Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет № 10 Духовная культура казахов в

  • 2. Определите, как политика освоение целинных и залежных земель повлияла на демографическую структуру Казахстана.

  • 3. Отметьте на контурной карте территорию расселения племени саков- массагетов. Расскажите об археологических памятниках саков - массагетов.

  • Билет № 11 Государство уйсунов.

  • Чигучен

  • 630 тыс. человек

  • Усунь-го

  • Хозяйство уйсунов было комплексным

  • Жилищем уйсунов также была юрта. В большом количестве изготавливали керамическую посуду.

  • В государстве уйсунов военачальники и крупные чиновники имели личные печати из золота и меди, менее знатные чиновники - из глины и камня.

  • Изображения на ювелирных изделиях, оружии, бытовых украшениях отражали религиозные представления уйсунов.

  • Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента.

  • Главной темой диадем было изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь на земле, птицы — небо, крылатые кони - солнце. Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности.

  • 7 месте. 3.

  • Билет № 12 Стратегическое партнество Казахстана с ведущими странами мира.

  • В интегрировании Казахстана в азиатско-тихоокеанский процесс большую роль сыграло участие республики в деятельности Организации Экономического Сотрудничества.

  • Законы Тауке хана Жеты Жары


    Скачать 1.24 Mb.
    НазваниеЗаконы Тауке хана Жеты Жары
    Дата18.05.2022
    Размер1.24 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2_variant_s_NTTs.docx
    ТипЗакон
    #535788
    страница5 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    3. Объясните цитату М.Магауина «…повысилась гражданская активность поэзии, она стала душевной, человечной, обозначилось ее личностное свойство» на примере казахских акынов первой половины XIX века.

    В казахской литературе первой половины XIX в. и устном творчестве с большим вдохновением была воспета героическая борьба народа за свою национальную независимость. Было создано много стихотворений, поэм - дастанов, посвященных Исатаю и Махамбету, Кенесары и его брату Наурызбаю, Есету и Бикету, Жанкоже и другим историческим личностям. Поэты, акыны, сказители вос­певали героическую борьбу народа, патриотизм и верность батыров и полководцев своего народа. Вместе с тем эти про­изведения смело разоблачали двуличие ханов и султанов, превратившихся в подлых колонизаторов. Историческая ценность таких произведений состоит в том, что авторы их были активными участниками, оче­видцами этих событий. Эти произведения воспитывали последующие поколения в духе свободолюбия, патриотиз­ма. Среди этой плеяды народных поэтов, акынов-жырау были такие крупные таланты, как Доскожа, Махамбет, Шернияз, Шоже, Арыстанбай, Орынбай и другие, расцвет творчества которых приходится на середину и вторую половину века. В первой половине XIX в. по силе таланта на первом месте среди казахских поэтов стоит имя Ма­хамбета Утемисова — поэта-воина, яркого выразителя народных чаяний. М. Утемисов изначально был близок к народу. За участие в 1829 г. в народных волнениях он некоторое время даже сидел в заключении в Калмыковской крепости. Позже он присоединился к восстанию Исатая Тайманова и принял в нем активное участие. Махамбет в своих произведениях нарисовал образ справедливого и смелого воина, который посвятил себя борьбе за чаяния своего народа. Поэт считал Исатая образцом для подражения. Под влиянием стихов Махамбета вокруг Исатая стали собираться казахи, не желавшие терпеть унижение и насилие как со стороны колониальных властей, так и со стороны казахской знати. Воспевая героизм Исатая, а также нещадно критикуя хана, султанов и их окружение, Махамбет своими стихами призывал народ к борьбе за равенство и справедливость.

    Билет № 10

    1. Духовная культура казахов в XVII-XVIII вв.

    Основной религией, исповедовавшейся казахами был ислам. Центрами его распространения стали южные города, именно там находились мусульманские святыни Казахстана – мавзолеи Арстанбаб, Хазрет Султан, Айша-биби и т.д. Однако, наряду с исламом продолжали верить духу предков, неба, земли, воды. Сохранялись культы покровителей овец – Шопан ата, лошадей - Камбар ата и т.д. Огонь, как и в доисламские времена воспринимался очищающей субстанцией. 
    Широко развивалось устное народное творчество, многообразное по жанрам и тематике. К наиболее распространенным в 16-18 веках жанрам оратуры можно отнести: 1. толгау – наставительные песни-размышления о жизни и смерти, о настоящем и будущем, 2.обрядовые песни (жар-жар, жоктау и т.д.), 3. пословицы и поговорки, 4. Сказки, 5. эпосы, делившиеся на героические («Ер-Таргын», «Ер-Кокше», «Камбар-батыр», «Кобланды» и т.д.) и лирические («Козы-Корпеш – Баян-сулу», «Кыз-жибек», «Сулушаш» и т.д.). Исполнителями произведений устного народного творчества были акыны, салы, сере, но доминирующая роль в 16-18 веках принадлежала жырау. Письменная литература распространялась в виде книг религиозного, исторического характера, в письменном виде хранились часто родословные-шежире и бейты-летописи. Важнейшим источником по истории казахов XV-XVI веков стал труд бия из Старшего жуза Кадыргали Жалаири. Сочинение Кадыргали Жалаири «Джами ат-тауарих» состоит из трех частей. В первой он описывает историю воцарения и правления Бориса Годунова, во второй и третьей содержатся данные по родословной и истории чингизидов. Книга Жалаири не утеряла своей ценности до сегодняшнего дня. Интересными сочинениями являются труды Мухаммеда Хайдара Дулати (XVI век), писавшего под псевдонимом Аяз. В своих сочинениях «Тарих-и Рашиди», «Джахан-намэ» Дулати пишет об откочевке Жанибека и Керея, о ранних годах Казахского ханства, его взаимоотношениях с другими государствами. Как видно из вышесказанного, казахское общество в XVI - начале XVIII веков пережило этапы взлетов и падений, централизации и раздробленности, но при всех правителях, при всех поворотах истории казахский народ осознавал себя монолитной единой общностью с собственной историей, традициями, культурой.

    2. Определите, как политика освоение целинных и залежных земель повлияла на демографическую структуру Казахстана.

    Наиболее крупный миграционный поток в республику произошел в связи с освоением целинных и залежных земель, которое по времени совпало с крупными промышленными стройками. В период освоения целинных и залежных земель Казахстану отводилась главная роль в борьбе за быстрый подъем зернового хозяйства, в связи с чем в республике стала расширяться материально-техническая база сельскохозяйственного производства. В этой связи остро встала задача укрепить колхозы и МТС квалифицированными кадрами. Всего на освоение целинных и залежных земель в Казахстан в 1954-1962 гг. прибыло около 2 млн. человек, в основном из европейской части страны. Почти во всех областях создавались крупные промышленные объекты. Так, только за период с 1954 по 1958 гг. было построено и введено в эксплуатацию 730 новых промышленных предприятий. Высокие темпы развития народного хозяйства, интенсивное использование естественных ресурсов при огромном дефиците рабочей силы вызвали массовое перемещение людских ресурсов из других районов страны в создаваемые промышленно-территориальные комплексы. По республиканскому организованному набору рабочей силы для промышленности, строительства и транспорта в 1954-1965 гг. прибыло почти 0,5 млн. человек, что составляет почти 80% всего оргнабора республики. Миграция сказалась на росте сельского населения, особенно в областях северного Казахстана - центре целины. Механический прирост населения в 1955 г., по сравнению с 1953 г. в Целиноградской области увеличился в 96 раз, в Кустанайской - в 23 раза. В целом, согласно переписи населения 1959 г. сельское население республики увеличилось на 19%, а в Целинном крае за это же время - на 83%. (70, 46) В то же время удельный вес сельского населения в общей численности населения Казахстана снизился до 56,3%. Казахи оставались аграрным этносом, хотя их доля в составе жителей сельских населенных пунктов стала меньше половины - 40,4%.

    3. Отметьте на контурной карте территорию расселения племени саков- массагетов. Расскажите об археологических памятниках саков - массагетов.



    Истоки культуры саков Приаралья лежат в культуре поздней бронзы, известной по раскопкам могильника Тегискен. Раскопки сакских могильников Уйгарак и Южный Тегискен свидетельствуют о том, что они были сооружены в VII—V вв. до н. э. Насыпи курганов песчаные, под ними находились два типа погребальных сооружений: погребение на поверхности земли на камышовых подстилках, внутри легкой деревянной каркасной постройки или шалаша. В погребении отмечен обряд трупосожжения. Второй тип представлен захоронениями в грунтовых ямах5. Похороненные в могильнике Уйгарак принадлежали к верхуш­ке саков-массагетов. При раскопках обнаружен многочисленный погребальный ин­вентарь: лепная глиняная посуда и керамика, сделанная на гончар­ном круге южного происхождения, каменные жертвенники и оселки — точильные камни. В одном захоронении обнаружен железный меч в деревянных ножнах, украшенных бляхами в виде волков, остатки конской узды — удила с псалиями. Много изделий прикладного искусства: изображения животных, золотые бляшки с изображением оленя, сайгака, лошади, горного козла, льва, барса, хищных птиц. Культура саков Приаралья занимала как бы промежуточное положение между двумя культур­ными ареалами — европейским и сибирским. Культура массагетов достигла своего расцвета в середине Iтыс. до н. э. Это было время становления в Приуралье Хорезмийского государства. Экономические и культурные связи между оседлыми оазисами и степью достигли в это время высокого уровня. Под влиянием оседлой культуры у саков возникли оседлые поселения и города. К их числу относятся открытые археологами городища Чирик-Рабад и поселение Бабиш-мулла на Жанадарье и поселение Баланды на Инкардарье. Рядом с ним обнаружены остатки древней ирригации. В планировке, фортификации этих населенных пунктов прослеживаются традиции оседлой культуры древнего Хорезма.

    Билет № 11

    1. Государство уйсунов.

    Уйсуны, пришедшие на земли Казахстана из Центральной Азии во II в. до н.э. (около 160-170-х гг. до н.э.), заняли земли саков-тиграхауда в Семиречье. Границы их государства простирались от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке; от Балхаша на севере до побережья озера Иссык-Куль на юге. Столица уйсуней - Чигучен («город Красной долины») - располагалась на берегу озера Иссык-Куль.

    Государство делилось на 3 части: восточную, западную и центральную. Уйсуны говорили на древнетюркском языке. Глава государства назывался гуньмо (великий бек), его личная гвардия насчитывала 30 тыс. человек, родовая и племенная знать носила титул беки (беги). Богатые уйсуны имели по 4-5 тысяч лошадей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве. Рабы были в основном из числа военнопленных. По сведениям китайского историка Сыма Цянь государство уйсуней, насчитывавшее 630 тыс. человек, могло выставить в военное время войско численностью 188 тыс. человек. Уйсуны имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Китайцы называли государство уйсунов Усунь-го. Уйсуны вели упорные войны за пастбища и торговые пути с канглами и гуннами. Название «уйсун» встречается в китайских источниках со II века до н.э. (в сочинениях китайского историка Сыма-Цянь). По легенде, записанной Сыма-Цянь, сына убитого предводителя уйсунов вскормили ворон и волчица, что символизировало покровительство богов. Хозяйство уйсунов было комплексным (скотоводческо-земледельческим). Основное занятие - кочевое скотоводство (коневодство), в меньшей степени - земледелие и садоводство. У уйсунов существовала частная собственность не только на скот, но и на землю и воду. Рабы использовались в домашнем хозяйстве. На весенних и осенних пастбищах уйсуны строили постоянные жилища из камня, глины, саманного кирпича, с очагом посредине помещения. Жилищем уйсунов также была юрта. В большом количестве изготавливали керамическую посуду. Самыми богатыми считались уйсуны, имевшие в собственности 4-5 тысяч лошадей. Своих лошадей уйсуны метили, т.е. ставили клеймо.

    В государстве уйсунов военачальники и крупные чиновники имели личные печати из золота и меди, менее знатные чиновники - из глины и камня. Социальное неравенство уйсунов хорошо прослеживается в курганных захоронениях. Высокого уровня достигло изготовление ювелирных изделий в «полихромном стиле»: методом «зерни» - припаивания шариков из драгоценных металлов на основу. Памятники культуры уйсунов относятся к III в. до н.э. - IV веку н.э. и в основном сосредоточены в Семиречье. Об обычаях, традициях, обрядах уйсунов можно судить только по археологическим памятникам.

    Изображения на ювелирных изделиях, оружии, бытовых украшениях отражали религиозные представления уйсунов. Замечательным памятником их ювелирного искусства является каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье недалеко от Алматы, на высоте 2300 метров. Каргалинская диадема была изготовлена ювелиром, жившим предположительно в I в. до н.э. - II в. н.э. Она представляет собой изображение модели Вселенной. Изображенные на диадеме животные символизировали жизнь Земли. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента.

    Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика и альмандина. Датировка - I в. до н. э. - II в. н. э. Главной темой диадем было изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь на земле, птицы — небо, крылатые кони - солнце. Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности. При украшении предметов быта уйсуны часто использовали изображения солнца. Умершего хоронили в центре кургана, на спине, головой на восток.

    2. Определите влияние процесса приватизации на становление рыночной экономики Республики Казахстан.

    Первый этап приватизации началась в 1991 году. К концу 1993 г. в республике завершился первый этап приватизации.Процесс разгосударствления и передача собственности народу Казахстана называется приватизация.Десятки тысяч казахстанцев стали владельцами собственных предприятий, магазинов и т.д.

    В октябре 1993 г. в республике работало 3,5 тысяч кооперативов, 15 тыс. малых и 11 тыс. частных предприятий. На селе было создано около 15 тыс. фермерских и крестьянских хозяйств, было приватизировано 7000 предприятий, из которых около 5000 относились к сфере обслуживания и торговли,на селе было создано около 15 тысяч фермерских и крестьянских хозяйств.

    По программе правительства первый этап приватизации завершился к концу 1993 г.

    Весной 1994 г. начался второй этап приватизации:жителям были розданы приватизационные инвестиционные купоны (ПИК);граждане получили по 100 купонов, имели возможность стать владельцами средних и крупных предприятий;приватизационные купоны превратились в обычную бумагу.

    В ходе приватизации в республике посредниками между гражданами и предприятиями выступали инвестиционные фонды.К концу 1998 г. 90% экономики страны перешло в частный сектор.

    В 1997 г. по индексу человеческого развития, представленного ООН, Казахстан находился на 97 месте среди 174 стран мира, а среди республик бывшего СССР на 7 месте.
    3. Сгруппируйте аргументы, подтверждающие, что действия Абылая были направлены на: А) Сохранение суверенитета и целостности границ Казахского ханства; В) Укрепление экономического положения Казахского ханства.

    А: 1) воссоздал централизованное государство 2) для лучшего управления в каждом из трех жузов назначил правителями улусов влиятельных людей 3) усилил судебную власть 4) опирался на авторитет крупных биев 5) прекратил междусобные столкновения, барымту 6) внешняя политика была направлена на обеспечение неприкосновенности территории Казахского ханства 7) сохранял добрососедские отношения, поддерживал дипломатические и торговые связи с соседними государствами 8) защищал своих подданных от притязаний российских военных 9) основные усилия были направлены на политике ослабления джунгар 10) формально находясь в российском подданстве, поддерживал дипломатические отношения с Китаем.

    В): 1) поощрял занятие казахами земледелием, сенокошением, рыболовством 2) поддерживал торговлю 3) инициировал строительство кузниц в Степи 4) прекратил междусобные столкновения, барымту

    Билет № 12

    1. Стратегическое партнество Казахстана с ведущими странами мира.

    Первой страной, которая признала независимость Казахстана, была Республика Турция. За две недели до конца 1991 года Казахстан признали 18 государств, к середине января 1992 года-30 государств. Развитые государства, признавшие независимость Казахстана к середине 1992 года-Канада, США. В первый год независимости Казахстан признали 108 стран мира, 70 из них открыли свои дипломатические представительства.

    Роль форпоста казахстанской политики в странах Восточной Европы играло казахстанское посольство в Венгрии.

    В марте 1992 года Республика Казахстан стала полноправным членом Организации Объединенных Наций. Также Казахстан стал членом Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда и ЮНЕСКО. В Хельсинки, столице Финляндии, Казахстан присоединился к заключительному акту Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Единственное представительство ЮНЕСКО в Центральной Азии было открыто в Алматы.

    В интегрировании Казахстана в азиатско-тихоокеанский процесс большую роль сыграло участие республики в деятельности Организации Экономического Сотрудничества.

    Выступая в 1992 году на 47-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, Президент РК Н. Назарбаев в качестве одного из главных направлений во внешней политике отметил предотвращение вооруженных конфликтов. Он предложил обсудить меры по обеспечению безопасности и стабильности в регионе на совещании глав азиатских государств.

    Крупнейшей внешнеполитической инициативой Казахстана стала идея организации «Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии», выдвинутая Н. Назарбаевым в октябре 1992 года на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

    В 1993 году Президент РК Н. Назарбаев подписал Лиссабонский протокол, по которому Казахстан становился территорией, свободной от ядерного оружия.

    Продолжавшийся кризис во всех сферах общественной и социально-экономической жизни заставил глав независимых государств искать новые пути интеграции. В начале 1994 года Президент Казахстана Н. Назарбаев выступил с идеей образования Евразийского союза государств. В июне 1994 года проект Евразийского союза был опубликован в средствах массовой информации.

    28 ноября 1995 года Казахстан подписал договор об образовании Таможенного союза с Российской Федерацией и Беларусью. После присоединения к союзу Кыргызстана и Таджикистана этот альянс был преобразован в Евразийский экономический союз, позднее было создано Центральноазиатское экономическое сообщество.

    Возможность для обмена финансами и новыми технологиями представило вступление Казахстана в декабре 1995 года в организацию «Исламская конференция», в которой состоят преимущественно арабские страны.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта