Законы Тауке хана Жеты Жары
Скачать 1.24 Mb.
|
Объясните, почему в эпоху палеолита доминировал матриархат. В благоприятном климате с изобилием растительной пищи первые люди продолжали жить в условиях матриархата с раздельным существованием материнско-детских стад от мужчин, что способствовало появлению на свет потомства в благоприятный сезон. Женщины выполняли большую часть работы. На территориях с более суровым климатом со скудными ресурсами растительной пищи, но изобиловавшими крупной дичью, кочевали группы, где главенствующую роль занимал мужчина. Антропогенез был возможен только в женских коллективах, которые могли быть достаточно многочисленны на территориях богатых разнообразной растительной пищей. Группы мужчин-охотников, напротив, были малочисленны. Использование огня - важное достижение архантропов. Женщину справедливо называют хранительницей домашнего очага. Сохранить огонь можно было только в условиях близких к полуоседлости, которые были возможны только в некоторых материнско-детских группах. Маленькие группы охотников-мужчин обходились, скорее всего, без огня. Со временем женщины научились добывать огонь, после чего он стал доступен мужчинам. Используя огонь, люди смогли освоить территории с холодным климатом. Женщины матриархальных кланов могли спариваться в определенное время года не только с мужчинами своей популяции, но и с представителями патриархальных общин. 3. Заполните схему «Причины установления двоевластия в Казахстане». Многовластие – своеобразное переплетение различных органов властей (Временной правительство, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов – в центральных городах, правительство «Алаш-Орда», социал-демократы, эсеры, кадеты и др. ) в Казахстане после Февральской революции 1917 г. Многовластие было обусловлено социально-экономическим, многонациональным положением Казахстана и др. Билет № 4 Казахстан в эпоху энеолита. Энеолит (медно-каменный век) - 3000-2800 тыс. лет до н.э. (3000 – 1800 тыс. лет до н.э). В энеолите впервые появились изделия из меди, но и каменные орудие все еще использовались. На территории Казахстана были исследованы две стоянки этой эпохи-Ботай (Ботайская культура), открытая археологом В.Зайбертом в Северном Казахстане иШебир в Мангыстау. Стоянка Ботай занимает около 15 гектаров и относится к 3-2 тыс. лет до н.э. Там были найдены остатки 200 жилищ, стены жилища были покрыты шкурами животных. В центре стоял очаг, где грелись и готовили еду. Здесь были обнаружены в огромном количестве кости свыше 70 тысяч лошадей, что свидетельствовало о том, что ботайцы приручили лошадь. Ботайцы былипервыми коневодами степей Евразии. Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера. Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой - на поклонение духам предков.Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного "Урала и хвалынской культуры Поволжья. На юго-востоке материалы ботайской культуры перекликаются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и устьнарымской (Восточный Казахстан). Однако, несмотря на общие черты, культуры сформировались не одновременно и находились на разных уровнях развития и взаимовлияния. В местности Шебир наМангыстау археологами найдены орудия труда из камня и меди, посуда с яйцеобразным дном из обожженной глины. Они делали украшения из морских моллюсков. В энеолите произошлодва крупных изменения в общественной жизнидревних людей: возникло разделение труда и сформировался патриархальный род. Основу родовой общины стали составлять большие патриархальные семьи, власть в которой принадлежала мужчине и отцу. Таким образом, начало энеолита связано с появлением здесь новой формы хозяйствования подвижного скотоводства. 2.Объясните уникальное содержание духовной культуры через призму обычаев и обрядов казахского народа.На протяжении многих веков у казахов сложились уникальные обычаи и обряды. В XVIII–начале XX веков большая их часть была зафиксирована представителями российской администрации, русскими и иностранными учеными и путешественниками. Обычаи и обряды играли важную роль в урегулировании межличностных, внутрисемейных и межгрупповых отношений. 1. Обычаи гостеприимства и взаимопомощи казахов. Казахи отличались традиционным гостеприимством, которое формировалось напротяжении многих веков. В конце XIX века российский исследователь Виктор фон Герн писал: «Как казахи... вообще и до сих пор отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них даже в культ». Гость всегда находился под защитой хозяина. Один из немецких исследователей Казахстана XIX века Ф. фон Хелльвальд писал: «Киргиз-кайсаки в высшей степени гостеприимны, так что чужестранец может спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным -тон и подвергали общественному осуждению. 2. Обычаи приличия и вежливости. При встрече двух казахов приветствие начинал младший к старшему со словами «ассаламалейкум» («мир дому твоему»). Старший обязывался отвечать «уалейкумассалям» («и тебе также»). 3. Обычаи уважения старших. В традиционном казахском обществе существовал культ уважения к старшим, вне зависимости от родовой, племенной, жузовой и национальной принадлежности. 4. Обычай тамырства. Среди казахов получил распространение обычай дружбы-побратимства или тамырства (тамыр болу). Он закреплялся торжественно с участием свидетелей. Этот обряд закреплялся целованием сабли или кинжала и дачей клятвы в вечной верности и дружбе. В знак дружбы дарили ценные вещи. У тамыра всегда можно было остановиться на ночлег, пользоваться его защи- той, поддержкой и покровительством. 5. Обычаи и обряды в области семьи и брака. В изучаемое время у казахов по-прежнему бытовали уникальные обычаи и обряды в области семьи и брака. При рождении ребенка бытовал обряд имя- наречения – азан шакырып ат кою. 6. Бата. У казахов широкое распространение получил обычай бата (благословение). Бата было обязательным элементом практически любого обряда. 3. Заполните схему «Партии и правительства, повлиявшие на установления двоевластия в Казахстане в 1917 году». Во Временном правительстве 5 из 11 министров были представителями партии кадетов. Двоевластие в Казахстане имело специфические особенности, обусловленные социально-экономическим и политическим положением края, его многонациональным и в основном мелкобуржуазным населением, расположением казачьих войск. Советы Казахстана с момента своего возникновения были интернациональными, руководящая роль в них принадлежала мелкобуржуазным партиям, главным образом – партии социалистов-революционеров. Но с весны 1917 г. начался процесс большевизации Советов. Весной и летом 1917 г. в среде казахских трудящихся возникли организации, объединявшие участников тыловых работ, союзы чернорабочих и революционно-демократические молодежные организации, примыкавшие к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вначале большинство организаций молодежи ставило перед собой культурно-просветительские задачи. Но в процессе поляризации общественно-политического движения они вплотную подошли к решению задач классового, социального и политического значения. 5-13 декабря 1917 года состоялся Второй Общеказахский съезд. В повестке дня стояли следующие вопросы: отношение к автономии Сибири, Туркестана и Юго-Восточному Союзу, автономия киргизских областей, милиция, Национальный Совет, образование, Национальный фонд и др. Обсудив доклады А.Букейханова, М.Дулатова, М.Чокаева, съезд постановил: Образовать территориально-национальную автономию на территории Казахстана. Автономии присвоить название “Алаш”. Организовать Временный народный Совет - Алаш-Орда” - правительство Казахстана, состоявшее из 25 министров, 10 портфелей из которых предоставить русским и другим народам. Создать народную милицию. К Учредительному собранию правительство должно предоставить выработанный им проект Конституции Казахстана. Таким образом, организационное оформление партии и утверждение ее политических приоритетов произошло почти одновременно с первым актом деятельности новой партии - провозглашением государства “Алаш” и его правительства “Алаш-Орда”. Билет № 5 Антропологическая характеристика людей эпохи бронзы и раннего железа. Сведения о внешнем облике людей, живших на территории Казахстана, можно встретить, начиная уже с эпохи бронзы. Скелеты, черепа более ранних людей не сохранились в полном объеме. В эпоху бронзы Казахстан населяли племена андроновской культуры. Так какими были люди - носители андроновской культуры? Надо сказать, что в эпоху бронзы территорию Казахстана населяли люди, представлявшие европеоидную расу. Они были носаты, грубого вида, светловолосы и светлокожи, среднего роста. Известный антрополог М. М. Герасимов по найденному в Алексеевском могильнике в Костанайской области черепу женщины периода андронов- ской культуры сделал реконструкцию. С ним очень схож найденный недавно в могильнике Ойжайлау Жамбылской области череп человека эпохи бронзы. Он отличается большим размером черепа, суженным лицом, носом с горбинкой. Люди подобного облика жили в конце эпохи бронзы и в начале железного века и в Восточном Казахстане, о чем свидетельствуют останки из погребений. Несколько отличался облик древних жителей Западного Казахстана. У них были округлые головы, широкие скулы, впалые глазницы, горбатые носы. Типы древних людей в эпоху раннего железного века. Антропологический облик людей сак- ского и сармато-уйсунского времени имеет свои особенности. Череп саков небольшой, лицо широкое, плоское, глазницы большие, надбровные кости выступающие, переносица с горбинкой. Саки были европеоидами, однако по сравнению с андроновцами эти черты у них стали размываться. Это заметно уже из того, что череп у саков стал более округленным, лоб - более покатым, умень оспроизведенное скульптурное изображение уйсуна. Особенно сильно монголоидные черты выражены у саков Северного и Восточного Казахстана. А у саков, живших в Жетысу и в Южном Казахстане, монголоидные черты были менее выражены и заметны. Внешний облик сарматов, живших в Западном Казахстане, сходен с внешним обликом уйсунов, живших в Жетысу. Однако в их внешнем облике было больше признаков европейских племен, живших в среднем течении Едиля (Волги). Реконструкцию черепа древних жителей Жетысу по их костным останкам произвел М. М. Герасимов. Голова уйсунов была не удлиненной, а среднего размера. Лоб был чуть скошенный, надбровье среднее, переносица - с небольшой горбиншилась горбоносость. Во внешнем облике саков больше стало появляться монголоидных черт. Эти черты тоже свидетельствуют о том, что как и у саков, у уйсунов стали преобладать монголоидные черты. Интересный момент: монголоидные черты у сакских женщин были более заметны, чем у мужчин. Если это обстоятельство получит дальнейшее доказательство, то его можно объяснить следующим образом: уйсуны, особенно знать, находились в близких родственных отношениях с тюркоязычными и другими монголоидными племенами, жившими на территории современного Восточного Туркестана (северо-запад Китая). Из более поздних останков, найденных в памятниках сарматов, относящихся к железному веку, становится очевидно, что у них начинают преобладать монголоидные черты, хотя по сравнению с уйсунами их было намного меньше. Заключение: В эпоху бронзы территорию Казахстана населяли племена европеоидной расы. Самоназвания их до сих пор точно не установлены. Их мы обычно называем в соответствии с большим культурно-историческим объединением анд- роновцами. Они, как известно, были светлокожи, голубоглазы и кареглазы, среднего роста, с продолговатой головой и носом с горбинкой. По племенам раннего железного века - сакам, уйсунам, сарматам - имеется конкретный антропологический материал, позволивший нам воссоздать их внешний облик. По общим антропологическим признакам мы их относим к европеоидной расе. Тем не менее, у них монголоидные черты проявлялись более отчетливо, чем у андроновцев. Таким образом, в период железного века у племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике постепенно стали доминировать монголоидные черты. Все это показывает, что на земле Казахстана в древности соприкасались разноликие, разноязычные группы племен. 2. Определите одно из главных направлений внешней политики Абылая, опираясь на данный текст «…Абылай в 1756 году признал себя вассалом богдыхана и получил княжеский титул. Он отправил аманатом своего сына Адиля, но богдыхан, довольный покорностью Абылая, возвратил Адиля к отцу с милостивой грамотой. Между тем сам Абылай имел свидание с Илийским генерал-губернатором и заключил с ним торговый договор, по которому открыты были в Тарбагатае (Чугучаке) и в Или меновые базары…». Абылай признавал мудрую внешнюю политику,обеспечивавшую безопасность и суверенитет Казахского государства. Формально находясь в российском подданстве, Абылай в 1756 году стал поддерживать дипломатические отношения с китайским правительством. Эта мера позволила ему остановить колониальную политику России на территории Казахстана и в то же время не допустить агрессию со стороны Китая. 3. Заполните таблицу: Национальные автономии в Казахстане в 1917 году.
|