и Самару, рогатый скот – через Петропавловск в Центр и на Урал. Усилилось значение городов как центров торговли, общественной жизни, культуры. Наиболее важными были Омск, Семипалатинск, Верный, Акмолинск, Атбасар, Аулие-Ата (Тараз). Численность городов колебалась от 1000 до 35-36 тысяч человек. В целом экономическое развитие Казахстана отмечено во второй половине XIX века все более активным проникновением в традиционные структуры рыночных отношений. Охарактеризуйте политический строй Казахского ханства. Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат или курултай- съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался один раз в год, обычно осенью, и решал наиболее важные государственные вопросы - заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания. Кроме того, маслихат избирал и смещал ханов на основе выбора наиболее достойного. Обязательным условием для участия в работе маслихата было наличие оружия - полноправным членом этого органа были только взрослые лично свободные мужчины. Работа съезда проходила при большом стечении народа, поэтому в источниках маслихат именуетсянародным собранием, что не совсем верно. Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана. Хан избирался маслихатом из потомков Чингисхана, точнее из династии Орыс-хана, и выполнял свои функции пожизненно. Известны случаи, когда ханы смещались и изгонялись. Так, в 1511 году престол потерял Мурындык-хан, вынужденный уехать в Самарканд. В 1526 году хану Тахиру пришлось оставить Казахское ханство и уйти в Кыргызстан. Выборы хана сопровождались острой политической борьбой, приводившей нередко к вооруженным столкновениям. Иногда на маслихате происходил раскол, и тогда появлялись два или более ханов, один из которых, тем не менее, считался старшим. Избранного хана специально провозглашали верховным правителем и проводили обряд конфирмации, заключавшийся в троекратном поднятии на белой кошме. Хан выполнял следующие функции: 1. организация вооруженной охраны государства от внешних врагов; 2. определение внешнеполитического курса государства; 3. функции высшей судебной власти; 4. охрана существующего порядка и общественного устройства. В XV-XVI веках казахские ханы обладали широкими полномочиями, вытекающими из выполняемых ими функций. Так, хан был верховным главнокомандующим казахской армией, и его полководческие таланты не в малой мере влияли на избрание на престол. В его обязанности входила организация войск, проведение мобилизации, руководство армией во время военных действий. Выполняя внешнеполитические функции, хан имел право объявлять войну, заключать мир, отправлять и принимать послов, заключать международные договоры. Хан являлся судьей высшей власти. В его прерогативы входило рассмотрение апелляций на решение суда биев, споры между представителями различных улусов, дела, где одной из сторон были представители сословия торе - чингизиды. При решении судебных дел хан руководствовался нормами обычного права и за осуществление правосудия получалханлык- вознаграждение в размере 10% от суммы иска. В целях охраны существующего порядка и общественного устройства хан мог издавать законы и распоряжения, обязательные для всего населения ханства, устанавливал виды и сумму налогов, формировал административные единицы ханства и назначал их руководителей. 3. Заполните таблицу:
Билет № 29 Реабилитация казахской интеллигенции во второй половине 80-ых годов XX века. 5 марта 1953 года скончался руководитель партии и Советского государства И. Сталин. В июле 1953 года Пленум ЦК КПСС вывел из состава ЦК и исключил из партии министра внутренних дел СССР, первого заместителя Председателя Совета министров СССР Л. Берию. 23 декабря 1953 годе специальным судебным присутствием Л. Берия был приговорен к расстрелу. В 1956 году состоялся XX съезд КПСС, на котором с докладом о культе личности Сталина выступил Первый секретарь ЦК КПСС Н. Хрущев. В июне 1956 года было подготовлено постановление ЦК КПСС «О культе личности и его последствиях». Полный текст доклада Н. Хрущева был опубликован только спустя 33 года журналом «Известия ЦК КПСС» № 3*1989. В то время как за рубежом данный текст появился через несколько недель после XX съезда. Время после XX съезда называют «хрущевской оттепелью». Было выпущено несколько тысяч невинных из лагерей, реабилитированы некоторые деятели партии. Но вскоре стало жестко подавляться политическое инакомыслие, примеров чему было немало и в Казахстане. Так, учитель русского языка из Восточно-Казахстанской области М. Еликбаев написал письмо на имя Н. Хрущева, где высказался о нарушениях прав личности, искажениях национальной политики, о сокращении школ с казахским языком обучения. Его исключили из рядов КПСС, затем загнали в психбольницу. Когда М. Еликбаев объявил голодовку, его насильно кормили через зонд. Реабилитация жертв политических репрессий проводилась медленно и носила эпизодический характер. Власть, не доведя до конца демократические реформы, вернулась к прежним способам руководства. Многие заключенные были освобождены из лагерей, но сотни тысяч все еще оставались за колючей проволокой. Продолжалось искажение правды о сути и событиях прошлого: Октябрьском перевороте, причинах и последствиях Гражданской войны, терроре и трагедии народа в годы коллективизации. Руководители, пришедшие к власти после смерти Сталина, способствовали возвращению на родину насильно переселенных чеченцев, ингушей, калмыков, балкарцев, но права корейцев, немцев, крымских татар, турков-месхетинцев так и не были восстановлены. |